Перейти к основному содержанию
ПРИМЕР ПРЕТЕНЗИЙ К НЕУДАВШЕМУСЯ СТИХОТВОРЕНИЮ
ЧТОБЫ ПОДТВЕРДИТЬ СВОЙ СТАТУС "ЗЛОГО КРИТИКА" Попалось мне одно стихотворение для редактирования (на сайте его нет). Решила поделиться с вами мыслями по этому поводу. Может быть кому-нибудь они послужат поводом для раздумий над своими стихами. Календарные листья желтеют и падают, И всё меньше и меньше букет золотой, Вот и осень уже речку тихую радует И, как ива, склонившись, грустит над водой. Скоро тихая свежесть речушки печальной Улетит в набежавшие зимние сны, И деревья наденут наряд свой венчальный, Ожидая с тревогой зелёной весны. И она прилетит, и опустится шумная, И опять защебечет, как птичий оркестр, И заплачет слезами – ручьями безумными, И растает венчальное платье невест. И как Золушка стала принцессой счастливой Вновь останется сказкой для малых детей. Календарные листья – букетик красивый – Снова падает молча быстрей и быстрей. Тема не считывается внятно – по-видимому, не была прочувствована, и, как следствие, не заставила автора бросить ВСЕ силы на образность. Решил понадеяться, что и так сойдёт (отделаться условными красивостями: «золотой, печальный, венчальный, кстати два раза, красивый…). По содержанию. Не возникает никаких ассоциаций по поводу желтеющих листьев календаря и осени. Вероятно из-за того, что весной природа расцветает, а у календаря листья продолжают падать, да ещё почему-то быстрей. А что они представляют собой «букетик красивый» – это настолько же не обосновано, насколько банально. Почему «УЖЕ радует»? А не «ЕЩЁ»? и что за радость для речки – осень, которая к тому же «ГРУСТИТ над водой»? А, понятно. Для рифмы к слову «падают»! Так и это не находка. Песенка такая есть. Дальше. Свежесть никак не пострадает от зимних снов. Это в летнюю жару вода может потерять свежесть (затухнуть). Деревья с «нарядом» тоже изрядно поднадоели – почти у каждого сочинителя этот процесс описан не раз. В данном случае, вероятно для новизны, употребляется прилагательное «ВЕНЧАЛЬНЫЙ» (и конечно свой – не чужой же, а то читатель не допрёт). Но с кем обвенчаны деревья? С зимой? Со смертью? Вот уж осень порадовала! А почему весна ожидается с тревогой? Разберёмся. За зиму деревья выйдут замуж, а потом – ну, не хочется же умирать – будут ждать развода, потому и с тревогой (а вдруг зима развода не даст?). В таком случае весну нужно было бы назвать не просто ЗЕЛЁНОЙ, что никак её не характеризует, а какой-нибудь коварной или спасительной, да какой угодно – лишь бы ЭТО работало на образ! Про слово-паразит «ОПЯТЬ» говорить не буду. Надоело. Но: «шумная, защебечет» – это всё признаки радости, ан нет! «Плачет слезами-ручьями безумными». «Слезами» – лишнее слово, если они уже ручьями. А (повтор слова) венчальное платье растает, видимо, как признак развода с зимой. Отрадно. А чё было с ней разводиться? Да нет же, это с весной нужно было вступить в брак, а венчальное платье зима уготовила деревьям отнюдь не для себя, а для своей преемницы-весны. Уф-ф-ф! Всё нормально. Только почему платья-то у мужиков порастаяли? А, понятно: жених-весна раздевает свою невесту, дабы… Нет, не то, чтобы заняться любовью, а чтобы принарядить в зелень. (Какую такую зелень? Может в «баксы»? – голова крУгом пошла) Почему ВНОВЬ останется сказкой? И вообще какая разница, останется или нет, для темы стиха? А вот потому и неразбериха, что для замысла не нужны были ни малые дети, ни деревья с их листьями, ни зима, ни весна. Ни один из "персонажей" не подводит к мысли о КАЛЕНДАРЕ, тем более СНОВА (не говоря о повторе через строку от слова ВНОВЬ), да ещё МОЛЧА! А «букетик красивый» выглядит сюсюканьем, хотя если и был какой-то замысел, то по-видимому драматический или идиллический, но уж никак не шутливый. Короче говоря, не удалось совместить листы календаря с листвой деревьев, да и где-то это уже было...
Нина!! Сей фундаментальный труд следовало бы озаглавить приблизительно так "Краткое пособие по внимательному прочтению и доскональному критическому разбору художественных, и не совсем и совсем не художественных произведений". Как-то так... На тщательный, настоящий разбор наверняка потребовалось раз в -надцать больше времени и интеллекта, нежели на создание самого стихотворения, подвергшегося разбора. А как-то Ваш разбор подействовал на автора? Автор хотя бы прочёл его? А если прочёл - до конца ли? А если до конца, то усвоил ли всё в нём изложенное? Вопросов - масса, а вывод - неутешительный. Получается, что труд критика, тяжёлый и неблагодарный, практически никому не нужен. Если автор толстокож - Ваш труд на него никак не подействует. Если же он - натура тонкая и возвышенная - от переживаний бросит писАть вовсе... А вдруг со временем из этого автора мог бы получиться настоящий поэт? Ох, Нин, наговорил много, а не сказал и десятой доли того, что хотелось... С глубочайшим уважением, Андрей.
Автор в довольно зрелом возрасте. Собираясь издать книжку, сдал мне "на поругание" дикое количество стихов, среди которых буквально половина очень хороших. Меня поразило количество и диапазон качества. Спросила, почему он сам не отобрал предварительно лучшие. А он и говорит: "они для меня все одинаковые - думаю Вы лучше разберётесь." Сначала я подумала, вот, не уважает чужой труд, а потом поняла, что ему просто дОроги ВСЕ его строки без разбора.
Нин, а ведь так оно, наверное и есть. Самому автору очень трудно "отделить пшеницу от плевел"...
Потому я и говорю - надо СЛЕДИТЬ за собой. Почему-то женщина, выходя из дома сто раз оглядит себя в зеркале, продумает, подходит ли макияж кцвету блузки, а сумка к туфлям. Мужчина почистит ботинки и подберёт галстук к костюму. Про таких принято говорить: "ЭТОТ ЧЕЛОВЕК СЛЕДИТ ЗА СОБОЙ. Почему же, выходя на ЛИТЕРАТУРНЫЙ сайт, не следить за своими текстами? Спасибо за отзыв, Андрей! :cheers: Крепко жму Вашу благородную руку.
ЦелУю Вашу руку, Нина! Как-то не принято джентльмену и даме обмениваться крепким мужским рукопожатием... С улыбкой, Андрей.
Данная демонстрация собственных критических способностей мне напомнила фразу из "Операции "Ы" и других приключений Шурика" "Тренируйся лучше... на кошках" Достаточно просмотреть под какими текстами звучат дифирамбы критика, чтобы воспринимать его серьёзно.
Глубокоуважаемый Анатолий! А я что делаю? Как раз на "кошках" и тренируюсь - не на Ваших же достойных стихах! Их я и на самом деле считаю достойными, а потому и отзывов не пишу - смысла нет. С уважением Нина.
Глубокоуважаемая Нина, буду рад Вам ответить, когда, "натренировавшись на кошках", Вы начнёте находить не просто смысл) с уважением, Анатолий.
Мдя, осень вон, вообще "ужЕречку" радует (это имя, неверно такое!) "И растает венчальное платье невест" - это начало порнофильма какого-то, сначала у невест растают платье, потом... где такое весной случается?!!! срочно говорите мне! хочу посмотреть! в оцениваемом стихо сюжет в принципе хромает (я, напр., понимаю, что платья/невесты - это про весну, но по структуре повествования звучит это как отдельный образ и отдельное предложение) Реально должно быть что-то типа(посл-е, напр. строфы): ...(про весну)И она прилетит, и опустится шумная, И опять защебечет, как птичий оркестр, И заплачет слезами – ручьями безумными, И растает, также, как забывается все со временем, И как Золушка, которая стала счастливой принцессой, пусть и ненадолго, останется сказкой для малых детей. А Календарные листья – букетик красивый – Снова падает молча, как падали и за сотни лет до этого... Автору элементарно не хватает лексики для построения рифм, да и вообще образов, конструирования предложений. Мне в таких случаях помогало чтение (скажем, после изучения рим. права такие образы, как "жизнь - как суть эпохи магистрата" и рифмы более разнообразные были у меня в норме; еще Достоевский и Стивенсон помогали неплохо, да много что еще, даже матерн. частушки) размер в стихо тоже не ночевал... насчет "где-то было" - есст-но БЫЛО! а треннироваться надо на кошках, чтобы потом тигр голову не откусил :-D Коровёнков - да, из этого автора мог бы получится, возможно, поэт, кабы он читал поболе...
Антон, ну вот и Вы увидели то же самое - значит есть смысл в разборе?
смысл всегда есть! люди разные и поэт (ежели он есмь) для них пишеть... все остальное - хрень!
Стихи хорошие! Мои претензии только к фонетике и внешнему виду стихотворения. "И, как ива...", "И как Золушка" - "каки" - неблагозвучия. Можно легко заменить на "словно". Вообще настораживает перебор "И" в началах строк. А вот к образности, метафорам и эпитетам я бы придираться не стал... Неблагодарное это дело, тем более, что с этим тут всё в порядке на моё ИМХО. А то, что читатель не "допрёт" - беда самого читателя...Критика не убедила, увы.
Ну вот и хорошо - Вы тоже потренировались на чужих стихах, а это всегда приводит к раздумьям, что небесполезно. С уважением Нина.
Увы, это - не образец критики. Это - образчик псевдокритики, точнее, конгломерата её разновидностей. Грустно!
Спасибо за внимательное прочтение и смелый отзыв. С уважением Нина.
Встреть я это стихотворение на сайте, я бы его точно пропустила. С точки зрения читателя - м-да... Особенно "понравилось" противостояние реки и осени. Как река радуется, что осень грустит! Почему? А как свежесть улетает в сны? Это что-то запредельное для моего воображения. И весна - злодейка! Налетит, разденет! Не думаю, что дети, узнав об этом, будут ассоциировать её с нежной и кроткой Золушкой, истеричка какая-то, ещё и ревёт. На мой взгляд, везде должен всё-таки главенствовать СМЫСЛ. Поэтому я, например, благодарна критикам, которые замечают у меня смысловые ляпы или неточности, потому что, задумавшись о своём, иногда не замечаешь двусмысленности образов или то, что они понятны только тебе. Прекрасно, что здесь у нас есть такие профессионалы, как Нина, которые подмечают наши промахи. Спасибо.
Светлана! А вот Вы и заметили эти ляпы, потому что к своим стихам относитесь строго. Они у Вас этим не страдают! Как говорят сейчас, КОРОЧЕ, "рыбак рыбака видит издалека". Спасибо, дорогая Сурра!!! :rollface: С глубоким уважением Нина.
Бывает, Нина, бывает... :-( Недавно г. Мартынов заметил у меня вопиющую двусмысленность, на которую я даже не обратила внимание. Вот так витаешь в облаках... :wink: Не понимаю, на что обижаться? Лучше сразу исправить. А то как-то разнесла на форуме стихотворение за смысловой бред, а мне - Вы что, это же классик. Жаль, что в своё время он не задумался о смысле. Неужели кому-то из мэтров хочется стать предметом насмешек через века? С уважением, Светлана.
печально было прочитать эту трепанацию (
Скажу сразу всем критикам этой "Критики", что у нас на сайте, насколько мне удалось узнать, есть два профессиональных критика. Это Нина и Голди Роуз. Несмотря на то, что многие из нас имеют высшее филологическое образование, это не дает нам право называться критиками. Мы - лишь выразители собственного мнения. Об этом я уже писала на сайте. Я не считаю для себя возможным критиковать и делать разбор произведений, хотя иногда просто советую что-то изменить или подшлифовать, но чисто основываясь на собственном восприятии. Поэтому просто советую всем "критикам" чужих произведений, наткнувшись на профессиональный разбор стихотворения или прозы, такой, как сегодня представила нам Нина, не состязаться в остроумии и не пытаться "критиковать" профессионала, а постараться вынести для себя как можно больше полезного. О Вашей работе, Нина. Кроме того, что Вы сделали основательный разбор произведения, Вы еще и облекли эту критику в ироничный, легко читаемый и воспринимаемый текст. Настоящий ликбез для нас. С теплом, Ольга
Спасибо, Ольга, это чрезвычайно важное открытие, что на сайте ЕСТЬ целых два профессиональных критика, а источники Вашего знания надёжны? Кстати, на сайте есть ещё и один очень важный счетовод;) с теплом, А.Н.
Читайте внимательно - "насколько мне удалось узнать". Я высказала свое мнение, а если оно не совпадает с Вашим, это еще не повод иронизировать. С теплом, Ольга
Ольга-Ольга! Выражаю Вам глубокую признательность за взаимопонимание и то, что Вы ВСЕГДА выступаете в роли моего защитника, не боясь за это тоже получить упрёк. Спасибо Вам, родная душа! :smiley-love: Ваша подруга Нина.
Вау, на сайте есмь проф. критики! Жду! (надеюсь, не тупые редакторы толстых журналофф! ибо чупринина с его "знаменем" мне хватило по глотку, блять, "вирусы, к-е ввел в поэзию ВСВ" жгут у него!) Знаете, если автора не критиковать, будет лажа. Есть такой чел (он хороший человек и поет пойдет какой), который, дабы поддержать ну, совсем никудышного автора, говорит, скажем, "да, все так, но, посмотрите, какой у вас почерк, просто каллиграфическиййй!!!" меня самого обсирали так, что я этому ОООЧЕНЬ благодарен! писать научился, познал истину! есть неписаное нечто, к-е надо блюсти просто... зы: каждый вечер без крику и стону я делаю минет своему микрофону.... :cool4:
очень советую господам критикам чужой критики почитать Нинину статью "Страсти по графомании". Ольга
Уже прочёл и не раз! Отличное впечатление.
Я в поэты бы пошел, Но боюсь - прихлопнут... Я бы в критики пошел, Но боюсь - затопчут. Вот так, палка о двух концах. Но конструктивный критик такому сайту НЕОБХОДИМ. Здесь я увидела больше критику в контексте собственного восприятия прекрасного. А оно у всех разное.
Ты права, Акмарал. "Хотелось, как лучше, а получилось, как всегда". Однако, я знала, на что иду. Может и правда, кому-то пригодится, а тогда можно и потерпеть неприятие. Главное - научиться не обижаться. Мне кажется, я в какой-то мере этим качеством овладела и никого, кто не приемлет моего мнения , недругом не считаю. Спасибо. Нина, твоя подруга. :blush:
:wave2: здравствуйте!
:wave2: Прювет!!!
Прекрасный ликбез для всех и учившихся в лит. институтах и не учившихся там. Очень нужный постоянно. Спасибо большое, Ниночка. И тут не только знание определённых канонов и правил, но и врождённое чувство языка, русского, такого прекрасного и всемогущего ( в смысле возможностей). С теплом сердечным, Галина.
Вы здесь похожи на хирурга, искромсали всё вдоль и поперёк.Согласен, для печати "в бумаге" требования намного выше. Надеюсь, что в отзыве автору Вы написали не этот текст. Здесь много зла (между строк) и издёвки. Это возможно на сайте, но не в практике официального лица. Согласен, произведение "не блещет", но такими приёмами можно и всего детского Чуковского опустить ниже плинтуса, уж не говоря о Хармсе. Вы очень уверены в том, что знаете, как надо. Это Ваш минус.Разумеется, он далеко не перетягивает Ваши плюсы, тем не менее... Статус Вы подтвердили, но не понимаю, зачем Вам это надо. Это, что? Артподготовка?...Пора рыть окопы?...
Дорогие друзья! Вы ещё не пробовали моей критики. И дай Боже не пробо- вать никогда.А что такое критика,-я испытал на своей шкуре по всем параметрам,когда-то.Кстати,я учился в так называемых уч.заведениях,где готовят этих субъектов(критиков). Вижу попытки критики на этом и других сайтах,но редко вижу толковость и человечность в этом деле... Если взять стихи почти каждого из нас,то они не смогут выдержать ударов критики (подчёркиваю не критиканства),за редким исключением,т.к. есть на нашем сайте действительные таланты,и на все 100 исключаю себя, из этой когорты,так что не беспокоюсь за это и не комплексую за отсутствие таланта в своей особе... Твои,Нина,случаи рецензирования (критики) поддерживаю,т.к. они заслуживают внимания... Спасибо!
В захолустном городишке, Что чуть больше от села, Написать пытался книжку… Чтоб в стихах она была. Я про метрику наслышан… Чай, не будет катастрофы…. Вот сижу под ржавой крышей И стихи сплетаю в строфы Я сижу, считаю слоги… Или все-таки слога?.. Они прыгают, как блохи… Так-то, брат, стихи слагать!.. Вдруг, как в сказке, из клозета В треуголке из газеты, С телевизором подмышкой, А в руке с огромной книжкой Появился Морфокрит И, так строго, говорит: «А ты выучил урок Про соизмеримость строк?» И… Алкеевой строфой Над моею головой… Обозвал меня хореем… Ямбом крыл… послал в анапест: «Ты витаешь в эмпиреях… Как ты опустился, братец!.. Как дошкольник в теоремах, Заплутался ты в фонемах… И попутал ты, на кой , Рифму женскую с мужской?.. Что это за слог сусальный?.. Вобщем… морф ты аффиксальный!..» Он неистовствовал грозно, Телевизор уронив… Всё!... перехожу на прозу… И уеду в Тель-Авив… :))))))) Вы правы,Нина,- анализ необходим. Автор просто обязан смотреть на свой труд со стороны, с позиции критика(имеется ввиду литературоведа, а не субъективного эстета)и теоретика.Эмоции нужно испытывть не автору(хотя, куда же без них?), необходимо при помощи известных мли же изобретённых приёмов и выразительных средств попытаться вызвать эмоции у читателя, и привлчб его к сопереживанию, и спровоцировать его на определённые чувства и размышления. Добра вам и Света
Лывушка!!! Я в восторге! А мне тут пеняют многие - тяжела ты, шапка Мономаха...
Квалифицированный и, главное, доброжелательный разбор стихотворения.
Дорогой Витюк! Как я рада, что обратили внимание на этот опус! Если заинтересовало, то прочтите и "СТРАСТИ ПО ГРАФОМАНИИ" - это почти в самом низу моей страницы. Спасибо-о-о-о! Для всех старалась, для вас! Дай Бог, чтобы пригодилось для Вашего творчества. С уважением Нина.