Перейти к основному содержанию
Как страшно быть Поэтом, господа !!!
Как страшно быть поэтом. Страх любить и страх одной остаться. Страх казаться грустной и смешной. Мы привыкли осени бояться. И боимся просто жить весной. Страх шутить несмело и нелепо. Ужас перед тем, что не поймут. Серое, почти стальное небо испугает, тяжело вздохнув Отторгаю солнце в час заката и боюсь печальную луну. И душа опять плывет куда-то, в пустоте проснусь, а как засну, Снова чьи-то призрачные лица. Я устала за тебя бояться. Этот сон, он может странно сбыться, И не сбыться, и в порыве танца, Мне от счастья страшно задохнуться, И несчастье душит так же дико. Знаю, что Орфей мой оглянулся. И боюсь, что я не Эвридика. Перепутье, там судьба и камень. И немеет разум мой, и ясно, Страхи, что душа несла веками так нас давят, и уже напрасно Расправляю сложенные крылья. И прошу у жизни я пощады. Как бы хорошо, легко мы жили, если бы не страхи за плечами. Забери с собой их, Берегиня. Пусть они в болотах наших снов, Остаются, попрощаюсь с ними. Мир прекрасен, и влюблен и нов. Маргарита все начнет сначала, сокрушит обидчиков легко. Рукопись и Мастера спасая, разорву я дикий бред оков. И взлечу над осенью печальной, и устав бояться и скулить, Я над миром пронесусь отчаянно и смогу и верить и любить. Сколько страхов витают над нами. Словно летучие мыши, вырвавшись из мрака, они подстерегают нас на каждом шагу, они врываются в сны и реальность, и вот уже парализована воля, и мы останавливаемся, поворачиваем назад, находим сотню оправданий, для того, чтобы не принять решение. Вас пугает одиночество, а не страшно ли вам полюбить и даже быть любимой? Сколько тогда возникнет проблем, о покое можно будет только мечтать. Об одиночестве мы плачем только пока этой страшной болезни не случилось, она, наша безответная, и даже ответная любовь значительно страшнее, безжалостнее и трагичнее. Но это все переживает каждый, а я немного о другом, о творческом начале. И вдруг понимаю, вернее, до конца осознаю, как страшно быть поэтом. Не потому ли с таким восторгом и упоением многие литераторы, назовем их так для удобства, с упорством, достойным лучшего применения, называют себя графоманами. Позиция очень удобная, вроде бы делаешь почти то же самое, но сразу просишь у всех не судить тебя строго, пусть поэты, и те, кто рискнул ими назваться, за все отвечают. А я займусь стихоплетством, потому что так «складнее и краше» звучит, и я словно бы немного приподнимаюсь над скучной прозой, но по меркам поэтов не смейте меня судить. Я не Поэт. Кто-то будет утверждать, что называться так громко и нескромно, словно бы скромность - это главное достоинство поэта. А не она ли его задушит и погубит безжалостно? А я теперь точно знаю, что это очень страшно рискнуть быть ПОЭТОМ. Не потому ли дипломат Тютчев никогда не афишировал своего второго мира - поэтического, и с каким трудом собрали и опубликовали все его неповторимые и великолепные стихи уже потом, и в частности после смерти. Но что же такого в этом особенном жанре литературного творчества? Как классно, приятно, хотя и очень опасно быть журналистом, как престижно - прозаиком. Мы все устремляемся на безбрежные страницы повестей и романов, не только потому, что на них есть спрос, и их охотнее печатают наши издатели. Но там мы можем быть и историками, и философами, и психологами, конечно, кроме всего прочего, кому же не хочется всего этого, да еще в одном труде заключенного. И увесистый том, к которому ты имеешь отношение, включает в себя целую жизнь, эпоху, а возможно и не одну, и ты почти бог, когда вершишь судьбы, свергаешь правительства, и споришь с сильными мира всего. Кому такое может не понравиться, если вместе с известным героем можно сказать: - Я там был, на балконе у Понтия Пилата и стоял перед распятием. Проза - это в какой-то мере тот самый эликсир бессмертия, который так упорно в разные времена искали, кто-то старался найти его в потомстве, кто-то в своих творениях. Но поэзия, это совсем другое. В прозе есть иллюзия укрыться, есть надежда на то, что если не нравится читателю начало творения, то он может сжиться с ним к середине и полюбить его в финале. Потому что не один день писалось, и возможно, там, дальше, такое начнется, что нам и не снилось, потому и продираемся сквозь текст, и читаем. А что же в стихах? В коротеньком в две десятка строк тексте на белой странице, где есть только сам поэт с его мыслями, чувствами переживаниями, где на первый взгляд его трудно отличить от тысяч графоманов, которые тоже рифмуют что-то и с чем-то, и уверены, что они пишут хорошие стихи, словно в этом все и дело. И вот он уже затерялся в этой толпе, этой литературной тусовке, и может не явится больше нам никогда, просто потому что чаще всего он затворник, он живет в параллельном мире и отвергает эстраду. Складно написанные стихи, поэзия ли это? Это просто стихи. А если нет того особенного мироощущения, которое наверняка будет отвергнуто многими, если ты не видишь и не чувствуешь по- другому, можно сколько угодно писать стихов, они таковыми и останутся. И когда сегодня мы с гордостью пишем в резюме, о том, что хорошо научились работать в команде, над какими-то проектами громкими и яркими, то поэт- это тот, кто напишет как раз обратное. В прозе могут быть соавторы, и сколько угодно проектов, хотя это тоже вопрос спорный, у поэтов этого просто быть не может. Если он не эгоист, не индивидуалист, не сумасшедший в той или иной степени, то он и не поэт вовсе. Не потому ли так страшно им быть? Все три перечисленные выше качества, они неудобны для реальности и страшны для самого человека, который понимает, что жить ему придется все-таки в этом обществе. И лучше их скрыть, от них излечиться и стать обычным, обозвать себя графоманом. Так многие и делают. И только тот, кто устал бояться, расправил крылья, послал подальше всех критиков и доброжелателей, только тот, кто может себе признаться в том, что он страшный эгоист, индивидуалист, сумасшедший, король и шут в одном лице, и плевать ему на морали и законы - он поэт. У Роберта Рождественского были строки, которые могу переврать, но звучали они так: Плевать нам на ваши морали, Продажные ваши законы, Плевать нам на то, что встречаете бранно, На то, что проходите мимо, И если вы - мир, мы приправа, Для этого пресного мира. Мы как в драгоценностях, в росах, Мы молимся птицам и травам… Что-то в этом роде, сначала должен понять и почувствовать про себя поэт, а потом уже выходить к остальному миру. И конечно, сразу убедиться в том, что никто его не рвется публиковать, что смотрят удивленно, стараются понять и не понимают. Что каждый знаток русского языка и основ стихосложения, который сам ничего кроме нескладушек написать не может, в дикой ярости, днями и часами будет выискивать всевозможные ошибки, упорно о них истошно вопить, словари цитировать и всех ученых. И поэт, этот тот, кто не пошлет критикана подальше, просто потому что он не так устроен. Он даже стихов своих не станет объяснять, потому что далек он от вас, и никогда к вам не приблизится. И дай бог ему, такой же снисходительно-презрительной усмешкой отвечать на все ваши беснования, ярость и спесь, когда вы будете его учить писать стихи, и требовать, чтобы он все исправил и привел в норму. Поэтов не становится больше, со временем, а критики, зато плодятся, как поганки после дождя, и для них уже не хватает поэтов. Вы не заметили, что они практически никогда не хватаются за графоманов, там, где и искать ничего не надо и все разваливается на глазах, чего бы ни критиковать? А потому, прежде всего, что графоман тебе так ответит, так далеко пошлет, а то, и физическую расправу учинит такую, что надолго желание критиковать отпадет, если не вместе с теми членами, которые участвуют в вашем бесполезном и вовсе не благородном деле. Да и какой резон с ними возиться? Поэт - совсем другое дело, ведь он уже обрек себя на беззащитность, уязвимость на непонимание со стороны правильных, твердолобых завистников. Если, читая нескладушку, критик скажет себе: - И я так могу, и еще лучше могу, - то и успокоится на этом. А если почувствует, что он так не может, что он на такое не способен, вот тогда все бурные, да что там, буйные чувства и вырвутся наружу. И тогда надо уничтожить, нет, не безобразное, а именно прекрасное творение, как бы не странно это было. А еще лучше - самого поэта. Легенда о Моцарте и Сальери, за которую столько камней было брошено в нашего гения теми же критиканами, которые не могли найти доказательств, что подобное имело право быть в реальности. Она актуальна всегда именно потому, что и музыкант, и художник, и поэт, должен помнить не только о поклонниках и фанатах, которые могут быть такими же агрессивными, и тому есть масса примеров, но и о менее талантливых своих собратьях. Графоман и ремесленник может какой-то срок мириться с собственными комплексами, но они накапливаются, и сжимается пружина в душе его. Но ведь она рано или поздно разожмется снова, и что тогда? А если это случится в тот момент, когда он столкнется именно с Моцартом? И тогда финал закономерен - творец обречен, потому что он не сможет ответить, и «дружбу подозреньем осквернить». Чувствовал и понимал это А.С.Пушкин очень четко. И ему ли не знать подобного. Поэтому, с какой стороны не посмотреть, поэтом быть очень страшно. Для этого требуется особенное мужество, которого чаще всего у человека не бывает, и он вырывается в журналистику. Там тоже убивают, но несколько за другое, он рвется в прозу, где можно прожить долгую жизнь, и не одну вместе со своими героями, и столько увлекательных историй сочинить, и самому оказаться к ним причастному - это же просто замечательно. И это позволяет запереться от всего мира и иногда только на монитор компьютера заглядывать. Неизвестный писатель - это таинственно и интересно, хотя бы В. Пелевина вспомните, а вот неизвестный поэт - это нечто ущербное. В данном случае я о личности, а не о творчестве говорю, и потому он должен быть если не в богеме, то где-то, где его могут услышать, при том, что издавать сегодня не торопятся. Да и напечатанные стихи, это нечто совсем иное, чем голос, интонация, они много теряют или не дают нам того эффекта, который есть, когда мы видим и слышим поэта. Потому спрятаться не очень получится. Он должен быть человеком публичным, а для него это тоже неуютно и страшно, как и для любого нормального человека. А потому, с какой стороны не посмотреть, поэтом быть очень страшно, и многим ли для этого хватит сил и мужества? И мы уходим от них, мы их теряем все время, и лишаем себя, прежде всего удивительного и неповторимого мира, радости, окрыленности. И только те безумцы, которые ничего этого не боятся, и все-таки остаются поэтами и в наше попсовое дикое время, они похожи на оазисы в этой пустыне. И как хорошо, что они у нас все-таки есть!!! Мертвый сезон для поэтов такая отрада, Горесть и боль, эта песня ночная дождя. Только душа в уголках заповедного сада В темной аллее все ищет устало тебя. Тени и звуки, шуршащие листья резвятся, Тусклые звезды пытаются сквозь облака Свет угасающий нам подарить, только снятся Дивные музы, поэмы в прекрасных руках. Мертвый сезон, и любви там непрочные звенья, Боги и духи готовы покинуть опять. Только поэту все чудные снятся мгновенья. Хочется спать, и не может уже не писать. Что там родится, какая беспечная сила Снова бросает в туман и уводит к костру. Осень, как критик безумный, устало бесилась. И предлагала советы ненужные, скоро умру. Только никто не внимал шантажу ее снова, Вот и ярилась та старая дева в тиши. Лишь сожаленье и яд, и ненужное слово. Скатертью путь ей стели и опять напиши, Что еще было в ту дико дождливую осень. Бешенство критиков, ну их всех к черту опять, Ветер нам листья измятые снова приносит. Что остается, смеяться, любить и писать. Вот и живем, вот и пишем опять, и тоскуем, Только собака и виски остались во мгле. Музы ликуют, и бесятся в осень такую Злобные фурии, только по мокрой земле Бродят поэты, они в тишине ненароком Видят за тучами солнце грядущего дня. И торжествуют крылатые в мире жестоком. Хватит им силы, задора, любви и огня..
Страх находится в уме, когда человек мечется между разумом ума и чувствами, то появляется дуальность: 1-сомнения, неуверенность и 2- чувство вины за свои сомнения и неувереность и в следствие этого творческое страдание. Но все это проделки ума, но что есть УМ? Кто управляет ум человеком или человек использует свой ум как инструмент для достижения своих целей? Эти вопрос очень важен ибо отвечая на него, можно понять причины своих неудач, причины своих страхов... - \"Как страшно быть поэтом\" - когда ум управляет человеком, а в нем находятся все страсти мира, то внутри всегда то взлет, то паденье, паденье... метания... страдания... А ум поэта творческии, изобретательный - вот он и изобретает каждый раз новые причины для страданий, тем себя и питает... Что делать? - \"Сойти с ума\" ! Зачем? - А вы попробуйте, стоя на ковре, передвинуть его, изменить его местоположение и направление. Не получится! Вот также стоя на уме находишься в его власти... - Вот такое как всегда оригинальное, по вашим словам, вам комментарие, а что вы по этому поводу думаете?
Добрый день, Вальдемар! немного с другой стороны, но очень точно и оригинально. Хотя если совсем выключить ум, тоже, наверное ничего хорошего, но здесь согласна с Вами и Пушкиным, что поэзия должна быть глуповата, чтобы собой оставаться, иначе это просто рифмоплетство, может быть высокого уровня, но не больше. Тогда и страхи, наверное, отступят. Только потом все равно рано или поздно приходится к реальности ( разуму) возвращаться. И сам дивишься тому, что тобой написано. Рада Вас слышать. Любовь
Любовь! Вы не совсем правильно поняли мою мысль. \"сойти с ума\" это не тоже самое что и \"выключить\" ум. На примере работы телевизора: 1 вариант - вы смотрите все то, что показывает и говорится, но при этом у вас либо 1 канал, либо их несколько, но их выбор делает телевизор сам, а вам лишь остается соглашаться или нет с тем, что там показывают. Но не более того... 2 - Выключить телевизор - это либо связано со сном, т.е. отсутствием сознания. Либо опьянение вследствии чего-либо, т.е. уменьшение сознания до минимума. Но даже когда человек спит ум продолжает показывать нам кино (сон). Когда пьян тоже самое - кино продолжается, но уже бесконтрольно... 3 - а) человек берет пульт и выберает САМ какую программу, какой канал смотреть и УЧАСТВОВАТЬ в этом. Допустим это 33%. --- б) Человек берет этот \"телевизор\" и берет паяльник... И рукодельничает, вносит поправки в его настройку, какие-то каналы усиливая, а другие уменьшает до минимума. ------- 33% --- в) Человек становится САМ себе режисером и САМ исполнителем всего того, что будет показывать по телевизору. и САМ смотрящий его и участвующий в том, что там показывается...........33% - Вот про 3 вариант я и имел ввиду, а не выключение. Человек есть Творец своей жизни! - Рад общению Вальдемар
Прочитал с искренним осознание сходности мыслей. Спасибо! Специально для Вас публикаю свой текст: \"Мои стихи - моё проклятье\"
Спасибо огромное! Это очень важно, в наше время особенно. Обязательно загляну. Пробовала убрать стихи из своей жизни, наверное так проще без них, но как-то уныло и тоскливо страшно. Любовь
Мне лично страх страшно описывать.Я его пережил,и теперь всю жизнь стараюсь забыть.По етой причине люди воевавшие никогда неговорят о казалось бы приключениях. Опредиления страху нет.Ето однозначно. И тут нипричем ум,тело,реальность ,нереальность.Страх ето когда люди валят полные штаны дерьма,и делают подвиги,или предательства на его почве... Непутайте страх,тревогу,бесспокойство,и депресию.Ети тьотки хоть и сестры,ходят врось.(Первый раз сделал замечание людям умней меня.)Извините,задело за живое. А вообе Любовь-наша девченка,из боевых.Маладец :wink4:
Спасибо, Анатолий! Вы говорите о крайней форме страха, но если это настоящая поэзия, а не просто стихотворчество, тоже очень страшно, как и на войне, хотя возможно такие вещи нельзя сравнивать, но наш мир не приспособлен для стихов, и отторжение порой очень сильное. Приходится противостоять Любовь
У меня нет ни опыта,ни образования в литературе,я по жизни - вероятней всего гастролер.Где начинается настощая поезия я тоже незнаю.У меня есть только своя точка зрения и немного опыта из жизни,в большей мере граблинаступательного.Я просто пытался сказать что боятся нинадо,потому что нечего боятся..Непринимайте жизнь в серьез,живым нам из нее всеравно не выйти.И что мы пишем влаживая себя,пытаясь докричатся к миру,или к себе,или к ЛЮДЯМ,или обмануть себя что я -самый умный ,то все туфта.Никто до конца небудет и небыл признан.Когда нестает писаки,тогда начинают : ето гений,ето гигант,на нем основалась русская литература,т.д....Пишем потому что пишется.Небудет писаться-небудем писать.Люба,я некритикую,ни в коем случае,и неучю.Мне непонятно что за страх может быть у такого глубокомыслящего человека?Есть один коллега у меня (музыкант) он говорит \"Ненравится как мы играем,пусть закроют уши...\"Он прав. :blush:
Да еще ошибки наверняка есть,извиняюсь,я скоро научусь писать без них. У меня жена филолог...
Ошибки орфографические - не самое страшное, главное, чтобы было что сказать и суметь выразить это, а ошибки корректоры поправят. Любовь
тут безобразно переплелись два совершенно различных направления. одно спекулирует другим. написано тяжело и скучно. \"страх полнит, только он. чувств других приводящих к желанию любвеобильностью освежеваться... ничего... ничего иного во мне нет...\" \"...как близко безразличье – единственный испуг, который, словно личность тебе хороший друг, там на глазах, дружище, застыла пленка сна: фантазия – не словом, и в песне – не слова...\" страх - человеческий фактор и фантазия - божественное проявление - не связанные вещи, просто во втором бывает первое, при желании:-/ как мне приятно и понятно знать свое выводящее из этой тоски несусветной мнение. присоединяйтесь:-)
Добрый день! Хотелось бы по имени назвать, да негде узнать! Ваш оптимизм вызывает бурю эмоций, а жизнь она чаще всего скучна, и не такая голая как на Ваших картинках. В своих скучных размышлениях присоединилась к Дмитрию Воденникову, ну люблю его безумно как поэта и человека, который дарит литературу даже во времена, когда ее нет, а есть только попса и веселие бесконечное. Кстати, мои любимые юноши 17 -20 лет ( выпускники) так все время и говорят: - Не грузитесь, давайте жить весело, не обращать внимания ни на что скучное и грустное. Рада, что Вы в душе так же невероятно молоды. Только поэтов не обижайте, я-то в школе закалилась, как сталь,и не такое слышала, а они бывают очень нежными и ранимыми.
почему так важно знать, кто я? по-моему, совершенно логично, что в творчестве моя личность - ничто:-/
Да дело не в том, кто Вы, ради бога, но как старая учительница, хочу обращаться к людям по человеческим именам, то, что у Вас написано не выговоришь. А по поводу последнего утверждения, мой друг говорит о том, что личность свою он оставляет за дверью, когда садится роман писать, так ему всегда отвечают: - Ты сходи за ней, приведи ее назад,потом и разговаривать будем, а так не особенно интересно, по-моему это эпатаж очень молодого человека, хотя могу заблуждаться. Когда подростки кричат и оскорбляют кого-то с ходу, потом вдруг выясняется, что так проявляется симпатия, просто по-другому они не умеют этого делать, а очень хочется общаться. Но могу заблуждаться, уже заработалась, точно. Любовь.
я, конечно, не старая учительница:-/ да и по жизни отношения с учителями не сложились, и с воспитанием проблемы были, с его отсутствием точнее, однако, ваш вывод в корне отличается от действительности:-) мой логин не нужно произносить, достаточно написать, например скопировать, можно сократить до Икс, Дэмаль, Дима. говорить с людьми - это одно, говорить о творчестве - другое. Как раз по теме обсуждения (творческого) мы пишем о том, что человек интереснее, потому что жизнь - это все человеческое, творчество - жизнь - все человеческое - страх. Далее, не думаю, что ваше произведение способствует дальнейшему развитию диалога:)