Перейти к основному содержанию
Фото-12: Нагая Ленна стала цифровой Джокондой
КОД ДА ВИНЧИ РАЗМЕРОМ 512Х512 ТОЧЕК. ЦИФРОВАЯ ДЖОКОНДА. Многие считают, что существует только одна «Мона Лиза», знаменитая картина в Лувре в Париже. «Мона Лиза», она же «Джоконда» (Mona Lisa, La Gioconda; 76,8 × 53 см; 1503-1519); полное название «Портрет госпожи Ли́зы дель Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). На самом деле, существует еще один портрет Моны Лизы в Национальном музее Прадо в Мадриде, Испания (Museo Nacional del Prado). Он написан или самим да Винчи, или одним из его учеников. Картина не является копией той, что размещена в Лувре, имея немного другую перспективу, создающую 3-D эффект. Существует еще одно изображение авторства Леонардо да Винчи. На нем - та же женщина, что и на других «мона-лизах» - Лиза Герардини (Lisa del Giocondo; 1479-1542), супруга торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Картина называется «Айзелуортская Мона Лиза» (Isleworth Mona Lisa) и признается некоторыми экспертами ранней версией полотна «Моны Лизы». В цифровой эпохе балом начинают править пикселы изображения на мониторе. «Цифровая Джоконда 20-го века Lenna», сканированная с нагой модели Лены Содерберг, становится эталоном восприятия как у людей, так и для компьютерной техники. Lenna-Джоконда не выставлена в музее, она - повсюду в виртуальной реальности. Летом 1973 года группа ученых из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California) подыскивала тестовое изображение для сжатия фото в JPEG-формат. Решено было использовать центральный разворот журнала Playboy за ноябрь 1972 года, что лежал в лаборатории. На нем была изображена обнаженная девушка в шляпке, стоявшая вполоборота к зеркалу. У типографской страницы оказался подходящий фурье-спектр, нужное количество деталей и правильный баланс однотонных областей и текстур. Что оказалось удачным сочетанием для нужд исследователей. Руководитель проекта доктор Вильям Пратт (Dr. William K. Pratt), по другой версии, его помощник Александр Савчук (Alexander Sawchuk), сканировал лицо модели на верхних 5 дюймах журнальной страницы с разрешением 100 линий на дюйм. Получилось изображение формата 512 на 512 точек. Файл назвали по имени модели «Плейбоя»: Lenna. Изображение стало одним из наиболее часто используемых за всю историю информационных технологий. Lenna утвердилась промышленным стандартом отрасли (standard test image) и более сорока лет используется в научных работах для проверки и иллюстрации алгоритмов обработки изображений. Именно снимок Lenna впервые передан цифровым способом в сети ARPANET, явившейся прототипом современного интернета. Playboy грозил подать в суд за несанкционированное использование фотографии. Затем изменил решение, начав рассказывать о Lenna в своей рекламе. Примечательно, что ноябрьский выпуск стал самым продаваемым в истории журнала. Номер с «первой леди интернета» Lenna (first lady of the internet) разошелся тиражом в 7 161 561 экземпляр. Под псевдонимом Lenna Sjooblom (Ленна Шьёблом), плейбоевским исходным вариантом образа Lenna, выступила шведская модель Лена Содерберг (Lena Soderberg; 86.4-66-91.4 см, рост 1.68 см, вес 50 kg; р.1951). Снимок сделан американским фотографом Вайт Хукером (Dwight Hooker), мастером «чувственности и эротики». В дальнейшем Лена Содерберг уехала из США обратно в родную Швецию и обосновалась недалеко от Стокгольма; вышла замуж и родила трех детей. В 1988 году, давая интервью, она впервые узнала о приключениях своего обнаженного фото в мире цифровых технологий. Спустя 15 лет. Фото Lenna - не первопроходец в лабиринтах двоичного кодирования информации. В 1961 году американский исследователь Лоренс Г. Робертс (Lawrence G. Roberts) использовал фото из журнала «Плейбой» за июль 1960 года. В шкале серого с глубиной 6 бит он сосканировал снимок playmate (девушки месяца) с псевдонимом Тедди Смит (Teddi Smith). Ей оказалсь Делила Хенри (Delilah Henry; р.1942) из штата Небраска. Снимок для разворота сделали фотографы Вильям Грэхэм (William Graham) и Эдмунд Лея (Edmund Leja). Mona Lisa и Lennа со временем превратились не только в произведение искусства, но и в концептуальные арт-объекты, некие брэнды, ставшие первыми в те эпохи, когда они были созданы. Объектами, имеющие разную полярность. Mona - единичность, Lennа - изначально подразумеваемую тиражируемость. Стали постмодернисткими ссылками не только на свое содержание, но и самих себя.