Перейти к основному содержанию
О КРОТОСТИ часть 2
«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15). Чтобы лучше понять то, что хотел сказать Апостол Петр верующим этими словами, нам необходимо понимать ту обстановку, которая окружала верующих того времени. Церковь Иисуса Христа делает первые шаги по земле, верующие живут в окружении враждебно настроенных Иудеев и язычников-идолопоклонников, повсеместно возникают гонения на Христиан, их преследуют, на них клевещут, обвиняют в нелояльности к существующему государственному строю. И перед верующими неминуемо должен был возникнуть вопрос: как вести себя перед лицом тех, кто преследует их даже до смерти, как отвечать на вопросы обвинителей и как при этом не поступиться истиной и остаться верными Иисусу Христу. Человеку присущ инстинкт самосохранения, и когда возникает угроза для его жизни, то для него совершенно естественным становится использовать любую возможность для ее сохранения, для избежания опасности. Но в момент, когда опасности невозможно избежать и человек встречается с ней лицом к лицу, именно то, во что верит человек, чем он живет, его система ценностей и определяет его поведение. Человек может испытывать ужас, панику и готов пойти на что угодно ради сохранения своей жизни. Или же он, напротив, не только мужественно встречает испытание, но идет ему навстречу ради своей идеи, говорит гордые слова и превозносится над своими обидчиками. Христианин такой же человек из плоти и крови, как и любой другой. Но в минуту реальной опасности он проявляет именно ту веру, которую он имеет в своем сердце и никогда он не может проявить ее в большей степени, чем она есть на самом деле. Писание призывает верующих в любых ситуациях контролировать свои эмоции, не дать естественному страху овладеть сознанием, не позволить проявиться отчаянию или озлоблению. Верующий должен быть всегда готов к тому, что у него рано или поздно потребуют отчета в его уповании. Верующего могут оклеветать, но всегда причиной преследований будет именно его вера. Россия не так уж давно пережила период массового преследования и убийства верующих, вся вина которых состояла в том, что они верили не в призрачное «светлое будущее» коммунизма, а в реального, живого Иисуса Христа и свое будущее связывали с Его Царством. Писание говорит о том, что христианин должен быть всегда, в любой момент, готов дать отчет о том, во что он верит и почему он верит. И здесь, конечно, не имеет никакого значения, кто потребует у вас отчета в вашем уповании. Это могут быть ваши преследователи или же грубые, насмехающиеся над вашей верой, люди или люди, просто интересующиеся тем, во что верите. Дети Божьи всегда должны быть готовыми отчитаться перед любым человеком. И в каких бы обстоятельствах это ни происходило, христианин должен говорить о своей вере кротко и с благоговением. Если это преследование за веру, то христианин должен вести себя кротко, незлобиво потому, что так вел Себя Христос перед лицом тех, кто осудили, а затем и убили Его: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). Примечателен также и пример царя Давида в этом отношении – мало кому приходилось терпеть столько несправедливых обвинений и гонений, и ему часто приходилось скрываться ради спасения собственной жизни. Но при этом он не позволял себе опуститься до озлобления: «Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!» (Пс.140:6-10). Даже перед лицом смертельной опасности человек Божий остается беззлобным и нераздражительным потому, что он уповает на Того, в Кого он верит. Когда кто-либо, насмехаясь над вами и вашей верой, требует у вас отчета о вашей вере, то нужно понимать, что может стоять за этими насмешками и издевательствами. В некоторых случаях люди просто не могут спать спокойно, когда видят ваш уравновешенный характер и спокойную, размеренную, осмысленную жизнь. Им во что бы то ни стало нужно хотя бы раз вывести вас из себя, чтобы увидеть, что на самом деле вы точно такой же человек, как и они и ничем не отличаетесь от них. Ваше христианство не дает успокоится их совести и им во что бы то ни стало нужно низвести вас до своего уровня, чтобы упокоить ее. Более всего они хотят убедиться в том, что ваша вера притворна и вы не тот, за кого себя выдаете. Но у насмешек и издевательств может быть и другая, совершенно противоположная первой, причина: человек хочет знать что-то об Иисусе Христе, где-то в его подсознании живет стремление к знанию о Нем, но он настолько привык к своему грешному образу жизни и настолько зависит от мнения окружающих, что он не в состоянии просто прийти и попросить вас о том, чтобы вы рассказали ему о Господе. Он облекает в насмешку свое желание услышать истину, чтобы, как ему кажется, не показаться глупым в глазах таких же, как и он, грешников, не желающих ничего знать о Христе. Такие люди могут говорить с вами с видом насмешливого превосходства, но на самом деле их сердце будет впитывать в себя каждое ваше слово так, как песок в пустыне поглощает нечаянно пролитые капли воды. И в этом случае христианин должен не допустить раздражения, озлобления, не отмахнуться от такого человека, но говорить о своей вере кротко и благоговейно. И в том случае, когда вам приходится говорить о своей вере в Иисуса Христа тем, кто жаждет слышать о Нем, хочет познать Его, но не знает, как приблизиться к Нему, вы также должны проявить кротость. Казалось бы, что в данной ситуации незачем говорить о кротости, ведь и так, вроде бы, все хорошо – человек хочет знать истину и вы ему о ней говорите. Но на практике очень часто происходит так, что верующий человек, видя перед собой такого простодушного, желающего знать о вере в Господа Иисуса Христа, человека, начинает превозноситься над ним своим знанием, говорить свысока, начинает поучать, а не учить и, в конечном итоге, все сводится к тому, что эта жаждущая истины душа не утоляется от источника воды живой, которым должен быть каждый христианин, а получает поток информации, иногда совсем не той, которая ему необходима. Говорить о своей вере кротко, не возвышаясь, а служа человеку, любя его – вот каким должно быть свидетельство об Иисусе Христе. Когда вы говорите о Нем, то вы не просто изливаете из себя поток приобретенной вами информации, а говорите о Том, Кого вы сами лично знаете и Кого вы любите. Если вы знаете и любите своего Господа, спасшего вас исключительно Своей милостью, то вы никогда, ни при каких обстоятельствах не сможете говорить о Нем гордо и возвышая себя. И перед лицом опасности, и перед искушающими вас насмешниками, и просто свидетельствуя о Нем людям, вы будете говорить о Нем только с любовью, потому что любовь выше страха, унижения и себялюбия. Говоря о Нем, вы будете благоговеть перед Ним, зная, Кем Он является для вас лично. Проявление по отношению к нам неподдающейся разумению любви, жертвование Собой ради того, чтобы приобрести нас Себе без всяких заслуг с нашей стороны, Его ежедневно обновляющаяся милость и долготерпение к нам, – вот что смиряет нас и делает способными говорить о Нем всегда, когда кто-либо требует отчета в том, во что мы верим, кротко и благоговейно. КРОТОСТЬ – ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА МУДРОСТИ. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:13-17). Третья глава Послания Апостола Иакова начинается с предупреждения о том, что не многие верующие должны делаться учителями в церкви. И далее он говорит о тех людях, которые не только любят очень много говорить, но и вообще неспособны удержать свой язык за зубами. Именно эти люди, считая, что раз они уже научились рассуждать о библейских истинах, стремятся учить других, менее словоохотливых. «В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель…При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен. Отборное серебро – язык праведного» (Пр.10:13-14,19-20). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Желание учить не является плохим само по себе, но не всякий способен именно учить других, а не показывать себя, свои знания – для этого необходима духовная зрелость. Иаков предупреждает верующих о реальной и очень серьезной опасности – о стремлении не утвержденных в истине, но пронырливых, желающих и умеющих показать себя людей стать во главе церкви, иметь влияние на других, нести свои идеи. «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, что говорят, ни того, что утверждают» (1Тим.1:5-7). И Апостол указывает нам на то, что у нас есть возможность распознавать таких людей в свете Божьего слова. И хотя болтливость уже сама по себе является признаком духовной незрелости, Иаков призывает верующих смотреть глубже, – он учит различать два вида мудрости – мудрость мира сего и мудрость, данную свыше. Именно разгул мудрости земной, душевной, является причиной многих и многих конфликтных ситуаций в церквях. Считающие себя мудрыми превозносятся друг над другом, соревнуясь и принижая друг друга. Доказывая свои идеи и отстаивая свои мнения эти люди не способны обратить внимание на то, что истина – во Христе и только в Нем мы сходимся, как в одной точке, если нам важна именно истина, а не собственные суждения о ней. Мы призваны иметь в себе только ту истину, которая дана нам Господом и не является плодом нашего опыта или умозаключений. Мир живет по принципу «сколько людей, столько и мнений», но не существует множества истин, потому что Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). В искреннем стремлении познать Иисуса Христа мы всегда будем единомысленными в нашем отношении к Его истине, но, отстаивая лишь свои собственные представления о Христе, мы будем встречать противостояние других, потому что представлений о Нем может быть много и они могут быть различны. Истина не предназначена для того, чтобы о ней спорить или доказывать ее, - она предназначена для того, чтобы принять ее и жить ею. Итак, если кто-то считает, что он мудр и способен учить других, то прежде он должен доказать на деле свою мудрость, свое право учить, причем он должен показать, что его мудрость дана ему свыше, а не является мудростью мира сего. Если говорить о внутреннем различии двух видов мудрости, то мудрость, данная свыше – это способность понимать и применять в своей жизни истины Священного Писания; мудрость мира сего – это всего лишь способность приспосабливаться и выживать среди себе подобных. Знание истины само по себе не является признаком мудрости. Истинным признаком мудрости является не что иное, как кроткое поведение и умение применять истины Библии на практике в своей жизни. Доброе поведение с мудрой кротостью и есть тот критерий, который отделяет мудрость небесную от мудрости земной. Казалось бы, ничего примечательного, но на самом деле никто и никогда не мог прикинуться добрым, будучи в действительности злым. Мудрая кротость характеризуется чистотой, миролюбием, скромностью, послушанием, милосердием и добрыми плодами, беспристрастностью и нелицемерием. Притвориться внешне таким человеком, не являясь таким изнутри, в самой сущности своей, невозможно. Земная мудрость имеет в своей природе совершенно противоположные качества – горькую зависть и сварливость. Именно зависть и недовольство движет болтунами, когда они преподносят людям свои идеи. Не понимая, что духовное возрастание и возмужание – длительный, никогда не прекращающийся процесс, они с завистью смотрят на тех, кто уже стал более совершен в своей вере, и они тоже хотели бы быть такими, но им очень не хочется проходить этот непростой и нелегкий путь ученичества. Уже совершенные в своих собственных глазах, они не понимают, почему другие не видят их совершенства и это их раздражает. Между их пониманием себя и их истинным положением – глубокая пропасть, преодолеть которую им мешает их же собственное самолюбие. Зависть, влекущая за собой недовольство, всегда будет приводить к разрушению взаимоотношений и другим негативным последствиям. Все худое, то есть абсолютно все проблемы в церкви имеют своим началом именно зависть и сварливость. Когда постоянно изменяющееся душевное состояние определяет настроение человека и его отношение ко всему окружающему, то нельзя ожидать от такого человека ничего доброго – он колышется в ту сторону, в какую дует ветер и не способен контролировать свои эмоции. Мудрость земная, душевная являет собой не только образ мыслей плотского человека, его приоритеты, но она является бесовской мудростью, мудростью, восстающей против познания Божия, что и доказывает поведение таких людей. Что же касается доброго поведения действительно мудрого человека, то оно, прежде всего, начинается с его чистых помыслов. В нем нет горькой зависти, а следовательно, и недовольства. Он не стремится возвысить себя во что бы то ни стало над другими. Мудрый человек всегда будет следить за тем, чтобы его слова и его поведение не нарушили мира. Он скромен, не выставляет себя напоказ и не пытается вставить свое «веское» слово где надо и где не надо. Он послушен пастырям, потому что послушен Богу и не чувствует себя из-за этого ущемленным. Он умеет быть милосердным и его жизнь полна добрых плодов, потому что все, что он делает, делает от доброго сердца, а не из любви к состязаниям и соперничеству. Он не угодничает перед людьми и беспристрастен в разрешении проблемных вопросов. Это и есть кротость. Мудрый человек – кроткий человек. Именно кротость служит показателем духовной зрелости и мудрости человека. Таким образом, как хорошо ни умел бы говорить человек, каким бы одаренным он ни выглядел внешне, у верующих всегда есть возможность определять истинность слов и поступков любого, кто претендует на звание учителя – это его поведение. Как бы ни научился человек оперировать библейскими истинами, - если в нем отсутствует мудрая кротость, он не имеет права никому навязывать свои идеи. Единственное, что он может делать без всяких ограничений – это учиться, проходить школу духовного возрастания, смиряя себя и возвышая Иисуса Христа в своем сердце. «Благословлю Господа во всякое время; хвала ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе» (Пс.33:2-4). Обретение кротости – истинное благо для человека. Только кроткий человек способен хвалить Господа от всего сердца, потому что все свое упование он возлагает на Него и никогда не бывает от этого разочарован. Жизнь кроткого человека – это жизнь безграничного доверия Богу: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:31-32). Кроткий человек от всего своего сердца ищет лица Божьего, чтобы предстать перед Ним в любое время дня и ночи и обрести Его благоволение: «Сердце мое говорит от Тебя: "ищите лица Моего"; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс.26:8). Общение с Богом в молитве для кроткого человека потребность, а не обязанность. Злобный человек никогда не может испытать чувства единения со своим Творцом в молитве, потому что это единение возможно только во взаимной любви Бога и человека. Псалмы Давида исполнены хвалой Богу, сознанием зависимости от Него, причем зависимости не вынужденной, а радостной и желаемой: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» (Пс.61:2-3). «Боже, Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Пс.62:2-9). Кроткий человек хочет зависеть от Бога, потому что в этой зависимости он видит свое высшее благо и обретает непоколебимую уверенность для своей жизни на земле, и в своем стремлении к небесам. Давид непрестанно изливает свое сердце в хвале Богу, его душа восторгается к Нему, жаждет Его и радуется о Нем. Он говорит, что кроткие, услышав его хвалу, возвеселятся вместе с ним, потому что разделить эту радость могут только те, которые познали сердцем своего Творца. Кроткому человеку недостаточно просто говорить о Боге, читать о Нем – в Нем - вся его жизнь, - и он не только отчетливо осознает это, но и не хочет жить иначе. Гордые, властолюбивые крикуны не способны хвалить Бога всем сердцем, потому что не осознают того, что сделал и продолжает делать Бог ежедневно для них: «Как драгоценна милость Твоя, Боже!» (Пс.35:8). Довольно трудно, а может быть, даже и невозможно, обрести кротость одним лишь волевым решением. Можно осознавать необходимость кротости, стремиться к ней, прилагать усилия к тому, чтобы сдерживать свои негативные эмоции, но при этом можно так никогда и не встать на путь обретения кроткого характера, если сердце человека не будет наполнено любовью к Богу. Но и любовь к Богу нельзя создать в себе искусственно. Сердце человека исполняется любовью только тогда, когда он своей верой постигает доказательство Божьей любви к нему – Сына Божьего, умирающего на кресте за его грех. Нельзя познать любви, не познав при этом искупления, совершенного Иисусом Христом, и не может человек иметь истинной благодарности к Богу, прежде не ощутив Его прощения. Тот, кто видит в Боге только своего Судью, всегда будет стремиться укрыться от Него, но кто видит во всемогущем Творце своего Отца – с радостью бежит к Нему навстречу, взывая «Авва, Отче!». Церкви наполнены многими людьми, но только кроткие едины в возвеличивании Бога, потому что в сердцах именно таких людей Он возвеличивается так, как Он этого достоин. Обретение кротости – это процесс духовного возрастания длиною в жизнь, и не стоит отчаиваться, когда не все получается. Нужно снова и снова штурмовать эту крепость, отвоевывая у своего «Я» новые территории. Бог не позволит барахтаться в бессилии и неустанно терпеть поражения тем из Своих детей, кто ведет борьбу, а не сидит, сложа руки в ожидании силы свыше. Бог вооружает того, кто готов идти в бой, а не того, кто при первой же опасности бросает оружие и прячется в кусты. «Подвизаюсь силою Его, действующей во мне могущественно» (Кол.1:29) – так говорит Апостол Павел о своем служении, отчетливо осознавая, что ведет борьбу не своей силой. Бог не даст потерпеть поражение тем, кто доверяется Ему, иначе тщетно было бы обетование Иисуса Христа: «Вот, Я с вами до скончания века» (Мф.28:20). И наконец, все мы должны сознавать, что «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Мы можем иногда ошибаться, спотыкаться и даже падать на своем пути, но потому он и назван узким, что не усеян розами. Встать и идти дальше, видя перед собой цель – чудный небесный город, «которого художник и строитель – Бог» (Евр.11:10), – вот та цель, ради которой можно пожертвовать всеми богатствами и радостями мира: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (Фил.3:8-15) – такой была сущность веры Апостола Павла и такой она должна быть и у каждого из тех, кто называют себя учениками Иисуса Христа.
Вы давеча кротко проигнорировали мое нелестное замечание. Успехов!
О каком замечании речь?
Уже не актуально.Я получил от Вас сообщение. Речь шла о замечании на вашу публикацию"Любовь и Истина" Спасибо.Мне приятно,что Вы откликнулись.