Перейти к основному содержанию
ЭЛЕГИЯ НЕБА
посв. Жану Мишелю Жарру Черное небо пусто. Нет ни звезды, ни слезы В астрономическом И циклопическом взоре Космического Божества. Но где-то там, в безднах Проплывают ультразвуковые Дельфины – глубокопищащие. Когда Космическое Божество Теряет звёздные слёзы, Слышна Музыка Сфер, И всё тонет в меланхолической Млечности. Межпланетным дельфинам Не обняться вживую, Они обнимаются своей Электронной музыкой. Внеземные Медузы Иногда засматриваются на выси Своим дрожащим грибком; Они сканируют, как зондом, Отражения Галактического Ветра В Океанической воде. Космическое Божество говорит Со всеми – на языке каждого – Интимными флюидами, Но никто не знает Его собственного языка, На котором оно говорит с собой. По проволоке строки Издалека течёт ток – Телеграфное сообщение древности, Осыпавшееся в нашу жизнь Кленовыми осенними листьями. Вообще, все летописцы и поэты – Утопающие. Их удел – завещание. Может, на далёких звёздах Тоже есть жизнь И даже смерть; Там, наверное, тоже Чему-то радуются, Кого-то хоронят, Смотрят в телескоп И грустят, щипая гитару Или что у них там. Космическому Божеству Временами становится Одиноко и холодно. Его охватывает просто жуть, Но деться от себя некуда. Но оно знает, что За зеркальной колбой Термоса пространства Существуют другие Космические Божества. И все ждут, ждут, ждут… 2003-2004 гг.
Необычное ощущение от стиха: вроде бы, совершенно фантастические образы, необычная форма и проч., а... - ощущение невыносимой почти банальности. Особенно финал. Т.е. очень "заумными словами" сказаны мысли (к сожалению, передачи ощущений почти нет - именно мысли) простейшие. Форма не соответствует задуманному содержанию. Что понравилось: "Вообще, все летописцы и поэты – // Утопающие. Их удел – завещание" - тоже мысль не новая, но выражена, IMHO, лаконично, ясно, точно и небанально. IMHO, стих, посвященный ЖМЖ, мог бы быть более музыкальным, нести больше музыкальной образности. Т.е., если подробнее: если, напр., сказать "я слышу резкий звук" - почти никакой образности нет. Если (напр.) "дробь и рокот ударных" - образ есть. Звукопись, ритмика. Задача в случае с ЖМЖ очень сложная, но в Вашем стихе не видно и попытки ее решения таким путем. А цельного перевода "музыки в живопись и кино" тоже не вышло - образы разрозненные, слабые, эклектичные, не складывающиеся в "картинку"
Может быть да, а может быть и нет. Тут зависит от настроения восприятия. Вот две полярных максимы: "Ничего нового под луной, всё-забытое старое" и "в одну реку не войти дважды"-попеременно верны, каждая в своей фазе. Отсутствие смыслового единства? Да, это бич творчества. Но с другой стороны повороты темы необходимы, как расцвечивание. У Врубеля, например, полотно состоит из множества подчёркнуто ярко-несовместимых мозаичных пятен и крошащихся плоскостей, создавая эффект калейдоскопического "разбитого зеркала" , но все смотрится в неком пёстром единстве. Не знаю, может у меня в стихе такая интеграция не в полне достигнута, но это попытка такого стиля. Это, думаю, лучше, чем отсутствие динамики формы, сосредоточенное сомоповторение... Потом, работа по "склеиванию" состава произведения лежит не только на его создателе, но и на "восприёмной" стороне,-эмпатически. Это и есть внутриструктурное посткреативное развитие стиха, его самостоятельное движение в мире...Впрочем, тут можно долго говорить. С уважением к Вам.
Да, говорить тут можно долго... И, в общем, Вы верно говорите, я согласен. И меня, признаюсь, заинтересовало даже Ваше рассуждение. Но - в общем смысле, не к Вашему произведению. Я думаю, что у меня достаточно "широкий диапазон восприятия", чтобы "склеить" и "воспринять" то, что восприятию ("склеиванию") поддается. Однако некоторые вещи не катализируют процесс "склейки", а, наоборот, тормозят его. В данном случае - и "недоинтеграция", и отсутствие внятной, легкочитаемой звукописи (и даже - ошибки в ней, противоречия слишком явные... "звездные cлезы // Слышна музыка сфер..." - и сразу за этим - "меланхолическая млечность". Мало того, что разносортица образов не дает "сложиться" единой картинке - так еще и аллитерации не только этому не способствуют, а и, наоборот, противоречат. В калейдоскопе все же повторяющиеся, симметричные узоры. Ваш же стих - не обладает стилевым единством, даже и (тем более) динамическим. А это - самый бесспорный, м.б., критерий в искусстве. Напр.: три строфы: "Космическое Божество говорит Со всеми – на языке каждого – Интимными флюидами, Но никто не знает Его собственного языка, На котором оно говорит с собой. По проволоке строки Издалека течёт ток – Телеграфное сообщение древности, Осыпавшееся в нашу жизнь Кленовыми осенними листьями. Вообще, все летописцы и поэты – Утопающие. Их удел – завещание. Может, на далёких звёздах Тоже есть жизнь И даже смерть; Там, наверное, тоже Чему-то радуются, Кого-то хоронят, Смотрят в телескоп И грустят, щипая гитару Или что у них там." - они в совершенно различных стилях, они никак практически не связаны между собой - ни стилем, ни смыслом, ни образностью. Читатель вынужден совершать не переход, а - резкий скачок. "Склейка кинопленки, проскочившая на экране", "склейка" между (извините, я своими словами, м.б., условно - ради краткости определений) "подстрочным переводом буддизма", "философско-символистким размышлением" и "вступлением к популярной заметке о внеземных цивилизациях" - эта "склейка" мешает тому самому процессу "восстановления на приемной стороне". Это не говоря о том, что "Элегия, Идиллия" - вполне устоявшийся канон, далекий от Вашего стихотворения. Даже и в "экспериментальной поэзии" Ваш стих был бы не из легковоспринимаемых, и, IMHO, все равно смотрелся бы ненамного более удачным, а уж в выбранном Вами жанре... С искренним взаимным уважением,
В общем, насилу мил не будешь...Ладно, давайте ещё кого-нибудь разрежем:))))))))
"Мил - не мил" - это уже об чуйствах... А что до чуйств, то я весьма уважаю Ж.М-Ж, в свое время, можно сказать, с ума сходил... пока диск "Метаморфозы" (Артемьев, Мартынов) не послушал... мда... А потом термин "синтез" плавно превратился в "амбиент", который ныне звуковые карты с DirectX-ом чуть не "на лету" генерят, да еще и в зависимости от текущего игродействия, и стало скучно жить в этой области музыки :~) Одно "Движение" мартыновско-артемьевское и осталось... Сложна задачка стиха. Оч. сложна. Попытка вызывает глубочайшее уважение. Yours
А Вам нравится Klaus Schulze, Tangerine Dream? Если не сталкивались, то эту инструментальную электронику - рекомендую: ОТЦЫ! У Жарра неплохой альбом вышел "Geometry of Love"-меланхолически-трогательный.
Нет, не сталкивался толком. Слышал. Услышал, что не мое - и так и не столкнулся толком. А, видимо, следовало бы. Я, честно говоря, почти никогда ничего не ищу специально - успеть бы то, что "само в руки идет"... А в музыке мои предпочтения вообще весьма эклекто-диковинны: Бах (нумеро уно), Паганини (нумеро уно), архаический джаз (от Холлидей до Ролленса и Шеппа), Элвис, Скорпы-DP-Назарет-Slade, Хендрикс, Вивальди, ... и т.д. Причем я бы не сказал, что я, напр., "люблю DP" - я люблю некоторые вещи DP. И вот еще в последнее время - "Eminem". Сынок (14-ти лет отрок) меня "подсадил" на них. Рядом с Куинси Джонсом они себя хорошо чувствуют... в моей голове :) А Lustmord Вам как?
Бах, Вивальди, Паганини - тоже Уно...Вилла-Лобос-особенно.Lustmord-не попадался. А кто это(?), я бы поискал. Хард(кроме Скорпов) не очень. Вот Готика (Lacrimosa), Лав-Метал(Nightwish, To/Die/For...)-это-!!!!!!. Pink Floyd-само собой. Из виртуозов - Ингви Мальмстин, Сатриани, Мак-Лохлин...Из наших невиртуозов - "Мираж". Я и сам удивлён. Ух, кого я недавно выкопал(!): вышли на Мр3 HAGGARD (толща веков-сплав всех времён), ELEND (эдакий Вивальди с дэтовыми гитарищами) в одном диске- БО-ЖЕСТ-ВЕН-НО! Ещё EVANESCENSCE...В общем, сами понимаете, тут можжо целый список огласить. ))))))))
Ну дык и оглашаем :))). Это ж такая форма компактного культурного обмена :) Lustmord... "чернушник" электронный. Работает на пределе "инфразвукового шума", "скрипа", прочей атональности и инфернального практически безмелодийного амбиента. Там, где не совсем бред :) - интересен. Видеоряд: Хичкок подошел бы :) Nightwish - да. Готикой специально не интересовался и попросту не знаю. Evanescence - да. Опять-таки сынка мне удружил, дал послушать... Для меня они, правда - удачное повторение Гиллана по-женски с почти цельнотянутой у DP музыкой. Возможно, ошибаюсь. Это - впечатление, не фактология. Еще от них же впечатление: мОгет мОлодежь. Старики могут спокойно скурвливаться в свое удовольствие :) Pink-ов, как ни странно,недолюбливаю. За некоторыми исключениями. Малмстин - нет. "Переболел". Механик он все-таки... Ал ди Меола (не Пако, а именно Ал), хотя и он вяло смотрелся рядом с подыгрывающим ему Иваном Смирновым. Вот последний - это виртуозность запредельная... МакЛафлин - тоже голова, да... :))) Из экзотов - Китаро. Джазовые экзоты - Иржи Стивен/Рудольф Дашек, "тандем". Флейта + гитара. Божественно. Жаль, сейчас нету (и на CD они вряд ли выйдут) - винил был уникальный, после переезда со старой квартиры еще не забрал (надо, надо...), да и вертушки нет. Граппелли. О да, Граппелли... О наших "эстрадниках-рокерах" у меня представление такое в двух словах: понятие "русский рок" выдумано примерно так же и с той же целью, как "советский персональный компьютер". Как такового за ним ничего почти, за редчайшими исключениями, не стоит. В остальном: на недосягаемой высоте стоит БГ, где-то далеко внизу холмики Кинчева, Бутусова и иже с ними. Есть кое-что интересное вроде Киры Комарова, Арбениной или "Зимовья Зверей", само, однако, знающее свое место в мировом музыкальном процессе... А два наиболее значительных "политико-музыкальных" явления - Розенбаум и Голощекин. Первый показал, что после совка тут что-то есть, второй задушил в стране джаз в зародыше. К Антонову, Миражу и прочим Секретам отношусь с тихой, нежной, искренней и непрекращающейся любовью :) ...и на все это с облаков величия смотрит профессор Градский, вынужденный, выступая в трио с Малининым и как его этого Баксиным на каком-то празднестве - петь потише своим старческим голосом, чтобы этих архаровцев вообще слышно было... Улыбаясь сему факту в открытую, поя и сдерживаясь от хохота. Вот кого люблю. Да. __ Рей Чарльз, Литтл Ричард. Криденс - любовь с детства... __ Продолжим оглашение? Вы уже назвали кучу такого, чего я не знаю и что мне интересно :)
Продолжим-продолжим! Я тоже из Ваших имён многое не слышал (а хотелось бы)-это наверное синдром Вавилонской Башни,- столько всего понасоздано (и всё мало им!), что разбрелись человечки по пространствам... Итак, совсем недавно MUSE- потрясная альтернатива, очень оригинально, ни на что не похоже, но в то же время жуть как красиво. Blackmore's Night - Ричи и его Дама на вокале,- от прежнего крикливого Ричи ничего не осталось, это какое-то абсолютное перерождение,- красивейший сплав средневековых гармоний и фолка. Из Готики рекомендую LACRIMOSA- немцы, просто нет слов...это что-то... Баховские мессы с метал-гитарами, очень аристократично, высший класс. Видео - бесподобно, Tilo Wolf- просто маг. На клавишах красивая тётя тоже здорово поёт. Вот яркий пример того, что самое лучшее,- не самое знаменитое.Это действительно этитарная музыка. Вообще вся готика - мастера, и это очень заметно. Tangerine Dream мне вообще вначале не поравились жутко. Я их просто проклял!:))))))) Потом, спустя годик поставил со скуки: "ну ладно, чего там у вас..." Просто улёт! Другие миры, медитации...То же Klause Schulze, это вообще монстр электроники. А В Финляндии много интересного: Stratovarius, Sonata Arctica, Sentensed, но это уже совсем киллеры :))) Из "старушек" обожаю вечную Sandra, Kylie Minouge...У Enigma при чуть-выше-средниньких композициях просто феноменальное видео - бесподобный художественный вкус "Remember The Future". Из нашенских весьма неплох проект авторов книг серии "Музыкальный Компьютер"- Петелены, отец и сын. Но их диски - только как аддон к книгам. БГ-раздражает неимоверно, хотя раньше - наоборот...А вот Сергей Курёхин, при спорности его "острот"(Ленин-это гриб) и заявлений, в музыкальном плане почти весь мне интересен. Ещё сюицидница Дягилева. Continue? :bigwink:
Спасибо... MUSE, Lacrimosa заинтересовали по Вашему описанию... При случае надо... Да и Tangerine Dream... Надо, надо. Раз уж о Бахе: сейчас дал знакомым дисок послушать, убейте - фамилий не помню."Play Bach Trio". Ударные, ф-но, гитара - "Бах в джазе". Правда, у меня, признаться, ощущение присутствия на чужом празднике: люди радуются, смеются удачной шутке, грустят, восхищаются... а я не [всегда] понимаю, о чем это они :) Я имею в виду тот класс любителей, которые в Филармонии с партитурами на первом ряду сидят... Еще трио: "Birelli Lagrene Standards": Нильс Педерсен на контрабасе... это сумасшествие. Хотя в другом трио - Джо Пасс, Оскар Питерсон, Нильс Педерсен - он мне больше нравится. Вернее, больше нравится трио и он в нем :) Кстати, и с Граппелли в трио (альбом "Young Django" - посвященный Джанго Рейнхарду)- он же, Нильс Педерсен, на басу. На этом же альбоме я обратил внимание на неизвестного мне раньше гитариста - Philip Catherine. Молодо выглядит :) , но классно играет с "дедушками" :) А Питерсон, в свою очередь - с Лестером Янгом (в трио с Кесселом). Конечно, сам Джанго. И Уэс Монтгомери. И Пасс. "Отцы" джазовой гитары. Последний умудрился, не имея особо виртуозной техники, даже если не посмеяться, то улыбнуться Пако де Лусии, в альбоме "Virtuoso #3", Пако посвященному. Я слышал жесткую довольно критику за "отсутствие техники" и "звукоизвлечения" у Пасса - но это ахинея все, он блестяще играет... Не знаю, насколько Вам интересен экскурс в джазовую архаику. Это я почти "всеяден" (вот, напр., "Fear Factory" тоже...) А Вы, судя по всему ведь, - приверженец одного направления - "электроники", и любите именно такую музыку. Или джаз Вам все же небезразличен?) ________ Курехина, к сожалению, не люблю. Совсем. А БГ... да, я знаю, он многих раздражает. Но "Русский Альбом", "Навигатор" и в особенности - последний альбом, "Песни рыбака" ... ммм... Я люблю БГ ) Можно попробую защитить-показать за что? Он удивительно сочетает национальные музыки. Его обработки и аранжировки отточены. Он великолепный стилист. Его песни - это и не песни вовсе, это погружение в определенное настроение. Причем настроение это вполне постмодерново - т.е. цитатно, напряженно, самоиронично... Вот. Так я думаю. Ощущаю. А может - подробнее? Чем он Вас раздражает?
PS. Раз уж мы земляки - похоже, назрело предложение пообмениваться дисками. Конкретизировать, так-сказать, культурный обмен :) ?
Я пожалуй, в каком-то смысле тоже "всеяден", но как это обычно бывает,-со своими личными приорететами. Что-то действительно не перевариваю. "Руский альбом" БГ мне нравится до сих пор. Но в целом, говоря о нем (это относится также ко всему вообще к отечественному року) я бы заметил следующие вещи. 1) что постоянно у него во всех текстах - это настойчивая жажда унижения кого-либо или чего-либо, туманные намёки, сводящиеся к оскорблению того или другого, постоянная, закамуфлированная самодовольной гармонией, психологическая война со всем, что не есть он. Нигилизм попросту.2)Ощущение от музыки - будто тебя обволакивает какая-то липкая муть, чувствуется влияние алкоголя,-какое-то муторное опьянение-похмелье.Это не по мне.Мне нравится Хендрикс, хоть и героинщик, но там несколько другое...3)Ощущение фальшивости, искусственности стихов, которые именно-тексты. Причем, то он играет роль святого, "просветлённого", с совершенно лживыми, самовлюблёнными тонами,то отдается полному самопотаканию и грязи. 4) То,что он говорит в интервью - не лезет ни в какие ворота: "Работа над сценическим образом-это шизофрения, как и всякое актерство, ведь я-это я, а образ-не я", "Раз Бог в душе, то и незачем в церковь ходить", "Мне Лама сказал, что между Йогой и Православием абсолютно никакой разницы не существует", БГ,загорающего на пляже спросили, мол,БГ, а как же музыка...БГ:"А нафиг музыку!.." Вот это - его "просветление". Джаз мне, пожалуй, тоже нравится, правда не до экстаза. Но особенно нравится современная ветвь, синтезированная с тем или иным направлением. Типа DE-PHAZZ. Да, инструментальную электронику очень люблю, но на ней не замыкаюсь. Я бы даже сказал, что больше всего я люблю METAL. За исключением откровенной чернухи. А так - DOOM, POWER,DEATH,LOVE,GOTHIC,DANCE...The GATHERING, PARADISE LOST, CREMATORY,THeater of TRAGEDY, LAKE OF TEARS...романтика! Нравится и противоположное - чисто танцевальная музыка. Случайно попалась кассетка FAITHLESS - арт-данс, очень красиво, оригинально и зажигательно. Лично я Мальмстина механиком не считаю; это его стиль - бить пулемётом. Это настоящая страсть, агрессия, чувства...Ведь Паганини за виртуозность мы не хаем...Кстати, сам Ингви называл его своим учителем. И Баха...SIMPHONY X делают что-то подобное, но на мифологические темы. Пообмениваться? Почему бы и не пообмениваться...E Mail here http://my-works.org/rux/userinfo.php?uid=604 :cool4:
О БГ: Я попробую чуть-чуть "позащищать", ладно? Это не к тому, чтобы Вас "переубедить" - я прекрасно знаю, что сие невозможно и не нужно, но мнениями обменяться-то ничто не мешает?) Короче, я не спорю - я просто излагаю свое слышание. 1) Просто не замечал. Нет... "Навигатор, пропой мне канцону-другую...", "Заходила сестра Хаос, оставила после себя бардак..." :) , "Судя по выраженью лица, ты только что вышел из леса // а судя по тому, как ты смотришь на мир, ты снова хочешь туда войти..." - нет, не вижу тут ничего "жаждоуничтожательного", кроме обычного и естественного факта: когда мы что-либо вообще утверждаем, мы тем самым что-то - уничтожаем. 2) Да. И именно это мне и нравится! Только я называю это не "обволакивающей жутью", а погружением в настроение. Он собирал это, способность к этому, по крохам из народных музык всего мира - от кельтов до японщины, от латиносов до джаза... И у него - вышло синтезировать. Для Вас это - "-", для меня - открытие, достижение,... "+". 3а) Не знаю. Это очень субъективно. Разумеется, не все его тексты мне нравятся, но - очень и очень многие. От "Государыни" до "Зимней Розы" и от "Десяти стрел" до "Тумана над Янцзы" 3б) Не припомню, чтобы БГ "отдавался грязи". Да, всех, кто его не любит (а чаще - ненавидит) раздражает именно якобы "самовлюбленность". Почему нельзя быть самовлюбленным, я никогда не пойму :-) А тут я могу только сказать, что: а) очень и очень многих людей в этом обвиняли (от Пушкина до Дали и от Сократа до Пугачевой), а они плевали на это и делали свое дело. И правильно делали. "А вот так папа пел, а вот так танцевал // Делал все, что хотел, и на мненья плевал" (Градский) б) в данном случае это - сценический образ (и, разумеется, имидж по жизни). Злиться на это - все равно что злиться на Джигарханяна в роли Горбатого... в) если уж на то пошло, то в среде рокеров самовлюбленность - это чуть ли критерий "фейс-контроля" в профессию. Раз поимев дело с приглашением среднепаршивенькой группы в город или клуб и/или с проведением с ними переговоров о финансах можно забыть о "самовлюбленности" БГ раз навсегда :) г) я получаю обвинения в "высокомерии и самовлюбленности" через день и знаю, чего они стоят: или полнейшее непонимание, или скрытая (от самого обвиняющего, т.е. - подсознательная) зависть в 90% случаев. В оставшихся 10-ти процентах - довольно странные, на мой взгляд, предрассудки. 4) Я согласен со всеми пунктами. К Вашему, м.б., удивлению. Он чуть эпатирует, но тем лучше. Последнее у него, разумеется, шутка с ленцой - вполне в моем духе :) ____ А я вот - к архаике... И когда вижу, как тот или иной музыкант "из олдовых" :) пытается играть "по-современному" - чаще всего "-"... О нет, я далеко не из "упертых", "любящих живой звук" и прочее такое :), как раз даже наоборот, но - современные синтезаторы "скрестить" с джазом, который вырос из спиричуэлса и классики - далеко не так просто... Как бы для этого не потребовалось прежде всего научить эти самые синтезаторы играть за симфонический оркестр и негритянский хор (что, впрочем, достижимо уже, и 99% ушей устроит - правда, дешевле и проще оркестр нанять с хором вместе...) :) ___ О Малмстине я спорить не буду. У меня с ним такая история: когда я, что называется, " с ума сходил" - была одна кассета не сильно хорошего качества, "десятая копия". А не так давно купил диск. Но, как выяснилось - уже "остыл", не то, не мое... Печальная история! Все [мы] или ученики Паганини, или Баха... Кто, конечно, не ученик какого-нибудь нам неведомого Лю-Шинь-Пэня... :))) ___ ОК. На этой неделе ужасно занят, sorry, на следующей - вполне. Напишу.