Перейти к основному содержанию
Анна Чернигова: Жизнь по формуле стихов
Выпускница физико-математического класса братского лицея № 2, золотая медалистка 2008 года выбрала своей будущей профессией филологию и поэзию. Анна ЧЕРНИГОВА: «Математика - вещь незаменимая даже для человека, занимающегося литературным творчеством. Считается, что в Бродском, например, было очень сильное алгебраическое начало. Точные науки развивают мозг, заставляют мысль двигаться в определенном направлении. Если честно, я сомневаюсь, что писала бы стихи так, как сейчас их пишу, если бы не уделяла столько времени алгебре и геометрии». Анна Чернигова - первая коренная братчанка, ставшая студенткой престижного учебного заведения – Литературного института имени А.М.Горького, который готовит будущую элиту страны. А родилась поэтесса 13 августа 1991 года. Стихи пишет с 9 лет; в период с 2003 года по 2008 занималась в литобъединении "Маленький принц" Дворца творчества детей и молодёжи под руководством Т.Н.Баевой. Публиковалась в альманахах "Зелёная лампа" (Иркутск, 2007), "Пролог" (Москва, 2007), "Илья" (Москва, 2008), в местных и сетевых изданиях. В 2006 году в Братске вышел первый сборник стихов "Чёрным по белому". Этой осенью стала победителем всероссийского конкурса "На ветру перемен" (Санкт-Петербург), дважды была финалисткой "Илья-премии" (Москва, 2007, 2008). В 2008 году с золотой медалью закончила физико-математический Лицей № 2. Проходит обучение в семинаре поэзии Е.Б.Рейна. С ней беседует поэт и публицист Владимир Монахов -Аня, ты первый братский выпускник школы, который стал студентом творческого вуза. У тебя был выбор – учиться в – иркутском или московском - университете, но ты всё же выбрала Литинститут, где пришлось пройти большой конкурс. Ты решила действовать по плану своей творческой мечты. Какие у тебя ощущения сейчас, когда проходят будни учебы? - Вообще я очень довольна. Не сглазить бы, конечно, но не было ещё ни одного дня, когда я хоть на минуту пожалела бы о том, что учусь именно здесь! Студенческая жизнь сама по себе очень интересная, а мы ещё находимся в литературной среде столицы, есть возможность слушать хороших современных поэтов и прозаиков, посещать разные литературные вечера. Конечно, поступить было нелегко: бюджетных мест всего 65, во время экзаменов конкурс составлял 4 человека на место. До этого нужно было пройти еще заочный этап: отправить рукопись с творческими работами, прочитав которую члены приемной комиссии решали, допускать ли абитуриента к экзаменам. - Ты учишься в семинаре известного поэта Евгения Рейна, учителя Иосифа Бродского, который несколько лет тому назад, послушав в Братске твои стихи, тут же пригласил в Литинститут. Каков Рейн как педагог, что интересного узнаешь, чем можешь поделиться с братскими читателями? - Рейн потрясающе проводит семинары! Почти каждую неделю он приглашает разных поэтов, не только живущих в Москве, но и бывающих здесь проездом. Например, несколько недель назад у нас была Лидия Григорьева, которая сейчас живет в Лондоне! Мы постоянно открываем для себя новые имена, слушаем хорошие стихи, задаём вопросы, часто касающиеся техники написания стихотворения. Да и само постоянное звучание поэтической речи лучших поэтов России уже немаловажно для начинающих авторов. - Чему учат молодых писателей? Какие предметы проходите, что главное в программе института помимо творческих семинаров? - Ещё на консультации перед экзаменами ректор Б.Н.Тарасов сказал: "Помимо обучения творческому ремеслу, вы будете получать здесь хорошее филологическое образование!" На первом курсе мы изучаем античную и древнерусскую литературу, введение в литературоведение, историю и др. Из языков пока что латынь и древнерусский (кстати, это мои любимые предметы!) Я думаю, что нет ничего лишнего, всё очень нужно и важно. Конечно, можно писать стихи или прозу, используя только природные способности, интуицию, вдохновение и прочее, но при этом каждому необходимо знать теорию, те самые инструменты, которыми работаешь, когда пишешь литературное произведение. Это всё пригодится в анализе какого-нибудь текста и поможет рассмотреть его с точки зрения не только рядового читателя, но и человека, что-то понимающего в литературе. Так можно обнаружить множество своеобразных "ключиков" к тайнам литературного мастерства! Ещё довольно часто в Литинституте проходят конференции, куда приезжают профессора из других вузов и выступают с докладами. Например, недавно была конференция по древнерусской литературе, также проходили Ивановские чтения, посвященные памяти поэта Георгия Иванова. - Твоя первая книжка вышла в Братске, когда тебе было 15 лет. Я помню, как ты стремилась к этой книге, связывала с ней большие надежды, а что сейчас, какое отношение к своим юношеским стихам, что-то оставляешь для избранного?… - Да, я очень хотела, чтобы у меня вышла эта книга... И я рада, что она вышла. Но всё, что в ней есть, - пройденный этап. Сегодня уже нет ни одного стихотворения, которое я бы оставила, как вы говорите, "для избранного". С тех пор как были написаны эти стихи, прошло много лет, изменились мои взгляды, привычки, другим стало само творчество... А книга... Трудно сказать, какое у меня к ней теперь отношение... Вот ведут же люди дневники! Для чего ведут? Для того чтобы освободиться от груза эмоций. Бумага всё терпит, а человеку легче... Точно так же и со стихами. Их пишешь, когда чувствуешь, что н е л ь з я н е п и с а т ь, т.е. много мыслей, чувств - всё смешивается и просит выхода. И когда я перелистываю сборник, то понимаю и заново переживаю то, что было со мной в 14-15 лет. Такого ведь больше никогда не будет. Пусть мне неприятно к чему-то возвращаться, но это нельзя вычеркнуть, это часть меня самой. Однако у старых стихов много изъянов, которые стали видны только сейчас. Так что пусть эти стихи живут просто как память. - Знаю, что московская творческая жизнь насыщена. Чем, кроме учебы, заняты твои дни? Где бываешь, с кем дружишь, с кем общаешься? - Да, жизнь и правда бьёт ключом! Москва - потрясающий город! Я помню, как многие мне говорили, что это город-монстр, что он чуть ли не заживо людей съедает. Но у каждого ведь своё восприятие, и я не могу сказать, что город "ужасен". Нет, город прекрасен! На мой взгляд, по крайней мере. Прекрасен, потому что здесь жизнь постоянно меняется и никогда не стоит на месте. Всегда есть куда сходить. Даже просто гулять по улице уже интересно: почти у каждого дома своя история! Больше всего люблю Арбатские переулки, старый Арбат, вообще весь исторический центр Москвы. А ещё студенты Литинститута могут бесплатно ходить в большинство театров столицы! Я очень люблю театр. И в Братске старалась не пропускать премьеры. Поначалу в театры ходила с однокурсниками каждую неделю (в основном во МХАТ им. Горького, он рядом с институтом находится)! Кстати, об однокурсниках. Такой концентрации творческих людей я ещё нигде не видела! Всегда есть о чём поговорить, всегда посоветуют, что почитать из современной литературы, куда сходить в Москве, что посмотреть. Это можно узнать и в институте: у нас есть стена объявлений, где вывешивают информацию о кинофестивалях, выставках, вечерах и т.п. Недавно я была в Центральном доме литератора на премьере фильма об Анне Ахматовой, который снят по воспоминаниям А. Наймана, ученика Анны Андреевны. До нас этот фильм ещё никто не видел, а следующая премьера будет в Нью-Йорке! - Как решены бытовые проблемы студентов Литинститута? Предоставляется общежитие, какие в них условия, есть ли стипендия, можно ли на неё прожить в столице? Пробуешь ли зарабатывать литературным трудом? Не приходится ли платить за обучение? Дорога ли жизнь молодого поэта в столице? - В институте нас каждый день кормят бесплатным обедом. Для студента вопрос питания - один из основных, а тут она на треть решена. Общежитие предоставляется иногородним. Условия очень хорошие: на нашем этаже только что сделали ремонт, всё новое, в комнатах пластиковые окна. Так что не стыдно назвать свою комнату "домом". За обучение мне платить не нужно, потому что я сразу поступила на бюджетное место. Но обучение в нашем институте стоит, насколько я знаю, 65 тысяч за год. Стипендии во все времена были небольшими. Правда, есть ещё социальные надбавки - пусть крохотное, но всё-таки подспорье. В основном студентам помогают родители, кто-то по возможности находит себе работу, которую можно было бы совмещать с учёбой. Я пока не собираюсь никуда устраиваться: хочется больше времени посвящать учёбе. А насчет литературного труда... Может быть, попробую отнести стихи в какой-нибудь московский журнал. Некоторые так делают, но часто получают отказы. А я хочу пока присмотреться ко всему, прежде чем куда-то идти. - Сегодня многие поэты в Сети ведут открытые дневники. И ты ведёшь свой ЖЖ под ником anna_bratsk. Что тебе это даёт, чем обогащает и чему мешает? - "Плюс" ЖЖ в том, что там можно общаться с очень интересными людьми и не обязательно знакомиться с ними лично. У меня в друзьях есть поэты и прозаики, которые выкладывают в ЖЖ свои произведения. Но такие журналы, которые можно читать не отрываясь, в которых каждая запись - открытие, можно пересчитать по пальцам. А мешает... Да ничто вроде не мешает... Как правило, я выставляю в ЖЖ новые стихи и просто делюсь какими-то новыми впечатлениями. - Сегодня много спорят о сетевой поэзии, больше ругают, а каковы у тебя ощущения от этого массового тиражирования современной поэзии? Нужны ограничители или пусть всё идёт самотёком, создавая мейнстрим стихо-массы и поэто-толпы? Кроме ЖЖ сама ты где ещё публикуешься в Сети? - Я ничего не имею против сетевой литературы. Для многих провинциальных авторов это чуть ли не единственный способ донести до читателя свои произведения. Мои стихи публиковались в "Точке зрения", в интернет-журнале "Пролог", в "45 параллели". "Минус" же большинства литературных сайтов, наверное, ясен: так как они открыты для всех желающих, графоманы начинают публиковать там свои вирши. В результате найти что-то действительно стоящее на том же "Стихи.ру" становится очень сложно. А потом мы начинаем удивляться и негодовать, когда слышим мнения, что в России сейчас кризис литературного процесса. Поэтому ограничители, на мой взгляд, просто необходимы на любом уважающем себя литературном портале. Я могу привести в пример "Точку зрения", где для того, чтобы опубликовать свои стихи или прозу, нужно сначала отправить их на рассмотрение редакторам. По-моему, это правильно. По крайней мере, на этом сайте можно смело открывать страничку любого автора и читать, не боясь наткнуться на очередное графоманское творение. Кстати, я читала журнал заведующей отделом поэзии в "Точке зрения" Лиене Ацтини. У неё в ЖЖ была специальная рубрика "Творчество отказников", где проводился разбор некоторых текстов, которым было отказано в публикации в "Точке зрения". Были стихи, которые нельзя было читать без смеха или без содрогания! Заканчивался анализ Лиене, как правило, одной фразой: "Не пишите так больше никогда! Пожалуйста!" - Как поменялись твои взгляды с изменением места жительства? Скучаешь ли по Братску- маме, друзьям, учителям? После завершения учебы в Литинституте планируешь вернуться в родной город или будешь искать место под солнцем в столице? - Взгляды на многие вещи поменялись очень сильно. Во-первых, волей-неволей приходится становиться самостоятельной, заботиться о себе самой - все родные остались в Братске. Во-вторых, я стала проще относиться к людям, быстрее нахожу общий язык с новыми знакомыми. Вообще учёба в вузе и жизнь в общежитии дают возможность привыкнуть к постоянной ответственности, стать взрослее, потому что в случае чего пенять придётся только на себя. По Братску, конечно, скучаю, с городом столько всего связано... Жду не дождусь, когда увижу маму... Друзья вместе со мной закончили школу и разъехались по разным городам. Ещё, как ни странно, поначалу мне очень не хватало математики! Всё-таки за пять лет в лицее привыкла к тому, что математика и физика - основные предметы. Вообще математика - вещь незаменимая даже для человека, занимающегося литературным творчеством. Считается, что в Бродском, например, было очень сильное алгебраическое начало. Точные науки развивают мозг, заставляют мысль двигаться в определённом направлении. Если честно, я сомневаюсь, что писала бы стихи так, как сейчас их пишу, если бы не уделяла столько времени алгебре и геометрии. Это оказалось действительно очень важно. Безусловно, скучаю по Дворцу творчества, по Татьяне Николаевне Баевой. "Маленькому принцу" я очень многим обязана и люблю это литобъединение просто до невозможности! Это было место, где мне всегда было интересно находиться, своеобразная отдушина, способ расслабиться после уроков в школе. Сейчас я, возможно, вообще не училась бы в Литинституте, если бы не "Маленький принц"... О том, что будет после завершения учебы в литинституте, стараюсь пока не думать... Не зря же говорят: "Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Я не хочу загадывать: жизнь слишком непредсказуемая штука, чтобы что-то планировать. Но в Москве, однозначно, больше перспектив, чем в Братске, всё-таки это такой огромный город. Поэтому, конечно, хотелось бы остаться здесь. - Твои любимые поэты в школе и сейчас? Кого бы нам порекомендовала почитать? - Пока я училась в школе, любимыми поэтами были А. Ахматова, И. Бродский и Анатолий Кобенков. Очень близка была поэзия Серебряного века в целом. В последнее время больше внимания стала уделять творчеству В.Маяковского. Если же говорить о современных поэтах, то в данный момент я зачитываюсь стихами Кирилла Ковальджи! В 2006 году он приезжал на фестиваль поэзии на Байкале. В Москве я купила сборник его стихов и, когда начала читать, просто не смогла оторваться! Это действительно очень здорово. - Удаётся ли писать стихи, когда много времени уходит на учёбу? Прочти твое последнее стихотворение, которое больше всего греет тебе душу. - На учёбу в институте уходит примерно столько же времени, сколько и в школе, поэтому стихи вроде как сочиняются. Главное, чтобы обстановка вокруг впечатляла и вдохновляла. В последнее время хочется писать что-то о Москве, всё-таки этот город мне очень близок и с ним уже многое связывает. Вот одно из последних стихотворений, посвящённых столице. с душой, пронзённой навылет немытой пулей сомнения, бреду к жужжащему центру любимого мною города. все мы без исключения, ты, и я - мы там были. голос, меняя тембры, бьётся в застенок ворота. шаги оглушают, падают на вытертую брусчатку, стекаются в сотни трещинок и стынут на Лобном месте. здесь, разрывая взглядами, зло теребя перчатки, чужие мужчины, женщины топят столицу в лести. здравствуй. мне нужно выжить в крепких твоих объятиях. здравствуй. я голос слышу твой, слышу твою одышку. как же мне оторвать тебя от сердца, скажи? ведь ты же так на нём славно вышита, может быть, даже слишком...