Перейти к основному содержанию
Мгновенные Существования
Большая стеклянная дверь. Прямо напротив моего стола. Хочешь того или нет, а приходится смотреть через неё на окружающий мир. Чёрт его знает, вот отвернулся бы и всё - лишь бы не было видно этого куска улицы 30 Х 10 метров. Куда там - смотрю! Движение привлекает что ли? Возможно. Никогда не останавливающийся поток. Металл, пластик и плоть. Всё перемешалось, всё спешит куда-то. Почти невозможно выделить что-то из этой массы, лишь изредка мгновением чужой жизни отразится в сознании лицо прохожего. И вот в это мгновение я ловлю проблеск эмоций или мыслей настолько незначительных, настолько мимолётных, что вряд ли возможно будет найти хоть малейший их след в памяти объекта моего случайного наблюдения. Просто секундное изменение выражения лица, но для меня это - та самая секунда. когда я осознаю существование ещё одного незнакомого мне индивида. И вот уже, я составил себе некое подобие его портрета. Конечно, весьма неточного - а порой и абсолютно не соответствующего действительности, - но какое-то время я буду знать его именно таким. Потом выкину из своей головы... То, что я сейчас описал, происходит наверное с каждым, кто живёт в большом городе и волей судьбы сталкивается ежедневно с большим количеством совершенно посторонних человеческих особей. Просто не все осознают это. И вот что меня поразило: представьте себе, сколько вариантов нас одновременно существует в умах других людей. Пусть это - существования, длящиеся не более одной-двух секунд, но они ведь абсолютно реальны! Например, вот - девушка. Секунду назад её ещё совершенно не существовало в моей голове. Просто не было и всё. А теперь я знаю её как очень серьёзную и занятую особу - правда счастья ей эти заботы не приносят (а попробуйте изобразить на лице счастье, спеша под дождём без зонта догнать уезжающий троллейбус - очень мало кто способен испытывать положительные эмоции в такие минуты!) Впрочем, может быть близкие ей люди знают её как совершенно беззаботного и жизнерадостного человека. Да уж, дрянь-погодка, нечего сказать... Или вот: молодой пьяный интеллегент. Я бы даже сказал, спивающийся: туфли, брюки, рубашка, галстук, - всё со вкусом, но мятое, пыльное и сидит как-то несуразно. Нетвёрдая походка. Печать задумчивости на лице (скорее всего этот экземпляр находится в той степени опъянения, когда разум уже не способен воспринимать границы между внутренним и внешним миром - воистину удивительное ощущение, - задумаешься тут пожалуй!) Хотя вполне возможно, что у парня за плечами 8 классов школы и ПТУ (в лучшем случае), работает он штукатуром-маляром или водителем КамАЗа, а галстук и всё прочее папялил по случаю свадьбы лучшего друга Васи (дня рождения подруги Светы, Дня Автомобилиста, получения зарплаты наконец!) и пьян, соответственно, по тому же поводу. Водка уничтожает различия между представителями любых социальных групп - после первых 0,5 литра и слесарь, и инженер, и продавец выглядят совершенно одинаково... Снова поток. А вот ещё один: рок-звезда или что-то в этом роде. Длинные волосы, выражение лица такое, будто только что сошёл со сцены и уже готов раздавать автографы визжащим поклонницам: смесь усталости, надменности, снисхождения, похоти и недоумения - "где секьюрити, чёрт бы их побрал?!" Очень может быть, что чувак вовсе не страдает наличием каких бы то ни было талантов: он поди из музыкальных инструментов в руках держал только бубен (детский), писал последний раз в школе (сочинение на тему "Как я провёл лето", да и то скопировал у соседки по парте), а в живописи отдаёт предпочтение изображениям фаллических символов на заборах и прочих подходящих для этого поверхностях. И весь его имидж - лишь копия с какого-нибудь брутального кумира замученных бушующими гормонами подростков. Но для меня он - виртуоз, способный одним касанием к грифу гитары привести в экстаз многотысячную аудиторию... Ну и конечно же интересно представить себе кем я могу быть для тех, кто на секунду увидел моё лицо: сердитым директором, суетливым и озадаченным клерком, безмозглым охранником, коротающим время за тупыми компьютерными игрушками - да Бог знает, кем ещё... Огромное количество вариантов. Огромное количество жизней. Нет, не металло-пластиково-мясной поток заставляет меня пялиться на стеклянный прямоугольник двери: в мониторе моего компьютера возникают и пропадают буковки и цифры, бегает курсор, открываются и закрываются окна, в общем движения хватает, - вот эти секундные жизни я с азартом абсолютно безумного коллекционера ловлю в сети своего восприятия, попутно заполняя различными вариантами себя ячейки кратковременной памяти любопытных прохожих. А что ещё остаётся делать, если моя работа заключается в том, чтобы сидеть в пустом зале и консультировать крайне редких клиентов? Как ещё утолить сенсорный голод (спасибо дедушке Берну за меткое определение)? Можно писать стихи, но на это уходит слишком мало времени - если пишешь больше двадцати строк в день, из поэта ты превращаешься в графомана. Можно пить кофе, но после десятой чашки дико подскакивает давление и во рту появляется мерзкий привкус, который не заглушить никаким "орбитом". Можно курить, но к середине второй пачки я уже начинаю задумываться, осталось ли что-нибудь от моих лёгких. Можно делать всё это одновременно и очень скоро превратиться в какого-нибудь графоманического гипертоника-туберкулёзника... А можно выйти на улицу и приставать ко всем без разбора прохожим, пытаясь вызвать их на диалог, но тогда они станут для меня (как и я для них) теми, кто они есть "на самом деле", рухнет всё пугающее очарование неопределённости и человечество (да и весь мир) станет "таким". Я не имею ввиду какое-то определённое негативное или позитивное качество - неприятно то, что в мире не останется непознанного, непонятного, всё станет на свои места... Не могу себе представить, что может быть хуже!.. Стол. Стеклянная дверь. Небольшой клочок улицы. Поток. Проходя по тротуару мимо таких вот дверей, задумайтесь, а не попалось ли Ваше лицо в раскинутую мною сеть. Задумайтесь и загляните внутрь.