Перейти к основному содержанию
Литературные опыты первой любви (венок)
1. Сонатой незнакомой слуху Шуберта Звучала ночь аккордами свиданий. Над первыми любовными брошюрами Корпели желторотые созданья. Разучивали страстные сольфеджио Безопытно, спонтанно, по наитью. Фривольные мелодии с надеждами Переплетались в нотностанных нитях. И отзывалась ночь грудным регистром В одном диапазоне с юной нежностью. И скрадывалось школьных ласк невежество Чутьём и пылкой жаждой страстных истин. И складывались вздохи первой свежести Сонетом любопытного фрейдиста. 2. Сонетом любопытного фрейдиста, Скандальным – в пику косности заданья, Стихами недоучки гимназиста Вписалась ночь в программу мирозданья. Классические формулы рифмовки – Как льготы безупречным ветеранам. А время и душевные мембраны Желали не обносков, а обновок. И ночь плодила дерзко муры-Шуры, Вне лексики традиций, но по нраву И девушкам, и юношам, на равных Верстающих любовные брошюры, Мечтающих и жаждущих нирваны В блестящей звёздным наворотом шубе. 3. В блестящей звёздным наворотом шубе Явилась Ночь на ярмарку природы. Взамен, дневных, мирских, базарных шуток, Она была волшбой высокой моды. Брюнетка, манекенщица от Бога, На подиум взошла, дразня духами, И город затаил своё дыханье В восторге и волнении глубоком. Лишь шорохов загадочные ритмы. И Месяц не замешкался в кулисах, Блестяще приударил за актрисой, – Красавицей, южанкой колоритной. В наряде неразгаданной палитры Ночь на крючке у Месяца повисла. 4. Ночь на крючке у Месяца повисла Произведеньем живописной спелости, И у неё не возникало мысли, Что он лишь часть её волшебной прелести. Блистательный и в области духовной, – Поклонник молодой не без таланта, – Он показал ей лунную сонату, Озвученную некогда Бетховеном. И Ночь сияла звёздным откровением, И отдана лирическим волнениям Звучала, облюбованная музами. Свободное дыханье вдохновения В сопровожденьи ангелов – мгновение, – И мы зависли в тайнах этой музыки. 5. И мы зависли в тайнах этой музыки, Как узники гипноза виртуозов, Как часть массовки безголосой в мюзикле, Оцепенев от этих арий звёздных. И мы зависли со своей программой, Случайно очутившись в этом сайте, Оторопели от природной саги, От иллюстраций к этой мелодраме. И заполнялись памятные биты* Подарками смуглянки самобытной: Очарованьем, искренностью щедрой, Романтикой и жаждою открытий, – Как будто Ночь шептала нам: "Любите!" – И затопляла чувственным крещендо. *Бит – единица количества информации 6. Затопленные чувственным крещендо Слова не выплывали из гортани. Оставшиеся в гавани смущенья Не ведали сокровищ страстной тайны. Проворный экипаж был наготове. Все ждали указаний капитана. А он сомненьем мучился – не рано ль Ещё отдать стыдливые швартовы. Какая встреча ждёт его пиратов – Разбойных рук и губ, в пылу сраженья? А может отмолчаться, что б обратно Не возвращаться с чувством униженья? Увы, давилась сладострастья муза Невысказанной чувственной обузой. 7. Невысказанной чувственной обузой Признанье тяготило наши души. А откровенья трепетная муза Страдала стойкой формой малодушья. Боязнь и страсть вовсю точили лясы О сущности идей природных слайдов. Голодный дым в метающихся взглядах, Пока с трухлявым страхом не справлялся. И стыд, и срам – любовники заочно, – Не разбирали характерный почерк Стихийного взаимного влеченья. Но всё же ощущалась наша общность – Смотрелись мы в театре этой ночи Соавторами паузы смущенья. 8. Соавторами паузы смущенья Пролог был утрамбован многоточьем. И чувствовалось перенасыщенье Столь многообещающих отсрочек. Порывистые возгласы и фразы Лишь подтверждали напряженность жертвы. Всё требовало действия, сюжета, – Но как пройти застенчивую фазу?! С такой боязнью страстного дурмана Не пишутся любовные романы, – И ночь, и сад, и жажда – бесполезны. Когда боишься показаться пьяным – Твой максимум – потуги графомана… Но нас прорвало страстью строк нетрезвых! 9. И нас прорвало страстью строк нетрезвых – Мы вырвались из постного томленья, Мы прокололи острой антитезой Пузырь обременительных сомнений. Мы с радостью шагнули в эту пропасть, Слились в неподражаемом дуэте, На языке любовных междометий Мы закрутили уличную повесть! С азартным любопытством новобранцев Вкушали мы хмельную неизвестность. И облака явили нам любезность, Закрыв собой свет звёздных декораций, Мешавший нам до срамоты надраться. И ночь сорвалась, увлекая в бездну. 10. И ночь сорвалась, увлекая в бездну, Где губ и рук просящих, влажных, жадных, Стеснительность бредовая разверзлась И затянула страждущих от жажды. На вдох и выдох – краткие мгновенья. Тугим объятьям, поцелуям – вечность! О промежутках не могло быть речи – Мы так заждались этих дерзновений. Всплеск! Взрыв! – и первые увечья: Беспамятство, безумие, безвременье… Страсть изловчилась – врезала по темени, – Нокаут обоюдный – кода встречи, – Нас осенило плотским красноречием… Но не хватило на цветы и тернии. 11. Но не хватило на цветы и тернии Весенних страстных, праздных песнопений. Отпел Апрель сладкоголосым тенором, И Май ещё цеплялся к нам репейником, Но вот июнь, на почве равнодушья, Оправил суть любовную в кавычки: «Последыш чувства – пресные привычки И проза на скулёжной раскладушке.» К шедеврам звёздных шуб мы стали глухи. Сухая анатомия во двориках, Скупые дозы у друзей на кухне – Страсть уступила ханжеству порнухи. И не осталось у былых любовников Ни шуб, ни слов, ни музыки, ни духа. 12. Ни шуб, ни слов, ни музыки, ни духа, Не нужно равнодушным манекенам. Им всё равно – они немы и глухи. Не им Шекспиры, Моцарты, Кардены Творят шедевры. Не из этой глины Бог вылепил людские файлы генов. В рутинной прозе точек эрогенных Животные скачки адреналина. Мы, в гардеробе, чувства и надежды Оставили, что б не сидеть в партере Стеснёнными высокими материями. Спектакль окончен, распахнулись двери, Но нам никто не возвратил одежды – Наш номерок от вешалки утерян. 13. Наш номерок от вешалки утерян? Да нет же, – мы не разобрались с речью. У плотских ощущений эзотерики Лингвистам неизвестное наречье. Мы намудрили с фабулой романа, Лишив сюжет эпитетов и почвы. На междометьях не создашь и очерк. Но мы, с глухим упорством графоманов, У мэтров лета выпросив отсрочку, Осенней гаммой выверяли почерк. И вроде ночь повисла в том же духе, Но вдохновенья – максимум на точку. Иль осенью мотив другой у ночи, Иль Бог лишил нас чувственного слуха. 14. Иль Бог лишил нас чувственного слуха, Иль не было его у нас в помине. Последних встреч оскомина и сухость Ускорили наследное унынье. Лирический, любовный слог свиданий Заполонила страстность строк мишурная. Мы отписались тонкими брошюрами Для личных, путевых воспоминаний. Зависнет ночь над нашими маршрутами, В весеннем, расточительном орнаменте, Напомнит о былой апрельской шуточке – Как первая любовь учила грамоте, Сонетами, венком повисшим в памяти, Сонатой, незнакомой слуху Шуберта. 15. Сонатой, незнакомой слуху Шуберта, Сонетом любопытного фрейдиста, В блестящей звёздным наворотом шубе, Ночь на крючке у Месяца повисла. И мы зависли в тайнах этой музыки, Затопленные внутренним крещендо, Невысказанной чувственной обузой, Соавторами паузы смущенья. Но нас прорвало страстью строк нетрезвых. И ночь сорвалась, увлекая в бездну. Но не хватило на цветы и тернии Ни шуб, ни слов, ни музыки, ни духа. Наш номерок от вешалки утерян… Иль Бог лишил нас чувственного слуха. ___________
БОРИС, я потрясена вашим произведением, здорово, нет слов, как красиво и верно, спасибо за такой потрясающий стих, очень приятно. С ув. НАСТЯ.
[Гарантированное прочтение] Оценивать не буду, так как не дочитал до конца. Первый сонет непонравился. Показался нарочито умным. К тому же: "Сонатой незнакомой слуху Шуберта", а Моцарты она была знакома? Про Бетховена и его слух умолчим из деликатности. :) В общем есть у меня серьезное подозрение, что Шуберт в стих попал совершенно случайно и делает в нем не понять что. "Звучала ночь аккордами свиданий." Ах да, очевидно автор сделал важное историческо открытие - Шуберт на свидания не ходил. Так и умер девственником. "любовными брошюрами" стилистический ужасть :( "И складывались вздохи первой свежести" угу. А осетрина второй... "Сонетом любопытного фрейдиста." складывалсь сонетом? Ну-ну. Несмотря на придирки, оценил трудолюбие автора и довольно высокий (для этого сайта) уровень техники. Если бы оценивал только по первому сонету, то поставил бы семерку, что для меня довольно хорошая оценка. -- Алекс.
Уважаемый Александр! Моцарт один из основоположников жанра "соната". Ф.Шуберт один из известнейших авторов, которые писали в этом жанре. Но главное почему здесь присутствует именно Шуберт - он внёс значительное развитие в этот жанр в РОМАНТИЧЕСКОМ (подчёркиваю - в РОМАНТИЧЕСКОМ) направлении, что было особенно важно для меня в этом венке, и что соответствует общему замыслу венка. Что касается Бетховена, то его знаменитая "Лунная соната" обыгрывается в одном из сонетов этого венка, в чём бы Вы могли бы убедиться Александр, если бы дочитали... "Сонатой незнакомой слуху Шуберта Звучала ночь аккордами свиданий" - каждое свидание это аккорд и все вместе они и составляют вышеупомянутую сонату... "Над первыми любовными брошюрами Корпели желторотые созданья" - именно так в тексте. Попробую объяснить образ (хоть не люблю это дело): первая любовь, это ещё не любовный роман, не книга большой и настоящей любви, а так, нечто пока малое, брошюра, но и над ней неопытным юнцам приходится покорпеть прежде чем они станут авторами своих, пусть пока маленьких, но произведений. Я здесь попытался сыграть на двойном значении словосочетания "любовный роман", - но масштабы у начинающих не те... "И складывались вздохи первой свежести" - это не умудрённые опытом любви страстные вздохи, а юнные, чистые, свежие по своему дыханию и полёту фантазий первые вздохи зарождающейся любви... "Сонетом любопытного фрейдиста" - а почему бы и нет, разве сонет, как стихотворное произведение не обязан своим происхождением любви?! Уважаемый Александр! Я благодарен Вам за оценку моего трудолюбия. Ваши замечания я не склонен расценивать как придирки, - я думаю это попытки разобраться, "дойти ло самой сути", и это гораздо лучше чем поверхностное чтение. Опять же, без доброжелательной критики нет развития, а я не хочу стоять на месте. Единственное, чего не хотелось бы,это торопливости в выносе оценки - лучше как Вы (сначала задали вопросы), сначала прицениться, а потом, если появится желание поставить оценку. Ещё раз спасибо Вам и всех благ! Борис :)
[Гарантированное прочтение]
Наконец-то нашёлся человек (тем более хороший поэт), который прочитал и оценил (положительно!) этот венок. Спасибо Вам! :)
А чего так? Без объяснений, без аргументации...
Приношу свои многообразные извинения (сами придумайте многообразие :)). Дело в том, что мне ваш венок показался слишком обильно разрастающимся вверх, а это бесконечные, безбожные ссылки на историю, личностей, события – я такого не перевариваю, даже не пытаюсь пройти безумный путь автора. Такое, знаете ли, творчество не вызывает умственной эрекции, оно не обладает звучанием, это откровенный шум порванных динамиков. В настоящем, обратите внимание, место пассивных акустических систем заняли активные – у Вас слишком сложный ламповый усилитель, я не слышу музыки. Как видите моя оценка исключительно эмпирического свойства. Еще раз извиняюсь, но как я не мог не обратить свой прогрессивный взгляд на украшающий главную страницу перл. Потомки, мои бедные не рожденные детки не простили бы мне такого упущения :)) Ничего личного.
Значит, по уровню вашего восприятия этот венок ниже среднего (суммируя все критерии оценки)?! Ваш уровень в ЛИЧНЫХ отношениях к разным авторам даёт не просто сбои, но и откровенные провалы и порой неоправданные головокружительные взлёты. Что-то с рулём высоты? Что же касается вашей умственной эрекции - что ж, данный венок с самого своего рождения не претендовал на функциональные возможности ВИАГРЫ. :) С Новым Годом!
Великолепный венок сонетов. Сам я к такому литподвигу не способен. И потому высоко ценю авторов, которые это делают. Это мастера. Мой вам поклон.
Ой, не перехваливайте меня, уважаемый Владимир. Хотя, чего греха таить, - приятно. И Ваша оценка, и Ваше внимание мне очень дороги! Спасибо!!!