Перейти к основному содержанию
ТОЛПА ПОЭТОВ ПРОТИВ ПОТРЕБЛЯНСТВА
Юрий Арабов при вручении ему премии имени Бориса Пастернака сказал: «Стихи в России писать невозможно, потому что в России все пишут стихи. Я думал, удушье потребительского общества искоренит эту блажь, но нет, каждый день появляется гениальный поэт». Лауреат, конечно, пошутил – комментирует автор газеты «Коммерсант». Но посвященные знают, что в этой шутке больше правды, чем в оперативной статистике сайта «СТИХИ.ру». Зарождение и тотальное размножение поэтомассы в России на фоне построения потребительского общества означает страстное желание грамотных людей защититься от этого самого ПОТРЕБЛЯНЧЕСТВА, в которое, как в отстойник, окунули страну реформаторы. Конечно, поэты не против того, чтобы на прилавках была в достатке колбаса, сами, как минимум, кушают три раза в день. Но их пугает, что колбаса стала точкой отсчета, главным мерилом благополучия, психологического комфорта не только в повседневной жизни, но даже в литературе и в душе. А литература и душа для образованных русских остаются священной коровой на протяжении двух веков, как минимум. И в ответ стихи-йный творческий протест - грандиозный поток самовыражения методами стихосложения – это законная реакция знающего грамоту русского человека, которого принудили каждый день лицезреть в изобилии колбасу. И от этого изобилия народец наш ударился в стихи-Ю. Производить материальные ценности грамотному человеку не с руки, а вот завалить страну стихами – это мы запросто. Это даже настоящий духовный подвиг, который, может быть, останется в веках. Ведь колбасу съедят на следующий день, а стихами, глядишь, еще можно прославить Отечество, если даже самому не удастся стать как наше все «памятником себе». Поэтому не устаю повторять свою излюбленную мысль, что поэты выносят Россию вперед стихами. Куда они ее донесут неведомо! Может свет в конце поэтического тоннеля – это все же огни ада? Только поэты этого не знают.
Вот, что написала в ответ на эти заметки Ирина Медведева Да, СтихиЯ бушует. Электричку из старосоветского анекдота - <зеленую ипахнущую колбасой> - можно смело переиначивать в <пахнущую стихами>. Но в отличие от Вас (видящего в Этом защиту от враждебного и темногопотреблянчества) и Арабова (устало опустившего перед Этим руки), я думаю,что Это даже не начало вырождения России - а его зрелый возраст. Несомненно, протестный элемент есть в катастрофическом сгущении рифм, но онбыстро растворяется в поэЗо-массе, а уж она-то не подведет - останется столь же пресной, что и была: И эта масса, как всякий бурный поток, уж конечновынесет Россию вперед - в самом верном, в самом изначальном смысле: Россия захлебнется в Этих рвотных массах (простите!) То есть - произойдет(происходит!) самоотравление! Нужны сильные средства! Нужно противоядие!Каждому дозированно и с ложечки, но - постоянно. Лекарство есть: МОЛЧАНИЕ. Перед самым уходом Илья писал об этом: Печально, что никто не объяснил Решительно никак природу слова. Оно - начало доброго и злого, С его уходом мир бы ощутил Такую боль и глубину событья - И вновь бы совершил свое открытье. Мои слова, рожденные умом, Еще не став собой, уже солгали. Но хуже то, что и в уме едва ли Я их сказал бы о себе самом. 1999 Это, как Вы заметили, акростих. Он появился по пустячному бытовому поводу -вот уж точно: "Когда бы вы знали, из какого сора растут стихи". Но: И дальше я цитирую одного умного человека:Илья здесь высказал то, что еще никто не говорил никогда: "Мысль неизреченная есть ложь". Дальше Тютчева Илью Тюрина заставило пойти вот это наше время, и он выразил это "окаянное время" парадоксально: Продолжениеследует - в четвертом выпуске альманаха: Впрочем, наблюдается и еще один парадокс: молчание - путь к спасению,немота - ложь: Змея кусает себя за хвост. Принцип бесконечности. Речь идет о поэте Илье Тюрине, который погиб в юном возрасте. Да,Ирина, вы правы, что молчанием можно спастись и эта мысль как-то забылась мною. А вы вовремя подсказали. Ведь сам же когда -то предупреждал: В разрезе колбасы Поэтический хлеб подворотен Доедает молча народ. Мышление – гениТальное! Оргазм – культурный! «Черный квадрат» Казимира Малевича – Надежный источник света для идущих сквозь красоту тьмы. Поэтому я еще сильнее и с большим нетерпением жду книги Ильи. Ведь неизвестный мне рецензент написавший: никому до Ильи не приходило в голову, что мысль неизреченное тоже ложь, на самом деле мучила меня. Правда, лишь как мысль. В книге «Человек человеку - рифма», которая вышла в 1997 году в Братске, она изложена лаконично и сухо: -Слово произнесенное- ложь! Предупредили нас предки. -А слово непроизнесенное – это еще большая ложь! Доказали современники. Теперь уже не помню, вложил ли я эту книгу в свое послание. Но это неважно, главное, что я не одинок был в своих раздумьях. Одновременно об этом думал юноша Илья. И как тут не поверить собственным выдумкам, что: Мысль стихотворная в космосе бродит не подчиняясь законам природы… Владимир Монахов
Из письма Ильи Фонякова: Дорогой Владимир, спасибо за интересные тексты-размышления. Меня тоже интересует тема "поэтомассы", но с другой стороны. Мне кажется, потребители поэзии, отчаявшись получить чаемое от современных мэтров-профессионалов, (или бывших профессионалов, ибо понятие профессионализма ныне размыто), переходят на "самообслуживание". У меня есть переписка с некоторыми такими авторами и авторессами разных возрастов - это целый мир со своими традициями, фестивалями, чтениями где-нибудь "у фонтана", переложениями друг друга на музыку, взаимными, восторженными предисловиями, томными фотографиями "на открытие" самодеятельных сборников, объединениями, клубами и т.д. Уровень текстов обычно графоманский или около того, но я не стал бы смеяться над этим. Люди жаждут, хоть тресни, высоких, красивых слов, хотят "возвышаться душою", а современные поэты (и вся литература в целом) предлагают им скепсис,"чернуху", в лучшем случае - многообразное нытье, перемежаемое "обсценной" лексикой. Опять же, винить их в этом нельзя: за всем этим - тоже жизнь. Но именно отсюда - переход на "самообслуживание". Может быть, напишу об этом когда-нибудь статью. Тогда сошлюсь, может быть, и на некоторые ваши соображения. Сердечный привет и лучшие пожелания! Ваш Илья Фоняков Санкт-Петербург
Ещё одно письмо от поэта Эльвиры Частиковой об этой публикации: Дорогой Володя! С большим удовольствием прочитала о нынешнем месте поэзии. Что ж, точнее и нельзя выразить. В каждый период жизни всегда что-то свое, но это вовсе не значит, что отменяются стихи. Если не гоняться за славой, то все должно оставаться на своих местах: и сочинители, и выходящие книги, и вечера поэзии... Не наше дело подводить итоги, на это есть Время. Сейчас оно превозносит попсу, а мы можем отсидеться в тишине. Литераторам только этого и надо! Лучше пишется. Если же не пишется, значиит, легче дышится - хорошо со всех сторон. Главное, мы идем в направлении весны. Все еще будет! Вы же знаете, что в одну человеческую жизнь умещается столько, сколько захочется. Эля.