Перейти к основному содержанию
Кто такой Высоцкий?
"Кто кончил жизнь тагически, Тот истинный поэт..." В.Высоцкий "Я умру в крещенские морозы, Я умру, когда трещат березы..." Н.Рубцов Я намеренно вынес в название статьи этот вопрос. Скажу прямо, вопрос глупый. Кто же не знает Высоцкого. Есть ли в России - да и не только В России – человек, не знающий этого имени. Или не слышавший, хотя бы одну его песню? За исключением детей, которым не исполнилось еще 5-6лет. Потом, наверное, узнаЮт. Даже те, которые «берут от жизни все» Что меня заставило написать эту статью? Правильней будет сказать – кто. Отвечаю: господин Хатюшин и его оппоненты. О чем спорим, господа? «А точку в вопросе о величии поставит время» Это заключительная строчка Бениаминова в его отклике на достаточно претенциозную статью Хатюшина. Хочу отметить, что Время эту точку уже поставило. Ведь господин Хатюшин датирует свои критические заметки 1988 годом. То есть, прошло уже двадцать лет, а о Высоцком пишут и пишут. Его стихи издаются, издания обновляются, меняются их названия. Тиражи постоянно дополняются. Да вот, хотя бы роскошный двухтомник «Владимир Высоцкий», Екатеринбург, Изд-во Крок-Центр, 1995год., тиражом 30000 экз. Господин Хатюшин может, конечно, отпарировать, что тираж – это не показатель. Конъюнктура, дескать. Беру «Словарь иностранных слов и выражений», Москва, «Олимп», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998, - 608с., читаю: конъюнктура – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области. Временная, подчеркну. Есть расхожее выражение, что ничего нет постоянней временного. Это выражение применимо к нашей вечной русской расхлябанности. Но в данном случае, речь идет о литературной ситуации. А она такова на данный момент: бездарный в поэтическом плане, по определению господина Хатюшина, исполнитель пошлых песенок на потребу публики, наркоман и алкоголик Владимир Высоцкий ( был такой, но «упустил свой шанс войти в историю русской культуры – В.Х) ИЗВЕСТЕН БОЛЬШЕ, чем Н.Рубцов, А.Передреев, Б.Примеров, Ю.Кузнецов и другие, не менее талантливые поэты. И, даже, конфуз-то какой, самого В.Хатюшина. Прямо как в пародии Л.Филатова на Р.Рождественского «Но всему же есть предел, братцы» К слову сказать, в моем доме, этажом выше живет алкоголик. Я бы и не знал о его существовании, если бы он периодически не заливал меня. Ах да, у Высоцкого был еще один атрибут известности – жаждущая легковесных зрелищ – примитивная публика. Так, господин Хатюшин? Шутка, конечно. И знаете, господин Хатюшин, ваше педалирование «еврейства» Высоцкого В споре с Василием Чуприным здесь ничего не объясняет. Скорей затуманивает. Хочу коснуться вопроса зажима Высоцкого Советской властью, на который особенно нажимают ваши оппоненты, желая сделать из него мученика. Это, конечно, не соответствует истине. Но сначала одна поправка. « Он снялся в огромном количестве фильмов и почти во всех – пел свои песни» Это цитата из вашей статьи. Высоцкий лично исполнял свои песни в ничтожном количестве фильмов, Из числа тех, для которых он их писал. По заказу, кстати. Перечисляю те, где он кроме авторства был и исполнитель: «Вертикаль», «Я родом из детства», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги» «Единственная» Это, пожалуй, все. А вот другой список: «Последний жулик», Рижская киностудия, 1966год. Написано 4 песни, в кинофильм вошли две в урезанном виде. «Саша-Сашенька», Беларусьфильм, 1966г. Написано три песни, в кинофильм вошли две. «Интервенция», Ленфильм, 1968. Провалялся на полке, вышел в 1987году. Написано 4 песни, в кинофильм вошли две. «Иван Макарович», Беларусьфильм, 1968год. Написана одна песня, в кинофильм не вошла. «Один из нас», Мосфильм, 1970г. Написано три песни, в кинофильм вошли две, одна из них в урезанном виде. «Черный принц», Мосфильм, 1973г. Одна песня, в кинофильм не вошла. «Бегство мистера Мак Кинли», Мосфильм, 1975год. Написано девять великолепных баллад. В кинофильм вошли две, одна из них в урезанном виде. Дадим слово автору. До премьеры: «Я снимаюсь в Москве в фильме Швейцера «Бегство мистера Мак Кинли» Я туда написал баллады и буду их исполнять. Это фантастическая история про бегство из этой жизни. Баллады для меня довольно странные. Я много времени угробил, потому что про «них» я никогда не писал ничего ( про них – это про капиталистов, Е.Г.) Там пришлось на каких-то других вещах работать, но не узнаваемых, а на человеческих чувствах. Я там играю Автора фильма и пою песни. Этот человек все время появляется, споет и уходит. Очень хорошая роль» После премьеры: «Реклама фильма была невероятная. Дескать, я буду играть чуть ли не главную роль и петь много песен. Сложился киноматериал, мои песни в него не вписывались. Получилось совсем другое кино, чем то, которое должно было быть сначала. Ни черта никаких баллад нет. Осталось с гулькин нос, какие-то полторы песни и те – непонятно откуда взялись. Маленький эпизод. Люди, которые любят мои песни, хотят их послушать, Уходят разочарованными» «Стрелы Робин Гуда» Рижская киностудия, 1973год. Этот фильм принес разочарование мне, вашему покорному слуге. Я и шел-то на него из-за баллад Высоцкого. Но послушаем самого автора. До премьеры: «Я написал шесть баллад для фильма «Робин Гуд», который Снимается на Рижской киностудии. Петь я их буду вместе с «Песнярами» Мы давно с ними хотим работать. Они ждут уже Бог знает сколько времени, И я тоже. Будут звучать народные инструменты. Я написал несколько совсем непохожих на меня лирических баллад. Их надо обязательно с оркестром исполнять…» После премьеры: «Неприятная история случилась у меня с фильмом, который называется «Стрелы Робин Гуда» Сняли материал. Я написал несколько баллад, шесть баллад, которые давали несколько иное направление этому фильму. В них была печаль какая-то, ностальгия по детству. А фильм был снят, как приключенческий. Или поэтому, или по другим причинам, но баллады в этот фильм не вошли. Ни музыка, ни песни» Официальное объяснение отклонения баллад – художественный уровень их оказался выше уровня снятого материал – Е.Г. «Иван да Марья», Киностудия им. Горького,1974г. Написано 14 песен. И каких!!!. Вошли три. А точнее сказать короткие фрагменты трех. Список можно продолжить, но не буду утомлять читателя. И так ясно, С кинематографом у Высоцкого были сложные отношения. Все это опровергает оптимистический тон процитированного отрывка статьи Хатюшина. Сомнительно и утверждение об огромном количестве кинофильмов, в которых снялся Владимир Высоцкий. В большей степени он был театральный артист. Кстати, ведущий в своем театре на Таганке. А вот что касается его концертной деятельности, то здесь все обстоит иначе, С точностью до наоборот. Господа оппоненты Хатюшина. Он прав. Власть Высоцкому потворствовала. Практически во всем – от триумфального шествия по стране до свободного выезда за границу. Узника совести из него, увы, не получается, как бы вам этого не хотелось. Вот что пишет известный исследователь творчества Высоцкого Федор Раззаков. «В КГБ были прекрасно осведомлены о том, что Высоцкий сидит «на игле». На Лубянке знали всех людей и все каналы по которым для него поступали наркотики, поскольку в круг друзей Высоцкого входили и стукачи. Если бы чекисты захотели, они легко «посадили бы Высоцкого на крючок», но они этого не сделали. Видимо, не было команды с самого «верха» Утаивалось от широкого круга почитателей о пристрастии его к наркотикам, ибо отношение к наркоманам у наших людей было куда как более нетерпимо, чем к алкоголикам. Во второй половине 70-х, когда слава Высоцкого достигает заоблачных высот, а тема протеста приобретает в творчестве бОльшую глубину, его песни безжалостно рубятся, например, в Госкино ( о чем я писал – Е.Г.), но беспрепятственно распространяются в «магнитоиздате», который находился под плотным колпаком Лубянки. Зная, какое влияние оказывают на умонастроения людей магнитофонные записи Высоцкого, КГБ НЕ ТОЛЬКО ПАЛЬЦЕМ ЕГО НЕ ТРОГАЛ, но не препятствовал разъезжать по стране и собирать целые Дворцы спорта. Да, да, именно во Дворцах спорта численностью под 10000 зрителей Высоцкий начал давать концерты во второй половине 70-х годов, то есть в момент апогея «разрядки» А это уже политическая составляющая благоволения властей. Например, в январе 1978г. он в течение четырех дней выступал в Северодонецке, собрав на своих выступлениях свыше 100000 зрителей ( давал в день по четыре концерта). Спустя три месяца он выступал уже во Дворце спорта в Запорожье и уже собрал там за те же четыре дня почти такую же аудиторию, дав двенадцать концертов. И это на Украине, считавшейся самой подконтрольной КГБ республикой! В следующем году Высоцкий выступал во Дворцах спорта в Ярославле (февраль), Ташкенте (март), Ижевске (апрель), Глазове ( май), Тбилиси (сентябрь), где его песни услышало еще несколько сотен тысяч человек. Это не считая аудиторий Домов культуры, НИИ и т.д. Причем все эти концерты записывались на магнитофоны и распространялись по стране со скоростью пожара. Нечего и думать, что КГБ МОГ ПРЕКРАТИТЬ ЭТО без труда, но он был заинтересован в распространении творчества Высоцкого. Существует версия, что власти делали на выступлениях поэта большие деньги, но эта версия не выдерживает критики. Здесь была замешана большая политика, поскольку наивно было бы предполагать, что такое явление, в которое превратился в 70-е годы этот певец, смогло бы существовать без вмешательства сверху. (Тут уместно вспомнить ПИСАТЕЛЯ, ДРАМАТУРГА и исполнителя собственных песен А.Галича (Гинзбурга), которого заглушили после выступления в Новосибирском Академгородке в Доме ученых, а в 1973г. выдавили из страны – Е.Г.) Поэтому версия о том, что Высоцкий так рано ушел из жизни из-за постоянного давления на него со стороны властей, мало похожа на правду. Да, о Высоцком-певце не писали в газетах и не показывали его концертов по телевидению, но в Советском Союзе его все равно знали в лицо от мала до велика: спокойно по улице он пройти уже не мог. Подобная широкая слава в те годы была только у двух артистов – у Высоцкого и Пугачевой. (У первого, пожалуй, на порядок больше – Е.Г.) Если говорить о ранней смерти Высоцкого, то способствовали ей, пожалуй, люди, находившиеся рядом с ним и толкавшие давать по четыре-пять концертов в день. Концу жизни певца, на рубеже70-г, его магнитофонные записи имелись, чуть ли не в каждой третьей советской семье. Хриплый голос Высоцкого будоражил страну от края до края, звуча в роскошных профессорских квартирах, обшарпанных коммуналках, малогабаритных «хрущебах», в палатках геологов и матросских кубриках. В 70-е годы советская пресса на Высоцкого уже не нападала, хотя поводов у нее было не меньше, чем в 60-е. Выходило, что в 1968году ее озаботило «О чем поет Высоцкий», а теперь перестало. Но ведь суть песен Высоцкого с тех пор не то, чтобы изменилась, но стала еще острее, злободневнее. То ли власть их перестала бояться, то ли кому-то в ее рядах и в самом деле был удобен такой трибун с гитарой ( Андропову? Он к тому времени стал членом Политбюро и благоволил диссидентам – Е.Г) Режиссер А.Михалков-Кончаловский как-то выразился, что наличие цензуры создает мускулы в художнике. Возвращаясь к Высоцкому можно смело утверждать, что давление цензуры ( в форме замалчивания – Е.Г.) И СОЗДАЛО те самые «мускулы», которые позволили певцу стать настояшим песенным Атлантом. Сегодня у нас нет никакой цензуры и результат мы видим обратный – нет артистов, равных по своему таланту Владимиру Высоцкому, Аркадию Райкину и другим кумирам семидесятых. А те, что остались, дожив до наших дней, перестали нас удивлять. Их накачанная в советские годы «мускулатура», в сегодняшнее безцензурное время просто сдулась» От себя хочу добавить, что гражданская лирика Высоцкого остается актуальной и в наше время. Ибо вопросы, поднимаемые в ней, не потеряли своей остроты. А это признак высокой поэзии, чтобы вы, господин Хатюшин не говорили, пытаясь принизить творчество Высоцкого. «Уверен, ажиотаж вокруг Высоцкого пройдет. Лет через десять люди будут удивляться: да где же в его стихах поэзия? Все эти песенки – безвкусная пошлятинка, сдобренная алкогольно-уголовным жаргоном, паясничаньем и сальными прибаутками: «Мне говорят, она заразная, и глаз подбит, и ноги разные, мне говорят – она наводчица, а я плевал, мне очень хочется!» И все это хотят выдать за великую поэзию?!» Прошло уже двадцать лет господин Хатюшин, а люди не удивляются. Они просто слушают и читают. Нет, не так. Удивляются, находя что-то новое в давно прослушанной песне или прочитанном стихотворении. Странно, не правда ли? Вы уже, поди, о вечном начали задумываться, а Высоцкого все не забывают. Вот ведь публика. Все ей солененького подавай, алкогольно-уголовного, в вашей редакции. Утверждаю: вы плохо знаете Высоцкого. То, что вы процитировали, никто за великую поэзию не выдает. Это вы сами придумали, чтобы уложить в свою схему, оправдать свои инсинуации. Во-первых, так называемые «блатные песни» занимают в творчестве Высоцкого небольшое место. К чести поэта, он никогда от них не отказывался и не оправдывался. А теперь почитаем самого автора об отношении его к этой части своего творчества. «Почему я писал «блатные песни?! Это ведь песни не о тюрьмах и не о заключенных. Но для меня в то время ( начало творческого пути – Е.Г.) Был наиболее понятен такой вид страданий:ЧЕЛОВЕК ЛИШЕН СВОБОДЫ, СВОИХ БЛИЗКИХ, ДРУЗЕЙ… Эти песни помогли мне в поисках формы, В отработке нормальных человеческих отношений. А вы считаете, что об этом совсем не надо писать?!» Вопрос: У нас говорят: «ранний Высоцкий» Может быть, это большей частью, подделка? «Нет! Ну что вы! Почему? Мои ранние песни можно как угодно назвать. Их называют блатными, дворовыми… Но я считаю, что это традиция городского романса. Он куда-то ушел, был забыт. А когда я начал писать, я писал в традициях городского романса. Это – очень точная мысль в песне в очень упрощенной форме. Не упрощенной – простота хуже воровства, - а в доверительной форме, в форме разговорной речи, в форме беседы. Это довольно сложно. Я вам должен сказать, что первые песни, которые я писал, очень помогли мне и дальше, когда я усложнил и расширил круг идей. Я оставил от первых песен форму. Первые песни помогли мне в поисках формы» А вот его ответ о стихах, которые он не пел. «Рассказывать о стихах нельзя. Если вы хотите, я когда-нибудь устрою вечер стихов, которые я никогда не пою. Я могу вам что-нибудь почитать, но надо подготовиться к этому. Сегодня я не готов. Стихов у меня примерно столько же, сколько песен. Я их никогда почему-то, не знаю почему, не читал. Может быть из-за того, что не выработал своей манеры читать стихи…» Вопрос корреспондента: «Я считаю вас поэтом. А кем вы себя считаете?» «На этот вопрос ответить очень сложно. Тем, кто я есть. Сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь делать из них синтез, может быть, это новый вид искусства. Ведь в 19 веке не было магнитофонов. Была только бумага. Больше всего, конечно, я работаю со стихами» Вот, например, стихотворение «Мой Гамлет» Его вы тоже считаете пошленьким, на потребу публике, Господин Хатюшин? Его то он, как раз, декламировал. И знаете, впечатление было, как от песни «Охота на волков» Кстати, эта песня тоже вам не катит? «А кое-кто склонен даже считать Высоцкого великим композитором. Сами видите – смешно» Опять непонятно, кто это склонен считать его музыкантом? Вот что по этому поводу сказал он сам: «… Я немного обучен музыкальной грамоте, хотя я, конечно, все забыл. Но это дало мне возможность, все-таки, худо-бедно овладеть вот этим бесхитростным инструментом – гитарой. Я играю примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по этому поводу. Но такая примитивизация – нарочитая. Я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это сразу входило моим зрителям не только в уши, но и в души. Чтобы мелодия не мешала воспринимать текст. Появилась она лет четырнадцать назад после окончания студии» Без комментариев. «И если сейчас в его архивах находят откровенные, смелые строки и публикуют их, то это не значит, что их он – произносил. Оказывается, по-настоящему смелые слова и у него – молчали» Это очередная цитата из вашей статьи. Я выше приводил выдержки из его интервью, где он признался, что у него кроме песен есть и стихи. Вам известно, что он пытался их опубликовать, но, по вашему мнению – кстати, не подкрепленному ни одним примером – их не публиковали потому, что они были беспомощны. По мнению редакторов. Каких, и какого издательства – тоже не удосужились назвать. А я вам назову сразу навскидку – все шесть баллад написанные к фильму «Стрелы Робин Гуда» можно было отправлять в печать без всякой редакторской правки. Как и те смелые строки, которые вы упомянули. Кстати, я тут недавно где-то прочел, что у Лермонтова неудачных стихотворений, ни много, ни мало – около восьмисот. А не публиковали Высоцкого, видимо, по причине цензуры. Петь – разрешали. Но одно дело песня, а другое – печатный текст, над которым можно посидеть, вчитаться, подумать. Несколько разное восприятие. «И скажи, пожалуйста, что ГЛАВНОГО он нам сказал? Сейчас он был бы не с нами, не с уничтожаемыми русскими людьми. Ведь он наполовину был еврей. И окружение его было чисто и только еврейским. Ты разве этого не знаешь? Они бы его к нам не отпустили. Перекрыли бы кислород, не давали бы сниматься в кино, и он сам бы приполз к ним на цирлах. Без денег и славы он своей жизни не мыслил. Да собственно, он и сам бы к нам не рвался. Поговори на эту темы с евреями - они подтвердят. Как показала наша действительность, кровь сейчас определяет многое, если не всё» На такой вот вопрос, как не странно, очень легко ответить. ОН НАМ ВСЕ О НАС И О СЕБЕ СКАЗАЛ! Попробуйте опровергнуть. Остальное как-то скучно комментировать. История не любит сослагательного наклонения. Ни общая история, ни история отдельного человека. Мы можем только комментировать то, что было, а не то, что было бы. Странно как-то напоминать об этом человеку пишущему. По тем монологам, что я привел, образ Высоцкого совершенно не вяжется с тем человекам, которого вы нарисовали в приведенной цитате. Пусть это некорректное высказывание останется на вашей совести. Я далек от мысли делать из Высоцкого икону. Он был живой человек со своими недостатками и достоинствами. Один из недостатков его, к сожалению, и сгубил. Это пристрастие к наркотикам. Но я не хотел бы заострять на этом внимание. Что случилось, то случилось. Но осталось его наследие. Поэтическое наследие. И не надо сравнивать его с другими поэтами. Это заранее неблагодарное занятие. Оно не принесет лишних очков не Высоцкому, не Рубцову. Тоже, кстати, не пай-мальчику. И тоже трагически погибшему в пьяной драке с сожительницей. Они разные и, смею утверждать, неповторимые. И, как бы вы не хотели, Высоцкий уже вошел в русскую культуру. Это в широком плане – в песенную, театральную и кинематографическую. И в литературу. И об этом лучше всего сказал он сам: «Лед надо мною, надломись и тресни! Я весь в поту, как пахарь от сохи. Вернусь к тебе, как корабли из песни, Все помня, даже старые стихи. Мне меньше полувека – сорок с лишним, - Я жив, тобой и господом храним, Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть, чем оправдаться перед ним» Так кто такой Высоцкий? Ответ очевиден. Ссылка на статью В.Хатюшина "Приглашение к сомнению" http://www.stihi.ru/poems/2006/05/07-955.html