Перейти к основному содержанию
Бхагавад-Гита всем. Глава 18. Совершенство отречения. Сти...
Бхагавад-Гита всем. Глава 18. Совершенство отречения. Стих.33-40. 33. Решимость, с которой человек контролирует деятельность ума, жизненной силы и чувств, неуклонно занимаясь практикой йоги, такая решимость, о, Партха, в гунне благости. КОММЕНТАРИЙ. Решимость – достаточно известное понятие в материальном мире, считается положительным качеством человека, заслуживающим уважение, считается качеством лидера, доступным не всем, ибо требует знания, разумность, умение быстро ориентироваться, обладание интуицией, волей. На самом деле решимость свойственна всем людям, но каждому в своей степени, ибо, как люди стоят на разных ступенях развития, так и распределяются по ступеням присущие им качества. Это имеет самое прямое отношение и к решимости, как действу, направленному на определенный вид деятельности или предприятия. Редко кому из людей это качество не знакомо. Вообще, что же есть решимость? Это есть степень оценки той или иной ситуации, адекватность восприятия, анализ, предвидение вероятностного исхода, рассмотрение предмета со всех сторон, ожидание реакции всех участников, вовлеченных в событие, видение вариантов исхода, оценка последствий в плане жизни, здоровья, благополучия, возможных перемен, долгов, потерь, приобретений, все в предельно сжатые сроки, все – с выходом на принятие решения и действия, все – с согласия внутреннего и внешнего окружения или с пренебрежением тех мнений и обстоятельств, влияние которых маловероятно, не может доминировать, не может повлиять или достаточно ничтожно по сравнению с поставленной целью или предпринимаемым делом. Решимость может быть необходимой как в решении сугубо личных вопросов самой разной величины и направления, так и вопросов глобальных, затрагивающих интересы семьи, трудового коллектива, общественных организаций, людей, объединенных временем и местом, как и обстоятельствами, требующими сиюминутного решения и действия в интересах всех. Но решимость может быть и неким внутренним порывом, без особого подключения анализа, предвидения, более интуитивная, согласно опыту, самонадеянности, других качеств, лучших и нет. С решимостью можно потратить последние деньги на вещи малозначительные, тем принеся страдание себе и другим, однако и претерпев в результате аскезу, смирив желания, начав контролировать чувства и мысли. Решимость может завести в тупик и самого и других, решимостью называется и деяния, связанные с вредными привычками, несущие страдания и даже смерть себе и другим, решимость может привести к аварии, к проигрышу достаточно крупному, может привести и к успеху, и удаче. Благодаря решимости можно выйти из ситуации, преодолеть, исправить… Решимость бывает самых разных уровней влияния, разных радиусов действия, исходить из добродетельного, благостного ума и меркантильного, может действовать в условиях экстренных и обычных. Но при всем этом следует хорошо понимать, что решимость ни есть действо, которое человек, другое живое существо синтезирует из себя самостоятельно. Отнюдь. И решимость есть в человеке действие иллюзорных энергий Бога в строгом соответствии с качествами человека, которые он приобрел на данный момент, его кармой, ступени развития в целом. Решительность дает человеку Сам Бог изнутри и в соответствии с тем, на какой ступени его духовные и материальные качества на данный момент или период, имея на человека самые разные цели, такие, как изменение его судьбы или судьбы других, дать выход из данной ситуации, ухудшить положение человека и дать ему претерпеть аскезы, наказания, ибо его решимость могла быть ущербной для жизни и здоровья других, дабы мыслил, дабы не распоряжался чужой судьбой, не брал на себя Божье, не рисковал чужой жизнью, благами, здоровьем, так переводя его мысль на уровень контроля чувств, нового опыта, нового понимания. Таким образом, следует хорошо осознать, что решимость дается только Богом через Божественные энергии в человеке, дающие сам порыв, само действо на основе кармы человека, его качеств, ступени развития, все направленное в конечном итоге на развитие человека и подъем его на более высокую ступень понимания. Также следует знать, что решимость действует в унисон с иллюзорными энергиями Бога разных уровней, поэтому может проявляться и в гунне невежества, и в гунне страсти, и в гунне благости, т.е. решимость имеет самые разные формы и уровни проявления. Решимость, например, алкоголика продать домашнюю утварь и купить себе водку, отличается от решимости человека, который на всю зарплату покупает лотерейные билеты, отличается от решимости того человека, который с решимостью защищает женщину, а эта решимость отличается от решимости взяточника, а его решимость отличается от того, кто защищает Родину, а эта решимость в свою очередь отличается от решимости контролировать свой ум и желания, отказываться от мяса… Не счесть всех видов решимости. Поэтому Бог желает выделить из всего разнообразия таких проявлений живых существ только три, попадающие под влияние преимущественно гунны благости, страсти и невежества. Понятно, что есть и те проявления решимости, которые относятся к подступеням этих трех основных направлений проявления иллюзорных энергий Бога, и их великое множество. Но достаточно понимать, видеть хотя бы три вида решимости, зная за этим Божественный труд, Божественное упорядочивание хотя бы для человека среднего уровня материальных и духовных знаний, дабы и через это качество, отнюдь и не редкое, мог иметь представление об их носителе, как смог бы и осознать цену своей собственной решимости и понять, какая же гунна преимущественно на данный период овладела им и что из этого следует ожидать. Что касается гунны благости, то, согласно данному стиху, человек должен проявить решительность в контроле ума, чувств и жизненной силы. Здесь самое главное в том, что решимость должна быть направлена на Бога, на преданное служение, на развитие Божественных качеств. В этой связи, помимо данных перечисленных здесь определений решимости в гунне благости подходит и решимость в изучении Святых Писаний, в исполнении аскез, добродетели, в посвящении Богу любой своей деятельности, непривязанность к плодам своей деятельности, поклонение Богу в храме, в исполнении предписанных обязанностей, в проповедях… Проявляя решимость в одном, человек получает благословение Бога и на проявление решимости в другом. Так шаг за шагом именно через решимость, прежде всего решимость, а затем и твердость в этом направлении, неотступность человек расширяет границы преданного служения, развивает Божественные качества, становясь на рельсы чистого беспримесного, необратимого преданного служения. Но из всего Бог выделяет контроль ума, чувств, желаний и контроль жизненной силы для йогов, которые так идут. Именно контроль ума позволяет ограничивать желания, уклоняться от материальных наслаждений, дает указание чувствам на претерпевание, направляет от праджалпы к ограничению материального общения, к изучению Вед, к строгой практике преданного служения, что является первокирпичиком духовного развития. Но и не обязательно Бог начинает вести именно отсюда, давая решимость просто слушать духовных учителей, следовать, претерпевать, изучать Писания… А остальное - автоматически начинает проявляться само, достаточно активно, не требуя внутреннего энтузиазма… Все зависит от кармы человека, унаследованных им качеств из прошлых воплощений, степени реализации. Любая решимость в гунне благости ведет к освобождению, к оставлению материальных игр и ролей, к духовному развитию, к приобретению Божественных качеств. Все, как бы ни показалось, от Бога, все управляемо и направляемо Богом, все есть индивидуальная работа Бога над каждым, никак ни есть собственный надуманный почин, но проявление Божественной Воли и Плана на человека. 34.Но та решимость, о, Арджуна, с которой человек поддерживает религию, как источник удовлетворения чувств, и вследствие привязанности устремлен к плодам, такая решимость, о, Партха, в гунне страсти. КОММЕНТАРИЙ. Говоря о решимости в гунне страсти, Бог выделяет две особенности, два направления, которые наиболее точно и кратко характеризуют решимость в гунне страсти, безошибочно, как только хотя бы один из этих пунктов присутствует или угадывается. Примеров решимости не счесть, великое множество. Как разобраться? Прежде всего посмотреть, какова конечная цель данной решимости. Это может быть обогащение, слава, получение материальных преимуществ, почет, выгода, месть, возвращение долга… Т.е. человек проявляет решимость, имея цель, план, направляя сюда качества, возможности, усилия, все с тем, чтобы получить некий результат, смотрит на этот результат мысленно, себе присваивает, им распоряжается, его желает, ради него жертвует. В этом случае говорят, что человек устремлен к плодам, привязан к ним, считает себя причиной, действует по собственному почину и в соответствии со своими качествами. Как только обнаруживается вот такая связь между решимостью, в какой бы форме она не проявлялась, и последствиями, плодами, тотчас отсюда следует, что такая решимость, как бы она ни была, ни казалась добродетельна со стороны, считается в гунне страсти. Но, а если человек религиозен и видит свою решимость направленной на религию? И здесь следует смотреть, что в конечном счете управляет человеком, ибо на более ранних ступенях духовного религиозного становления человеком может двигать пристрастие, скажем, к удовлетворению чувств. Например, человек с решимостью готовит прасад, но потому, что любит вкушать, здесь привязан, этим удовлетворен в основном, то его решимость еще имеет оттенок пристрастия, как и наслаждения. Это также со временем уходит на нет, оставляя те качества, которые будут определяющими, выводящими на благость и все здесь деяния. Точно также некоторые религиозные деятели смотрят на славу, поклонение себе, на материальные блага, извлекая из своего религиозного пути материальные плоды и вознаграждения. Ничего не поделаешь. Никто сразу не становится на ступень чистой благости, никто сразу не может стать обладателем решимости в этой гунне, но другие качества и Милость Бога позволяют эту ступень развития благополучно преодолеть и нарастить в себе те качества, когда человек не будет смотреть даже в сторону освобождения, предоставив все решать Богу и проявляя ту решимость, которая будет безупречна, все посвящая Богу, не строя планов на материальный и духовный мир, здесь предавшись и здесь проявляя твердость ума и разума. 35. Та решимость, которая не помогает глупцу освободиться от сонливости, страха, скорби, угрюмости и непременно иллюзии считается, о, Партха, решимостью в гунне невежества. КОММЕНТАРИЙ. Здесь перечислены те качества, которые в немалой степени свойственны материальному миру. Редко кто регулярно, целенаправленно, желая себе духовного становления направляет свою решимость именно сюда, на преодоление сонливости, страха, скорби, угрюмости и иллюзии. Собственно, эти качества считаются самими собой разумеющимися проявлениями в мире материальных отношений, свойственными многим, которые не могут видеть в силу своей ступени греховность или нежелательность этих качеств, сколько-нибудь мешающих лично себе и не очень беспокоящих общество в данном направлении, ибо это вопросы и состояния сугубо личные, преодолеваемые индивидуально и по своим причинам. Люди действуют в силу своего состояния, особо не анализируя, идя на поводу общепризнанных мнений и не знают, и не желают знать, что с этим как-то можно или нужно бороться, ибо к ним в материальных условиях никто ничего не предъявляет, а напротив понимает и этим дает добро на такое восприятие и проявление себя. Ну, редко кто углубится в Святые Писания, дабы там найти ответ в этом направлении и ему строго последовать, ибо в основном и верующие направлены на обряды, ритуалы, основные регулирующие принципы и мало кто позаботится о своем повседневном самочувствии. Здесь необходима рука наставника, дающего прямо и неуклонно Высшее мнение Бога по поводу вопросов житейских, кто откроет глаза на то, что и признанное – чревато, не способствует духовному и религиозному развитию. А потому, многие не преодолевают сонливость, но стараются выспаться, здесь набрать силы, не оперируя механизмами, регулирующими сон, ибо материальный мир требует труд, дает ответственность и необходимо желает, чтоб человек был в форме. Что касается страха… А куда от него деться, чем таким начинить свои мысли, чтобы оставаться бесстрашным всегда и во всем на фоне преступности и произвола в материальном мире, на фоне человеческого фактора и природных явлений, на фоне и собственных болезней, ошибок и грехов, как и кармы, от которой не знаешь, что и ждать. Бесконечные страхи за себя, своих близких, за настоящее, будущее… Какими знаниями себя наполнить, чтобы быть вне материальных законов , причин и следствий? И… как уйти от скорби и для чего? Если на каждом шагу теряешь близких, родных, знакомых, скорбишь по ушедшим внезапно, трагично, безвременно… Как не скорбеть, не впадать в отчаянье, не взывать, не искать убежища? Или оставаться равнодушным ко всему, что вкруг тебя? Ни в этом ли великое безбожие? Так понимают материалисты, так видят и многие религиозные люди… А угрюмость… Куда от нее денешься, когда на каждом шагу – ложь, предательство, ненависть, страдания, долги, семейные трагедии… Как пребывать в хорошем расположении духа? Как быть равным, независимым и слыть при этом нормальным и адекватным? А иллюзии… Ну, кто говорит, что мечта, планы, цели – иллюзорны? Как без этого, если мир материальный из этого соткан, если игры и роли – непременный атрибут материального существования, и не столь уж для человека жизнь видится, как игровой вариант, а на самом деле воспринимается, как реальная жизнь, реальные отношения, реальные связи и зависимости… Вот, как все так видя и понимая, набраться решимости? Не похоже ли это на борьбу с ветряными мельницами, на борьбу с тем, что есть, что естественно, что неотъемлемо. Куда и как здесь направить решимость? Запретить себе спать? Запретить себе бояться, скорбеть, быть угрюмым, не входить в игры, не воспринимать себя за мать, отца, учителя, врача, соседа, друга, брата, сестру, коллегу… Тогда – как? И на основании чего, из каких таких мыслительных спекуляций? Но… Есть основание. Есть причина, есть Воля Бога. Есть смысл. Надо перестраивать свое внутреннее видение и понимание, но не из пальца, а на основании совершенных духовных знаний, все расставляющих по местам, дающих однозначное и неуклонное Мнение Бога, имеющее важнейшее значение для души, которая является не просто временным объектом материального мира, но есть все же часть Бога, Его продолжение, имеющее назначение не просто прогуляться по материальному миру и наиграться в нем, но развиваться, достигать качества Божественные с тем, чтобы преодолеть круг сансары, привязанностей, материальных наслаждений и зависимостей, и уподобиться Высшему Управляющему по качествам, по мысли и деяниям, по цели и смыслу, которые выходят за рамки материального существования. Этот путь не нов, не создан вчера, или сегодня, но извечен, и есть ему направление через Божественное Слово, через совершенные духовные знания, указывающие требования к человеку, которые непременно следует в себе претворять, работая над собой, над своими качествами через существующую на земле практику преданного служения. И сюда входит именно управление своим сном, управление своими чувствами, своей волей, своими желаниями, своим страхом, скорбью, угрюмостью. В основе таких пониманий – Веды, Слово Бога. Только идущий по этой стезе найдет для себя существенные причины, чтобы последовать Воле Бога безоговорочно. Посвятив свой сон Богу, молясь Богу, человек получит и поддержку Всевышнего, Который Лично урегулирует этот вопрос через режим, распорядок, духовные планы верующего, дав здесь и силы, и возможности, ибо Бог способствует всему, что благоприятно преданному служению. Что касается страха, то этот страх исчезнет, как только человек вручит себя Богу, держа в себе за основу, что душа бессмертна, не уязвима, управляема Богом, не знает падения, есть неотъемлемая часть Бога. Ну, что может произойти с человеком? Самое худшее – смерть. Но за смертью следует рождение. Души скорбят об умерших, а те успевают родиться и уже живут и идут рядом, имея новое тело, новые возможности, новое окружение. Жизнь продолжается. Поэтому, не следует не скорбеть, не бояться, но верить Богу и надеяться только на Всевышнего. Что касается игр и ролей, иллюзорных энергий Бога, то тот, кто доподлинно знает, от Кого все исходит, никогда не будет винить человека, никогда не будет обижаться, привязываться, претендовать, никогда не будет устремляться к тем или иным связям, не сможет не избрать, не предпочесть… Но до этого уровня преданного надо все же дойти, дорасти, что происходит в свое время и только по Воле Бога и вследствие долгой практики преданного служения. А пока человек и боится, и в страхах, и входит в материальные игры, и скорбит – он далек от этих знаний, он не прилагает усилия, чтобы как-то освободиться в этом направлении, не видя ни смысла, не испытывая ни желаний, ни возможностей. Его решительность направляется на что угодно, но не в этом направлении, здесь не работает, здесь мысль не останавливается никак. Но если такая решимость не помогает указанным качествам, ибо нет еще в человеке необходимых знаний и пониманий, то любая другая решимость, которая идет в обход Божественным требованиям, автоматически признается в гунне невежества. И ничего здесь не поделать. Таково Мнение Бога. Но если человек, даже еще не верующий, желает справиться, пусть и материальными средствами, со своей сонливостью и всеми вытекающими отсюда последствиями, если человек здесь собой не доволен и желает реализации и сюда направляет усилия, то он уже выходит из-под влияния гуны невежества, как и в случае, если он стремится преодолеть страх, если внутри себя строит свою теорию бесстрашия, если готов здесь себя упрочить, идя на риск, то он уже переступает порог невежества, и Бог непременно подключит его к совершенным духовным знаниям, которые придадут ему уверенность и необратимость Божьим Словом. Также, когда человек придается скорби умеренной, даже имея в себе материальные знания и причины, – это также есть выход из гунны невежества, и решимость такого человека уже приближается к решимости в гунне страсти… Поэтому, есть много людей, которые еще не религиозны, но чья решимость уже под влиянием гунны страсти, даже если еще нет совершенных духовных качеств. Но их качества, их неудовлетворенность, их работа над собой уже достаточны, чтобы открыть для них врата совершенных знаний, дающих выход к решимости в гунне не только страсти, но и благости, но это только вследствие практики преданного служения и изучения Вед. 36.Но теперь, о, Бхаратаршабха, услышь от Меня о трех видах счастья, практикуя которые, человек наслаждается, а также достигает конец страданиям. КОММЕНТАРИЙ. Как можно практиковать счастье? Да еще и с тем, чтобы избавиться от страданий? И тем не менее. Ибо счастье Бог рассматривает, как ни некое состояние, которое привносит великое удовлетворение для души, состояние полного умиротворения в связи с удовлетворением материальных чувств человека, как некое продолжительное состояние, но как действующий внутри человека некий процесс преодоления, внутренней неустанной работы в самом процессе счастья, то, что можно и надо практиковать, а, следовательно, в нем служить Богу, используя и это состояние, как еще одно сподручное средство, направленное на достижение Отца и приобретение в связи с этим качеств Божественных, несущих в итоге преодоление земных материальных страданий и освобождение. Нет ничего в материальном мире, что бы не было использовано Богом, как инструмент пути к Богу в итоге, в процессе развития человека. Нет ничего, что бы и не развивало. Все, абсолютно все находится под влиянием гунн материальной природы, все развивается, все развивает, поднимая по лестнице духовного становления. Как ни удивительно, но, приемлемое на всех материальное счастье может быть многогранным, поделенным на многие составляющие и так раздающееся людям в соответствии с их ступенью мышления, интеллекта, понимания. Все счастье можно, не углубляясь особо, разделить на три вида, то счастье, которое находится под влиянием гунны благости, страсти, невежества. И далее в каждой группе следует предполагать многочисленные подступени, поднимающие вверх, жаждущую счастья душу. Но и никакое счастье Богом не дается бесплатно. Материальные иллюзорные игры, управляемые энергиями Бога, заставляют за каждое свое счастье бороться, прилагать усилия, возносить в ранг мечты и цели, все предполагает и свои средства, свой мыслительный процесс, свое окружение, свои планы, свой развитый вкус к счастью именно такого рода. И материальному уму не сложно понять, что счастье на всех далеко не равнозначно, но зависит от уровня и материальных знаний, от материальной практики и здесь опыта, от качеств человека, от его положения в обществе. В любом случае счастье не подается на блюдце, но сначала дается, рисуется привязанным умом, как цель и далее достигается видимыми материальными средствами. Надо знать, что только Бог распределяет счастье, зная, кому, когда, за что, какого уровня, что приемлет душа, чем утешится, в чем найдет на своей ступени удовлетворение. Только Бог дает желание души ее уровня, только Бог подводит вплотную через иллюзию самостоятельного выхода, борьбы, преодолений, только Бог дает и чувство радости, умиротворения, дает и временные сроки для счастья и ступени подъема уже в одной жизни. Нет ничего, что бы человек синтезировал своими личными внутренними возможностями и силами, ибо душа изначально не знает воистину свое положение, свое направление движения, свою ступень, не знает, какое счастье ей необходимо, как утешение в нелегком материальном пути. Все вокруг каждого обставляет Бог, однако, не забывая напоминать всеми средствами душе, что материальное счастье временно, иллюзорно, имеет и греховность в основе, и незаслуженность, и преувеличение, искажение своих истинных желаний, ибо еще без духовных знаний душа не постигла себя, не знает свое предназначение, свой смысл, свою конечную цель. Поэтому и счастьем Бог пользуется как средством прозрения, видения, что материальное счастье иллюзорно, более обещает, не в той степени и радует, ни есть радость для души, но более для материального ума и тела, ибо направлено пока на материю материальным телом и чувствами. Чтоб быть грамотным в этом вопросе, следует все же разобраться с изначальной природой счастья, понять тот механизм, по которому оно на Земле работает, и какую именно цель Бог счастьем материальным в итоге все же достигает. Об этом, о разновидности счастья, о предназначении счастья, как функционирующего, развивающего материального процесса, в следующих стихах. 37. То счастье, которое сначала подобно яду, а в конце можно сравнить с нектаром, такое счастье, говорят, в гунне благости и рождено из удовлетворенного разума души. КОММЕНТАРИЙ. Здесь следует отличить две вещи, достаточно существенные, на пути к счастью самого высокого, существующего на Земле материального уровня, ибо счастье духовного порядка уже выходит за пределы материальных чувств и о таком счастье разговор особый. Прежде всего, следует уяснить, почему вначале счастье должно быть подобно яду, и, во-вторых, почему оно рождается, закрепляется в удовлетворенном разуме души, не имея отношение ни к чувствам, ни к основам материального мира, существующим как незыблемые условности, типа денег, власти, славы… Счастье высшего порядка минует это и в материальном понимании того, кто еще борется за счастье, видит в этом смысл и цель жизни. Вот два направления, характеризующих счастье высокого порядка, то счастье, которое Бог называет истинным, приемлемым, организованным Божественным Умом, способствующим развитию, не противоречащим развивающим извечным планам Бога на человека. Итак, счастье в гунне благости должно начинаться со страданий. Как это понять? Очень просто. Счастье не подается на блюдце, ибо это противоречит Божественным развивающим установкам. Счастье необходимо добывать, согласно выстроенным в голове человека его помыслам, но его и уровня, в пределах рамок его жизненных ценностей и качеств. Итак. Бог дает человеку устойчивую цель, вместе с ним строит план, обещает здесь человеку удовлетворение его желаний и чувств. Но суть счастья, обрисовываясь в уме, требует и деяний. Для истинного счастья эти деяния должны выглядеть как своего рода парад жертвоприношений и аскез, то, что отрабатывает, отмаливает у Бога милость и добро на начало и успех движения, есть то, что делает в дальнейшем достигнутое счастье оплаченным, без последствий греховной деятельности, где страдания вначале, пути преодолений напрямую связанные со счастьем и нет, есть тот выкуп, который имеет свойство и охлаждать результат, внося не детский восторг, но удовлетворение, никак не остающееся в памяти и в опыте, как ярчайшее событие, превращающееся в последовательность вещей достаточно банальных, естественных, но и несущих собой некий новый всплеск, новое окружение, новое материальное и духовное обогащение, открывающее врата к новым событиям и возможностям. Т.е. счастье в гунне благости не дается бесплатно, не требует и в итоге празднеств души, но дает понимание вообще о приходящих свойствах любого счастья на Земле, что счастье имеет свойство быть разбавленным Богом всегда и тем, что есть плата за него. Такое счастье устойчиво по сути, отводит от возведения счастья в ранг высочайшего земного устремления, через такого рода пути к счастью человек начинает хорошо понимать из собственного опыта и окружающих, что независимо от того, знают другие люди или нет, но если счастье Бог начинает давать, предворяя его испытаниями долгими или страданиями, то это счастье надежно, даст плоды, лучшие ростки, будет иметь развивающее продолжение, не канет, отзовется в душе, даст удовлетворение от того, что главное, лучшие устои души, как и нравственность, духовность, устойчивость преумножит, будет развивающим, привносящим, дающим и смысл, и удовлетворение, тяготеющие уже не к материальным чувствам, но к духовным. Если счастье так начинается, если счастье так себя вначале проявляет, требует практику претерпевания, привносит новое понимание в ум, относительно Божественных планов, то такое счастье безупречно, поддерживаемое Богом, не расслабляющее, не наращивающее иждивенческие к Богу настроения, реально все видящее и понимающее, есть труд души, есть ум души, есть развитие души, не привязывающее к любым материальным наслаждениям. Такое счастье прежде всего дает душе чувство полноценности, заслуженности, необратимости счастья, счастья благословленного Богом, рождает умиротворение духовное, не направленное на материальные блага, но чувство заслуги, преодоления, развития. Но так видящая душа на самом деле начинает входить в русло непривязанности к самому главному – к наслаждениям, к льготам и обещаниям материи, ибо в таком истинном счастье для любого Бог неотступен, и по этим признакам, указанным в стихе, можно судить, чем счастье обернется, что от него ждать и как строить свою личную жизнь далее, уже будучи в унисоне с Богом, понимая Бога в этом плане, трудясь с Богом в этом направлении, переводя в своем сознании понимание счастья на уровень труда, угодному Богу, действенному, дающему духовные ростки и плоды, начинающемуся преодолениями и завершающемуся не восторгом, но удовлетворением ума. 38.То счастье, которое возникает в результате соединения чувств с объектами чувств и вначале подобно нектару, а в конце, как яд, такое счастье считается в гунне страсти. КОММЕНТАРИЙ. Надо знать, что такое, так описанное счастье, является доминирующим в материальном мире, так понимается, так трактуется и считается нормой среди большинства людей. Мир материальных отношений определил счастье, как некое событие в жизни, которое непременно должно быть дано легко, само собой, по некоему праву живого существа на счастье и полное удовлетворение чувств. Человек претендует всегда на наслаждения, которые рисует ему материальный привязанный ум, всегда и непременно связывает счастье с чувствами и органами чувств, желает счастья долгого, чуть ли не безвременного, беспричинного, беря за основу некие свои заслуги, природные возможности, внешность, талант и прочие причины. Счастье значительно упрощают в несложном мышлении, придавая ему статус некоей независимой от обстоятельств величины, на которую могут и вправе претендовать все. Понятие о счастье, видимость счастья, описание счастья в основном сводится к тому, что человек рассматривает стечением благоприятных обстоятельств, что дает в итоге наслаждение чувствам, мышлению, положению, обещает стабильность, и все в плане личном и всего, что связано с личной жизнью и имеет к ней отношение. Счастье, однако, не считают зависимым от таких явлений, как природные явления, катаклизмы, страдания других людей, смерти, насилия, но легко, и в соответствии определениям, считают терпящим любое несчастливое соседство, никак не может быть им подернуто, от него зависеть. Счастье человек направляет на любовь, детей, родителей, деятельность, талант… Но все это имеет смысл тогда, когда не страдают чувства, когда присутствует полное удовлетворение и следует видимое, устойчивое обещание стабильности счастья. Счастье также связывают с едой, половыми отношениями, благами материальными, служением своей цели, таланту, труду. Счастье, так или иначе, но всегда на кого-либо обращено, требовательно, настойчиво, желает себе подчинения, соответствия своим качествам и не терпит разнобоев и разногласий. В материальном мире воспевается счастье то, которое приходит легко, наслаждает, сулит, соответствует устоям человека, его нравственности, его пониманию и уму, цели и смыслу жизни. Отличает материальное счастье привязанность и направленность на удовлетворение чувств в основном и в соответствии с условностями материального мира, превозносящими деньги, славу, почет, уважение, власть и пр. Только тогда событие в этом случае назовут счастьем, если абсолютно явно, очевидно, реально видно, что счастье идет успехом, благоприятными обстоятельствами, что оно много сулит сразу, сразу удовлетворяет чувства, начинается с положительных признаков. Такому счастью человек не желает, чтобы предшествовали хоть малые страдания, ибо в таком случае привязанный, пристрастный ум откажется называть событие счастьем, ибо оно уже будет иметь некий оттенок неполноценности, омрачающей счастье, как они его понимают. Т.е. счастье должно начинаться с счастья – так принято пристрастным умом, большинством людей или далеких от религии, не знающих Бога, или на слабых религиозных ступенях, где еще не работают совершенные духовные знания, согласно которым главная цель Бога на человека есть духовное развитие, что достигается через пути преодолений, через приобретение качеств, через видение Бога, как причины всех причин. Согласно этим знаниям Цель Бога – не насладить, но взрастить духовность, увидеть за всем стоящего Бога, не претендовать на материальное, подернутое материей счастье, связанное с удовлетворением чувств и наслаждением, но связать его с Богом и преданным служением. В этой связи Бог никогда не дает счастье без труда, без заслуги, но как последствие благочестивой деятельности, как то, что надо заслужить своими усилиями, за что следует отблагодарить Бога, к чему не следует привязываться очень сильно и тяготеть к тому, что фактически принадлежит Богу, но направлять плоды достигнутого счастья на преданное служение и здесь успехи. Но чтобы к этому подвести Бог приучает всех к пониманию, что счастья в чистом виде не бывает, что счастье временно, иллюзорно, приходящее, имеет нежданные плоды, на которые и не рассчитываешь, что счастье Бог дает истинное не так ни при таких условиях, но требует плату, требует аскез, требует жертвоприношений. Это есть претерпевания. Материальному человеку Бог может дать счастье так, как он себе этого желает. Но счастье в материальном мире эгоистично, направлено сугубо на себя и часто за счет других людей, их средств и благополучия. Такое счастье зарабатывается только, преимущественно греховной деятельностью, которая после проявления счастья, ее факта, как сбывшегося события достаточно вожделенного, отаукивается впоследствии кармическими реакциями, самим страданиями, отбирающими счастье, давая в ум понимание и качества более высокого порядка, ибо и кто-то за счет тебя начинает строить свое счастье, и это Бог пропускает через человека и его понимание, показывая, что есть бездумье и эгоизм и как они имеют свойство в итоге оборачиваться, превращая жизнь человека после счастья в ад. Мир материальных отношений переполнен примерами видимого, крохотного, краткого счастья, которое, не успев мелькнуть, повлекло такие реакции, что от него не осталось и следа. Но каково мышление человека, как готов он воспринимать до времени, так Бог ему и дает, в итоге омрачая любое счастья, давая многих на него посягающих, раздирающих это счастье на клочья и в итоге оставляющих понимание, что нет счастья в мире материальном, приводя живые существа в глубокое уныние и раздумье, но так подводя по качествам к той ступени, где человек соглашается с тем счастьем, которое начинается именно со страданий, ибо видит в страданиях свою борьбу, причем честную, причем в союзе с Богом, а потому глубоко-нравственную. Однако, счастье в гунне страсти человек воспринимает реально, переживает его своими чувствами, в нем отдыхает, дает себе установки, тоже по своему развивается и этим счастьем дорожит, что невозможно сказать о счастье в гунне невежества. 39. То счастье, которое от начала до конца иллюзорное для души, порождаемое сном, ленью, иллюзией, такое счастье считается в гунне невежества. КОММЕНТАРИЙ. Вообще, что означает «иллюзорное счастье»? Это означает то счастье, которое не может иметь место, не реально, невероятно. Это также означает, что человек, принимающий такое условное счастье не может, не способен оценить свои силы, возможности, свое окружение, свои способности и уносится в счастье более на уровне ума, строя на нем свои дальнейшие планы и перспективы, находя в таком процессе мышления радость, удовлетворение, успокоение, мир, надежду. Только обладая несовершенными качествами, неразвитым и не анализирующим мышлениям человек может желать себе счастье такого порядка и на таком уровне действительно испытывать его присутствие, видя счастье в том, что для многих есть вещи отнюдь не интересные, не отвечающие реальным возможностям и условиям. Тем не менее, такое счастье присуще людям на низких ступенях развития, имеющее отношение к славе, богатству, партнеру, месту жительства, к власти, к наслаждениям. Также есть то, что приносит человеку не малое удовлетворение, но далеко не каждым возводится в ранг счастья, например, сон, безделие, еда, совокупление, беспорядочное и частое общение, мат, любое сквернословие… На определенных ступенях развития эти состояния как бы доминируют в сознании человека, являются его предельным желанием, его нормой жизни неотъемлемой, его радостью, иногда смыслом, тем, что он предпочитает, советует другим постоянно, культивирует в своем сознании. Неразвитый ум такого человека, внутренне обозревая его возможности, не имеет то, на что можно также опереться, к чему еще не развит вкус, что еще далеко от его менталитета. Развивая человека, озадачивая играми и ролями, давая новые рождения в развитых семьях, Бог развивает и его интересы, пристрастия, радиус общения, ценностей и постепенно вместе с этим вовлекает в новые наслаждения, пусть материальные, но более высокого порядка, вследствие чего человек переоценивает смысл жизни, цель, направление мышления, открывает новые врата вкусов и так поднимается, развиваясь на ступени нового интеллекта, требующие и нового понимания счастья, которое уже начинает иметь отношение к труду, деньгам, славе, власти, удовлетворению чувств, зрения, слуха, вкуса… Появляется счастье то, которое влечет за собой последствие благочестивой и греховной деятельности, что в свою очередь обуславливает через плоды кармической деятельности развитие духовной сущности и дальнейшие поиски счастья, приемлемого уже для данной ступени, внедряясь мыслью уже в вещи реальные, осуществимые, также наслаждающие и развивающие. 40. Ни на Земле, ни на небесах, где обитают полубоги, нет существования, которое было бы свободно от этих трех гунн, порождаемых материальной природой. КОММЕНТАРИЙ. Какой бы вид человеческой деятельности не взять, будь то работа, общение, музыка, искусство, религия, личные качества человека, знание, интеллект, память… - все имеет ступени развития, везде люди проявляют себя не однозначно, не счесть этих ступеней на лестнице развития любой области человеческой деятельности. Нет абсолютно равно преуспевающих в одном направлении личного проявления. Только Бог знает, кто стоит на какой ступени, почему, кто выше, достойней, более здесь может привнести, более понимает, более оперирует. Счастье, талант, цель, смысл жизни… - все это и более того можно разделить на многие составляющие, подступени, имеющие существенные отличия, невидимые однако ни глазу, ни мысли, ни восприятию. Чье понимание счастья, как и реальное устремление выше? А любовь к музыке? Поэзии? Живописи? Кто по знаниям материальным стоит выше всех? Почему? Что так разделяет? Можно ли это увидеть и использовать? Есть ли это характеристики человека наряду с его социальным положением, материальным положением, духовным положением? Все характеризует человека, все разделяет людей по Божественным нишам, как у хорошей хозяйки белье сложено по цвету и прочим параметрам. Все это – Божественный порядок, необходимый Богу в процессе развития живых существ. Все это разделение – достаточно точное, скрупулезное, отвечающее истинному положению дел о каждом, способствующее работе Бога над каждым в строго определенном направлении. Как Бог все прослеживает? Все учитывает, начиная с личного индивидуального пути каждого – Божественная тайна, непостижимая, хранимая информацией в Божественной памяти, охватывающая миллиарды живых существ и не только планеты Земля. Невозможно пояснить принцип работы Бога, но в свою меру, в целях развития человека, для того, чтобы приблизить к пониманию работы Бога, для этого Бог дает пояснения приемлемые, близкие к истине, достаточные, чтобы на эти знания опереться, через них начинать мыслить, сотрудничать с Богом, понимать свое положение более менее точно, как и других. Поэтому Бог привлекает такие понятия, как Божественные энергии, работающие в этом направлении и называемые иллюзорными. Таких энергий, работающих в материальном мире, не счесть, великое множество. Но чтобы уловить схему работы Бога, Бог упрощает их количество до трех видов, дабы человек учился мыслить хотя бы в этих пределах, понимая, что эти энергии всегда присутствуют в материальном мире, являются вечными спутниками материальной природы. Где материальная природа – там и они, тотчас, непременно, как Божественные Руки, развивающие, ведущие по ступеням материального мира живые существа, передающие его из рук в руки, от влияния одной энергии под преимущественное влияние другой, но для каждого в свой срок, ни раньше, ни позже, не перешагивая ни одной ступени развития, под управлением непосредственно только Бога, изнутри и извне работающего над каждым, ведущим на самом деле каждого Лично, но через эти Божественные энергии, ибо все сосредоточенно только в Боге, Его памяти, уме, Воле, Планах. Для человека достаточно осознать, что в материальном мире работают энергии Бога, как гунны природы, развивающие, направляющие, поднимающие каждого, порожденные двойственностью материального мира, сопутствующие ей всегда. Таким образом, чтобы не усложнять мышление человека, абстрагируясь от излишних уточнений, следует хотя бы вначале духовного мышления взять за основу здесь сказанное - работу трех гунн природы, дающих представление об уровне развития материального мира и живых существ в нем. Три гунны природы – три уровня мышления, три уровня интеллекта, три уровня знаний, три уровня памяти, три уровня пищи, три уровня работника, три уровня речи, три уровня религиозности… И далее допускать, что существуют многие подуровни, ибо на каждом уровне есть свои отличия, свои подступени, свой рост… А также следует понимать, что все гунны, все ступени и промежуточные энергии – все от Бога, Высшего Управляющего. Так понимая, человек по приведенным здесь характеристикам может иметь представление как о своем положении в пути духовного становления, так и иметь понимание о других, дабы ориентироваться в своих возможностях и ожиданиях и выбирать для своего подъема те средства, которые на каждом уровне рекомендует Всевышний. Такая система работает во всем материальном мире, на всех планетах всех уровней, во всех вселенных, все есть та лестница, которая и выводит за пределы материального мира. Знать об этом, иметь представление существенно, ибо в таком случае человек начинает сотрудничать с Богом, прислушиваться к Слову Бога,, понимать, что с ним происходит и этим способствовать своему личному духовному развитию, как и освобождению.