Перейти к основному содержанию
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРО...
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 14. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. СТИХ.9-14. 9.Гуна добродетели проявляется в счастье, гунна страсти проявляется в кармической деятельности, о, Бхарата, но гунна тьмы, покрывая знания, проявляется, сказано, в безумии. КОММЕНТАРИЙ. Несомненно, счастье человек испытывает во всех гуннах материальной природы, но речь идет о преимущественном чувстве счастья среди других испытываемых чувств, а вместе с ним и удовлетворения. В гунне тьмы счастье в основном связано с удовлетворением тела, с материальными наслаждениями. В гунне страсти счастье связывают с трудом, детьми, успехами, с творчеством и интеллектуальной любого рода деятельностью, а также с религиозностью. Однако, в гунне благости счастье имеет только духовную основу и только через эту призму человек воспринимает весь окружающий его материальный мир, только отсюда наслаждается трудом, посвященным Богу, наслаждается своими Божественными качествами, процессом их достижения в практике преданного служения, испытывает также счастье от самого преданного служения, от созерцания Бога в себе, от смысла жизни, направляя его на Бога, видя Бога своей конечной целью и смыслом и целью жизни. Таким образом, в гунне благости счастье постоянное, повсеместное, непрерывное, связанное только с Богом, направленное на внешний мир через религиозные чувства и устремления, счастье, поддерживаемое только Богом, счастье, которое и в потрясении всякого рода, как и в страданиях, не исчезает, но утверждается, духовно осмысливается, способствует утверждению также совершенных духовных знаний. Человек живет в атмосфере только религиозных событий, никак не связывает счастье с наслаждением органов чувств, с любого рода материальными событиями, никак в счастье не привязан, не зависим, не ждет его от других людей, но в себе и неизменно связывая его с Богом. Счастье также называют состояние благости, веры, покаяния, смирения, любви, терпения, труда, посвященному Богу. Такое счастье охватывает все направления Бытия, но в Боге все свято, чисто, духовно, благоприятно, удовлетворительно, самодостаточно, истинно. Однако, духовное счастье ни есть самоцель гунны благости, но сопровождающее эту гунну явление, свойство этой гунны и никак не освобождает от все еще отдачи долгов, от материальных отношений и зависимостей, которые могут преследовать вплоть до освобождения, однако, в свою меру. Как правило, духовное счастье требует также и плату, начинается со страданий, с аскез, пожертвований, никак не упирается в блага материальные, не привязывает даже к самым близким родственникам, еде, лицу, одежде, но поддерживается духовным трудом, преданным служением и погружением в Бога в себе, как и совершенными духовными знаниями, постижение которых также рассматривается, как счастье, мир в себе, удовлетворение. Однако, в гунне страсти все держится на материальных благах, на устремлении к ним и таким источником является только материальный труд, основа всего, как и путь удовлетворения материального человека, ибо подается Богом, как смысл и цель жизни, как то, что связывает людей и вовлекает в отношения с друг другом. Счастье – трудиться, счастье наслаждаться, счастье получать плоды, счастье – быть высоко оцененным другими, ибо отсюда почет, уважение, материальное благополучие, счастье от возможности достойно с материальной точки зрения растить своих детей, помогать больным и престарелым родственникам, обеспечивать свое существование на уровне, приемлемом в материальном мире и отношениях. Труд в материальном мире – главная характеристика живого существа, главная внешняя его оценка, как и самооценка. Причем, материальное живое существо, устремляясь, желая трудиться, умея вдохновляться трудом, желая через труд достигать и трудом наслаждаться, однако, никак не откажет себе в плодах труда, никак не посчитает себя вне результатов труда, но видит себя создающим, видит себя, как того, от кого труд зависит, а потому претендует и на распоряжение плодами своего труда в полной и справедливой мере. Не обладая совершенными знаниями, стоя на слабых ступенях веры, человек под влиянием гунны страсти, не может иначе воспринимать свой труд и труд других, и Бог дает такое еще видение и понимание, как бы устраняясь, не показывая, Кто, фактически, за всем стоит, но через практику в материальном мире все чаще и чаще подводит человека к истинному пониманию; приходится время от времени осознавать, что планируя на плоды труда одно, человек получает другое, распределяются они вне желаний и планов человека, как и сам труд проходит вне планов человека и его желаний. И мысль подается та и не та, и совет, и окружение, и ошибки непредвиденные. Так что, ведя человека по пути труда, как его иллюзорного счастья, Бог подготавливает его сознание к религиозному мышлению, но для этого необходим опыт, практика, качества, которые еще может дать материальный мир, материальный труд и материальные связи и отношения. Далее, в свое время, человеку придется переходить на рельсы другого счастья, которое едва пока видно тому, кто, находясь под влиянием гунны страсти, все же религиозен и начинает постепенно понимать и приближаться в себе к счастью, связанному только с Богом. Но… каждый рад своему счастью, счастью своей ступени, под влиянием своей гуны, ибо оно соответствует качествам, пониманиям, убеждениям каждого на его уровне развития. Находящийся в гунне страсти, не сможет наслаждаться счастьем в гунне благости или невежества, точно также, находящийся под влиянием гунны невежества, не может наслаждаться счастьем, синтезируемым в других гуннах. Никогда пребывающий в невежестве не насладится кармическим трудом, ибо гунна страсти еще не столь влияет на него, чтобы убедить в других ценностях, которые дают материальные блага, заработанные кармической деятельностью. Качества человека еще не претендуют на счастье более высокого порядка, но на менее дорогостоящее, такое, как общение с себе подобными на уровне себе подобном. Человека привлекает все, что дается без особого труда, что наслаждает в свою меру органы чувств, где комфортно, не требует больших материальных или духовных затрат и что может быть относительно устойчивым. Таковыми могут быть действительно лень, не желание трудиться всегда, в полную меру, мат, пьянки, общение низкого порядка, плотские преимущественно отношения, нечистоплотность, безразличие, безответственность, ложь, страх, гнев… все это и называется неразумным в материальном мире, не способствующим развитию, не направленным на интеллект, не несущим другим благо, не защищающим других… Это называется безумием, не умным существованием, несущим многочисленные страдания другим и себе. Но от такого счастья не возможно отказаться, невозможно его самостоятельно скорректировать. Это труд Бога через пресыщение, через последствия кармических деяний, через мнение и поддержку, и помощь наиболее продвинутых членов общества. 10.О, Бхарата, человек находится под влиянием гунны добродетели, когда она преобладает над гуной страсти и невежества. Также, непременно, человек находится под влиянием гунны страсти, когда она преобладает над гуной добродетели и невежества. Таким же образом, человек находится под влиянием гунны невежества, когда она преобладает над гуной добродетели и страсти. КОММЕНТАРИЙ. Гуны материальной природы не в почете у преданных Бога. Их порицают за то, что они есть, мечтая вырваться их этих цепей материального мира, который, пожалуй, только ими и держит, завьюзживая сознание людей иллюзорными энергиями Бога, что есть суть проявления гунн природы. Однако, желая себе свободы, столь вожделенной, выводящей за пределы материального мира, мало кто знает, что освобождается от них весьма условно. И это есть тоже откровение Бога для преданных всех рангов. Ничего не стоит Богу вернуть под влияние этих гунн любого, если Бог сочтет это нужным. Только одного Бога, воистину, следует считать независимым от влияния этих гунн, ибо есть их Источник изначальный, как и Единственный Управляющий в этой сфере. Следует также знать, что гунны материальной природы не являются для человека враждебными, тормозящими его развитие, но дающими ту иллюзию, как среду обитания мысли и чувств, где человек чувствует себя достаточно комфортно и где успешно может себя проявлять в необходимой мере, поднимая наверх на свое обозрение и других те качества, которые требуют корректировки, пересмотра, от которых пора отказаться или утвердиться в которых окончательно. Все три гунны действуют щадящим образом, однако, при подъеме человека по ступеням духовного развития, управляемые Богом, имеют свойства меняться по силе: одни – ослабевая, другие же - усиливаясь. Но в любом случае все три направления работают и ведут так, как это необходимо для каждой конкретной личности с учетом уникальности пути каждого. На низших ступенях преобладает преимущественно гунна невежества. Она необходима для слабого ума, неразвитого мышления, как и качеств. Эта гунна как бы несколько притормаживает живое существо, этим приглушая демонические качества, вынесенные из животного мира, несколько дает освоиться, приглядеться, но и не действовать активно в человеческом обществе, особо проявляя себя в труде, общении и религии. Гунна страсти в гунне невежества начинает едва работать с человеком в плане заинтересованности, слабых интересов и проявляющихся склонностей, человек в свою меру начинает вовлекаться в трудовую деятельность, однако, еще не мысля об успехах, но более в плане поддержания своего тела, пока не разбираясь в средствах и исходя из своих неразвитых качеств. Гуна благости здесь также работает далеко не в полную меру, но через опыт материальной жизни под ее влиянием человек познает добро, справедливость, защиту, доброжелательность, которые наряду и с негативным опытом, рождают чувство радости, благодарности, сотрудничества, взаимопонимания… Все это первые, чуть заметные ростки гунны благости, без которых волею Бога нигде не обойтись (как и без систематического влияния в своей мере гунны страсти), которые усиливаются началом, еще слабым опытом религиозной практики в гунне невежества, и, таким образом, все гунны материальной природы подключаются к развитию личности, функционируя постоянно, вовлекая во все виды деятельности, каждая привнося свое. От рождения к рождению, находясь в целом под влиянием гунны невежества, человек, однако, ведом так, что качества его, развиваясь, начинают более охотно откликаться и на гунну страсти через труд и гунну благости, преимущественно через религию; и так поднимаясь по ступеням развития, человек, ведомый Богом, достигает граничного уровня, той ступени, когда переходит Волею Бога под влияние преимущественно гунны страсти, получая здесь уже больший доступ к труду, что автоматически отводит от сна и лени в начальном их систематическом проявлении, но частично, и далее уже поднимается здесь. И опять же, гунна страсти настраивает на труд, увлекает трудом, развивает пристрастие, заставляет подчиняться требованиям труда и здесь развивать свои качества, будучи привязанным плодами и этим сдерживающимся на таком весьма долгом отрезке земного развития, приобщающего к таким качествам, как долг, ответственность, старательность, честность, трудолюбие. Гуна невежества все же и здесь обязана себя проявлять, как энергия отдыха, проявление элементов лени, глупости, демонизма, хотя и ограниченного, влекущая за собой самопогружение, самобичевание, угрюмость, неконтактность, склонность к проявлению дурных качеств, контроль себя, недоброжелательный взгляд на чужие мнения и необходимость их учитывать, разделяя события на благоприятные и неблагоприятные. Как поднимается по ступеням развития человек, так поднимается по ступеням развития его качества и вера. Он начинает поклоняться не духам, не призракам, не полубогам, не материальной природе, но Богу в тех или иных конфессиях. Так его чувство благости также начинает развиваться, обогащаться, поднимаясь на более высокую ступень восприятия и проявления себя человеком; гунна страсти, продолжительное время успешно ведущая, развивающая, придающая смысл и дающая неисчерпаемые желания, доминирующая над другими гуннами, однако, начинает себя исчерпывать через практику и опыт материальной жизни и не без помощи других гунн, которые медленно, но делают, управляемые Богом, свое дело. Этот путь под влиянием преимущественно гунны страсти самый долгий, самый исчерпывающий, самый многогранный, основательно подготавливающий человека через развитие качеств к религии. Через опыт материальной жизни именно здесь на этом отрезке пути человек начинает наиболее серьезно задумываться о смысле жизни, начинает убеждаться, что все приходящее, что материальное счастье фактически иллюзорно, что материальный мир изобилует иллюзиями. И так прозревая, человек автоматически и неосознанно становится на путь отработки привязанностей и материальных интересов, становится на путь отрешенности, на путь освобождения, который осознанно продолжается только под влиянием гунны благости через совершенные духовные знания, добываемые только через практику преданного служения. Однако и здесь, под влиянием гунны Благости, не миновать влияния и других гунн, уступающее, но и необходимое. Гунна невежества имеет свойство возвращать к состоянию невежества и для отдыха, и для того, чтобы вовлекаться в те или иные материальные игры, чтобы получить тот опыт, те кармические последствия, которые закрепят одни качества и напрочь отведут от других. Это повторяется Богам и по другому и по третьему кругу, пока человек не даст себе полную оценку, пока осознанно не станет работать с Богом по своему освобождению, пока вновь и вновь не устремится к духовным знаниям, не предпочтет путь аскез и добродетели. Также гунна невежества дается для отдыха, для отступа на какой-то период. Все предусмотрено Богом, все качества природы работают над живым существом слаженно, фактически строя его на завершающих ступенях развития, возможных на Земле. Т.е. к данному стиху следует отнести такие знания: Все три гунны природы работают над человеком на всех ступенях его развития, все в своей мере необходимы, благоприятны, сами подаются Богом, регулируются Богом, имеют свойство ослабевать одни и усиливаться другие качества человека по мере развития человека. И также следует знать, что из под влияния этих гунн происходит освобождение достаточно условное, но в ту меру, когда человек может уже считаться подготовленным по качествам к переходу к жизни на другой план, где тоже существуют свои иллюзорные развивающие энергии Бога, которые есть продолжение земных гунн природы, но в приложении к духовному плану. И на духовных планетах есть энергии расслабляющие и энергии ведущие, типа гунны страсти, и энергии благости, как определяющие. 11. Когда на все врата в этом теле знание проливает свет, тогда, знай, так говорят, развивается гунна добродетели. КОММЕНТАРИЙ. В стихах 11, 12, 13 Бог дает примерные ориентиры для тех, кто все же пытается хотя бы относительно себя понять, на какой ступени духовного развития он стоит, правильно ли он пытается сотрудничать с Богом, верное ли для себя берет направление мысли и желаний и достаточно ли точно видит свою цель, как и планирует свое развитие. Чаще всего этим вопросом задаются в гунне благости. Также эти знания подходят, чтобы в свою меру попытаться разобраться и сориентироваться в пути и целях тех, кто рядом, ибо и это движение может оказывать влияние на духовную сущность в плане выбора духовного учителя или оказания духовной помощи. Кто же находится в процессе влияния на него гунны добродетели? Существуют разные ориентиры, но ближе всего те, которые проявляют себя через материальное тело и его врата, ибо визуально наблюдаемо. Что вообще означает, что на все врата тела знание проливает свет? Как это практически можно увидеть? Начнем с того, что сила духовных знаний в процессе утверждения в человеке такова, что требует от человека непременно и прежде всего контроль чувств. Однако, это происходит в процессе очень длительного, неотступного преданного служения, постепенно, начинается с аскез, ограничений, контроля органов чувств, что делает чувства более спокойными, умеренными, не требовательными к материальным источникам наслаждения, перерастают Волею Бога в духовные, очищенные, не терпящие никакие материальные внешние проявления и влияния. И усилиями человека, и Волею Бога, и на неосознанном уровне человек начинает понимать, что не все его глаза хотят видеть, не все его уши хотят слышать, не о всем он желает говорить, не все есть, не любой запах обонять, не желает плотских наслаждений, не желает лишних касаний к своему телу или к телам других. Человек делает для себя открытие, что и без этого он может прожить, что без этого спокойней и независимей, что чувства такого рода и неприятны и нежелательны, что проявления материального мира, задевающие все органы чувств материальных людей и этим в свою меру наслаждающие, становятся чуть ли невыносимыми, крайне нежелательными, делают проблематичным земное пребывание и исполнение в нем тех или иных игр, которые для материального человека работают на его чувства, но для преданного теряют смысл, не привносят более удовлетворение. Однако, чтобы достичь такое состояние, человек должен, обязан пройти все опыты жизни, включая и греховные не слабого порядка, чтобы извлечь из чувств своего тела все их возможности, насладиться ими в свое время, пока качества позволяют, и постепенно от них освободиться, изживая их работу долгой материальной и далее осознанной и направленной духовной практикой. Все работает на то, чтобы в результате приелось, не было интересно, не могло более добавить, чтобы было видно, что во всем многообразии эти чувства ничего, кроме страданий не дают, что они приходящи, что они требуют греховных качеств и земных привязанностей и зависимостей, что они не только могут себя отрабатывать, но и становиться тягостными, усложняющими материальное существование, могут заводить в тупики, могут заслонять собой и цель, и смысл жизни в религиозном плане, а также ведут к суете, лишним связям и материальным затратам. Таким образом, в процессе отработки этих телесных чувств Бог начинает подавать и сами духовные совершенные знания через непосредственную и долгую практику, показывая суть этих врат, работающих на материю, на привязанности к материальному миру, включая и общение и связи. Знания непременно указывают и на то, что духовность в человеке развивается, увеличивается осознанно тогда, когда эти врата материальных чувств перестают служить человеку, как источники для материальных наслаждений. Чем более человек отрывается от связи со своими телом через органы чувств в плане наслаждений, тем более он начинает быть управляемым Богом, тем быстрее очищается и освобождается от иллюзий материального мира, проявляющихся через двойственность. Человек начинает видеть вещи так, как они есть, в связи с Богом и Божьей на все Волей, направляя свои чувства и органы чувств на преданное служение, на наслаждения духовными переживаниями, одухотворяя пищу, слух, обоняние, речь, глаз, желания, отходя от материальных плотских связей, и все это происходит естественно, безболезненно, опираясь на совершенные духовные знания, поясняющие ему его место в материально мире, направление движения и роль в этом движении всех чувств. Однако, такой человек, наполненный и управляемый совершенными духовными знаниями, зная предназначение всех телесных врат и принцип их работы и отработки себя, никогда не будет изничтожать, упрекать человека, который еще в гуще материальных наслаждений, который верно служит своим органам чувств, ибо знает и то, что это есть путь их (органов чувств) постижения, как и путь их отработки. Нейтральное отношение к таким людям – оптимальный вариант, который учитывает то, что и грешат они в этой связи также ведомые пока своими качествами и ступенью, и это не перешагнуть, но отработать, это может быть управляемо Богом и через самого человека, и через окружающих его людей. Путь отработки материальных чувств начинается во всей силе в гунне страсти, во всех возможных опробываниях чувств тела, в использовании их также не по назначению, во всем, чтобы человек увидел их изнутри, дал им оценку, осознал мнение на этот счет общества, чтобы все в себе сопоставил, и нравственно и плотски вывел для себя те уроки и те следствия, которыми Бог постепенно и будет выводить из состояния любопытства и опробования или непотребного использования на путь отработки и отказа. Нет ни одного святого, кто бы не знал и не познал в прошлых рождениях все свои врата во всех направлениях, не насладился и не отверг, входя в противоречие с ними духом и не мирясь более своим разумом, и не терпя в итоге плотью. Но практика преданного служения и совершенные духовные знания дают основание утвердиться отказу от материальных запросов тела, поясняют, что тело и чувства предназначены для материальной практики, для развития тех качеств, которые открывают двери к религии и здесь трансформируются силой энергий Бога и авторитетностью Святых Писаний в чувства духовного, более высокого порядка, ибо телесное существование идет на нет, а с ним и работа органов чувств себя справедливо и вовремя изживает, оставляя в этом направлении лишь те чувства, которых достаточно вполне для поддержания тела и преданного служения; но чувства духовного порядка начинают проявлять себя и расти до степени, которой достаточно, чтобы достигнуть мир духовный и в нем начинать пребывать. Однако и здесь не прекращается работа Бога над чувствами живых существ. Это следует понимать. Таким образом, в гунне добродетели человек дает отчет себе в своих чувствах, в стадии их развития, видит свою ступень более четко, ориентируясь по тому, что ест, на что предпочитает смотреть, что предпочитает слышать и как реагирует на противоположный пол. Видя все через совершенные знания и не находя в себе противоречий и несогласий, он может быть спокоен за свою ступень, однако, не считая, что все ему изначально не было присуще, но понимая, что достиг своего уровня только с помощью и по Воле Бога, хотя и не претендуя ни в чьих глазах на почтение, ибо нет того, кто бы такое состояние в итоге не достиг и зная, что истинную ступень каждого знает только Бог, что Бог ведет и заслуг живого существа в таком движении пред Богом нет. 12. Жадность, стремление к деятельности, в работе неподдающиеся контролю желания – все это проявляется в гунне страсти, когда она развивается, о, Бхаратаршабха. КОММЕНТАРИЙ. Гуна страсти – великая гунна. Ее впору воспеть, если бы не те страдания, которые она влечет за собой для всех пристрастных и о себе радеющих. И все же она охватывает огромный пласт человеческих отношений, ее вклад в развитие человека не охватить умом, это немалый Божественный резерв Бога для работы над человеком по его развитию, воспитанию качеств, для подержания тела и самой жизни. Эта та гунна, которая принимает из гунны невежества слабейших, долго их своими качествами учит, подводит к религии, религией наполняет и передает уже в гунну благости, где Божественным иллюзорным энергиям остается их шлифовать до Божественных качеств и отправлять на духовный план. Эта гунна обитает во всех гуннах, везде подставляет руки, везде подучивает, но наиболее активна сама в себе, когда, преимущественно влияет, ведет, наполняет и учит. Чем же она так сильна? Тем, что делает ставку только на труд, тем, что дает азарт, тем, что привязывает к материальным плодам и дает человеку сознание и чувство хозяина, вершителя своей судьбы, создающего и распоряжающегося плодами по своему усмотрению. Эта иллюзия непременно в этом проявлении спасительна, не отбивает, но усиливает желания, вовлекает в материальные игры, требуя полного проявления себя, заставляет выкладываться на уровне тел, чувств, качеств, заставляя приспосабливаться, умнеть, мыслить, предпринимать, рисковать, жадничать, копить разумно и нет, уповать только на себя, свои руки, на свои телесные возможности. Когда человек проявляет себя так, как это указано в данном стихе, когда превозносит свою работу, или является трудоголиком, когда только здесь черпает удовлетворение – он несомненно находится под влиянием гунны страсти. Однако, идущий под влиянием этой гунны также развивается и приобретает в пути качества, с которыми он и перейдет в свое время под преимущественное влияние гунны благости. Но далеко до гунны благости тому, кто еще в начале путь в гунне страсти, на первых ее ступенях. Такой человек устремлен всем своим существом к материальным благам и готов достигать их через труд, еще не будучи страстно привязанным к труду, но уже находясь под влиянием этой гунны, разъясняющей необходимость работать и через это решать свои проблемы, которых в гунне страсти из-за возросших желаний достаточно, но не может еще освободиться от жадности, от неподдающихся контролю желаний, которые постоянно ведут в итоге к страданиям, которые в свою очередь развивают мышление и корректируют качества, шаг за шагом развивая человека к более прогрессивным проявлениям себя в этой гунне. Таким образом, надо знать, что все гунны имеют признаки своей работы над человеком, своего присутствия и развития. По поведению личному и других людей можно в свою меру судить, где, на какой ступени, под влиянием преимущественно какой гуны человек находится. Ибо приоритеты качеств гуннами оговариваются, на них делаются ставки, они становятся целью и смыслом, как и образом жизни. Жадность говорит о том, что человек недавно вышел из влияния гунны невежества, где это качество развито в очень неслабой мере и ему еще предстоит усилиться, прежде чем пойдет по пути ослабления, но пристрастие к труду, стремление к труду, вечные желания, пусть и не всегда разумные, говорят о том, что человек уже пребывает под влиянием гунны страсти и достаточно прочно. Признак налицо. Это Божественный указатель. Видя такого человека, общаясь с ним, не следует ему указывать на его ступень, как-то пытаясь через нее давать характеристику или указывать человеку на его место. Всегда следует понимать, что деяния Бога не осуждаются, а пути неисповедимы. И высоко духовную личность, мыслью подготовившую себе только духовный план, Бог может снова вернуть под влияние гунны страсти, дабы добрал те качества, неимение которых возводил в свое достоинство и заслугу, но без которых по Мнению Бога на духовном плане – никуда. Бог возвращает то в одну, то в другую гунну, но не бесконечно, ибо знает, кого и где и как можно и необходимо подправить, ибо на духовном плане Богу не нужны полуфабрикаты, но те, кто обладает всей полнотой духовных качеств, ибо оттуда уже вернуть на Землю… такое Бог не практикует, но делает Свой труд наверняка и необратимым и в этом плане следует Богу придаться и никого не осуждать. 13. Темнота, также бездействие, безумие, также непременно иллюзия проявляются в гунне невежества, когда она развивается, о, Курунандана. КОММЕНТАРИЙ. Конечно же, следует сказать, что в гунне невежества не так уж и печально и мрачно обстоят дела. Но, никуда не денешься. Люди под влиянием преимущественно этой гунны никак не хотят учиться ни материальным знаниям, ни духовным. Почему Бог не дает? Да потому, что ряд жизней живое существо должно проходить практику материального человеческого бытия, постигать материальный мир через органы чувств, на уровне тела, через общение, связи в своей мере, вынося требования и законы человеческого общежития и начиная к ним применяться сознаниями и настраивать в этом направлении свои качества в своей мере. Непременно, чтобы человек начинал усваивать науки, должно быть развито хоть как-то мышление и память, хоть как-то человек должен научиться проявлять себя адекватно, хоть как-то должен начинать грешить, выносить следующие за этим уроки, как страдания, и определяться в мире человеческих отношений. Без этого базиса не будет основания для знаний, ни на что они не лягут, ни чем не подтвердятся, не вырастет чувство любопытства и желания знать. Сначала идет опробование материального мира путями достаточно простыми и несовершенными, а потом только Бог подает знания и желания их постигать, когда ум начинает искать ответы на вопросы. Бездействие, леность малоподвижность души тоже от Бога, но тому, кому это пока необходимо. Следует понимать, что душа идет по пути отвержения того, что ей поднадоело. Долгое бездействие, невозможность трудиться, лень, которая, однако, не поддерживается мыслью и внутренним усиливающимся пониманием, - все это в совокупности есть Божественный прием, накапливающий резерв внутренний для выхода на труд. Духовная искра изначально действенна, ибо есть часть бога. Но ее необходимо придержать, тем вызвать устойчивые потуги преодолеть, добиться деятельности, хоть в своих границах понимания, наконец, хоть что-то через труд приобрести и тем начать вырываться от зависимости на путь действительно труда в еще гунне невежества, но уже метя на труд в широком смысле со всем, что из него в материальном мире может последовать. Иногда такие трудовые придержки бывают и для тех, кто находится только под влиянием гунны страсти или благости. Во всем Божественная причина. Иногда через такую иллюзорную лень Бог подготавливает живое существо к очень напряженной и долгой трудовой деятельности в этой или следующей жизни, или человек отдыхает ленью, поскольку такая жизнь, достаточно активная и напряженная, была у него позади. Поэтому не следует по безработному состоянию человека относить его к влиянию той или иной гунны. При этом следует помнить и то, что работу дает и не дает Бог по карме человека. Легко можно ошибиться и на свой счет. Но тот, кто уже пошел по пути вручения себя Богу, кто как бы только следит за тем, что Бог дает ему, какие энергии, доверяя Богу в себе, такой человек, в какой бы временной лени или бездействии не находился, абсолютно точно знает, что у Бога за закрытой дверью непременно есть открытая, а потому не обеспокоен и считается преданным высокого порядка. Также, что касается иллюзии, то здесь можно говорить лишь о разумности мышления человека, о видении вещей. Под влиянием иллюзорных энергий Бога могут быть и есть все, кто находится в материальном мире. Другое дело, насколько человек эти иллюзии оценивает, руководствуется ими, через них строит планы и отношения. Чем ниже уровень развития человека, тем больше иллюзий, неадекватности восприятия мира. Однако, и иллюзии – имеют развивающее и направляющее значение, также могут придавать смысл жизни и вовлекать в материальные игры, порою до конца оставаясь не понятыми человеком, не обладающим совершенными духовными знаниями, неискушенном в материальных отношениях, обладающего качествами слабыми и неустойчивыми. Поэтому за иллюзии не следует человека винить. Они средство Бога, они успокаивают, они озадачивают, они придают интерес и смысл, они ведут, учат, извлекают и приближают к пониманиям более высокого порядка. Но по сути иллюзорных пониманий можно судить и об уровне ступени человека. Однако, следует понимать, что и очень развитый человек легко может попасть в эти силки по Божественной Воле и выдать то, что ни в какие ворота. Поэтому, опять же, не следует эти, здесь приведенные знания, использовать против других, ими оперировать себе на славу, но видеть в них пути развития людей, работу через них Бога и понимать в своей мере свое положение в этом мире и так начинать сотрудничать с Богом, будучи в знании, понимании и ставя перед собой реальные цели в соответствии со своим уровнем, качествами и данными от Бога желаниями. 14. Но когда гунна добродетели развита и воплощенный идет к смерти, тогда он достигает чистых планет великих мудрецов. КОММЕНТАРИЙ. Когда гунна добродетели развита, это еще не означает, что человек завершает свой путь в материальном мире и выходит из-под влияния гунн материальной природы. Но точно то, что он уже не в начале, а в середине и далее и потребуется еще не одна жизнь, чтобы освободиться и от такого иллюзорного влияния. Но находиться под влиянием развитой гунны природы означает, что человек достиг в своем пути преданного служения достаточно высокого уровня, обладает качествами, приближающимися к Божественным. Но никуда не деться. вместе с благоприятным влиянием этой гунны будет еще присутствовать и неблагоприятное, связывающее человека, делающее его зависимым от материального мира и отношений в своей мере, и проявляется эта зависимость связью, на которую указывает Бог в стихе 6: «…Она связывает счастьем в общении и знанием в общении». Т.е. человек зависим от других людей, привязан к общению, значит, дорожит и мнениями, значит, здесь еще может черпать удовлетворение, значит, еще подчиняется условностям материального мира в своей мере. А потому еще привязан к плодам своей деятельности и рассматривает их, как духовные и материальные поощрения, еще претендует на них, ими связан. Изучая Веды, постигая совершенные духовные знания, исполняя практику йоги, человек еще не может называться утвердившимся в этих знаниях, а потому не может еще своими качествами им полностью соответствовать. Он находится под влиянием развивающейся гунны благости, а значит, находится и сам в пути развития и духовного взросления. На этой долгой также стадии от него невозможно требовать полной отрешенности, ибо он к ней только идет и один Бог знает, сколько ему еще идти. Однако, сотрудничая с Богом в своем развитии, человек непременно занимается и добродетелью, и аскетизмом, и приносит жертвоприношения. Но внутри себя рассчитывает ввиду еще своего несовершенства, на результаты, на плоды, на несколько материализованный возврат его вкладов в других. Он желает вкусить плоды своих деяний. Эму этот порог не переступить, он становится фактически камнем преткновения, мешающим полному отречению и посвящению своей любой деятельности Всевышнему. Но ему еще надо проходить через многие уроки, добывать и другие качества, ему необходимо более глубоко постигать совершенные знания и полностью переключаться на деяния и видение, исходя из этих знаний. Необходима Милость и Благословение Бога. Но Бог не может это дать, не может никак сдвинуть человека с места при наличии в нем этой еще пусть тлеющей, но реально существующей привязанности к плодам, желанию воздаяния. Что делать с таким преданным? Однозначно. Нужно отдать ему то, на что душа еще претендует, в чем находит для себя удовлетворение, в чем укрывается, на что рассчитывает, что связывает со своим материальным и духовным благополучием. Но послуживший Богу, занимающийся преданным служением человек, отдающий, жертвующий, помогающий всем живым существам, достоин и особой милости, такой, чтобы возвращая ему долг, его плоды добродетели, не нарушить то, что он уже достиг, что в нем утвердилось, что готово выполнять достаточно высокую духовную миссию. В этом случае рождение в материальном мире с тем, чтобы воздать существующими здесь материальными средствами порою видится и неблагоприятным и невозможным, надо отдать ему так, чтобы он не потерял, но укрепил достигнутое, чтобы качества не пострадали. Наилучшей средой для возврата долгов и духовной поддержки может быть и рождение на планетах райского плана, в семьях высокодуховных живых существ и таким образом решить ряд вопросов и так, чтобы по возвращению на Землю и для дальнейшего своего развития он больше не претендовал на эти плоды, чтобы здесь был утихомирен, чтобы Бог имел основание повести его далее, причем ничто бы не мешало давать и уроки, и потрясения, и страдания, ибо никакая гунна от этого не освобождает в полной мере, но и это необходимо, ибо путь продолжается, всегда есть у живого существа места уязвимые, качества те, что нуждаются в Божественной доработке. Поскольку потом Бог такому живому существу больше ничего не должен, то начинает вести без скидок, особых поощрений, не дает живому существу в эту сторону и помыслить, и посмотреть и потому все воспринимается что называется, без обид, без упреков, как заработанное, откуда надо извлечь или что надо претерпеть. Таким образом чистые, т.к. достаточно религиозные, но материальные все же планеты играют свою двоякую роль, сохраняя одно и воздавая за другое, тем расчищая путь для дальнейшего и опять же земного пути, поскольку только с этого уровня и возможно освобождение, как и достижение Всевышнего. Все методы во благо, все от Бога. Потому необходимо в любом своем пути вручать себя Богу, не претендуя, не прося, не считая, что Бог поступает несправедливо или против живого существа.