Перейти к основному содержанию
Великая сила искусства
«Мы едем-едем-едем в далекие края…»* Из Тольятти в Пензу, к свекрови. Решились взять с собой ребенка. Дорога поднимается вверх, мы въезжаем в сказочный туман. За окном поздняя осень. Лес прозрачный. Березы и сосны растут густо, тоненькие, высокие, трогательные. Соня развлекает нас декламацией стихов. - Это Петя Иванов, Испугался он штанов! – читает Маршака и хохочет. - У кого ты заказывал, Попочка, фрак? - Дуррак! Слово «дурак» Соня произносит с особенным удовольствием. Подумать только, в жизни так говорить нельзя, а в стихах – можно. Мне кажется, что из-за «дурака» они с Анютой и выбрали это стихотворение у Саши Черного. Соня отвлеклась сначала на плюшевого ленивца, потом на «жмачную» единорожку. Спросила: - Дедушка, ты обещал, что мы будем останавливаться, разминаться. - Скоро остановимся. А как ты будешь разминаться? – улыбается муж. - Я поиграю, - объясняет Соня. Созвонились с Анюткой. Сколько у детей радостного интереса друг к другу! Вроде бы ничего особенного не рассказывают: - У меня слева Волга! - А мы с мамой занимаемся уборкой! Дочь и внучка с тряпками замерли перед экраном телефона, беседуют с нами. Энергия счастья летит радужными брызгами, заполняет пространство. Счастьем хорошо дышится. - Бабушка, возьми ноженьку, - просит Соня. Отвожу руку назад, ловлю детскую ножку, мну пальцами. Протягивает вторую «ноженьку», это мое словечко, девочки быстро «схватывают». Приезжаем к бабушке Нино. Так мы в шутку называем иногда свекровь. - Нино! – обнимает прабабушку Соня и тут же протягивает ей своего ленивца, пусть тоже обнимутся. Распаковываем гостинцы, принимаем подарки. Соня расхаживает по квартире в новом платье. Осваивает пространство. В спальне у бабушки Нино заселяется игрушками кукольный домик. Созванивается с родителями, демонстрирует им платье, показывает вид из окна. - Мы долго ехали, мы сейчас далеко. Утром свекровь рассказала, как они укладывались спать. Укачивали ленивца, обнимались, вспоминали стихи и сказки, так и уснули под тихое теплое бормотание. Ленивец тоже уснул. Соня поднялась рано, видно, ждала удивительных приключений. И мы отправились в картинную галерею. Внучке нравилось все! Она останавливалась у пейзажей. Любовалась красавицами в вечерних туалетах. Портрет Варвары Римской-Корсаковой Винтерхальтера. "Дама в сиреневом платье" Пимена Орлова. Детские головки Греза. Но «Две серые лошадки» Шарля Эмиля Жака девочке особенно понравились. - Это - Анюта, а это – я, - показала она пальчиком сначала в светлую лошадь, потом в ту, что потемнее. - Эта лошадка – Анютина, а эта – твоя? – поправила я. - Нет, это – Анюта, а это – я, - уточнила Соня. – Просто их – две, и нас – две. В зале русского искусства внучка задержалась у «Девочек-сестер» (кстати, это внучки Натальи Николаевны Ланской) Ивана Макарова, потом подошла к «Сестрам Араповым»: - А вот они выросли. Долго, любовно рассматривала лица девочек. - Они не ругались, не дрались, - вздохнула по-взрослому. Когда мы уходили из музея, смотрительница спросила: - Придешь к нам еще? - Вместе с Анютой, это моя сестренка, - ей хотелось делиться. Дома, вдохновленная работами великих мастеров, внучка рисовала цветы – в подарок бабушке Нино. Дом, солнышко, бабочек. Возвращала лето. А когда собирались домой, протянула своего ленивца: - Нино, с ним тебе веселее будет. •Стихотворение Сергея Михалкова «Песенка друзей» 07.11. 21
Такой чистотой повеяло... Так всегда бывает после общения с детьми. Спасибо, Наташа! С добром, Ольга