Перейти к основному содержанию
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ПАНДОРЫ (трактатЪ)
(Трактат, посвященный демонологии творчества, монструозным архетипическим фигурам и темной классификации типов создателей) Сайту My-Works.org… Сравнительный анализ темной психологической стороны проблематики искусства позволил вычленить из аморфной негативной массы спектр типажей, который откристаллизовался в четырнадцать собирательных фигур – семь яньских (инкубы) и семь иньских (суккубы). Каждой фигуре соответствует своя крайность,– противоположный демон, который эклектично сопутствует основному тону. Описываемые психологические типажи есть профанированные подобия, лёгшие проклятием на соответствующие благие сферы: Сферу Появления, Сферу Служения, Сферу Структурирования, Сферу Поклонения, Сферу Инструментов, Сферу Общего и Сферу Передачи. Деление на данную конкретную совокупность сфер в некотором смысле условно. Оно опирается на квантовый дискретный ряд, в спектр которого была разложена универсальная энергия в средневековой Алхимии, представителями которого служили Архетипы Планет. Итак, структурную сетку соотношения Планет, Сфер и Фигур можно представить в виде сводной таблицы: ПЛАНЕТЫ..................СФЕРЫ..................................ФИГУРЫ .....................................................................Инкубы.........Суккубы 1. Солнце........|Сфера Появления............|Ремесленник........|Пифия 2. Луна...........|Сфера Служения..............|Самовыразитель...|Конъюктурист 3. Меркурий....|Сфера Структурирования...|Умище..........|Попрыгунья 4. Венера.......|Сфера Поклонения.......|Превозноситель.....|Жертва 5. Марс...........|Сфера Инструментов.......|Технарь........|Органик 6. Юпитер........|Сфера Общего..............|Мефистофель....|Всеядная Душа 7. Сатурн........|Сфера Передачи............|Наставник.........|Послушник Далее представлены краткие зарисовки характерных физиономий Монстров Искусства. 1. Демоны Солнца 1. а. РЕМЕСЛЕННИК-ДЕМИУРГ Ремесленник-Демиург претендует на абсолютную единоличную власть над создаваемой реальностью произведения. Иных причин, кроме своей сознательной воли, в деле созидания он не признает. Такие понятия как «вдохновение», «муза», «воля свыше» вызывают у него искренний протест или насмешку. Его идеал – не быть никому ничем обязанным и благодарным, ибо, по его мнению, единственная первопричина и источник всех своих обстоятельств и волеизъявлений – он сам и никому это священное для него право самостояния он не отдаст ни за что. Ремесленник-Демиург признает только рожденное «в личной свободе», «собственным напряженным трудом» и «осознанно». Человек – творец своей судьбы; собственными деяниями и упорным трудом он может добиться всего, что ни пожелает. Ощущение себя как «пупа земли» генеральной важности. К своим произведениям, обычно, он питает ревность, доходящую до мании: ему необходима святая вера в то, что лишь его работы заслуживают восхищения, ну в крайнем случае, работы соперников (а он на других творцов иначе как на соперников не смотрит) достойны быть в качестве лишь «предтеч или последышей».В творчестве правит характерный идеал самолюбования «труженика»: «гений – это 5 процентов таланта и 95 – работы…», «если нет настроения музицировать, то нужно уметь себя заставить…молчание смерти подобно». 1. б. ПИФИЯ Пифия во всем жаждет увидеть чудеса мистического плана. Её сознание наводнено ангелами, демонами, музами, инспираторами, которые водят её рукою, внедряют ей в голову удачные мысли и всячески вдохновляют. Трудно моделируемый рациональным умом творческий процесс Пифия грубо сводит к «астральной диктовке духов», к «считыванию информации из Мирового Разума», к разного рода марионеточным схемам управления. Её объект вожделения – таинственное подсознание, которое только одно «способно к истинному порождению», главное – отключить плоский собственный разум – важничающий узкий умишко. Общий момент: стремление делегировать свою волю, свободу и ответственность на некие «потусторонние силы». Пифия признает только рожденное «по высшей благодати», «играючи без напряжения» и без вмешательства «личной воли». Апофеоз идеи человека как лишь «проводника идеи» и мира как «игралища высших сил». Пифия любит, когда всё происходит «само собой» и «само по себе», сводя человеческое вмешательство к замутнению «божественной воли». В чужом искусстве признает только слышание непосредственного «гласа Божьего» , а все остальное полагает дешевыми «рукотворными» потугами самоутверждающегося эгоизма. 2. Демоны Луны 2.а. САМОВЫРАЗИТЕЛЬ Самовыразитель полагает, что нужно прислушиваться только к своему суждению по всем вопросам, связанными с творчеством. Мнение окружающих не должно его трогать. Писать можно сколько угодно в стол, в никуда, и не имеет никакого значения, куда дальше пойдет его работа и к каким последствиям она приведет. Главное – выразить свое текущее мироощущение, а вот будет ли оно интересно кому-то еще, это, по его мнению, ниже его озабоченностей. Основная гордость – его «непродажность и неподкупность». За свои текущие принципы он готов трижды умереть сам и четырежды убить кого угодно. Но если идея не нашла какого-либо применения и реализации, то это не беда; она сама – цель и жалко прислуживать чему-либо она ни в коем разе не должна. Общество, может, и недостойно его истины, которой толпе не понять; но он выше всего этого… Самовыразитель беззаветно верит в сверхценность всего, что с ним происходит, каждой своей мысли и эмоции и без какой-либо внутренней цензуры вываливает все «блага» своей души на головы читателей и окружающих. И когда Самовыразителю удастся завладеть вашим или общественным вниманием, то его «могучий фонтан» заткнуть будет уже не так-то просто, он своим нескончаемо-навязчивым потоком энергии стремится поглотить все время слушателей, искренне полагая себя фантастически интересным и вообще – супер-звездой. 2.б. КОНЪЮКТУРИСТ-УБЛАЖАТЕЛЬ Конъюктурист-Ублажатель искренне (но не бескорыстно) считает, что «искусство создается для народа» и должно этот народ «всячески тешить и развлекать». Ну, в крайнем случае, открыть миру «новую жизнь» – прекрасную и необременительную. И народ будет всегда благодарен: каждая стоящая вещь непременно хорошо должна быть оплачена, а то, за что не был выручен хоть какой-то барыш – бесполезная бездарность и мусор. Чем знаменитее автор – тем он, без сомнения, талантливее, ведь «глас народа – это глас Божий». Произведение искусства должно быть ясно, понятно «простому человеку», отражать «чаяния большинства», вообще – быть попроще и подоступнее… И не дай бог какого-нибудь «абстракционизьма»… Ну разве что одобренного свыше – властью. Да…и заниматься искусством должны иметь право только имеющие соответствующие «корочки» и общественные сертификаты, гарантирующие «проверенность и качество». А то любой Незнайка может возомнить себя «великим поэтом», карябая вирши в своей жалкой каморке… Как говорит американская поговорка: «если ты талантлив, то почему не богат?!» 3. Демоны Меркурия 3.а. УМИЩЕ Идеал Умища – быть Головой Профессора Доуэля и содержать в себе сведения изо всех энциклопедий мира…цель такого благородного порыва к «познанию», однако, более одиозна – поражать воображение своей посвященностью во все мыслимые вопросы бытия и капитальным многознайством. Умище по первой вызывает бескрайнее восхищение у любого неискушенного простака своей изощренной монструозностью сознания, который «могучими клещами ума» может обделать любую проблему «на раз». Но спустя некоторое время, рядом с ним начинает скучать любой, переминаясь с ноги на ногу под потоками заунывного занудства, дожидаясь только момента, когда можно будет улизнуть под каким-нибудь предлогом за горизонты такого «чудо-интеллекта». Однако Умище не унимается, ему необходимо во чтобы то ни стало разжевать своими педантичными челюстями каждую вещь до последнего винтика и атома, что бы обнаружить «сущность и смысл». А реально происходит лишь извращение всякого понимания путем восприятия живой метафорически-фигуральной идеи прокрустовыми штампами формальной логики. Но это Умище нисколько не беспокоит, ибо главная его цель – самоутверждение ощущением собственной ментальной силой, чему служит весь нехилый инструментарий анализа, профанации, отрицания и всасывания… Да и бесчисленные цитаты из Авторитетов поддержат дальнобойной артиллерией. 3.б. ПОПРЫГУНЬЯ Зато вот Попрыгунья – само очарование. Главное – чтоб было весело! А все серьезные проблемы она старается объехать «на кривой козе». На попытку разговора по существу она не моргнув глазом одарит вас каким-нибудь эпитетом типа: «занудь», «тормоз», «сухарь»… Над всем нужно успеть посмеяться и поприкалываться, ибо в мире нет ничего такого, что стоит воспринимать всерьез. Всё – идиотизм и все – придурки. Так что неча из себя что-то корчить: знаем мы вас! Попрыгунья обожает роли Проказницы, Актерки, Заводилы и Кокетки. Но если начнут вдруг сгущаться тучи и разговор начнет принимать серьезный оборот, она легко найдет в любых словах двусмысленность с каким-нибудь чудовищным подтекстом и ненавязчиво озвучив сие всех несказанно позабавит и опошлит любую тему ко всеобщему удовольствию. Её шаловливая кривая улыбочка может сбить спесь с любого умника, решившего «поважничать», который и сам ощутит, насколько смешон его душный пафос. 4. Демоны Венеры 4.а. ПРЕВОЗНОСИТЕЛЬ-УНИЧИЖИТЕЛЬ Любовь и восторг человека, привыкшего все сравнивать и сталкивать лбами, может вносить в мир большую дисгармонию и рознь. Так, увидев истину в чем-то одном, Превозноситель тут же отыщет что-то другое (обычно «противоположное»), которое, выставив в свете достоинств своего фавора, непременно втопчет в грязь, акцентируя самые худшие проявления уничижаемого, сравнивая их, естественно с самыми лучшими качествами превозносимого. Но соревновательная жажда не знает пределов и редко кто ограничивается сеянием локальной свары; обычно в таких случаях стремятся инициировать капитальную войну вещей, вознося что-то одно на небывалую высоту идеала и низвергая все другое из этой сферы, которое «и близко не стояло». Характерные обороты: «самое лучшее из всего…», «единственный и несравненный…», «один ты настоящий, а все остальные – <…>», «по сравнению с этим, то – просто ничто!»… 4.б. ЖЕРТВА К жертве люди испытывают, обычно, больше симпатий, не замечая скрытого её коварства и лживой игры. Жертва обожает всяческие «умаления», самоуничижения под флагом «борьбы с гордыней», «покаяния»… Её девизы: «я всего лишь незначительный <…>», «я знаю, что я ничего не знаю», «я тут никто и зовут меня никак», «не буду вам мешать, я вообще лишний на свете…», «mea culpa…», «простите, люди добрые…» и т.д. Как ни странно, но такого рода заявления вызывают в обществе глубочайшее удовлетворение, все прямо испускают вздох крайнего облегчения, когда кто-то «посыпает голову пеплом» или всячески самоуниженно «скромничает»… Действует вполне евангельский механизм компенсации: «Кто возвышает себя, тот унижен будет; кто унижает сам себя, тот возвысится…». Таким образом Жертва по форме стремится ублажить самолюбие партнера или общества, но по сути – опустить всё и вся в мутную лужу кромешного всеунижения. И втайне ожидая хор разубеждения в её «малости и незначительности». Причем, лукавый мазохизм периодами может сменяться откровенным садизмом, но всё равно, эти подмены мало кто отмечает ввиду погруженности в туман оргии больного удовольствия. Ещё она выискивает для себя любой повод к жалости по отношению к себе или к кому-либо, но всё равно, как проекцию жалости к себе. Тут дело может доходить до абсолютной слепоты и отрицания необходимости какой-либо справедливости к преступнику. «Всё нужно прощать…» Но сама же, жалея «униженных и оскорбленных» обычно затаивает недвусмысленную жажду возмездия. Жертва сама, как заговоренная сомнамбула, стремится в те ситуации, которые будут подпитывать её сладостное самоощущение «хронической обиженности». 5. Демоны Марса 5.а. ТЕХНАРЬ Ну, Технарю палец в рот не клади, ибо этот, как правило, действительно умелец. Но какой-то специфически-болезненный. Во всём он ценит прежде всего формальную виртуозность и недоступность для исполнения «простыми смертными». Если это картина, то на ней должно быть все тончайше-скурпулезно выписано и детализовано вплоть до последней молекулы, если это музыка, то нагнетается какая-то спортивная мания скорости исполнения, если это поэзия, то смысл должен быть фантастически закручен-перекручен, а вещи простые и понятные понимаются просто как наивный детский лепет. Подчеркнуто формальная сторона дела будоражит разум Технаря, ведь в ней он хочет ощущать свою власть и силу, как посвященного в «мастерство». Не терпит никакого проявления дилетантства и даже капли неумелости, которая вызывает обильное презрение профи. Кристальное совершенство формы – вот идеал! Еще присутствует неизбывная любовь ко всякого рода «технологиям», «приемам», «секретам ремесла», «приборам и техническим наворотам» без которых «никак не обойтись». Он готов бесконечно углубляться в узкоспециальные вопросы и нюансы, вызывая своим занудством явное позеленение у оказавшихся рядом «непосвященных». 5.б. ОРГАНИК Органик прежде всего ценит «жизнь во всех её проявлениях», всё естественное и природное и весьма подозрительно относится ко всякой «искусственности», к любым применениям «механизмов и приспособлений» в искусстве, а также «мозговых приемчиков и надуманностей» в деле творчества, ибо всё должно быть «из души». Вообще, главный враг человека – Наука и всяческий «технический прогресс», в котором он видит лишь «экспансию машины», «рост бездуховности» и «закат природы». Все произведения, которые были созданы при помощи современных технологий он называет «мертвым искусством» и чувствует себя как бы крайне обманутым «компьютерно-механическим суррогатом» в котором видит «халяву» и отсутствие вложения «труда и души». Доверить власть над собою какому-то «бездушному агрегату» – ниже его достоинства. Ведь всё должно быть обращено к душе и тешить самые заветные её струнки. 6. Демоны Юпитера 6.а. МЕФИСТОФЕЛЬ Мефистофель прямо одержим жаждой всем раскрывать глаза на «истинную природу вещей», которая заключается в нехитром перечне циничных сентенций нигилистического толка. Этот волчий взгляд неутомимо и хищно выискивает тех, кто еще пребывает в «младенческой блажи самовлюбленного неведения» на свой счет и вообще. Он-то знает «какова жизнь» и он ткнет носом в самую её «сущность» любого замечтавшегося наивного дурачка. Себя он полагает великим «реалистом», который не имеет «иллюзий» ни на чей счет: «ни в чем нет ничего святого и неча со швалью всякой церемониться…» Всякую идею в своем чернушном восприятии Мефистофель сумеет извратить и представить в окарикатуренной крайности. Что называется – профанация. Или ткнёт под нос вытащенной черт знает откуда какой-нибудь зловонной грязью, как бы при этом приговаривая: «это и есть ваш распрекрасный мир…» Ввиду нереально-заоблачных требований, которые он предъявляет ко всему, ничто не может удовлетворить его «взыскательный чуткий вкус». На самом деле это его единственный способ почувствовать собственную «силу», подмечая «слабости» у других. Себя он мнит «адски проницательным», и этот ядовитый мухомор не пропустит случая поднагадить вам в душу; да, пусть он злобен, но ведь «правдив»… Для Мефистофеля принципиально не может быть ничего нового, ибо всё есть «старая, как мир, галиматья…» 6.б. ВСЕЯДНАЯ ДУША Всеядную душу как-то и ругать за что-то грех. Ведь она претендует на всепринимание, всепонимание и «уважение ко всему»: всё имеет право на существование, все мы дети одной жизни… Себя она уподобляет этакой бездонной копилке или вечно алчущей прорве, основное намерение которой – поглотить всё искусство, да и весь мир заодно, без остатка и целиком. Она очень как бы «демократична» в своем неразличении высокого и низкого, так после Баха она вполне может включить какое-нибудь порно, нимало не смущаясь: всё есть искусство и чему-то да служит… Никаких недостатков она ни в чем упорно замечать не хочет, ибо она инстинктивно знает, что малейшее тревожное напряжение разрушат её блаженное мироощущение, а розовые очечки поросячьего оптимизма ей дороже всего. Она стремится «со всеми быть в ладу», и принять то, что в мире что-то может быть «не так», и что в определенный момент придется выбирать «с кем ты» она о-очень не хочет. Её девиз: «солнце светит всем одинаково – и добрым и злым…». Но сочувствовать какому-либо страданию она тоже избегает, старательно отводя себе от «чужого негатива» глаза. Искусство, по её мнению, должно доставлять ей одно удовольствие, и как-то меняться под его влиянием она не намерена: потребить и выплюнуть, устремившись к очередному сладкому куску. Обожает всяческие супер-глобальности, жаждет чтобы в творчестве был непременно отражен «весь мир» и на меньшее она не согласна. 7. Демоны Сатурна 7.а. НАСТАВНИК Получивший каплю мудрости исторгнет бочку поучений… А мудрости у Наставника не занимать, поэтому поучений он источает просто море, надеясь облагодетельствовать ими весь мир и каждого в частности. Он, несомненно, знает «как все должно быть» и призывает вас почтительно склонив голову, слушать его бесконечные монологи, которые служат «для вашей же пользы». Как только он хоть чему-то научится сам, он стремится тут же научить всех встречных-поперечных, искренне полагая, что без всех этих умений никто прожить не сможет. На любого он смотрит требовательно-свысока, но со специфическим отеческим снисхождением – «моё неразумное дитя…». Ввиду его «всемогущества и всеведения» он имеет право однозначно диктовать для всех правила и законы: «должен…следует…нужно…необходимо…только так и никак иначе…». Основная забота Наставника – передача своего опыта и сознания как можно более широкому кругу лиц, но никоим образом не заботясь о том, нужно ли это всё другим и кому это подойдет, а кому – нет. Знать то, что знает Наставник, ДОЛЖНЫ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ВСЕ! А как же иначе?... Но если вы попробуете сопротивляться его менторскому давлению, то он заклеймит вас «упорствующим невеждой» самодовольно не желающим что-либо знать и учиться…и вообще – противником «истины», которую Учитель несёт в мир. 7.б. ПОСЛУШНИК Если есть предложение, значит будет и спрос. И любой Наставник, как правило, себе находит вожделенную жертву – ученичка в лице Послушника. Послушник подобострастно смотрит в рот «учителя» и ловит каждое его слово, ведь он ищет «мудрости и знаний». А тут – вот они – бесплатные, разжеванные и в любом количестве, и на любую тему. Послушник готов преданно и слепо следовать всем наставлениям, нисколько не сомневаясь в их истинности. Вообще, «собственный разум» – вот главный враг, вместо него нужно насадить «священный мозг гуру». Если вы позволите себе усомниться вслух в непогрешимости «учителя», то это может плохо для вас кончиться. Данный Трактат не претендует на полноту представления психологической картины темной стороны искусства, эта тема нуждается в более глубоком освещении. Но начало положено. Думаю, вы разглядите означенные Фигуры в деятелях культуры, в ваших знакомых и в вас самих, если посмотрите честно и непредвзято. А что делать с ними – решайте сами: выявлять их, казнить, поощрять, дрессировать, спаривать, властвовать над ними, натравлять на других или быть их жертвой… Удачной охоты на оборотней и ведьм! Санкт-Петербург, июнь 2005 г.
написано потрясающе)