Перейти к основному содержанию
Заметки о ЧЮ
Серьёзно о юморе (некоторые заметки о ЧЮ) Собственно юмор делится на три категории: словесный (или языковой), изобразительный (художественная карикатура) и мимический (пантомима и её элементы). Конечно, существуют и смешения этих типов: например, карикатуры с надписями (советская традиция) и комиксы (традиция западная). Лично автора больше всего прельщает юмор языковой (высшая его форма, которая не требует дополнительной поддержки в виде использования пантомимы и голосового гримасничанья, то бишь интонирования в "нужных" местах. Эти вспомогательные средства наши, так сказать, сатирики используют в тех случаях, когда шутка "не очень". А шутки "не очень" встречаются у них очень часто... О закадровом смехе, практикуемым нашим телевидением "чтоб смешнее было", и вообще промолчим... Чтобы облегчить автору его задачу, с удовольствием констатируем у него отсутствие ЧЮ (слизала у Курасона), как способности продуктивно производить юмор (то же самое) и отметим всё же некоторую способность его воспринимать. Он (автор; далее "он") полагает, что самый низкопробный, пошлый и грубый, языковой юмор - это юмор, замешанный на сексе и эвфеместическом, каламбурном смаковании половых органов и полового акта. Такой юмор усиленно эксплуатируется как голливудскими комедиографами, так и российскими поп-тусовочными сатириками. В первом случае это выглядит более брутально и отвратительно, во втором - менее, видимо, потому, что всё-таки культурный уровень нашего народа несколько выше. Нам, старым циникам, не стоит особенно сокрушаться по поводу засилья низкопробного юмора: такова масскультура, народу всегда нравился балаганный юмор, и спрос рождает предложение. К тому же почва сексуальных проявлений - благодатная почва: здесь прозябают люди всех возрастов, профессий и вероисповеданий...Короче, в этом форуме всегда аншлаг! (как жаль, что пропали мои заметки про Ваал-Фегора) ((( Здесь уже многие сделали вывод, что ЧЮ находится в зависимости от КЮ (спёрла у Риты). Зависимость эта не прямая или обратная, а качественная: чем выше КЮ, тем тоньше ЧЮ. Но качественный ЧЮ, ребята, зависит не только от наличия или отсутствия ума, но и от (страшно сказать!) нравственных тире внутренних качеств человека. И в этом самом месте возникает больной вопрос о допустимых и недопустимых пределах, в которых развивается качественный ЧЮ. Комментарий Риты: Слово "юмор", как известно, происходит из латыни и обозначало некогда понятия "влажность" или "жидкость". В широком смысле оно применялось для обозначения человеческих соков (humores), как слизь, кровь, черная и желтая желчь. Во времена ренессанса человека с уравновешенным "состоянием соков" называли "человеком с хорошим чувством юмора", а с нарушением этого баланса – личностью без ЧЮ. Если следовать этой теории, то ЧЮ зависит также от состояния здоровья. ................................. Темперамент и ЧЮ. флегматик Мы не станем подобно людям эпохи Возрождения рассматривать ЧЮ с точки зрения гуморальных теорий, но для удобства воспользуемся лежащей в их основе терминологией, через котрую выражаются четыре типа человеческого темперамента. Ибо от последнего ЧЮ и его качества зависят напрямую. На взгляд автора, самые тяжёлые и несчастливые в отношении ЧЮ темпераменты - темпераменты флегматика и меланхолика. Темпераменту флегматика как самому вялому и инертному темпераменту противопоказан каскад искромётных шуток: он будет не в состоянии следить, осознавать, своевременно и пропорционально на них реагировать. Такому темпераменту скорее подходит клоунада без особых речевых изысков. И уж не вздумайте рассказывать ему анекдотов "с бородой" - он вас не поймёт! (но при этом с успехом изобретёт свои "бородатые" шутки, над которыми уже вы будете долго ломать голову!) Ремарка Риты: "Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость, Жир порождает она и ленивое крови движенье, Сну - не занятьям - свои посвящает флегматик досуги. Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений. Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною, Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно." ................................ Темперамент и ЧЮ. меланхолик А вот меланхолику в силу его врождённой слабости всё "бородатое" придётся по вкусу. Кроме того меланхолики вообще тяготеют к несмешному юмору, грустному и слабому. Автору представляется, что они будут с удовольствием читать Чехова, Зощенко, Булгакова, Мольера, Аверченко, Зорина, О Генри... и прочих производителей книжного литературного юмора. Меланхолик поймёт и разглядит все нюансы изящных языковых шуток, поэтому не вздумайте огорчить его грубой кабацкой шуткой - он вас не простит! Р.Р.: "Только про черную желчь мы еще не сказали; Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах и не предан их разум дремоте; Тверды в намерениях, но лишь опасностей ждут отовсюду. Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят, Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета." ..................................... Темперамент и ЧЮ. сангвиники Темпераменты сангвиника и холерика - счастливые в отношении ЧЮ темпераменты. Зрительный зал, состоящий из здоровых, полнокровных, уравновешенных сангвиников - мечта для любого комика-сатирика-пародиста! Сангвиники как личности сытые, сильные и неглубокие непременно откликнутся на брутальную, пошлую, площадную шутку, бурлеск, буффонаду, юмор-ниже-пояса. Потребность воспринимать юмор для них есть потребность почти животная: такая же, как вкусно поесть, сладко поспать, хорошо оправиться. Стремление к комфортабельному состоянию рождает у сангвиников склонность к непритязательной, легкоусвояемой организмом шутке. Критерий хорошей шутки для них - расслабляющее удовольствие, подобное удовольствию от ощущения лёгкости пищеварительных процессов, происходящих в организме. Р.Р.: "Каждый сангвиник всегда весельчак и толстяк по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый, Вакх и Венера - услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон и речь его сладостно льется, Склонностью он обладает к наукам любым и способен, Чтоб ни случилось, но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый." ................................. Темперамент и ЧЮ. Холерики Желчные, реактивные, подвижные, неуравновешенные холерики любят языковой юмор во всех его проявлениях, но более всего тяготеют к различным языковым играм и сатире. Из обременённых КЮ и образованием, обладающих чувством меры и художественным вкусом холериков получаются отличные сатирики. Холерический темперамент позволяет «заводиться» самому и, благодаря своей сильной энергетике, «заводить» зрительный зал, как бы транслируя её вовне. Холерик как всякий мастер перевоплощений и склонный к лицедейству человек, у которого артистизм, что называется, в крови, прекрасно чувствует «нерв» зрительного зала, сколь угодно долго удерживая его внимание. Хороший холерический артист и зал, состоящий из каких угодно темпераментов, образуют одну замкнутую систему, по которой циркулирует мощный ток общего веселья. Р.Р.: Салернский кодекс здоровья "Желчь существует - она необузданным свойственна людям, Всех и во всем превзойти человек подобный стремится; Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив, Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным. Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам."
Прекрасный анализ восприятия юмора разными человеческими типами. По-видимому, все-таки темперамент определяет отношение человека к юмору. По крайней мере, мне так подумалось. :biggrin2: Спасибо, Танечка!