Перейти к основному содержанию
Бхагавад-Гита всем. Глава 8. Достижение обители Всевышнег...
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 8. ДОСТИЖЕНИЕ ОБИТЕЛИ ВСЕВЫШНЕГО. СТИХ.6-10. 6. Кто бы какое бы состояние Бытия хорошо не помнил в конце жизни, он это состояние Бытия непременно получит, о, сын Кунти, то состояние, в котором он был. КОММЕНТАРИЙ. Это высказывание Бога прямо и косвенно, но непременно имеет отношение ко всем ступеням развития человека, ко всем возможным проявлениям Бытия, к верующим и неверующим, а также к более низким формам существования, включая видимое и невидимое, движущееся и неподвижное. Процесс развития духовной сущности (и всего творения в целом) изначально есть процесс последовательный, непрерывный, щадящий, для каждого уникальный и неповторимый, который не прерывается тем, что называется смертью или оставлением тела, или переменой формы тела и среды обитания, не должно быть болезненным для живого существа, но непременно должно быть и фиксироваться в сознании живого существа, как естественное, ему свойственное, понятное (из прошлых воплощений), трансформироваться во внутреннее пусть неосознанное согласие принять новые условия или в таком же по форме теле или в новом (воплотившись в новом виде), но не резко отличающимся своими возможностями от предыдущего. Поэтому живые существа, путешествуя в процессе личного развития по телам, средам обитания, видам никогда Богом не направляются хаотично в круге сансары, но в соответствии с жесткими Божественными и неукоснительными законами. В каждой среде живое существо (душа) проходит через все ей Богом отведенные виды и формы жизни и тела ее обитателей, от низших к высшим, примеряя на себя все тела и через возможности этих тел развиваясь, обретая качества и далее переходя к новому виду, но такому, чтобы предыдущие качества не вступали с новоприобретенными возможностями в резкое противоречие. Также при переходе в новую среду обитания дается и пограничное (соседствующий образ жизни) бытие, постепенно переводящее живое существо к новым возможностям и в соответствии с новыми потребностями нового вида. В этой связи не может душа в теле птицы, оставив тело, стать, скажем, рыбой. Не может лягушка стать, переродиться хорьком, не может волк стать птицей, но необходимы другие, промежуточные тела и формы жизни, как и среды обитания, которые плавно бы и безболезненно переводили из одного тела в другое . Все это работа Божественной мысли, все учитывающая, как переходы тел, так и уровень в этих переходах понимания и мышления живого существа, его навыков и качеств. Таким образом, Милостью Бога, Его высочайшим и скрупулезным трудом, охватывающем все Его творение, все идет и развивается успешно, четко, непрерывно, через процесс, называемый рождением и смертью, но обеспечивающим всем и каждому, включая человека в этом пути постепенность, так, что никогда живое существо не печалится, на что ему это тело, если он не готов в нем жить, что боится утонуть, хотя и рыба или Боится высоты, хотя и птица. Качества всех к каждому телу и к каждой среде Бог Готовит в других соседствующих формах жизни, или в результате долгого созерцания и общения с ними, дабы в сознании живого существа ничего не противилось и приняло новый путь естественно, как свой, изначально. Так что в цепи рождений каждого непременно присутствует своя причинно-следственная связь. Психология живых существ не должна страдать глобально, повсеместно, ибо это стало бы напрямую мешать их духовному развитию, развитию мышления и качеств индивидов. Однако некоторые несоответствия Бог допускает, как наказания и Уроки, из которых живое существо обязано извлечь свои наставления, ибо несовершенно. Данный стих оперирует к человеку и относится к многим вопросам, связанным с рождением и смертью именно человека. Здесь имеется ввиду как его материальное, так и духовное самочувствование в колесе сансары при смене человеческих и околочеловеческих тел (когда человек рождается среди домашних животных) и форм жизни, при всем при том, что каждое новое рождение должно и менять обстановку, как поле деятельности индивида, давая ему новые возможности проявления себя и своих качеств, как и новые пути достижения новых качеств, опыта, убеждений. Если человек в конце жизни очень беден, то (резко) родиться в богатой семье, в семье со значительным достатком он не может. Или необходимо, чтобы в конце жизни он естественным образом разбогател, чтоб ум принял и осознал такую перемену, и в таком состоянии он может родиться в семье с хорошим достатком, или, если перед смертью он был нищ, то должен опять же родиться в бедной семье, но семья постепенно должна разбогатеть, поскольку карма ребенка требует в этом плане перемен и должна быть поддержана кармой родителей, которым Бог даст своим путем (наследство, выигрыш, случай, работа, талант…). Т.е. согласно стиху человек рождается в очень близкой ему атмосфере (подобной обстановке в момент смерти, с пониманием близким к пониманию в момент оставления тела в предыдущей жизни), но ситуация вокруг него может меняться в ту или иную сторону. Аналогично, человек перед смертью не ясно мыслящий, переставший хорошо понимать и отдавать себе отчет, может родиться или среди животных (что не всегда следует рассматривать, как наказание, но как отдых), или с психическими отклонениями, с недоразвитым мышлением или быть медлительным с плохой памятью ребенком, что отнюдь не должно считаться определяющим, ибо Один Бог знает его дальнейшее развитие и предшествующие причины, которые могут еще вывести ребенка на очень высокий уровень мышления и понимания (также слабое понимание дается, если, например, в предшествующем рождении человек долго был или считался умственно отсталым, что иногда дается Богом, как отдых в материальном мире после очень длительного умственного труда ученого, философа, великого мыслителя или деятеля). Также, человек в конце жизни начавший писать стихи, в следующем рождении отличается склонностью к поэзии уже в детском возрасте. И тот, кто был великим мастером пера, может устремляться к такого рода творчеству в начале нового пути, но поскольку это путь был пройден сполна, интерес к труду поэта Бог начнет поубавлять, но приоткрывать другие горизонты, где человек начнет пробовать свои силы в новом направлении. Поэтому очень сложно человеку знать, во что выльются его личные склонности или его ребенка в начале жизненного пути, как и невозможно предсказать в начале пути, надолго ли бедность или богатство, во что перельется талант или слава. Все может быть лишь эхом от прошлого воплощения, где все уж получено сполна, как и может быть неслабым обещанием на всю жизнь. Также, очень жестокий человек, проповедующий насилие, идущий этим путем в прошлом воплощении, может родиться среди жестоких людей и постепенно через проявление жестокости и насилия других относительно себя, осознать это качество что называется изнутри и осознанно пойти путем отказа и освобождения от него, проявляя в этой перемене уже личную инициативу, но подводимый к этому вопросу неизменно Рукою Бога через ситуации, события, страдания, понимание. Человек, скажем, из-за болезни, или долгой нищеты претерпевший большой голод в конце жизни, может (в новом рождении) до определенного возраста быть худым, материально слабым, болезненным, быть жадным к еде и мыслить в основном в этом направлении. С новым рождением многое как бы повторяется для человека из того, что было в конце прошлой жизни. Это имеет отношение к его быту, характеру его и окружающих, как бы повторяется материальное положение, склонности, желания… Т.е. человек с рождения попадает в аналогичную ситуацию, где на первых порах может проявить себя так и направлять свои желания так, как это было перед смертью, но постепенно шаг за шагом, все осознавая и все понимая, человек переходит на те рельсы, которые запланированы Богом и которые значительно отличаются от предыдущего пути прошлого воплощения. Все это относится и к религиозности человека. Но в отличие от материальных качеств и материального положения, духовные качества и сохраняются, и закрепляются и проявляются, но в свое время. Однако, иногда некоторые качества, убеждения, черты характера человека, свойственные ему, проявляются только в зрелом или в преклонном возрасте, и этому могут быть свои причины. Или человек не добрал еще нужный опыт или должен вернуться к такому пониманию из прошлой жизни в результате определенных событий, встреч, потрясений или страданий. Тем не менее, будущее всегда есть как соединение с близкими людьми, но в других телах, так и встреча в новом теле со своими личными взглядами и качествами в знакомой энергетически обстановке с целью или корректировки, или укрепления, или отказа от них. Новое свое тело, новое тело других, новые обстоятельства, новый подход, новые суждения, новые знания – все заставляет себя же изменять, самому же себе из прошлого давать оценки, искать новый смысл, новое направление, новые причины и так неизменно развиваться, базируясь на том, что Бог подал как свое и не свое, но из личного багажа воплощенного. Так Бог ведет, завершает и начинает в непрерывном процессе смерти и рождений, без оглядки на прерывания в виде смерти (ибо и смерть есть мостик к переменам и развитию); и мысли человека, и ценности, и чувства понуждая постоянно работать и так творить человека и любого живого существа естественно и направленно, что есть абсолютная причина и основа для развития всего сущего в круговороте рождений и смертей. Поэтому этот стих есть немалое откровение Бога. Для многих он должен стать утешением и ответом на вопросы, как и надеждою, что ничто не уходит в никуда, что все имеет смысл и в этом Божественная Справедливость. Не исполнившиеся мечты и устремления, как и желания в одной жизни Волей Бога исполняются в другой жизни, иногда чуть ли не с рождения. Идущий по пути реализации и совершенства вместе со смертью не прервет этот путь. Не достигший успеха поэт или художник непременно скажет свое слово при более благоприятных условиях в следующей жизни, ибо всякий великий талант или гениальность проходит через многие и многие земные врата непризнанности в прошлых воплощениях в этом же направлении. Так видя и так понимая, человек многое поймет и другое и воочию через призму этих совершенных знаний увидит Милость Бога, Его справедливость, как и не тщетность любых своих и других усилий и никогда не назовет другого человека бездарным, ибо если Бог повел, то в каком-то рождении труд любого может стать Гениальным, ибо, ведя, Бог передает человеку постепенно свои Божественные качества, видение, опыт, мастерство. В равной степени и духовный труд, духовные усилия и понимания человека в конце жизни, как и духовная обстановка сохраняется Богом в новом рождении и непременно выдается человеку, но не с пеленок, а постепенно по мере взросления и благоприятности. 7. Поэтому в любое время продолжай постоянно думать обо Мне, также во время сражения. Устремив ко Мне ум и разум, ты непременно достигнешь Меня, в этом не может быть сомнения. КОММЕНТАРИЙ. Важно еще и еще раз сказать каждому, что любое наставление, идущее от Самого Бога, есть самое точное, авторитетное и лучшее направление в духовном пути для человека. Если преданный берет Мнение Бога за основу и неукоснительно следует ему, он, даже будучи в самом начале, даже неверно мысля, уже достиг успеха. Не следует много мудрить, изощряться, строить свои пути – все они без Слова и Наставления Бога непременно окажутся окольными. Очень сложно следовать Мнению Бога. Но этот путь поразительно успешный, лучше любого другого пути, наиболее счастливый и оправданный. Нет ничего, что было бы точнее и приемлемей и поддержано более Богом, чем следование Божественному напутствию строго и скрупулезно. Когда Бог в человеке Видит, что душа нацелена и мыслит идти указанным Самим Богом путем, то Бог становится лучшим союзником в пути. И здесь следует прислушаться к опыту великих ачарьев, познавших на себе Божественную Милость и поддержку. Получить в союзники Самого Бога – это высочайший Успех и гарантия достижения цели, Где Целью является Личность Бога, а достижение – идет через приобретение Божественных качеств, что в свою очередь добывается через непрерывную духовную практику, которой посвящен этот сокровенный диалог Бога и Арджуны. Одной из составляющих духовной практики, составной и неотъемлемой частью Высшей цели является, согласно данному стиху, памятование о Боге такого уровня, чтобы человек взгляд свой не отводил от Бога и в конце жизни. Но памятование о Боге в конце жизни не должно стать самоцелью, а лишь итогом, результатом тех духовных усилий и стараний, которые были неотъемлемы от преданного служения. Весь предшествующий путь для Бога куда значимей. Т.о. человек должен постоянно быть сосредоточен на Личности Бога все двадцать четыре часа в сутки без преувеличения. Ничто в окружающем его мире не должно восприниматься без мысли о Боге, без посвящения Богу, без видения во всем Воли Бога, без мышления вне совершенных духовных знаний, вне Божественных указаний и наставлений, вне мудрости Вед и требований духовных учителей. В какую бы сторону человек не пошел, какое бы слово не сказал, какой бы поступок не совершил – все непременно надо связывать с Богом через мышление, через разум, через ощущение Бога в себе постоянно. Просто ли это? Как достичь такое состояние? Не секрет, и очень многие действительно продвинутые бхакты иногда отвлекаются от мысли о Боге, вступают в те или иные отношения между собой, спорят, выясняют, решают, организовывают без мысли о Боге и Его присутствии, и только в период джапа медитации едва вспоминают о Всевышнем и то на очень слабом уровне, а надо Бога вовлекать в свою мысль постоянно, как воздух, как Непременный Авторитет, Как Высшего Управляющего, без Которого ничего не решить. Высокий пост преданного отнюдь не свидетельствует об уровне его реализации, ибо очень часто уровень его слов и дел не отличаются от слов и поступков неверующего. И иной, как бы неофит, может проявить завидные духовные качества и постоянную сосредоточенность на Личности Бога, ибо здесь играет существенную роль реализация человека, идущая из прошлых воплощений. Т.е. достижение этого состояния хоть и должно быть активным в каждой данной жизни, но управляется Богом, как и развивается Богом многие и многие жизни. Учиться сосредотачиваться на Верховном Брахмане непрерывно приходится не одну жизнь и только теми путями, на которые указывает Сам Бог – через всеохватывающую практику преданного служения, не исключающую путь добродетели, аскетизм и изучение Вед. Сотни бывших преданных (из предыдущего рождения и ранее) входят в преданное служение, как новички, или неофиты, привлекаясь преданным служением, отзываясь сердцем на святые имена Бога, прекрасно вибрируя их почти сразу, легко принимая религиозные принципы и следуя им, сразу принимая Святые Писания, как не противоречащие их внутренней сути и пониманию, с качествами, унаследованными из прошлых воплощений. У Бога много средств разбудить бывшего преданного, сделать его вновь активным в связующем процессе, которым является практика преданного служения, где определяющим является Слово Бога в Святых Писаниях. Поэтому есть на Земле много сокрытых от глаз великих преданных, для которых памятование о Боге естественно, непрерывно, наслаждает и сам того не зная, он, такой преданный, уже обеспечен помятованием о Боге и в конце жизни. Это надо понимать, хотя на самом деле никто не может знать, на какой ступени духовного развития он стоит на самом деле теперь, ибо желание и старание в преданном служении Бог может давать каждому и немалое, но только Сам зная истинное положение человека в духовном плане на данный момент и при этом не отличая его от других. Но умение постоянно сосредотачиваться на Боге без усилий – это должно быть немалым показателем для идущего. Бог позволяет также человеку обозревать свои качества как бы изнутри, указывает, где он слабей и на чем следует сосредоточиться. Иногда к этому развивающему процессу Бог подключает тех, кто уже видит и может направить извне. Об уровне своей реализации человек может судить по своим качествам. Когда он видит, что в нем нет раздражительности, чрезмерного поучения других, когда он немногословен, укрывается в Боге, благочестив и не отказывает в просьбах, когда он действительно внутри себя бесстрашен и полностью во всех ситуациях видит План и Волю Бога, когда он равен к друзьям и врагам, к камню и золоту, не лжив, справедлив, неприхотлив, все объясняет в своей судьбе и судьбах других через совершенные духовные знания, никого не осуждает, когда аскетичен, терпелив, когда не молит Бога о лучшей доле, когда не может поддерживать материальные разговоры и участвовать в материальных событиях, будучи вовлеченным, когда мыслью вновь и вновь сосредоточен на качествах Боа, Его Милости и Справедливости и Милость Бога видит во всем, когда все объясняет через призму совершенных знаний Вед и Непосредственное Слово Бога и, мысля о Боге, черпает в этом неиссякаемое наслаждение… тогда такой человек действительно преуспел в себе и преданном служении. Но сомнения при этом в себе всегда должны быть. Все это – малая толика тех качеств, которые уже есть немалая причина позволить человеку памятовать о Боге даже в конце жизни. Но, обладая этими перечисленными качествами, человек ими и должен пользоваться непрерывно, они должны работать, чтобы быть закрепленными, чтоб проявлялось излишнее и духовность корректировалась и развивалась. Человек должен легко возвращаться к мысли о Боге, всегда обращаться к Нему внутри себя, слышать Ответ Бога и видеть Ответ Бога извне через других людей и ситуации и через все события, и в благоприятном, и в неблагоприятном, всегда должен быть в состоянии проповеди, но больше объясняющей, избирательной и ненавязчивой, поясняя другим материальное бытие через призму только совершенных духовных знаний. Только так процесс памятования о Боге постоянный может закрепляться и становиться единственно возможным и естественным состоянием человека. Способов памятования Бога не счесть. Это и практическая деятельность в миру, и служение в храме, и посвящение Богу любой своей деятельности в любой момент жизни, это и закрепление на уровне ума мыслительного непрерывного процесса о Боге. Человек должен видеть как бы воочию работу Бога везде, и среди верующих разных конфессий, и в быту среди неверующих, и во всех природных явлениях, и во всех живых существах во всех формах тел. Человек должен видеть Бога Всеразвивающего и Направляющего, все Дающего и Всезнающего, также везде и непосредственно непременно Присутствующего во все времена, как Высшую Причину причин, Высшего и неизменного Создателя, как Нерожденного и все Пронизывающего Своими Божественными качествами. Такой путь и такое видение, и такая деятельность и не менее того могут дать памятование о Боге и в момент смерти человека, что также является процессом продолжения пребывания в Боге, включенным в непрерывную деятельность живого существа, ибо оно, живое существо, на самом деле от своего тела и его состояния не зависит, но может быть погружено в Бога и осознавать Бога непрерывно. В следующем стихе Бог указывает конкретно, что способствует памятованию о Боге, и что это дает человеку. 8. Тот, кто практикой йоги постоянно вовлечен в процесс медитации без отклонения ума ни на что другое, достигает Верховную Божественную Личность, о, Партха, тот, кто постоянно думает обо Мне. КОММЕНТАРИЙ. В этом стихе Бог указывает конкретно, с чего следует начинать в продолжение к Своей рекомендации, данной в предыдущем стихе, т.е. Бог утверждает значимость именно практики йоги без отклонений ума. Надо знать, что практика преданного служения придумана Божественной мыслью как тот лучший путь, который всегда является единственным, незаменимым, неподменимым ничем, никакими спекуляциями человеческого ума, путь ясный, описанный в Ведах абсолютно, не имеющий инотолков, путь, поддерживаемый Богом ЛИЧНО, путь, в котором на каждом шагу даются Божественные ориентиры, путь всеохватывающий, посильный для подготовленных, путь, который обставляется Богом так, что живое существо легко преодолевает материальные препоны, путь чистый, творческий, разумный и для каждого, будучи в твердых рамках, уникален, свой личный, неповторимый никем, но ведущий только к Богу и Божественным качествам, что есть непременная цель пути, которая и имеет ввиду достижение Всевышнего. Думать о Боге, помнить Бога, сосредотачивать на Всевышнем ум и разум необходимо всегда средствами, данными самим Богом, чтобы достичь то состояние, которое естественным путем позволит и помнить Бога, и думать о Боге даже в конце жизни. Но достичь это состояние мирскими только путями невозможно, но практиковаться в миру, все объясняя через Божественное присутствие во всем, Личное, без какой бы то ни было надуманной иерархии, непременно следует. Этот путь практики предоставлен в Кали Югу абсолютно, ибо заставляет идущую к Богу душу отвоевывать свое мышление и свою душу и видение Бога во всем на каждом шагу. Ибо сопротивление витающей в эту Югу греховности делает душу стойкой, всегда обращенной за поддержкой к Богу, Милостью Бога заставляет проходить через многие уникальные и непредвиденные аскезы. Также не следует, практикуя преданное служение, как огня бояться материального любого труда или даже общения. Ничто не осквернит, не повернет сознание вспять, Сам Бог не осудит, если все связывать с Богом. Не должно быть деления на низших и высших по уровню духовного осознания людей, ибо любые подразделения достаточно условны и относительны. Не следует бояться труда шудры или торговца. Любую работу можно одухотворить, и, если Богу надо, он сам отведет от одной деятельности, близко к ней не подпустит Своими средствами, и даст служение в храме или поведет другим путем. Не следует сопротивляться Божественной Воле идущему, но всегда обращать взгляд к Богу не требуя, не претендуя, не моля, ибо все, что имеет Бог на человека Благостно для человека в итоге всегда. Можно ремонтировать мебель и думать о Всевышнем, наставлять ребенка и думать о Всевышнем, смотреть телевизор и думать о Всевышнем, думать не отвлеченно, а в причинно-следственной связи, во внутреннем диалоге, с ориентацией на Мнение Бога, с просьбой к Богу, если в этом возникает необходимость. Можно во всех ситуациях видеть именно присутствие Бога, а не мистическое всезнание духовных учителей, но Его Волю, и в простом понимать Его План, всегда видеть Бога, как Высшую и Единственную Причину всех связей, всех отношений, всех успехов и поражений, приобретений и потерь. Все это непременно способствует развитию совершенного видения и совершенных духовных качеств, как и усиливает привязанность и устремленность к Богу и укрепляет основную цель – достижение Всевышнего через слияние с Ним через Совершенные качества. Состояние постоянного памятования – очень высокая ступень, но она достигается своим путем, теми средствами, которые единственно возможны и приемлемы Богом. Имеется ввиду целенаправленный процесс, рекомендуемый Ведами изначально – это через саму практику йоги, в которой человек должен быть занят постоянно, поскольку именно она даст совершенное самоулубление и высшую сосредоточенность в себе на Верховном Брахмане без каких бы то ни было отклонений. Только практика йоги сделает проникновение в Бога настолько высоким, что это состояние станет единственным состоянием человека, чем бы потом он ни был занят. Именно через практику йоги Бог Говорит, с чего следует начать индивидуально, что контролировать, указывает на основные возможные причины отклонений – ум, разум, чувства, желания и внешний материальный мир с объектами чувств. Практика йоги не может ставить целью какие-либо промежуточные, даже духовные желания, но только через все достижение Всевышнего, как конечную и единственную Цель. Все остальное – духовные качества, состояние отрешенности, памятование о Боге в течение жизни и в конце – все это необходимо развивается и проявляет себя со временем по Решению Бога. Путь практики йоги вначале может выглядеть как насильственный, требующий постоянного контроля себя, но далее трансформируется как в достаточно привлекательный процесс, в большой степени наслаждающий душу. Основная причина в том, что человек реально испытывает чувство наслаждения и единения с Богом, становится на ступень истинной отрешенности и независимости от материального мира. В следующем стихе Бог подсказывает, о чем можно думать, на чем сосредотачиваться, находясь в состоянии йоги. Однако, только-только начавший духовный путь человек не сможет последовать этим указаниям Бога, поскольку его багаж совершенных знаний еще очень мал. Ему следует начать путь с изучения Святых Писаний, с общения с преданными Бога и продвинутыми личностями, чтобы пополнить свои знания о Качествах Бога, о Его Играх, когда Он посещал Землю или другие планеты вселенной. В следующем стихе Бог ориентирует примерно, в каком Плане можно думать и сосредотачиваться на Личности Бога, однако, и другое мышление не возбраняется, если оно обращает взгляд к Богу и через Бога старается увидеть любые события в материальном существовании, когда человек еще слаб в духовных совершенных знаниях. 9. Тот, кто постоянно думает обо мне, как о Том, Кто все Знает, как о Старейшем, как о Том, Кто всем Управляет, как о Том, Кто меньше атома, как о Том, Кто все Поддерживает и Чья форма Непостижима, Кто ослепителен, как солнце и Кто Возвышается над тьмой… 10. Он в момент смерти не отклоняясь умом, с преданностью вовлеченный в практику йоги, также непременно силой мистической йоги полностью установив воздух жизни между бровей, достигает эту Верховную Божественную Личность. КОММЕНТАРИЙ к ст.9. Этот стих строго связан с предыдущим и последующим стихами и не может объясняться сам по себе, но только в этой связи. Поэтому следует стихи 8, 9, и 10 рассматривать, как одно смысловое предложение. Все три стиха вместе в переводе звучат так: 8). «Тот, кто практикой йоги постоянно вовлечен в процесс медитации без отклонений ума ни на что другое, достигает Верховную Божественную Личность, о, Партха, тот, кто постоянно думает обо Мне… 9). …как о Том, Кто все Знает, как о Старейшем, как о Том, Кто Превыше всех, как о Том, Кто меньше атома, как о Том, Кто все Поддерживает, Чья Форма Непостижима, как о Том, Кто Ослепительней, чем солнце, как о Том, Кто Возвышается над тьмой… 10). Он в конце жизни, не отклоняясь умом, с преданностью вовлеченный в исполнение практики йоги, также силой мистической йоги полностью установив воздух жизни между бровей, достигает Эту Божественную Личность». Из этого приведенного здесь целого посмотрим на то, что относится к ст.9, что указывает Бог, как направление памятования о Нем в процессе практики йоги. Что необходимо думать человеку, когда он сосредотачивает мысль на Боге, как на Старейшей Личности. Сразу надо сказать, что каждому Бог изнутри дает свое направление в соответствии с уровнем в нем совершенных духовных знаний. Но здесь можно мыслить о Боге как о Боге-Творце, Изначальном, Нерожденном, Причине всех Причин и Которому нет причины. Если человек сосредотачивает мысль на Боге, как на Том, Кто Превыше всех, надо мыслить о Достояниях Бога, о Его Извечных Великолепных Качествах, как о Высшем Правителе, Которому нет сколько-нибудь равного. Думая о Боге, как о Том, Кто меньше атома, следует сосредоточиться на Знании, что Бог меньше меньшего. По сути, все живые существа меньше меньшего и пронизывая Собой все через Свои многочисленные энергии, Бог входит во все, что меньше меньшего, как Высшая душа, развивая все изнутри, как и извне и, находясь также в атоме и менее того, Бог остается Богом, Полным Целым со всеми Его Великолепными качествами и достояниями и исполняет Божественную Работу абсолютно и независимо от того, где он пребывает – в малейшем или во всей вселенной, или за ее пределами, но отдавая все необходимое и в полной мере своему творению на любых этапах и в любых формах его развития. Думая о Боге, как о Том, Кто все поддерживает, следует думать о Любви Бога к своему творению, беспристрастной и равной ко всему в нем, о Божественной Справедливости, Милости, Неизменности и Непривязанности, но исполнение Своего Труда, как Божественного Долга. Можно думать о Боге, как об Истинном Отце всех живых существ. Можно думать о проявлении Бога и Милости Бога в своей личной жизни и жизни знакомых людей и родных. Можно думать о необходимости предаться Богу, вверить свою судьбу Богу, Посвятить Богу всю свою жизнь. Можно думать о служении Богу, внимать Богу в себе и следовать Мнению и указанию Бога изнутри. Думая о Формах Бога, необходимо в помощь призвать совершенные знания Вед, где Бог описывает Себя как во Вселенской Форме, так и Свои воплощения в разных формах тел, начиная с двурукой, человеческой формы, а также можно вспомнить в этой связи об играх Бога, описанных в Источнике Вечного Наслаждения и в Шримад-Бхагаватам, вспомнить в этой связи о цели прихода Бога и описание Его явлений Святыми Брахманами и духовными учителями. Можно попытаться на уровне мысли увидеть Бога в той или иной Форме, сосредоточиться на ней, при этом быть внимательным к тому, что Сам Бог изнутри будет говорить или давать в виде знаний и возможно почувствовать в себе энергии Наслаждения и духовного Счастья. Думая о Великолепии Бога, можно вспомнить качества Бога, Его Великолепные формы. Увидеть Бога, возвышающегося над тьмой, можно, думая о Боге, как о Спасителе, ведущем к Себе через совершенные духовные знания Вед, рассеивающих тьму невежества в умах и сердцах живых существ и направляющих живые существа на развитие Божественных качеств через материальное и духовное Бытие на Земле и под непрерывным Управлением Самого Бога изнутри и извне. Также можно думать о Боге, как о Свете Миру, как о Том, Кто развивает этот материальный мир и ведет всех и каждого к Истинному Свету, Самому Богу. Описав возможное направление ума в процессе медитации, Бог в следующем стихе показывает суть медитационной йоги для тех, кто идет этим путем и поясняет, что это в итоге приносит йогу. КОММЕНТАРИЙ к ст.10. Этот стих имеет, как и два предшествующих, самое прямое отношение к тем йогам, которые устремлены к Богу через медитационную йогу и имеют несколько мистически направленный ум. Самый чистый путь – это путь, без сомнения, бхакти-йога, далее следует карма-йога, которые имеют самое прямое отношение к преданному служению. Когда же йог идет к Богу через управление в себе воздушными потоками или акцентрируя внимание на развитии чакр или так, как приводится в данном стихе, то это есть путь к Богу через собственное эго, путь окольный, с мистическим направлением ума. Но карма-йога и бхакти-йога ведут к Богу самым прямым путем и именно здесь может быть достигнут самый реальный результат. И тем не менее, путей к Богу немало. Они созданы Самим Богом и имеют своих идущих, которые устремлены так, как позволяет им их духовный уровень, куда входят духовные качества человека, уровень совершенных духовных знаний и непременно деяния, включая мирские, и прилежание. Но эти три стиха для тех, кто хочет идти именно так, через в основном медитационный процесс. Однако, непременно следует отметить, что в этом направлении далеко не каждого ждет успех, но единиц. Требование Бога к так идущим здесь достаточно четко выражено: 1.Практика медитационной йоги должна быть постоянной. 2.В процессе практики йоги следует быть сосредоточенным, контролировать свой ум и чувства, без отклонений. 3.Мысль следует сосредоточить или так, в том направлении, как указано Богом здесь или следовать подсказке изнутри. 4.Йог, оставляя тело, должен в момент смерти, имея цель – достижение Всевышнего, силой мистической йоги установить жизненный воздух между бровями. В этом случае возможно достижение Верховного Брахмана. Но это, как было сказано, не абсолютный, не самый результативный путь. К тому же здесь присутствует проявление собственной воли, также есть элемент обеспокоенности за результат, поскольку нет гарантии, что человек не возвратится в материальный мир. Здесь нет также упования на Бога, как и укрывания в Боге, нет цели жизни достижение Всевышнего и вручения себя Ему. Только истинный преданный не имеет этот элемента сомнения или страха, ибо его реализация такова, что позволяет полностью полагаться на Волю Бога. При этом памятование о Боге для него естественна ни только в момент оставления тела, но и в любой момент, поскольку присутствие Бога в нем неотделимо от его сознания. Только достаточно реализованный преданный не мыслит о тех условиях, при которых оставит тела, не мыслит о памятовании, не строит в связи со своей смертью никакие предварительные расчеты, не уединяется, но все принимает, как естественный процесс, всецело зависящий от Бога и ни в чем от него самого, прилагая, однако, немалые духовные усилия. Возможное возвращение в круг сансары для него означает лишь, что Отец Знает лучше, что будет во благо. Однако, Бог уделяет немало разъясняющих стихов тем, кто идет к Нему через дхйана-йогу. Это объясняется тем, что это переходный этап от религиозных конфессий к служению Богу непосредственно через чистую бхакти. Это еще путь для многих философски настроенных умов, полагающихся более на себя и рассчитывающих на быстрый успех, минуя, собственно, труд служения и поклонения в полной мере. Зная их многочисленные амбициозные и еще материальные желания: любой ценой и быстрым темпом – Бог дает им путь, близкий им по духу, путь некоторой самости, путь через мистически настроенный ум, путь немалых, но автоматических усилий без еще необходимых или неразвитых духовных качеств. Отсутствие этих качеств, слабое поклонение Всевышнему – первая и существенная причина падения или попросту рождения в материальном мире вновь. Но во времена Аржуны, как и теперь, таких и так философски настроенных людей было достаточно. Поэтому Бог и дает такое направление, как устремление к Богу по первому кругу в основном. Но… и здесь могут быть свои успехи. Об этом в следующих стихах
Читал. Куда конструктивнее библии, хоть, впрочем, толку-то. Библия поэтичнее. "Господи а он что? - Даже если я захочу чтобы он пребыл пока прииду, что тебе до этого? ТЫ ИДИ ЗА МНОЮ!"(От Иоанна) Вот суть любой религии.