Перейти к основному содержанию
ПОДЗЕМНЫЙ БЛЮЗ
И взлетев над всем, как птица огляделся я кругом и увидел, что все лица – разрисованное НИЧТО. (Юрий Морозов) В человеческом обществе всегда были люди, которые не могли или не хотели жить в стаде. В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Чем меньше совести, тем больше всего остального. Творчество Юрия Морозова всегда было честным и видимо поэтому долгое время никто не давал за его музыку и ломаного гроша, а переделывать её в угоду вкусам стада музыканту мешали принципы. «Сказано в Евангелии: "Оскверняет не то, что входит, а то, что выходит". Рок пришёл в СССР как чудо, а вышел в виде Богдана Титомира». Философия пришла в Россию как ещё большее чудо, а теперь выходит в виде макулатурных диссертаций на соискание учёной степени кандидата (доктора) философских наук. Политические тексты песен рок – композиций (язык не поворачивается назвать их песенками) Морозова часто наивны, но всегда остаются честными. Государственную власть маргиналу уважать не за что. Сотрудничать с ней бесполезно, поскольку государственный чиновник любое хорошее начинание все равно обратит в свою личную и сословную выгоду. Отказ и запрет – немногие радости в серой жизни чиновника. Бескомпромиссность Морозова к системе выражалась не только в уклонении от любого сотрудничества, но в полном отрицании существования самой системы. «Горечь утраченных иллюзий превратила меня в философа – столпника, угрюмо сидящего на своём столпе день за днём много лет», - писал он в автобиографической книге «Подземный блюз». Мрачные воспоминания детства и юности связаны у Морозова с «городом, носящем сатанинское название Оржонка (Орджоникидзе)». (Так же, как у меня – с Душанбе. С другой стороны, по сравнению с кавказскими «жжигитами», таджики – это просто невинные дети). Впрочем, Морозов, будучи убеждённым маргиналом, постоянно вызывал переходящее в ярость неприятие и у жителей столиц, не говоря уже о горцах. С другой стороны, отстаивая свободу своего внутреннего мира, Морозов был готов не только на локальное противостояние. Он был готов на ВСЁ. И непривычные к такому люди из стада поспешно отступали. В советские времена Морозов подпольно создал около сотни магнитоальбомов с текстами на философскую тематику. Слушая альбомы Юрия Морозова приходится обращаться к философской литературе, чтобы расшифровать многочисленные скрытые и явные цитаты и аллюзии - как, например, в альбомах "Необъяснимое" (1978г.), "Брахма Астра"(1979г.), "Китайская поэзия"(1980г.). Морозовские тексты прекрасно иллюстрируют Евангелие, оттеняют утонченную красоту китайской поэзии и глубокий смысл индийской философии. Морозова интересуют вечные проблемы: жизнь, смерть и вечность. «Сквозь облака я смотрю на дома, словно зал ожидания мир». Творчество и жизнь Морозова – это непрерывный акт силы, который совершает дух. В конце 80-х – начале 90- х годов, когда русский рок вышел из подполья и начал стремительно коммерциализироваться, Морозов принципиально остался «подземным» рокером. Его интересовали не деньги, а творчество. Что касается власти и славы, то первая уродует психику чиновников от искусства и от философии, на что настоящий маргинал никогда не согласится, а вторая лишает свободы. Морозов строго дозировал своё общение, не желая тратить время на разговоры с идиотами, и резко критически относился к творческим потугам «собратьев по цеху». Он считал, что любое мнение, любой мыслительный продукт, из которых состоит человеческая культура, независимо от авторства следует воспринимать критично. Такое отношение закладывает основу свободы маргинала от всего комплекса культурных ценностей, на котором построена жизнь общества. «Я плаваю в воде и в воздухе и в камне, и нет предела этой лёгкости богов. И так страшна моя свобода пленным тварям и так смешны мне их анафема и вой». Ориентация на успех у толпы может погубить творческий потенциал, не говоря уже о неизбежной деградации личности и постепенном превращении в человека стада. В 2006 году Юрий Морозов, мужественно перенёсший тяжёлую болезнь, умер в Петербурге от рака. «Его доля сна в этом сновидении закончилась». Сайт, посвящённый творчеству Юрия Морозова: http://www.zcinzsar.ru/
«Сказано в Евангелии: оскверняет не то, что входит, а то, что выходит. Рок пришёл в СССР как чудо, а вышел в виде Богдана Титомира». Судя по кавычкам, про Титомира говорится в Евангелие?
Кавычки выделяют цитату из Морозова. А евангельское высказывание - в его пересказе.
Здравствуйте, Вадим! Вы пишете хорошую публицистику. И, по-видимому, очень благоволите к творчеству Юрия Морозова. Я немного прошлась по песням Юрия. Действительно, у него неординарные тексты: «Ты, человек! Если б небо вернуло Христа, опять бы продал за медь», да и сам он очень неординарный человек, поэт и писатель. Спасибо! С уважением,
Музыка у него тоже очень интересная. Он был звукорежиссёром, играл на многих музыкальных инструментах и в одиночку воспроизводил звучание целой рок-группы - методом наложения. Помимо музыки я ещё прочитал его книгу "Подпольный блюз" и посмотрел французский фильм о нём под названием "Рок-монолог". Спасибо за внимание к моим публикациям.