Перейти к основному содержанию
Мой любимый литературный критик на Прозе и Стихах Ру
МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРИТИК Обращение ко всем, кого обидели и оскорбили буйные и бурные критики наши. Сергею Анатольевичу Фоминцеву с любовью и благодарностью Когда ребята здесь на сайте жалуются на жестоких, беспринципных, скандальных критиков, которым плевать на литературный процесс, но зато хлебом не корми, а только дай перейти на личности и вынести свою оценку бескомпромиссную о том, что лучше, чем угодно только не литературой заниматься. Да еще тут с перлами носившимся, как со ступой тот самый товарищ, не буду обзываться, кто именно. Так вот обращаюсь именно к обиженным и оскорбленным. Дорогие мои, если такой горе-критик уже выдал Вам свои рекомендации и сидит да ждет Вашей реакции на них, и готовит новую порцию банальных реплик по поводу того, что на воре шапка горит, то не торопитесь отвечать, черный список, слава богу, не отменяли. И очень легко и просто всех критиканов туда отправить с глаз долой. Но я о другом Вам хочу сказать, что как только скандалист у вас появился, не запылился, это верная примета (проверенно лично), что придет Ваш любимый неповторимый и самый уникальный критик, потому что в этом мире всегда и всего бывает только поровну, и все дается нам равной мерой. А если бы было не так, то он бы давно уже рухнул и перестал существовать, закон равновесия никто не отменял. Мы все проходили это в свое время. И за что я бесконечно благодарна нашему сайту, так это за то, что здесь есть такие уникальные писатели, как Валерий Рощин и Михаил Блехман. За то, что на Стихах Ру обитает и Вячеслав Куприянов, и Константин Кедров - это просто легенды нашей литературы, и более того, по непроверенным, правда, слухам, говорят, что и у самого Андрея Вознесенского есть там страница - представляете себе, в каком окружении мы с вами остаемся. И куда это надо уходить, бросив все. Да такой « тусовки» Вы больше ни в каком другом месте не найдете. Но с этими людьми рядом находиться невероятное удовольствие, а мы с вами все-таки о критиках печемся и никак успокоиться не можем. Так вот, когда в мой черный список попали те, кому там и место, ну удержалась, хотя и обещала не открывать его, но не отвлекаться же на них постоянно - слишком много чести. Тогда и появился Сергей Анатольевич Фоминцев, он себя еще называет Виц Ним Оф, и на Стихах, и на Прозе Ру- человек он уникальный во многих смыслах, таинственный и неотразимый не только внешне. Когда он начал свои заметки о прочитанном публиковать, о прочитанном на сайте, конечно, я лично с них всегда свой трудовой день и начинала, просто потому что он не только владеет в совершенстве языком, и стиль его неповторим и узнаваем, но такой тонкой и точной проникновенной критики, когда на что-то только слегка намекают, о чем -то молчат ( Здесь я сейчас помолчу, а потом что-то скажу…), о чем-то говорят так мягко и с таким юмором, что поневоле улыбаешься сам, даже если это касается твоих личных творений. А часто ли такое происходит, когда мы готовы признать правоту критика по отношению к другим, но никак не по отношению к себе любимому. Все карикатуры похожи, только меня безобразно нарисовали, ничего общего, - знакомая ситуация? Так вот с Сергеем Анатольевичем это совсем не тот случай. Самый отчаянные и дерзкие просят его разобрать их произведения. Хочу привести только два примера из его статьи, где он разбирает стихи и отвечает поэтам: Пример первый той самой критики, на которую думаю поэтесса, если она в здравом уме, просто не может обидеться: Вец: - Я, как правило, не вступаю в разговор, а тем более в спор, - просто пишу о Вас в разделе "Авторам СТИХИ.РУ". Если отвечаю, то сюда же вношу и ответы. Stray Cat Да, у меня есть книжки. Если понадобятся, лучше всего связаться со мной через ЖЖ. Ссылка внизу страницы. *** Оставь этот Невский, сверни на Марата, как будто Корде ты – в кармане стилет, как будто бы все мы немного поддаты, как будто бы не было всех этих лет. Какое везенье, какая удача – резиновой пулей пробит черепок. Нас кто-то забудет, а кто-то оплачет. Но кто обещал, что все будет легко? Шевроны нашиты, расставлены вехи. У Джона и Пола твоя ша-лу-ла. А кто-то допился, а кто-то уехал, а кто-то, наверно, попал под БелАЗ. *************************************** Вец (Фоминцев Сергей): - Я, как обычно, не знаю чего-то простого, что здесь всем известно. Я, например, не знаю, что такое "ЖЖ" и как через это самое "ЖЖ" связаться с Stray Cat. Не знаю. Но я точно знаю, что такое БелАЗ. И я точно знаю, что автор приплела, в сугубо городскую стихию, инородное тело - БелАЗ. БелАЗ в город не пускают, он, родимый, предназначен для работы в огромнейших карьерах, до которых ехать и ехать от Невского! И попасть под него очень трудно - он же с пятиэтажный дом габаритами. Есть, конечно, экземпляры и поменьше, но под него и специально не подбежишь - сдует. Но зато какие рифмы! Марата - поддаты, стилет - этих лет, удача - оплачет, черепок - легко, вехи - уехал, ша-лу-ла - БелАЗ. Вот правильно написала автор Алагира - скучно меня читать. Скучно. А без меня было так легко и весело! И ведь самое главное, если Вы заметили, разговор только по существу именно литературного труда, восприятия текста, а не взглядов, отношений автора к миру, его ориентации любой - главное, было бы к чему прицепиться, а потом и клещами не оторвать, когда кричат наши доморощенные: не читал, но осуждаю, знаю с чужих слов, но меня тоже возмущает. И вот совсем другой пример, о стихах моей любимой Марины Волковой, но это я Мариночку знаю и люблю давно, а Сергей Анатольевич просто открыл ее стихотворение в потоке и вот что он об этом пишет: Вец: - Я это стихотворение поместил рядом со стихотворением Юнны Мориц "Паяц". Петебургский вальс Марина Волкова Петербургская белая ночь нас венчала с тобой, Нас Казанский собор осенял золоченым крестом, В нашу честь прямо к звездам взлетали мосты над Невой, И салют распускался на небе веселым шатром. А потом на Дворцовой играл восхитительный вальс, Он чарующе лился и в светлое небо летел. Мы с тобой танцевали, под музыку плавно кружась, И с улыбкой на нас кроткий ангел с колонны смотрел. А наутро над городом спящим заря поднялась, В ослепительном солнечном свете раскрылись цветы, Над Невой и над нами вдруг радуга ярко зажглась Я проснулась, и рядом со мною, Любимый, был ты. Вец: - Я взял гитару и спел "Петербургский вальс" Марины Волковой. Вот только последний стих пришлось спеть так: "Я проснулся, а рядом со мною, любимая, - ты". Я спел этот вальс, и мне не захотелось брюзжать и ворчать, как это я обычно делаю. Я еще и еще буду петь этот вальс своим друзьям. И мне снова захотелось вернуться в этот чудесный Город, в Город Марины Волковой, а не в Город Достоевского, не в Город Гоголя, не в Город Бродского и даже не в Город Блока. Хотелось бы Вам оказаться и побеседовать с таким критиком, вне зависимости от того, будет ли он указывать на недочеты и промахи или просто выделит то, что ему и на самом деле понравилось? Мне кажется, о таким может только мечтать любой из пишущей братии. И остается только сожалеть о том, что обделил бог не только талантом, но и тактом и умом собирателей перлов, злобных критиканов, которые не только сами писать не умеют, но и в литературе ничего не понимают, а потому с особенным наслаждением критиками и становятся. Я привела примеры из поэтических исследований Сергея Анатольевича, просто потому что именно там для меня лично он сделал больше, чем любой другой человек в мире, ну может быть кроме моих любимых университетский преподавателей Александра Борисовича Мордвинова и Ольги Васильевны Мирошниковой. Со стихами всегда было очень трудно в моей жизни, всегда я не дорабатывала, и критики находились такие, что не дай бог любому, и все как-то было пущено на самотек. Хотя начиналось все не так плохо, даже по Всесоюзному радио звучали, о чем гонорар свидетельствует , хотя сама и не слышала, но мои знакомые потом говорили о таком факте. Но со временем отстранилась и отдалилась от них. Какое-то время я просто ушла и отказалась от них, хотя в душе они оставались всегда. И здесь на Стихах ру просто хотелось что-то опубликовать из старого, того, что, может быть, заслуживало внимания. Молодость вспомнить, когда мы на Московской кухне собирались, привет своей единственной и любимейшей подруге Оле Мунтяновой таким образом передать, не больше, тем более, что такая возможность стала реальной. Появлялись какие-то тексты в прозаических вещах, случайно, вдруг. Но я не пыталась их определять именно как стихи. И впервые за много лет после столкновения с Сергеем Анатольевичем и его удивительной статьи, которая просто перевернула все в моей реальности тогда http://www.stihi.ru/poems/2007/09/16/170.html Вец (Фоминцев Сергей): - Блуждая по лабиринтам портала, натыкаясь на хороших, очень хороших и отличных авторов, так как плохих авторов не бывает, я всё чаще стал задумываться о том, что нужно уделять анализу произведений больше времени. "Больше времени" это показатель количественный, а нужен еще и качественный анализ. Ведь серьезные авторs хотят самого серьезного разговора о своем творчестве. С кого начать? Мой выбор пал на Любовь Сушко. Произведение за произведением прочитываю я этого автора и вижу неистовый и страстный призыв, призыв любовный. Автор призывает нас любить друг друга, любить жизнь, любить историю нашу. Вот такая многогранная любовь у Любови Сушко. Мы не были лично знакомы до того момента, ну разве что в какой-то другой жизни. Я вовсе не была уверена ( и это совершенно точно), что стихи заслуживают какого-то внимания, да еще критика такого уровня, я не просила ничего анализировать, просто так получилось, он выбрал сам. Он всегда именно так поступает, в чем совершенно прав. И с той самой минуты мое отношение к поэтическому творчеству изменилось раз и навсегда, оно перестало быть легкомысленным и небрежным, я поняла насколько важны стихи для меня лично, и как они внезапно могут рождаться. Ведь с прозой совсем по-другому, она -неторопливая река, стихи- чаще всего водопад, гроза, которая начинается и заканчивается внезапно, в них никогда и ничего невозможно предугадать, пока не поставлена последняя точка даже и не понятно, родилось стихотворение или нет. Да и потом все туманно и неопределенно. Сергей Анатольевич стал Ангелом Хранителем с той самой поры. И только за него одного можно быть бесконечно благодарной именно этим сайтам - на других людей такого уровня не встречала. И когда раздаются какие-то очередные потоки словоблудия, часто грубого и глупого, я все время вижу его лик древнего русского князя- князя Олега, прозванного Вещим(Мудрым) - так я его для себя определила. И один этот голос перевешивает все остальные, сколько бы их не было. Потому что ведь в творчестве вовсе не в количестве, а именно в качестве дело. И всегда найдется тот единственный профессионал, который сможет оценить и помочь, а возможно, как и в моем случае, возродить из пепла то, что казалось навсегда потерянным. Когда, забыв об учителях, кто-то из нас заявляет своим читателям: - Я все сделала сама, меня никто не учил, не наставлял, у меня даже образования гуманитарного нет, а вот пишу не хуже других и лучше многих, - все это такая самодовольная чушь, такое заблуждение. Что может сделать человек один и сам, как он может не заблудиться в этом лесу, именуемом творчеством, найти дорогу. А даже если это и так, насколько легче, проще и веселее жить и творить, когда есть любимые критики, они рядом. Они есть всегда, главное их вовремя найти и встретить. Но еще важнее потом не забывать, что они для нас сделали. Они чаще всего никакой благодарности не ждут, просто делают то, что нравится и считают нужными, но мы -то не должны забывать, потому что нет ничего хуже неблагодарности. И самое главное, рано или поздно мы все равно сможем все оценить, только успеть бы вовремя. И каждому пишущему желаю только одного -Вдохновения и любимого критика. А больше нам ничего особенно и не надо. Остальное все рано или поздно придет само. Да, вот его страничка на Прозе Ру http://www.proza.ru/author.html?sfo2006