Перейти к основному содержанию
КОСМОПОЛИТИЗМ VS ПАТРИОТИЗМ
БЕЗРОДНЫЙ КОСМОПОЛИТИЗМ VS НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМ Во времена СССР идеология государства была. И была на высоте! Речь не о том, хороша она была или плоха, а о её наличии и внедрении в жизнь всеми доступными способами. А это делалось (не определялось, но проводилось в жизнь) людьми далеко не глупыми и своё дело знающими. Идеологизированным было буквально всё, аж до конфетных фантиков… Вот в эти времена, для нынешней молодежи почти что былинные, и возникло в СССР выражение "безродный космополит", применявшееся в основном к диссидентам, уезжающим из Союза евреям, и немногочисленным правозащитникам, апеллировавшим к мнению "прогрессивной мировой общественности". Однако, в противоположность космополитизму, насаждавшийся столь же активно патриотизм не совсем был тем, который принято называть "квасным" – патриотизм был не великорусским (хотя и таковой тоже наличествовал, но не был официальным), а именно общесоюзным, и реальным. А не только провозглашавшимся. Были ли в те времена проявления бытового национализма? – естественно, были, но они есть всегда и везде, в любой многонациональной стране, и характер носили скорее беззлобного подтрунивания друг над другом. Дискриминация была только по пятой графе для евреев при приеме в некоторые ВУЗЫ, организации и режимные объекты. И то не стопроцентная – талантливые ребята пробивались и принимались и туда… Подробнее об этом у меня в статье "Национальный вопрос в России" http://www.chitalnya.ru/work/107276/ . Сейчас же, в период оголтелой демократии, в России имеется немалое количество как космополитов, так и патриотов – причем всех мастей и оттенков. Дерутся друг с другом в СМИ, Инете и реале охотно и яростно. Иногда даже с летальным исходом. И законно возникает вопрос (даже два!): Космополитизм – это всегда плохо? Патриотизм – это всегда хорошо? Начнем, как это принято среди серьезных людей, с дефиниций – сиречь, определений значения слов (терминов). Иначе каждый читающий будет иметь своё их понимание. ИТАК: КОСМОПОЛИТ 1) Космополитизм – реакционная буржуазная идеология, которая под прикрытием лозунгов "мирового государства" и "мирового гражданства" отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма (Словарь Ожегова) 2) КОСМОПОЛИ́Т, космополита, •муж. (•греч. kosmopolites от kosmos - вселенная и polites - гражданин) (•книж. ). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, •собств. признающий весь мир своим отечеством. (словарь Ушакова) 3) Космополиты (биол.), виды, роды, семейства или более крупные группы животных или растений, обитающие по всему (или почти по всему) земному шару. Строго космополитических видов животных или растений, по-видимому, не существует. Примеры К. высшего ранга — семейства злаков, отряд воробьиных птиц. К. противопоставляются эндемики — растения или животные, встречающиеся только на ограниченной территории. (БСЭ) Так что 100%-ного совпадения в определении термина нет и у авторитетов… поэтому придется самому думать! Насчет "реакционной буржуазной идеологии" я умолчу, нет такой. Есть идеология "PAX AMERICANA", но это пропаганда американского образа жизни и американских ценностей по всему миру, а не космополитизм. Толкование Ушакова понятнее и ближе к истине, как мне кажется. Вот его и возьму за основу. ПАТРИОТ ПАТРИО́Т, а, м. [греч. patriotēs — земляк]. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914—1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. ◊ Квасной патриот — человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма. (словарь Ушакова) ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. (словарь Даля) С патриотом дело проще, тут почти нет расхождений. Но это с "просто патриотом", а ведь есть и национал-патриоты, и см. ниже: полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах); о нем не будем, мы же не древние греки! имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству; это было, да и есть немного… этнический патриотизм (национализм) — в основании имеет чувства любви к своему этносу; а вот тут не одна собака порылась. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу. А вот этого нынче в России с огромным избытком!!! Относительно ИМПЕРСКОГО ПАТРИОТИЗМА см. у меня "Плач по империи" http://www.chitalnya.ru/work/107483/ . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ – вещь, безусловно, необходимая, поскольку на земле не одно государство, кроме нашего, и далеко не все из них – наши друзья… КВАСНОЙ ПАТРИОТИЗМ – вот это то самое, что напрочь дискредитирует само понятие патриотизма! ЭТНИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ – об этом поговорим, так как он напрямую связан с появлением НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМА, приводящего прямехонько к нацизму и, по широко известному выражению, является "последним прибежищем негодяев". Начнем с КОСМОПОЛИТИЗМА, пожалуй… Что в нем плохого и есть ли в нем что-то хорошее? Основной чертой нашего века… черт, прошлого века и нынешнего, 21-ого, является прогрессирующая ТОТАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Средства связи и транспорт сделали немыслимое ранее: можно почти мгновенно узнать что угодно о событиях, имевших место быть где угодно, и поехать (при наличии возможностей) куда угодно – хоть на отдых, хоть так просто, хоть на ПМЖ. Всё больше людей в мире перестают быть привязанными к месту проживания, работе, учебе… и многие из них искренне считают себя гражданами всего мира. Да и являются ими: родились в одной стране, учились в другой, работали ещё в нескольких, а живут вообще где захотят. Много ли таких? По отношению к основной массе населения Земли, не так уж много, даже в развитых странах. В основном это либо успешные бизнесмены, либо высокооплачиваемые специалисты – словом, люди далеко не бедные в финансовом плане. Становится ли их больше? Да. Кроме того, начавшийся в прошлом веке и набирающий силу процесс миграции мало- или вовсе необеспеченных людей в поисках работы и более пригодной для проживания страны (из стран третьего мира в развитые страны Европы, в Америку) также порождает космополитов: оторванные от корней, особенно в детском возрасте, впитавшие традиции и привычки нескольких культур, они уже частенько не могут быть патриотами ни страны отцов своих, ни страны, где родились. Да, исключения имеются, и не столь уж редкие – но только в том случае, если люди где-то осели ПРОЧНО – тогда они могут стать патриотами новой родины. Но вот вопрос: БЕЗРОДНЫЕ ли это космополиты? Если посмотреть внимательнее, то – НЕТ. Классический пример: "наши" евреи, уехавшие кто в Израиль, кто куда, не теряют полностью связей со страной, откуда уехали! И новостями интересуются, и на сайтах присутствуют (язык и ментальность враз не поменяешь!), и детям рассказывают … вот дети уже могут эту связь прервать, а они – нет. Такое же положение не только у "русских евреев". Иммигранты "третьего мира, бродя по европам и америкам, часто вовсе не желают отказываться ни от родного языка, ни от ментальности – вообще не желают ассимилироваться в новые общества! По сути – космополиты, а по ментальности – носители многих, далеко не самых лучших черт своей нации, своей бывшей родины. Более того, в той же Америке на юге, в Калифорнии и особенно во Флориде, латиносы вообще стали третировать англосаксонское население: американский английский там стал ВТОРЫМ языком после испанского, на работу принимаются преимущественно латиносы, и латино-кубино-мексиканский национализм цветёт буйным цветом! Аналогичное положение намечается и во Франции (североафриканцы и другие арабы, примерно 6 млн.), даже в Германии (турецкая община, примерно 4 млн.). Безродными их явно не назовешь… По-настоящему БЕЗРОДНЫМИ КОСМОПОЛИТАМИ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЛАДЕЛЬЦЕВ И ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ (и членов их семей) КРУПНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ, для которых понятие родины (пусть даже бывшей) давно вытеснено денежными интересами, сфера которых – весь земной шар. Их общение происходит в кругу таких же, как они сами, людей. Их не волнует положение страны, где они временно живут: у них есть жилье в разных странах. Есть и паспорт не один. Единственное, что их реально интересует и заботит – состояние их состояния (пардон за каламбур) и власть, скрытая, но оттого не менее реальная и мощная. Пример – Бильдербергский и Римский клубы (см. кратко тут: http://www.patriotica.ru/actual/skara_milliard.html ). Их вообще не волнует человечество в целом! Поскольку исповедуют они теорию "золотого миллиарда", то и судьба мировой цивилизации, человечества, интересует их исключительно в этом разрезе. Такие люди без всяких угрызений совести воплотят в жизнь идею фантаста Г. Уэллса ("Машина времени", элои и морлоки). Вот они-то и представляют реальную опасность для человечества, поскольку в их руках реальные рычаги власти – деньги и влияние на правительства любых стран. А что есть хорошего в космополитизме? И есть ли? Да, таки есть! И вот что: нравится нам это или нет, но прогресс человечества постепенно нивелирует культурные различия наций, а смешанные браки стирают постепенно и национально-расовые различия. В геосоциальном плане это фактор положительный: меньше причин для конфликтов и войн. Прогресс не есть прямой, как луч света, и широкий, как Волга в разлив, хайвэй: могут быть и временные отступления в обратную сторону, но в целом процесс идет именно в этом направлении. Да, теряются национальные особенности; да, исчезают неповторимые культурные памятники (мифы, сказки, предметы быта, песни, диалекты – много чего). Но много ли мы знаем и помним о жизни Киевской Руси? Большинство – только само имя "Киевская Русь". И ничего, живем, однако… Зато не режемся с многочисленными приграничными соседями, имеем высокую техническую и гуманитарную культуру, и наш патриотизм стал гораздо больше старого, родоплеменного. Так и в будущем (не сильно уж и далеком, если не будет Третьей Мировой) культурно-технологическое единство многих народов и стран создаст на базе космополитизма ОБЩЕПЛАНЕТНЫЙ патриотизм, скорее всего. Разве это плохо? Вот только при этом сохранить бы и не забывать культуру уходящих в небытие народов и наций – как мы сегодняшние помним и античные Грецию и Рим, и культуру и философское наследие Востока, и многое другое. Прогресс цивилизаций постоянно делает из сплавов разных племен и культур нечто новое, так было всегда и всегда будет, это закон природы, а не прихоть человеческая. ПАТРИОТИЗМ – каким ему быть должно? ИМПЕРСКИЙ. В статье "Плач по империи" http://www.chitalnya.ru/work/107483/ . я уже говорил, что "имперскость" той или иной страны – закономерное явление социального развития, а не результат желаний отдельных личностей (за редким исключением). Так что имперский патриотизм оставим в покое, поскольку Россия уже совсем не империя. Может быть, и к сожалению… ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. До всемирного братства нам пока ещё как до Китая рак… пешком! А поскольку в мире есть государства, и их интересы сильно пересекаются вплоть до военных действий, то и государственный патриотизм быть обязан: защищать свою страну (не правительство!) – долг каждого нормального гражданина. А обязанность государства в том, чтобы этот патриотизм в гражданах всемерно поддерживать и воспитывать. Чем? – заботой о своих гражданах: есть рабочие места; строго соблюдается закон; промышленность на подъеме; доступное хорошее образование и медпомощь; народ живет пусть не очень богато, но главное – НЕ БЕДНО, зажиточно. А если государство к своим гражданам повернуто вовсе не лицом, то откуда высокому патриотизму взяться? Нет, "если грянет война, если враг нападет", тогда конечно… а так , как у нас сейчас дела обстоят, гордиться как-то нечем, при всём нашем желании. Ну, не тем же, что у нас второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров (114) а при этом 70 процентов населения живет НА грани или ЗА гранью бедности?! Или тем, что наше правительство, силовики и чиновники "до мелкого самого" насквозь коррумпированы? Или нашими "лучшими в мире братками" ("Брат", "Брат-2", "Бригада", ворами в законе, ворами в Думе и т.д.)? Или тем, что за последние 20 лет нет никакого подъема промышленности, не построено практически ни одного высокотехнологичного нового предприятия, а дороги так и остаются притчей во языцех? Про образование, медицину, детсады и квартирный вопрос и говорить нечего. ЭТНИЧЕСКИЙ патриотизм в последнее время сильно развился во всем мире, и не в лучшую сторону. Он начал сращиваться с религиозным фанатизмом, что особенно хорошо видно на примере мусульманского фундаментализма. Этому же способствуют и экономические противоречия по линии "Запад-Восток" в Старом Свете, и "Север-Юг" в Америке. Это же видно и у нас, на Северном Кавказе, и в последнее время в Татарстане, Туве, Адыгее. На волне "кавказского беспредела" как на гражданке, так и в армии, значительно усилился русский этнический патриотизм, с приличным уклоном в НАЦИОНАЛ-патриотизм (см. у меня "Неофашизм и неонацизм в России" http://www.chitalnya.ru/work/292480/#s1603840 , и "Национальный вопрос в России" http://www.chitalnya.ru/work/107276/ ) . Есть немалая опасность перерастания национал-патриотизма (разных народностей) в этнические конфликты более тяжелые, чем те, что прошли на Севере и в южных регионах страны. Вот рекомендую небольшое, но интересное интервью: http://www.newsland.ru/news/detail/id/751693/ . Словом, этнический патриотизм ОПАСЕН для такого многонационального государства, как Россия, да ещё при полном отсутствии нормальных судов, честной прокуратуры и непродажной милиции/полиции. Но и без этнического патриотизма в современной России не обойтись: слишком долго русский патриотизм считался "неприличным" – вот и результат… на лице! "Квасной патриотизм" для умных людей смешон. К сожалению, умных всегда меньше, чем хотелось бы! Громогласно и повсюду говорить о любви к своей "многострадальной отчизне" легко. Гораздо труднее ДЕЛАТЬ реальные дела для того, чтобы отчизна стала такой, которую нужно и можно любить и УВАЖАТЬ. Уважать за то, что людям – обычным людям, а не олигархам, чиновникам и всевозможному ворью и жулью – в ней живется хорошо. За мощь страны – экономическую и военную, за её науку и культуру; за славное прошлое, которое не скрывает ни светлые, ни темные стороны её истории. Но такой псевдопатриотизм и ещё опасен тем, что фальсифицируя прошлое и настоящее, закрывая глаза на недостатки в стране – а то и хуже, ВОЗВОДЯ ИХ В РАНГ ДОСТОИНСТВ – эти патриоты оказывают своей "горячо любимой родине" медвежью услугу: не дают возможность стране стать лучше. Поощряют ошибки правителей. Глушат здоровую критику подлинных патриотов, обвиняя их в отсутствии патриотизма, в том же космополитизме, продажности и в прочих смертных грехах. Есть у нас немало представителей как безродного космополитизма, так и квасного и национал-патриотизма. Скажем, Злобин Николай Васильевич – ярый и яркий тип "безродного космополитизма", и Проханов Александр Андреевич – "патриот из патриотов", причем совершенно искренний! Н. В. Злобин – потомственный интеллигент, прекрасное образование, убежденный демократ, недюжинный ум: российский, американский политолог, историк и публицист, проживающий и работающий в городе Вашингтон (США). Автор множества книг и публикаций по политике, истории, российско-американским отношениям, которые публиковались в разных странах а также, в частности, в The New York Times, Los Angeles Times, International Herald Tribune, Chicago Tribune. В прошлом — профессор МГУ. Часто выступает по ТВ в различных ток-шоу, отстаивая "демократические ценности". При этом он совершенно искренне убежден, что демократия есть самоценность, и совершенно неважно, КАКОЙ СТРАНЕ, КАКОМУ НАРОДУ её "дарят" - добром или силой; а патриотизм есть возврат к дикости, разобщенности и вообще тормоз мирового прогресса. Но весь мировой опыт говорит, что демократия в неподготовленных для неё странах становится ширмой для вождей с диктаторскими устремлениями, как это имеет место в Африке (например, президент ЦАР Бокасса вообще был людоедом!) и банановых республиках Южной Америки (например, Мануэль Норьега в Панаме, Сомоса в Никарагуа и т. д.). Практически ВСЕ африканские республики, являясь демократическими по форме, стали рассадником коррупции, разграбления национальных богатств… это вам ничего не напоминает? Даже Либерия, будучи под боком США, образованная выходцами из США (афроамериканцами), при помощи США – и та так и не стала процветающей демократической республикой. НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ РЕБЕНКУ СПИЧКИ! А.А. Проханов – родился в семье молокан (разновидность христианства), верующий, окончил МАИ, работал в НИИ, позже стал профессиональным литератором – журналистом, талантливым писателем. Убежденный сторонник СССР, социализма как общественного строя. Истовый патриот России, притом именно в её имперской форме. Также принимает активное участие в ток-шоу и дискуссиях на ТВ и в прессе. Но в отличие от Злобина, оперирующего массой фактов (не всегда верно толкуемых им, точнее, толкуемых в нужном ему духе), апеллирует в основном к эмоциям аудитории, не утруждая себя подборкой фактов, и совершенно некритично относясь к собственной истории России – для него в ней всё прекрасно! Короче, образец пламенного трибуна с почти полным отсутствием критического отношения к предмету обожания – родине. Однако слепая, некритичная любовь – неважно к чему: к детям, нации, родине, Богу – к добру, как известно, не приводит! Теряется чувство реальности, и дети становятся эгоистами, тиранами в семье и кончают плохо; гордость за нацию и родину переходит в фашизм или нацизм – как это было у Муссолини и Гитлера; любовь к Богу переходит в воинствующий фанатизм, как это было в христианстве в средние века и у ислама в нынешнее время, вкупе с террором. Во всем нужна мера, а мера предполагает ТРЕЗВОЕ, КРИТИЧНОЕ отношение ко всему. Желаешь добра своей отчизне – тогда трезво оцени, где и в чем её недостатки и искореняй их. При гангрене отрезают больной орган, а не любуются им… СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ УБИВАЕТ ПРЕДМЕТ ЛЮБВИ! ******************************* Истоки патриотизма чрезвычайно древние, на уровне инстинктов заложены в наше сознание ещё во время перехода от человекоподобной обезьяны к человеку: борьба с "чужими" за территорию обитания, за сохранение своего рода, племени, позже нации от уничтожения в ходе многочисленных войн… пережиток? – да, но который и в наше время является отнюдь не бесполезным! Пока есть разделение на страны, есть столкновение интересов, есть опасность войн – патриотизм ОБЯЗАН БЫТЬ. Какой – вот это уже другой вопрос. Истинный патриотизм не предполагает исключительности нации (типа, "мы лучше других, потому что родились русскими" (татарами, арабами, евреями и т.д.). Родиться славянином, а не негром – вовсе не ваша заслуга! Не предполагает, что нас должны уважать за славные деяния наших предков – это их деяния, их достижения. Мы можем (и должны!) уважать наших пращуров, но заставить другие нации и народы уважать нас мы обязаны сами, своими делами, а не "славным прошлым", в котором НАШЕЙ ЗАСЛУГИ НЕТ. Оглянитесь вокруг себя, посмотрите в зеркало собственного разума: вас есть за что уважать? За что именно? Достойно ли это уважения в глазах других? Сильного, но злобного и недоброго человека, нацию, страну могут бояться и вроде бы уважать. За силу. Пока эта сила есть, конечно! Когда сила пропадает, тут и припомнят ему соседи и другие, им обиженные, "всё хорошее", добивая бывшего гиганта, а впоследствии стирая даже саму память о былом величии. Но СИЛЬНОГО И СПРАВЕДЛИВОГО, доброго но не добренького и беззащитного, будут не только искренне уважать, но ещё и любить и стараться с ним подружиться, стараться быть на него похожим. И после его гибели память будет долгой. Ну, а в жизни каждый (человек, нация, страна) выбирает то, что ему больше подходит, не так ли? Космополитизм есть итог развития мировой цивилизации, в ходе которой (если человечество не погубит само себя или "подсобят" в этом стихийные бедствия ) неизбежно образование мирового правительства в ходе ДОБРОВОЛЬНОГО объединения всех государств. Это будет очень нескоро, но предпосылки уже есть: Бывшая Лига Нации, нынешняя ООН, местные объединения типа ЕС, ВТО, и другие. Глобализация, господа и товарищи, не прихоть отдельных правителей, а неизбежная закономерность развития системы, цивилизационного пути человечества. Весь ход мировой истории это подтверждает. Но тот, кто забегает впереди паровоза, рискует быть раздавленным! Поэтому космополитизм "вообще" может обернуться для отдельного человека отнюдь не лучшей своей стороной: его, как говорил Д'Артаньян, плохо примут там, и о нем дурно подумают здесь… Нормальный космополитизм не предполагает полный отказ и забвение всех своих исторических корней ("безродность"), равно как и отчаянное хватание за них, когда покинул родную почву (полный отказ от ассимиляции в новом обществе). Можно быть "гражданином мира", и равно уважать законы и обычаи других наций, среди которых находишься. А если не уважаешь по какой-либо причине, то зачем там и пребывать? – "Vaya con Dios!", как говорят латиносы в таких случаях. Но уважение предполагает ПОНИМАНИЕ того, почему эти законы и обычаи такие, а не иные. Можно понимать и НЕ ПРИНИМАТЬ, тогда уж уважения не будет, а будет борьба с этими явлениями в той или иной форме. Борьба не всегда справедливая, как , скажем, борьба США "за демократию" в Косово, Ираке, других странах. Или наоборот, не уважать но принимать , если это политически ВЫГОДНО В ДАННЫЙ МОМЕНТ. ------------------------------------------------------------------------ Словом, и то и другое – и космополитизм и патриотизм – имеют право на жизнь, если это не крайние формы. Глупо спорить о том, нужны ли природе ТОЛЬКО травоядные или хищники… только рыбы или наземные, или птицы. Крайние формы всегда нежизнеспособны и сами отомрут со временем. Правда, появятся другие крайние формы… 15.01.12