Яна

Люди, я люблю вас!
Беседы о Кино
Фильм «Дура»
Режиссер: Максим Коростышевский.
В ролях: Оксана Коростышевская, Евгений Редько, Регина Мянник, Александр Балуев, Ольга Волкова, Дмитрий Шевченко, Игорь Золотовицкий, Татьяна Лютаева, Эдуард Радзюкевич.
Автор сценария - Наталья Назарова
Премьера фильма состоялась в рамках XXVII Московского Международного кинофестиваля, 22 июня 2005г.

«Люди, я люблю вас! И вы любите меня, пожалуйста, ну пожалуйста…»

Режиссер Максим Коростышевский сам признается, что в кино пришел спонтанно, и путь свой держит в загадочную страну волшебным образом оказавшись в числе «избранных».
Закончил в 1992году Щукинское училище, актерское отделение, но в театр работать не пошел. Все послеучебные годы пристально всматривался в жизнь, набирая жизненный опыт так необходимый режиссеру.

Удивляешься только одному - насколько патологично наше русское сознание и, следовательно, искусство, как нас интересует патология в целом. Любовь к юродивым, считающимся в Древней Руси провидцами и предсказателями, как будто заложена в крови. Любовь к слабости, к жалости – русский народ просто идеальный исполнитель истинных христианских догматов. Может, мы просто не хотим быть сильными?
В целом судьбы героев кинокартины, так или иначе, пересекаются с творческими профессиями (художник, писатель, актриса). Картина представляет мир творчески несостоявшихся людей.
В основу фильма положена скорее трагическая, чем комическая история двух сестер, одна из которых - «Дура». Всему виной травма головы, полученная в момент рождения. Оксана Коростышевская исполняющая роль Ульяны Тулиной так называемая «Дура», скорее одинокий ребенок, со светлой душой распятой в этом жестоком мире. Запертая в комнате наедине с «возвышенными» бульварными романами - запертая в своей черепной коробке среди «грез и образов». Воспринимающая людей таковыми, какие они есть на самом деле - хорошими! Регина Манник исполняет роль сестры Лизы, актрисы с несложившейся карьерой и неудавшейся судьбой
(в личном плане). Но почему-то когда смотришь фильм, задаешься одним и тем же вопросом: «Откуда такая злоба?». Откуда с самого начала такое разочарование в жизни, удручающая болезненность и нервозность в жестах? Нет не бессилие, которое обычно возникает в подобных жизненных ситуациях, а именно рвущийся наружу негатив. И у зрителя рождаются как «звезды на утреннем небе» постоянные внутренние недомолвки. Почему же тогда Лиза не отдала сестру в больницу, не избавилась от нее, а на протяжении всего фильма доблестно терпит и сердится, что есть мочи с паром в ушах и кровавых шариках в глазах на свою сестру - на «Дуру». Не она ли первая как творческая единица должна осознавать всю тонкость мира? И принимать свою сестру, хотя бы как образчик исследования и пополнения своего душевного запаса? А вместо этого мы видим толстокожую жестокосердую мещанку. Безвольную, неодаренную актриску - эгоистку. Мелко… Но это скорее претензия к режиссеру, который на протяжении фильма, как бы чего-то недоговаривает, жмется. Или не умеет говорить? Режиссер не развивая сюжетные внутренние линии героев, тем самым ставит зрителя в тупик, оправдываясь тяжеловесными, грозными кадрами. С героями практически не происходит никаких изменений, с холодным сердцем они выполняют свои функции жизни, ничего для себя не открывая, ни в чем не сомневаясь. Евгений Редько, исполняющий роль Александра Мушкина, писатель, с большими амбициями мечтающий писать как Достоевский, а в итоге «наступив на горло собственной песне», ради материальных благ, начинает писать роман в стиле Донцовых и Марининых, с захватывающим сюжетом, над которым впоследствии должны рыдать не один день почтительные домохозяйки со всем своим семейством. Решившийся подсматривать и записывать день и ночь все, что говорит «Дура» и что она делает, закрутивший роман с его сестрой актриской, режиссером не акцентированы моменты его внутреннего пути, который приводит к состоявшемуся литературному роману и смерти «Дуры». Разломанный на части, красиво снятый в европейском стиле, фильм не раскрывает самой жизни, не завершает художественные линии героев. Эстетика больного коммунизма, оказывается фальшивой, неправдоподобной и в то же время не обосновывающей жанр самого фильма. Если бы это была сказка, где четко разделено добро и зло, в которой дурак Ваня оказался бы самым умным, тогда еще как-то можно проглотить столь утонченную драму. Но трагикомедия! Режиссер пытается достичь комизма с помощью патологии, с помощью игры в патологию, которая также до конца не понятна. Снимать про больного человека нет смысла, значит нужно искать нечто духовное. Но короля играет свита. Здесь же все наоборот, отчего получается полный сумбур. Свита ковыряется в своем пупе, а юродивая оказывается сама по себе - ни кола, ни двора, ни дома, ни сердца у которого можно просто так постоять и погреться . Происходит постоянное размагничивание художественных образов. Выкидыши - персонажи и одна святая, – да и та Дура! Дружба, завязывающаяся между писателем и Дурой, не является дружбой, режиссер только констатирует факт дружбы, любовь между писателем и актриской также не является любовью, а является констатацией любви. В этом кино практически отсутствует глубина и узнаваемость. Все по быстренькому, да скоренько.

Но, тем не менее, фильм стоит посмотреть. В нашей современности все больше пропадает поэтичность жизни с ее обостренными чувствами ( …любить так любить, стрелять так стрелять…), пропадает дух рыцарства и только больные являются носителями высоко духовной истины. Наверно так и должно быть, но это временное явление, связанное с усталостью мира. И даже наверно звезды уже устали сиять, вода течь, а огонь гореть. В наше время человек, в большинстве своем, гол и одинок. И голоден. А когда человек голоден, он страшнее лютого зверя. Наверно, поэтому только «Идиоты» и «Дуры» так чисты и так хороши, так искренны и так неподдельны!