Перейти к основному содержанию
ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ
<из цикла «Песни птицы Гамаюн»> Ох, как по небу летел, да на землю не глядел - Всё манила и звала высь бездонная. А небес голубизна открывала бездну сна, И тонула в ней душа, тварь бездомная. Что ни море - то вода, что ни небо - то беда, И не свить душе гнезда в небе ветреном. А земля черным-черна, кровью до краёв полна, Нет ни берега, ни дна горю смертному. Встрепенулся, как во сне, и упал с небес, как снег, Разметал стальные перья горючие. Колыхнулся чёрный страх, пошатнулся лютый враг, Зашипели в норах гады гремучие. На войне - как на войне: наяву, а как во сне… Вдруг очнулся - всюду поле бескрайнее - Небо, ветер, ковыли, да трава в густой крови, Да в траве заклятый враг обезглавленный. А как в небо поглядел - так стрелою и взлетел, И помчался над морями-океанами. И не птица, и не зверь, и не рыба, и не змей - Бесприютна сирота окаянная…
Любо. И очень звучно. Мои аплодисменты.
Благодарю за «аплодисменты»! Спасибо.
Полностью соглашюсь с предыдущим сенатором. Очень красивая стилизация...
Елена, спасибо большое! Стихи из этого цикла - не песни, они «навеяны» одноимённым альбомом инструментальных композиций, написанных моим другом, композитором Александром Навойцем. Послушать этот альбом можно здесь: http://www.aine.pl/~wsztokman/ru/navoec_aleksandr/ppg.html С уважением,
Если это стилизация под славянский миф о Финисте - Ясном Соколе, то она не точна. Дело вот в чём: Финист - Ясный сокол - персонаж русской волшебной сказки, обладающий способностью превращаться в сокола(здесь можно сказать о связи древнерусского "финике" с греческим "феникс". Также определение "ясный сокол" возникло, скорее всего, из-за метафорического образа жениха-сокола, где "сокол" - синоним слова "молодец"). Сказка о Финисте напоминает, особенно зачином, сказку об Аленьком цветочке, только в данном случае младшая из трех дочерей просит отца подарить ей перо Финиста. Получив подарок, девушка обнаруживает, что по ночам оно превращается в прекрасного юношу. Завистливые сестры, желая помешать счастью младшей, устанавливают на окне, через которое прилетает Финист, ножи. Израненый сокол покидает возлюбленную, и ей приходится пройти через странствия и испытания, чтобы найти своего любимого. Однако, добравшись до тридевятого царства, девушка узнает, что Финист забыл ее и готовится к свадьбе с иноземной царевной-колдуньей. Находчивая девушка в обмен на три волшебных предмета получает право провести с возлюбленным три ночи. В третью ночь ей удается пробудить Финиста от колдовского сна, он узнает ее, и сказка заканчивается свадьбой. С этой точки зрения не ясен образ некоего врага, который в траве и обезглавлен, да и в целом сюжет не соответствует первоисточнику. Может, это продолжение легенды? :bigwink: Хотя, если отойти от происхождения легенды и рассматривать как самостоятельное произведение, то очень красиво и звучно. Насчёт стиха - четвёртая строфа, особенно вторая строчка, почему-то звучат не так..."всюду" немного мешается.IMHO. А вобщем-то здорово. С уважением,
Еще как здорово! Это НЕ стилизация, нету тут моего согласия, хотя в принципе мысли Алекса верные, но сам же Алекс верно отошел от первоисточника, и правильно сделал! Щас отдельно напишу :)
Алекс, спасибо большое за отзыв! Я рад, что стихотворение Вам понравилось. Что же касается сказочного сюжета, то это совсем никакая не стилизация, а скорее вариации на тему мифа изложенного в книге Александра Асова «Песни Птицы Гамаюн», согласно которому, Финист Ясный Сокол - птица-воин, инкарнация бога войны - Волха: «И тогда понесла Мать Сыра Земля от того Змeя Индрика лютого, тяжела она стала от гадины. Она год тяжела, она два тяжела, она три тяжела - тридцать лет тяжела. Ходит в тягости Мать Сыра Земля по горам по долинам широким - все-то ходит, дитя вынашивает. Срок пришел разрешаться от бремени. Закатилося Красно Солнышко да за горушки за высокие, порассыпались часты звездочки по небесному своду светлому - и родился тогда от Сырой Земли буйный Огненный Змeй - Волх сын Змeевич. ... А как стало Волху полтора часа - слово он сказал, будто гром взгремел: - Ой ты гой еси, Мать Сыра Земля! Не спеленывай меня пеленой своей, не завязывай златым поясом - пеленай меня в латы крепкие, надевай на главу золотой шелом! И сходи, Мать Сыра Земля, в кузницу - ко Свaрогу богу небесному, пусть скует он булатную палицу, да чтоб триста пудов было весу в ней! Зашвырну я ту палицу за горы, разбужу того Змeя ползучего, из норы своей пусть Змeй выползет. После грянусь о Землю Сырую, стану Финистом Ясным Соколом, разбросаю я перья железные, упаду на него из подоблачья, раздеру когтями булатными, размечу клочки по Сырой Земле! Говорила ему Мать Сыра Земля: - Будет этому пора-времечко, все как сказано - так и станется. ... Стал расти Волх сын Змeя могучего, не по дням и годам - по минуточкам. Восхотелось ему много мудрости. Обучился узлы он завязывать, обучился клубки он прочитывать, обучился славить Свaрога, и Семаргла, и Рода небесного. А потом обучился премудростям - как обертываться Ясным Соколом, как парить птицей легкой в подоблачье, превращаться как в Волка серого, рыскать Волком по лесу дремучему, и как стать златорогим Туром, и скакать горами высокими, обращаться как быстрой щукою, и по синему морю разгуливать. Обернется Финистом Соколом, полетит птицей легкой в подоблачье - по велению Рода небесного, по хотению Волха Змeевича завернет он гусей и лебедушек, станет бить в небесах стаи малых птиц. ... Обернулся он Ясным Соколом, высоко летит по подоблачью, избивая гусей и лебедушек к завтраку, обеду и ужину. Прилетел Сокол Волх к царству темному, на окошечко сел косящетое. ... Тут слетал Финист Сокол с окошечка, обернулся он добрым молодцем. Как Стрибог мощным ветром разносит огонь, так и Волх обронил Змeю лютому слово: - Ай ты, Индрик Змeй, подземельный царь! Не прощу я тебе насилие, не прощу слова твои дерзкие! Испугался тогда лютый Индрик Змeй, бросился за двери железные, запирался запорами медными. Но ударил сын Змeя в те двери ногою - все запоры медные вылетели и раскрылись двери железные. Как схватил Волх могучий сын Змeевич и ударил Змeя о каменный пол. Как ударил о пол - гром и звон пошел. То не Финист Сокол крылом махнул - то махнул Волх могучий саблею и отсек Змeю Индрику голову - и рассыпался Змeй на змеенышей, а змееныши в щели спрятались.» ( А. Асов «Песни Птицы Гамаюн» http://paganism.msk.ru/liter/asov09.htm ) История эта архетипична и в ней слышны отголоски мифа о древнеегипетском солнечном соколе-воине Горе. Гор, как и Финист-Волх - сын богини плодородия Исиды, правда, борется он не с собственным отцом, а с родным дядей - Сетом, предводителем чудовищ. А сказка про Финиста-жениха мне конечно же знакома с детства ;) С уважением,
Спасибо за ответ. Многое прояснилось. Про книгу Асова я слышал, но читать не читал. Теперь, наверное, возьмусь. Удачи,
А чего отдельно-то... про душу измаянную... так вон стихи... чего говорить-то... про Поэта стихи.
Юля, спасибо! Ну да, сказка - ложь, да в ней намёк ;) А мифы потому и живут тысячелетиями, что речь-то в них не о потустороннем мире, а о мире человеческой души. Вон и теория Фрейда вся на таких «сказках» построена :) С уважением,