Перейти к основному содержанию
ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОЙ ПЕСНИ - 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОЙ ПЕСНИ - 2 Преамбула: Я хочу посвятить этот текст, эти мысли одной достаточно известной нашей публике песне. Дело в том, что среди гигантского количества песен на нашей эстраде, как рокового, так и попсового содержания, эта песня, на мой взгляд, - из ряда вон. Почему? Подавляющее большинство песен не содержит в себе в психологическом и даже ментальном планах ничего особенного, они убоги и однобоки, они штампуются, как фильмы в Голливуде, чтобы их с наслаждением животного «хавал пипл». Эта же песня заслуживает того, чтобы посвятить ей отдельное эссе, ибо она настолько разнопланова, настолько психологически насыщенна, что, пожалуй, я не встречал ей аналогов. Текст песни «Сказка. Пыльная быль» группы «Сплин»: Мы шли дорогой горемык искать свою судьбу. В одной деревне на ночлег старик пустил в избу. Мы пили крепкий самогон - хозяин был к нам добр. Река бежала за окном, шумел сосновый бор... Я пью чуть больше чем могу, но меньше, чем хочу. Когда я пью, я не пою - я не пою, кричу. Hикто мне глотку не заткнет, не запретит мой пляс. Hо тут старик сказал: «Дай я.» - и начал свой рассказ. Иван был сказочно богат, но не имел детей. Иван накрыл дубовый стол и пригласил гостей. Он переспал с одной вдовой - вдова сказала: «Жди... Теперь зима, я разрешусь, когда пойдут дожди». Иван счастливый захрапел, как красноармейский полк. Он крепко спал, когда во сне ему явился волк. Волк молвил: «Если хочешь дочь - брось голову в огонь, Захочешь сына - так отдай мне правую ладонь. Hе будь упрямым, как осел, будь чистым, как слеза, Hо знай - захочешь обмануть - вдова родит козла». Сказав все это, волк исчез, Иван открыл глаза - Вдова лежала на боку, поглаживая зад. Иван напялил на себя ботинки и трусы. Запряг трех быстрых вороных и кони понесли. Иван скакал четыре дня к Кудыкиной горе. Там на горе жил друг Макар - весь в злате, серебре. Макар служил городовым и пропивал навар. Узнав о ваниной беде, сказал: «Поймаем тварь!». Они расставили капканы вдоль лесных дорог. Попались лев, сова и заяц, но не попался волк… Друзья надыбали жратвы и ринулись в леса. Пока гонялись за волками - кончилась весна... Иван все лето пил вино, гуляя вдоль болот. Вдова сидела у окна и гладила живот. Однажды августовским днем, заслышав Ванин крик, Вдова схватила керосин и подожгла тростник. То был как есть условный знак - заполыхал пожар. Еще не наступил сентябрь, как прискакал Макар. Макар раздвинул камыши и глянул сквозь огонь. А там… Иван без головы… И где его ладонь? Макар ругнулся "Ё-мое...", но тихо, не со зла. Вдова не дождалась дождей и родила козла. С тех пор прошло двенадцать лет, Макар за взятки сел. Козла пустили в огород, и козлик окосел. Иван схоронен у болот - там тихо, ни души И из груди его растут цветные камыши... Старик закончил, тихо встал, открыл нам сеновал. Друзья заснули сей же час и только я не спал. Я думал, глядя на луну, - что стало со вдовой? Всю ночь сквозь храп моих друзей я слышал волчий вой... Итак, предлагаю анализ текста. Начнем уже с самого названия: «Пыльная быль». Что скрыто в этом названии? Пыльная – то есть нечто не только весьма старое, но и достаточно забытое. А быль – это то, что было на самом деле, нечто не придуманное. Начнем. Первое четверостишье: Мы шли дорогой горемык искать свою судьбу В одной деревне на ночлег старик пустил в избу Мы пили крепкий самогон - хозяин был к нам добр Река бежала за окном, шумел сосновый бор... «Мы шли дорогой горемык». Речь тут явно идет о городских жителях. И эти жители оказались в деревне. «Река бежала за окном, шумел сосновый бор» - дух природы, где городской человек отдыхает душой, устав от горемычной жизни городского жителя. Ну а то, что они пили спиртное – так принято у русских отдыхать. Далее. Я пью чуть больше, чем могу, но меньше, чем хочу. Когда я пью, я не пою - я не пою, - кричу. Hикто мне глотку не заткнет, не запретит мой пляс. Hо тут старик сказал: "Дай я." - и начал свой рассказ. Первые две строки говорят о недовольстве жизнью современного городского жителя. И вся энергия его недовольства неестественностью его бытия уходит куда? – с бутылку, в спиртное. Но строка первая говорит о том, что это человека все равно не спасает. Не помогает ему. Или весьма недостаточно помогает. И старик говорит им как бы, услышав их души, говорит спокойно и без нервов, ведь он живет в другом мире, в мире в гармонии с природой: « я расскажу вам одну поучительную историю как раз связанную с вашими проблемами». Иван был сказочно богат, но не имел детей. Иван накрыл дубовый стол и пригласил гостей. Он переспал с одной вдовой - вдова сказала: «Жди... Теперь зима, я разрешусь, когда пойдут дожди». Богатый человек, но не имеет не то что детей, но даже жены. Все время в заботах, в бизнесе… Ну прямо как современные и знакомые мне люди! И вот он захотел простого человеческого счастья. Ребенка захотел. Ждать любви ему, разумеется, некогда. Он просто нанял одинокую, но, видимо, опытную женщину и стал ждать от нее ребенка. Та сказала, что все будет хорошо, она выполнит контракт. Иван счастливый захрапел, как красноармейский полк. Он крепко спал, когда во сне ему явился волк. Волк молвил: «Если хочешь дочь - брось голову в огонь, Захочешь сына - так отдай мне правую ладонь. Hе будь упрямым, как осел, будь чистым, как слеза, Hо знай - захочешь обмануть - вдова родит козла». Иван лег спать довольным. Строка «как красноармейский полк» - говорит о ироничном отношении старика-рассказчика, как к коммунистической власти, так и к власти капиталистической. Старик явно за нормальную человеческую жизнь без какой-либо власти из-вне. И вот во сне Ивану –этому богатею, является не кто-то, а именно волк. Что это значит? Долгое время я не мог понять. Но потом пришло знание. Дело в том, что у русских людей, живших до прихода на Русь христианства животное – волк ассоциировался с духом мудрости и силы. И древнерусские волхвы часто носили шкуры волков на спинах, как накидки, а на головах – высушенные волчьи головы. Таким образом мы видим, что к нему во сне (а волхвы – древние жрецы славян могли и через астральную составляющую, - как раз через сон, входить в сознание человека) явился мудрый волхв. И что же этот волхв попросил? Он попросил этого богатея измениться, стать человеком нормальным, с душой, а не с цифрами и идеями о богатстве в голове. А как человеку стать нормальным? Ему надо перестать быть эгоистом. А что надо, чтобы перестать быть эгоистом? А для этого надо жертвовать своими интересами ради других. Не жить чисто ради себя, но и ради окружающих. И поскольку в этом отношении Иван был достаточно запущенным человеком – не молодым уже, волк потребовал от него серьезной жертвы. Или жизнью своей заплати или отдай хотя бы часть своего тела, тем более что речь идет о твоем собственном будущем ребенке. И волхв в образе волка его тут же предупреждает, что «со мной шутки плохи». Если Иван не преодолеет свое эго, он не сможет реализовать свою цель. Сказав все это, волк исчез, Иван открыл глаза - Вдова лежала на боку, поглаживая зад. Иван напялил на себя ботинки и трусы. Запряг трех быстрых вороных и кони понесли. Во второй строке –житейская ирония автора рассказа. В третьей – упрощение рассказа и в то же время пренебрежительное отношение ко всему лишнему – побрякушкам и изящным одеждам, а вот в последней строке очередное подтверждение сказочного богатства Ивана – «три быстрых вороных коня». Тройка сама по себе – дорогое удовольствие, сравнимое в наше время разве что с автомашиной концерна «Ауди» марки Q-7. Итак, Иван, услышав волка, тут же проснулся и куда-то срочно поехал. Куда? Может быть исправлять свои жизненные ошибки? Иван скакал четыре дня к Кудыкиной горе. Там на горе жил друг Макар - весь в злате, серебре. Макар служил городовым и пропивал навар. Узнав о ваниной беде, сказал: «Поймаем тварь!». Иван поехал на встречу со своей «крышей». На встречу с генералом своей армии. Кто такой городовой? – это ведь глава МВД города. Главный полицейский. Его друг Макар тоже не отличался высокой нравственностью. Он был ничем не лучше Ивана. Это показывает строка : «и пропивал навар…». То есть он – хотя и чиновник, но очень богатый. Богатым чиновник может быть лишь незаконным образом, ведь не на жалованье же он смог стать богатеем! Значит Макар – служитель закона на самом деле этот закон сам изо дня в день нарушал. Знакомая ситуация, не правда ли? А вот тот еще на что следует обратить внимание: Иван скакал целых четыре дня к своему другу Макару. То есть Иван воспринял слова волка и его угрозу вполне серьезно, если тут же собрался так далеко на разговор с Макаром. Он рассказала Макару свой сон, жаловался на волка. И Макар воспринял его рассказ как угрозу и себе самому, ведь он зависел от Ивана. Иван отстегивал ему весьма приличные деньги. Потеряй Макар Ивана – он потеряет и часть своих барышей. И как у любого властьимущего человека, когда ему угрожают, реакция может быть только одна – необходимо устранить того, кто угрожает. Никакой мысли о понимании волка в ином свете в голове Ивана даже и не возникло. Они расставили капканы вдоль лесных дорог. Попались лев, сова и заяц, но не попался волк… Друзья надыбали жратвы и ринулись в леса. Пока гонялись за волками - кончилась весна... И вот они принялись за реализацию своей задачи по устранению волка. Кого они только не поймали, не допросили, не заманили в свои ловушки, но волк им так и не попался. Но они все равно были полны решимости довести задачу до конца. Об этот говорит строка: «Друзья надыбали жратвы и ринулись в леса…» - то есть они расширили круг поиска. Почти три месяца они занимались поисками волка. Закончилась весна. Иван все лето пил вино, гуляя вдоль болот. Вдова сидела у окна и гладила живот. Однажды августовским днем, заслышав Ванин крик, Вдова схватила керосин и подожгла тростник. То есть мы видим, что и Иван и Макар – устали. Они слишком много ресурсов потратили на поиски волка, но безрезультатно. Макар, видимо, извинился перед Иваном, сказав, что больше у него нет возможности тратить время только на его проблему, а Иван смирился и стал пить вино, чтобы хоть как-то забыть о своей проблеме. И вот уже август наступил, то есть до рождения его ребенка оставалось совсем мало времени. Насчет поджога тростника и роли вдовы в его поджоге – это мне так и не удалось разгадать. То был как есть условный знак - заполыхал пожар. Еще не наступил сентябрь, как прискакал Макар. Макар раздвинул камыши и глянул сквозь огонь. А там… Иван без головы… И где его ладонь? Макар ругнулся "Ё-мое...", но тихо, не со зла. Вдова не дождалась дождей и родила козла. Иван в результате неизвестных событий лишился не только жизни, но и части тела. Макар не успел ему помочь. Он только лишь обозначил бессильно в своем сознании сам факт случившегося. Случилось все, что предсказывал волк. С тех пор прошло двенадцать лет, Макар за взятки сел. Козла пустили в огород, и козлик окосел. Иван схоронен у болот - там тихо, ни души И из груди его растут цветные камыши... Все вернулось на круги своя. И каждый получил то, что заслужил. Макар – сел в тюрьму за свое беззаконие на должности, которая имела одну цель – защищать закон. Козел – несостоявшийся ребенок Ивана, как и любой козел, выполняет свои обязанности – косо смотрит на мир и жует траву. Ну а Иван вернулся в лоно природы. Утихомирился наконец. Его больше ничто не безпокоит. Старик закончил, тихо встал, открыл нам сеновал. Друзья заснули сей же час и только я не спал. Я думал, глядя на луну, - что стало со вдовой? Всю ночь сквозь храп моих друзей я слышал волчий вой... Вторая строчка в последнем четверостишье очень интересна. Несмотря на всю поучительность данной истории, только один из слушавших воспринял ее со вниманием. Остальные были или слишком глупы, или слишком пьяны, чтобы осознать что тут к чему. И завершающая мысль песни: «волчий вой». Что выражает этот вой в свете данного текста? А что волчий вой выражает вообще? Тоску. А в свете данного текста тоску и сожаление по части равнодушия людей к мудрости, к здравомыслию, к любви их к самим себе вопреки всему, то есть сожаление от их всепобеждающего и съедающего их изнутри эгоцентризма. Такая вот интересная песня.
Так и вспоминается байка про поэта и синие шторы. И это не песня, а не меньший бред, чем "чумачечная весна"... :blueface:
Не буду о художественных достоинствах - темой задан АНАЛИЗ ТЕКСТА. Так и остались две непонятки. Обе, что любопытно, связаны со вдовой. Первая. Почему же вдова подожгла тростник? А ведь это ключевой момент сюжета... Вторая. Если Иван выполнил условие, пусть и невольно - значит родиться таки должна была двойня! А если его действия были засчитаны как обман (кстати, почему - обман? типичная история попытки избежать предопределения... старый старый сюжет...) - тогда потеря головы и ладони - излишняя жестокость. Которую не назовёшь "в назидание прочим" - о сне знал разве что Макар... Или вдова всё же знала - и ванин крик (неправильно понятый) должен был быть сигналом к "выкуриванию" зверя? отсюда и поджог камышей? И тогда получается, что наказана прежде всего она - как активная соучастница... Дааа, темна вода в облацех... И всё-таки немного о художественных "достоинствах" - текст неровный, местами, особ начало - очень даже неплохо. Но такое впечатление, что эти удачные фрагменты были "сшиты" грубо, чем придётся. А вообще-то не сталкивалась с творчеством этой группы. Но чем-то напоминает "Король и Шут". Хотя эта труба (по крайней мере, при знакомстве с данным, конкретным, текстом) пониже да дым пожиже...
...Очередная "писня" - из того же хлама, как и тексты всей современной "русской" Естрады... Посмотрел на рифмы - и "оставшееся" уже не важно...
...И сравните этот пыльный дух с аурой казалось бы простецкой вещицы (гр. Пикник - Эдмунд Шклярский: "Кукла с человеческим лицом"): http://youtu.be/LznXC4EM2Z0