Перейти к основному содержанию
Мысли о поэзии
Тема поэзии интересует меня давно и, как мне кажется, не только меня. Я уже писал небольшое эссе, которое называлось «о роли рифмы в стихотворениях» и реакция на него была неоднозначной. Основная масса не согласилась со мной из-за того, что, как оказалось, под поэзией мы понимали разные вещи… Признаюсь честно, для меня это было открытием и после этого я решил поставить вопрос так: «что такое поэзия?» и написать данное эссе, в котором, не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь высказать и обосновать свою точку зрения. Итак, что такое поэзия? Энциклопедический словарь даёт два значения, приведу их дословно: «1) до сер. 19 в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной. 2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (напр., лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза - два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и, прежде всего, ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским. Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих». Для романтизма было свойственно называть поэзией любые формы искусства, ряд философов в своих трудах пытались дать четкое определение и, уж конечно, каждый поэт считал необходимой для себя эту тему. Не думаю, что в связи с этим стоит ссылаться на классиков или на словари. Думаю, определить слово поэзия каждый, кому интересна эта тема, должен для себя… Я же попытаюсь объяснить своё видение проблемы… На мой взгляд, главное достоинство поэтической речи, стихотворения, в высшем понимании этого слова, заключается в том, что через неё можно передать настроение, эмоцию, неопределённую, еще не осознанную до конца мысль, полутона и оттенки, которые невозможно объяснить или понять – их можно только прочувствовать. В связи с этим, считаю неприемлемым судить поэтический текст по рифме, образности, ритму или любому другому компоненту формы. Такого рода суждения бывают даже вредны, так как уводят от, собственно, главного. Идеи, нерва, чувства… Однако, тут возникает вопрос: если сама форма не важна, то почему же к ней стремятся и ею порой восхищаются?.. Возможно, потому, что без формы не возможно само существование стихотворения… Совокупность многих мелочей порождает шедевр. Но не следует разбирать по отдельности рифмы, ритм, метафоры, гиперболы и т.д… Сам поэт этого, скорее всего, не делал. Нужно смотреть в корень стихотворения и пытаться понять, а вернее прочувствовать, то, что передано по средствам изобразительности… Убежден, что хотя идея, настроение без формы безлики, форма без внутреннего содержания – нечто. Теперь, хотел бы сказать о том, что имеет весьма косвенное, но, все же, отношение к теме данного эссе. А именно, роль оригинальности. Часто можно услышать про истертость рифм, про банальность образов и т.д. и т.п… Думаю, вся критика подобного рода не имеет под собой почвы, так как основа её лежит не в писателе, а в читателе. Всем, как известно, не угодишь. Писать следует так, что бы самому нравилось… Истерта рифма быть не может – может быть искушенный читатель. А у такого читателя соответственно вызывает чувство скуки повторённые десять раз «кровь-любовь-бровь» (мой пример просто самый распространенный. Можно привести и более редкие, но не менее «истертые» рифмы)… Однако, я убежден, что дело тут в том, кто читает. Поэт, чаще всего, каждый раз создаёт, когда пишет, эти рифмы заново… И всё же, понимая и принимая во внимание все это, никуда не деться от чувства, что всё уже было. И тут, возникает вопрос, если уж Вы ищете оригинальности, то зачем сидеть «в плену» у пресловутых четырех строчек и рифме?.. Все кому интересно что-то новое и кто так часто оценивает чужие стихи словами «банально», «неоригинально» хочу сказать, что дело не в рифме, дело в самой форме. Не заниматься рифмоплетством придумывая какую-нибудь не бывалую пару слову любовь, а создать новую форму – вот это, по-моему, интересно. Впрочем, это и сложнее… С уважением, Анатолий http://astafeev.ru
Злободневное эссе. Я по позже выражу свое мнение относительно своего отношения по данной теме. Одно могу лишь сказать,что только Читатель и время судья - хорошее ли произведение или нет Искренне Фред
Спасибо! Про время и читателя могу поспорить, но в чем-то Вы несомненно правы... С уважением, Анатолий
Практически со всем согласен.
Спасибо за отзыв и поддержку! С уважением, Анатолий