Перейти к основному содержанию
ХОЧУ
Наталья Сафронова ХОЧУ Пьеса в одном действии по мотивам романа О.Бальзака «Шагреневая кожа» Действующие лица: Андрей Петрович, мужчина лет 60. Андрей, молодой человек лет 19. Ирина, бизнеследи, не молодая, но богатая. Изабелла, юная проститутка. Отец Андрея. 1 сцена. Гостиничный номер Андрея Петровича. Роскошный номер в высотной гостинице. В распахнутое окно видно небо. Андрей Петрович распаковывает чемодан, достает вещи. Входит молодой человек. АНДРЕЙ. Такси вызывали? Я жду вас почти час. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ждите, я никуда не тороплюсь. АНДРЕЙ. Вам придется оплатить ожидание. Андрей Петрович достает из чемодана и протягивает ему пачку денег. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Этого хватит? АНДРЕЙ. В общем, да. За такие деньги я могу подождать. Поворачивается к двери, чтобы выйти из комнаты. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Подождите здесь, молодой человек. Я хотел вам рассказать… у меня тяжело на душе… АНДРЕЙ. Разговоры не по моей части, но если заплатишь – рассказывай… Андрей Петрович достает из чемодана и протягивает ему еще одну пачку денег. Потом подносит к самому лицу молодого человека белье. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Видите, чистое? А еще я купил дорогую туалетную воду. Я вообще всегда старался хорошо выглядеть. А она говорила: отойди, старый вонючий козел… Только тут молодой человек замечает, что старик пьян. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Старость ни в ком не вызывает сочувствия. Но целую неделю я буду купаться в любви и роскоши. В течение недели вы будете возить меня в банк за деньгами, а потом привозить мне в номер мясо, вино и девочек. АНДРЕЙ. Это ты называешь пожить в роскоши? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Сейчас это для меня роскошь. Жена напоила меня и пьяному подсунула какие-то документы, я подписал. А когда протрезвел, оказалось, что у меня нет прав на собственную квартиру и денег на моем счету в банке тоже нет. А чтобы не вякал… она так и сказала, чтобы не вякал… она сунула мне немного денег, которых, по ее мнению, должно было хватить на комнату в коммуналке. И выгнала старого мужа. АНДРЕЙ. На большую комнату? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. В каком смысле? АНДРЕЙ. Деньги на большую или на маленькую комнату в коммуналке? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Вас, я вижу, тоже интересуют мои деньги. Старики для молодых – только источник денег, увы. АНДРЕЙ. Не любоваться же на вас. А жена молодая? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Она была моей студенткой. Ради нее я ушел из семьи, влюбился. АНДРЕЙ. Старый похотливый козел. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Она думает, что теперь избавилась от меня навсегда, но через неделю ей придется хоронить меня. Я не зря выбрал номер на самом высоком этаже этой гостиницы. Сотый этаж. У меня не будет никаких шансов выжить, а перед смертью я испытаю чувство полета. АНДРЕЙ. А почему ты не выбрал жизнь в коммуналке? Много ли надо старику? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Когда-то я отказался от богатства, хотя мне предлагали все и сразу. Все, что захочу. Это было заманчивое предложение, но я любил, поэтому был сильным и отказался от незаслуженных благ. АНДРЕЙ. Выбрал любовь и бедность? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Выбрал любовь. Учился, работал, потом преподавал. Интересно жил. Все закончилось, когда я предал свою любовь, первую жену. Теперь мне остался только этот сотый этаж, больше я ничего не хочу. АНДРЕЙ. А какие богатства тебе предлагали, когда ты был молодым – все и сразу? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Исполнение желаний. Желай – и все исполнится. АНДРЕЙ. Что исполнится? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Да все, что захочешь. Не нужно прикладывать никаких усилий, стоит только пожелать – и все исполнится. АНДРЕЙ. Ты золотую рыбку, что ли, поймал, старик? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. В нашем роду от отца старшему сыну передавалась по наследству шагреневая кожа вместе с преданием о том, что она исполняет любые желания. Но с каждым исполненным желанием кожа съеживается, становится меньше, а вместе с ней сокращается жизнь хозяина. Нужно было только дать согласие, заключить договор. Да ты читал, наверное, Бальзак еще про нее писал. Не читал? В общем, это все уже было. Но в нашей семье ей никто не воспользовался, ведь она должна была исчезнуть вместе с человеком. АНДРЕЙ. Может быть, она потом восстанавливалась как-нибудь… АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А ты, я смотрю, веришь в сказки. Впрочем, не знаю, ни отец, ни дед не рассказывали ничего такого, а я не проверял. АНДРЕЙ. А где сейчас эта шагреневая кожа? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. В чемодане. Но я не хочу ей воспользоваться. АНДРЕЙ. Твоя студентка… АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Она меня обидела, я не хочу больше ее видеть. АНДРЕЙ. А отомстить? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Жизнь ей отомстит. АНДРЕЙ. А бывшая жена? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Она умерла, не смогла без меня жить. АНДРЕЙ. Значит, шагреневая кожа тебе не нужна? И тебе некому передать ее по наследству? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. У меня нет детей. АНДРЕЙ. Подари ее мне, старик. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я рад, что могу услужить тебе, хотя не думаю, что мой подарок окажется полезным для тебя. Андрей Петрович взял из чемодана кожу, задумался. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Вообще, ты развлек меня перед смертью. Ты за неделю управишься? АНДРЕЙ. В каком смысле? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ну, ты же собираешься желать? И платить за это жизнью? Ты молодой, алчный, наверное, пожелаешь много и сразу? Я думаю, недели тебе хватит, так что мы вместе туда отправимся. Давай вместе с сотого этажа? Испытаем чувство полета. АНДРЕЙ. Ты уж как-нибудь без меня… Ты даришь мне шагреневую кожу или нет? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Бери. Давай обведем этот лоскут по контуру. Увидишь, как он будет уменьшаться. Обводит на скатерти шагреневую кожу по контуру. Протягивает ее молодому человеку. АНДРЕЙ (читает надпись на коже) Желай – и исполнится. Круто! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Как тебя зовут? АНДРЕЙ. Андрей. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Приятно познакомиться. Я тоже Андрей. Андрей Петрович. Обмениваются рукопожатиями. Андрей сминает кожу и кладет ее в карман. АНДРЕЙ. Прощай, тезка. Приятного полета. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. До свидания, Андрей. 2 сцена. Площадка перед гостиницей. Эту сцену можно снять на камеру и транслировать на экране. Андрей выходит из гостиницы. Видит свою машину, пинает колесо. АНДРЕЙ. Развалюха! Мне нужна тачка покруче. Да что там! Самая крутая тачка! Майбах! Я о ней даже мечтать не смел! Хочу Майбах! Черт! Сумасшедший старик! Хотя почему сумасшедший? Он почему-то не поверил в свою семейную легенду! А я поверил, потому что очень хотелось. Хочу Майбах! Ничего не изменилось. Вдруг рядом с Андреем останавливается Майбах, за рулем которого сидит немолодая ухоженная дама. ИРИНА. Молодой человек, я впервые в вашем городе. Не составите компанию? Ну, достопримечательности покажите! Андрей ошарашенно смотрит на машину. ИРИНА. Хотите сесть за руль? Покатайте меня по городу? Как вас зовут? АНДРЕЙ. Андрей. Ирина уступает ему место за рулем. ИРИНА. А меня Ирина. Приятно познакомиться. Андрей садится за руль. Они уезжают. Старик насмешливо смотрит на них с крыльца гостиницы. 3 сцена. Бар гостиницы. Старик заказывает вино. К нему подсаживается молоденькая проститутка. Через некоторое время входят Ирина и Андрей. ИРИНА. Пожалуй, я здесь и поселюсь. Хорошая гостиница. Давайте вместе поужинаем, Андрей? Андрей кивает. Они садятся за столик. Ирина заказывает ужин. Андрей оглядывается, видит старика, тот обнимает проститутку за соседним столиком. Старик приветственно кивает Андрею. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Через неделю жду тебя, Андрей. У меня хороший вид из окна. ИРИНА. Что это за старик? АНДРЕЙ. Так, знакомый. ИРИНА. В чужом городе так одиноко. АНДРЕЙ. А ты к нам надолго? ИРИНА. Я открываю филиал фирмы в вашем городе, буду бывать здесь время от времени. Завтра улечу в Москву, а машину… Андрей напрягся, внимательно смотрит на Ирину. ИРИНА. А машину, пожалуй, оставлю здесь. И для филиала мне нужен управляющий. Вы, кстати, чем занимаетесь? АНДРЕЙ. Я еще и пожелать не успел… Я как раз хотел поменять работу… В смысле, я очень хочу тебе помочь… потому что… ты мне очень нравишься… ИРИНА. Вот и отлично. Завтра оформим все бумаги, а сегодня поухаживай за дамой. Пригласи меня танцевать. Ирина и Андрей танцуют. Старик тоже приглашает проститутку танцевать. Время от времени пары оглядываются друг на друга. ИРИНА. Странный старик. Знакомый, говоришь? Знакомый твоих родителей? АНДРЕЙ. Да нет, мой знакомый. Мы сегодня познакомились. ИРИНА. Твой? Почему-то он мне не нравится. Сильно пьян и смотрит как-то странно, как будто что-то такое про нас знает… неприятное… АНДРЕЙ. Просто пьяный мужик – и все. А че там тебе управлять? ИРИНА. Завтра, все завтра. Завтра я всему тебя научу. А сегодня мы отдыхаем. Пары танцуют, постепенно гаснет свет. 4 сцена. Гостиничный номер Андрея Петровича. Андрей входит в номер к старику. Номер заставлен бутылками. В кровати полуобнаженная проститутка с фужером вина. Старик пьет за столом. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Добрый вечер, Андрей. Ты рано пожаловал. Прошло всего два дня. АНДРЕЙ. Ирина погибла. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Мои соболезнования. Как это случилось? АНДРЕЙ. Какие, к черту, соболезнования. Самолет разбился. Ирина оставила мне фирму и машину. Майбах. Я наследник. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Мои поздравления. Видимо, ты сильно ее впечатлил. АНДРЕЙ. Я старался. Но где логика? Почему она составила завещание? Разве она знала, что самолет разобьется? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. У шагреневой кожи своя логика. АНДРЕЙ. У шагреневой кожи? Что ты несешь? Я не заказывал гибель Ирины. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Где шагреневая кожа? АНДРЕЙ. Вот она. Достает из кармана лоскут кожи, прикладывает к контуру на скатерти, она заметно меньше прежнего. Молодой человек очень сильно испугался. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Надо полагать, за неделю она исполнит все твои желания. Они не замысловаты, но требуют видимых усилий. Кожа сильно сжалась. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Я больше ничего не хочу. Я совсем ничего не желаю, понимаешь? Возьми ее назад. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ну, что ты, малыш? Она и раньше мне не нужна была, а сейчас тем более. Это ты заключил с ней договор. АНДРЕЙ. Забери назад. Бросает шагреневую кожу. Но лоскут шагреневой кожи словно прилип к его руке. АНДРЕЙ. Чертовщина какая-то. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я тоже полагаю, что без черта здесь не обошлось. АНДРЕЙ. Что мне делать? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Не знаю. Я тебя предупреждал. Воспользуйся хотя бы тем, что ты теперь имеешь. Ты так дорого за это заплатил. Входит отец Андрея. ОТЕЦ. Андрей, слава богу, я тебя нашел! Ты два дня дома не появлялся. Мама переживает. АНДРЕЙ. Что ты ходишь за мной, как за маленьким, отец? Как ты вообще меня нашел? ОТЕЦ. В таксопарке сказали, что ты приехал по вызову в гостиницу и отключил рацию. Что ты здесь делаешь? Что это за люди? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Вы не волнуйтесь так. Я друг Андрея, я его плохому не учу. ОТЕЦ. Ну, что вы говорите, как вы можете быть другом моему мальчику? И вообще, чем вы тут занимаетесь? Вы пьяный, женщина в постели. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я здесь живу. Андрей у меня в гостях. АНДРЕЙ. Отец, я не маленький уже. Я взрослый. ОТЕЦ. Пойдем домой. АНДРЕЙ. Я сам решу, когда и куда мне идти. Я тут решаю разные вопросы. ОТЕЦ. Какие вопросы? И что у тебя с работой? АНДРЕЙ. Нормально у меня с работой. Я теперь директор фирмы. И у гостиницы стоит мой Майбах. ОТЕЦ. То есть как? Какой фирмы? АНДРЕЙ. Неважно. Важно, что она приносит много денег. ОТЕЦ. Вчера ты был водителем такси? А сегодня хозяин фирмы? АНДРЕЙ. И Майбаха. Время теперь такое, дела быстро делаются. ОТЕЦ. Да, быстро делаются…То есть это хорошо, что ты директор… Я горжусь тобой. И мама. И соседи скажут, Андрей молодец. А что за фирма? какое направление? Строительство? Торговля? АНДРЕЙ. Фирма как фирма… какое-то направление… ОТЕЦ. Но тебе интересно работать? АНДРЕЙ. Ниче, сойдет… ОТЕЦ. Кому сойдет?.. куда сойдет?.. Ты что-то не договариваешь, сын. Так не бывает. Даром никому ничего не дается. Все зарабатывается трудом. И работа должна приносить удовольствие. Сам процесс. Это важно. АНДРЕЙ. Работа должна приносить деньги. Можно без удовольствия. И даже можно не работать, главное, чтобы деньги были. Это ты полжизни зарабатывал. И оставшуюся половину тоже, вероятно, будешь зарабатывать. Грошовую пенсию. А я… Я тебе докажу, как далеко может упасть от яблони яблочко. У меня уже сейчас все есть. А будет еще больше. ОТЕЦ. Это с ним ты делаешь свои дела? Это он с вами? Объяснитесь, пожалуйста. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Наверное. Но я ему ничего такого не советовал. АНДРЕЙ. А мне не надо советовать. Я сам все могу. Андрей подходит к проститутке. АНДРЕЙ. Как тебя зовут? ИЗАБЕЛЛА. Изабелла. АНДРЕЙ. Как вино. Я хочу, чтобы ты стала моей, Изабелла! ИЗАБЕЛЛА. Легко. Хотя тебе это будет кое-чего стоить. Андрей и Изабелла целуются. Андрей начинает раздевать проститутку. Отец, потрясенный, смотрит на сына. Вдруг он очнулся и схватился за ремень. ОТЕЦ. Андрей, отойди от нее! АНДРЕЙ. Уйди, отец! Я хочу быть свободным от тебя! Отец хватается за сердце и бессильно опускается на стул. Гаснет свет. 5 сцена. Гостиничный номер Андрея Петровича. Андрей и Изабелла пьют и целуются. Входит старик. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Солнышко-то какое сегодня! АНДРЕЙ. Что с тобой, старик? На лирику потянуло? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Солнышко, говорю. А у нас с тобой три дня осталось. Как отец себя чувствует? АНДРЕЙ. Нормально. Валокардинчику накапал, полегчало. Отлежится, у него и раньше сердце прихватывало. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А как фирма? Я смотрю, ты не на работе. АНДРЕЙ. Да че там, все крутится… управляющий докладывает… Мы с Белкой вот думаем, где бы потусоваться седня. Че-то ниче неохота. Все есть. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А что у тебя есть? Мой номер в гостинице? АНДРЕЙ. Да я сейчас пожелаю… ИЗАБЕЛЛА. Пожелай что-нибудь для меня! Я тоже хочу Майбах! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Подожди, Андрей. Не торопись. Я тебе книгу принес. Про твоего предшественника. Рафаель де Валентен плохо кончил. Протягивает Андрею книгу. Андрей мельком смотрит на обложку и кидает книгу на диван. АНДРЕЙ. У него тоже была шагреневая кожа? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Была. ИЗАБЕЛЛА. Как красиво его звали! Рафаель де Валентен. Пожелай, чтобы тебя тоже так звали! АНДРЕЙ. Вообще, можно. Представляю, у меня сразу отыщутся родственники во Франции, можно будет к ним в гости смотаться. Стоит только пожелать. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ты видел, как сжалась шагреневая кожа после того, как ты пожелал стать свободным от своего отца? Я полагаю, что это желание стоило тебе многих лет жизни. Андрей достал шагреневую кожу, приложил к контуру на скатерти. Кожа сильно уменьшилась. Андрей побледнел. Испуганно смотрит на старика. АНДРЕЙ. Ты кто такой, старик? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я просто старик, Андрей. Я не навязывал тебе шагреневую кожу. Ты выпросил ее у меня. АНДРЕЙ. Нет, ты здесь неспроста. Тебя даже зовут, как меня. И ты сразу подсунул мне свою шагреневую кожу. Желай – и все исполнится! Твои слова! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Меня зовут Андрей Петрович. Я профессор кафедры истории зарубежной литературы. В этом нет ничего мистического. А что касается нашей семейной реликвии, которая случайно досталась тебе, то это было только твоим желанием. Я ей не воспользовался ни разу в жизни не только потому, что я знал, что такое шагреневая кожа. Я жил, работал, любил, предавал. И честно за все платил. Я и сюда приехал для того, чтобы заплатить по счету в последний раз. А тебе почему-то неинтересно жить, работать, любить… АНДРЕЙ. Мне больше ничего неинтересно. Я больше ничего не хочу… Не бросай меня, старик, я боюсь. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я и не бросаю. У нас с тобой есть еще три дня. АНДРЕЙ. Почему три дня? Так мало? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Для того, чтобы что-то понять. Полюбить, в конце концов. Разве можно жить без любви? ИЗАБЕЛЛА. Слушайте, я и так уже с вами три дня. И ничего не заработала. И еще три дня бесплатно, что ли? Андрей, подари мне свой Майбах хотя бы. АНДРЕЙ. Да что вы заладили – три дня, три дня… Я буду жить вечно! Понятно вам? Я больше ничего не хочу. Ни-че-го! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Совсем ничего не желать у тебя все равно не получится. Ну, есть же у тебя хоть какие-то желания, самые низменные. Есть, пить… Изабеллу, наверное, хочешь. АНДРЕЙ. Что? И за это тоже надо платить?! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Теперь и за это тоже. Ты же будешь как-то их выражать. АНДРЕЙ. Не буду. Давайте сделаем так. Ты, старик, будешь каждый день в одно и то же время ставить мне на стол еду. А ты, Изабелла, каждый день в одно и то же время приходить ко мне. ИЗАБЕЛЛА. Легко. Но тогда ты одним Майбахом не отделаешься. Тогда и фирму тоже мне оставь. Когда подаришь – тогда и приставай. Изабелла ложится в постель и засыпает. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А я к тебе в слуги не нанимался. АНДРЕЙ. А ты наймись. И потом, ты ведь тоже в какой-то степени повинен в том, что произошло. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ошибаешься, Андрей, это был твой выбор. АНДРЕЙ. Что же мне тогда делать? Подскажи, старик? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Я подсказываю. Проживи эти три дня с пользой. АНДРЕЙ. С пользой, говоришь… Ладно, тогда будем перенимать опыт старшего поколения. Слушай, а чего студентка твоя тебе под зад коленом? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Не любила, чего ж тут непонятного. АНДРЕЙ. А замуж зачем пошла? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ну, а ты за Ириной зачем пошел? И она примерно за этим. АНДРЕЙ. Я же не женился. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ну, и она не навсегда, как видишь. АНДРЕЙ. А ты не знал, что не любит она тебя, что ли? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Догадывался, вообще-то… АНДРЕЙ. А жена, значит, любила. Жить не смогла. Она тоже из окна? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Сердце не выдержало. Инфаркт. АНДРЕЙ. Печально. А я думал, все бабы одинаковые. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. И твоя мама тоже? АНДРЕЙ. Да я тебе за маму!.. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Вот и я о том же. АНДРЕЙ. Так ведь мои предки так при своих идеалах и живут. Больше у них и нет ничего. Ну, в Сочи раз в пять лет ездят. Я так не хочу. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А как ты хочешь? АНДРЕЙ. Да пошел ты! Она сейчас сжиматься начнет. Знаешь, чего мне все это стоит – и провоцируешь! Я понял, зачем ты здесь – тебе жизнь моя нужна! Ты – дьявол! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Не кричи, соседей перебудишь. Изабелла вон тоже спит. Не мешай. АНДРЕЙ. Слушай, а тебе какая разница – пойму я что-нибудь в жизни – или просто так сдохну? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Профессия у меня такая. Сеять разумное, доброе, вечное – это мое призвание. АНДРЕЙ. А что в жизни главное – старик? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Да все, наверное. Второстепенного нет. АНДРЕЙ. Я любить хочу. Сделать кого-то счастливым. Но не успею, наверное. Разве можно сделать кого-то счастливым за три дня? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Счастье измеряется не временем, а яркостью переживания. А порой – воспоминания. Пока жил – не знал, что ты счастлив. Но проходит время, и ты вдруг понимаешь, как счастлив был когда-то, потому что воспоминание об этом времени согревает тебя. АНДРЕЙ. Я сейчас почему-то вспомнил, как мы с отцом ходили на рыбалку. Я маленький еще был. Отец сажал меня в лодку, и мы плыли на глубину озера. На озере тихо, слышно только, как отец весла в уключинах поворачивает и выпь в камышах кричит. Потом мы тоже заплывали в камыши, отец закидывал удочку, а я играл с мальками. Опускал руку в воду, а они поклевывали меня в пальцы, не больно, только смешно. Вообще, было удивительно спокойно, совсем не страшно – отец рядом. И все, что он делал и говорил, мне казалось тогда единственно верным. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ты был счастлив? АНДРЕЙ. Абсолютно. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А почему ты не пошел в армию, сынок? АНДРЕЙ. Откуда тебе известно, что я не был в армии? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ты не похож на парня, который был в армии. АНДРЕЙ. Родители отмазали, я у них один. Мама боялась. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. А ты? АНДРЕЙ. А я не сопротивлялся родительскому желанию. Входит горничная, приносит телеграмму для Андрея. АНДРЕЙ. Отец умер. Мама не смогла дозвониться, прислала телеграмму. Как же так? Ему всегда становилось лучше после валокордина… Отец, я не смогу без тебя… Папа! Папа, я хочу, чтобы ты был жив! Я хочу! Пусть исполнится! АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Это невозможно, сынок. Смерть необратима. Шагреневая кожа не поможет. АНДРЕЙ. Но почему? Почему? Почему Майбах можно, а отца нельзя? За это я бы заплатил! Я хочу умереть за отца, а не за железяку. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ты сделал свой выбор, сынок, ничего уже не изменишь. Свет в комнате постепенно гаснет. 6 сцена. Гостиничный номер Андрея Петровича. В номере жуткий беспорядок. Андрей Петрович и Изабелла пьют и целуются за столом. Входит Андрей. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ты рано, Андрей. Неделя истекает только завтра. АНДРЕЙ. А мне скучно без тебя, старик. Да и дома фигово как-то. Мать плачет. Ну ее… АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Отца похоронил? АНДРЕЙ. Похоронил. Прикинь, мать говорит, что если бы я не исчез на два дня, отец был бы жив. Я виноват, да? В общем, я ушел. Дайте выпить, я напиться хочу. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Садись, наливай. Отца помянем. Андрей наливает вино, выпивает залпом. АНДРЕЙ. Посмотрим, как она запоет, когда я тоже умру. Как будет соскребать меня с асфальта… Андрей наливает еще, задумывается. АНДРЕЙ. Как одиноко, старик, пусто как-то стало. Слушай, а твоя шагреневая кожа дала сбой, похоже. Я ведь любить хотел, так никого и не полюбил. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Чувства ей не подвластны, ты можешь заказывать только то, чем ты хочешь обладать. АНДРЕЙ. Обладать? А что там шагрень, сильно сжалась? Прикладывает лоскут кожи к скатерти, шагрень стала величиной с ладонь. АНДРЕЙ. Изабеллу хочу. Может, я ее еще полюбить сумею. Не хочу я умереть без любви. ИЗАБЕЛЛА. Еще чего! Любовь по тройному тарифу. Понял, пупсик? Мне со старикашкой как-то веселее. Он хотя бы платит. А ты только пугаешь. АНДРЕЙ. Старик, а как это, когда любишь? АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Так сразу и не расскажешь. Любовь – это когда жалко. Или радостно. Но обязательно в груди, у сердца тепло. И хочется никогда не расставаться. Никогда-никогда. АНДРЕЙ. Здорово. У меня так никогда не было. А у тебя так было, Белка? ИЗАБЕЛЛА. Издеваетесь, сволочи? АНДРЕЙ. Белка, тебе меня жалко? Я ведь завтра умру. Иди сюда, я на тебя насмотрюсь напоследок. Изабелла медленно подходит к Андрею. Свет на сцене гаснет, освещены только Андрей и Изабелла. АНДРЕЙ. Ты очень красивая, я хотел бы смотреть на тебя долго-долго и никогда не расставаться с тобой. Белка, наверное, я тебя все-таки люблю. Тебе тепло у сердца? ИЗАБЕЛЛА. Тепло. АНДРЕЙ. Кто тебя, дуру, кроме меня еще любить будет? Поцелуй меня, Белка. Изабелла подходит к Андрею совсем близко и целует его. АНДРЕЙ. У тебя губы соленые. Ты плачешь? Щеки тоже мокрые и соленые. Как же я теперь тебя оставлю? Я теперь отвечаю за тебя. Я мог бы жить для тебя и делать тебя счастливой. Тебе хорошо со мной, Белка? Тебе тепло и радостно? И мне тоже тепло и радостно. Что ты там шепчешь? ИЗАБЕЛЛА. Меня еще никто никогда не любил. АНДРЕЙ. И меня. А здорово, что мы встретились, правда? Представляешь, если бы не этот чертов старик, я мог бы не узнать, что такое бывает: и жалко, и тепло, и радостно. Мог бы просто хотеть и обладать всем: деньгами, вещами и женщинами. А теперь вот узнал – и счастлив! И черт с ним совсем, что умру завтра! ИЗАБЕЛЛА. Нет! АНДРЕЙ. Что нет? ИЗАБЕЛЛА. Я тебя не отдам! Я без тебя не смогу! Я не хочу без тебя! Я не хочу, как раньше! АНДРЕЙ. Это хорошо. ИЗАБЕЛЛА. Почему ты должен завтра умереть? АНДРЕЙ. Ты же слышала, что старик говорил. ИЗАБЕЛЛА. Я не слушала, мне раньше было все равно. АНДРЕЙ. Старик подарил мне шагреневую кожу, она исполняет желания. После каждого желания кожа сжимается, а вместе с ней становится меньше моя жизнь. В общем, желания я оплачиваю своей жизнью. ИЗАБЕЛЛА. Зачем? АНДРЕЙ. Дурак потому что. ИЗАБЕЛЛА. А ты откажись. АНДРЕЙ. Поздно, этот договор нельзя разорвать. Я пытался. В общем, я желал так много и неудержимо, что шагрень стала уже меньше ладони. Наверное, завтра конец. Старик предлагает прыгнуть вместе с ним из окна, испытать чувство полета. Сотый этаж, долго лететь. ИЗАБЕЛЛА. А ему зачем? АНДРЕЙ. Он предал, его предали. У него свои счеты. ИЗАБЕЛЛА. Вот пусть он и прыгает. А у тебя, может, еще обойдется. Я буду предугадывать каждое твое желание, вот увидишь, мы этот клочок кожи растянем на целую жизнь! Ты только не прыгай, ладно? АНДРЕЙ. Ладно. А сейчас я хочу тебя, а ты не угадала, глупая? ИЗАБЕЛЛА. Здесь старик. АНДРЕЙ. Давно ли ты стала стеснительной? ИЗАБЕЛЛА. Сегодня. Я теперь люблю, это другое. АНДРЕЙ. Он спит, забудь о нем. ИЗАБЕЛЛА. Нет. АНДРЕЙ. Я хочу тебя, хочу… Свет в комнате гаснет. 7 сцена. Гостиничный номер Андрея Петровича. Андрей Петрович сидит за столом, пьет вино. Андрей потрясенно смотрит на кусочек шагреневой кожи величиной с ноготь. Изабелла молча плачет. АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ. Ты уходи, девочка, не надо тебе это видеть. Изабелла качает головой и встает у окна. ИЗАБЕЛЛА. Андрей, отдай мне шагрень. Я заключу с ней договор вместо тебя. Она женского рода, она меня поймет. АНДРЕЙ. Не отнимай у меня последние силы, Белка. Просто посиди со мной, я так хочу. Изабелла присела рядом с Андреем и с ужасом увидела, что шагрень уменьшилась до капли. Изабелла кидается к окну и начинает судорожно открывать его. ИЗАБЕЛЛА. Я! Я вместо него, слышишь?! Не трогай его, пожалуйста! АНДРЕЙ. Нет! Не смей! Андрей подбегает к Изабелле и пытается оттащить ее от окна. Андрей Петрович молча сидит у стола с фужером вина, пьет. Андрей и Изабелла в борьбе перевешиваются через подоконник и летят вниз с сотого этажа. Андрей Петрович ставит на стол пустой фужер, берет чемодан, выходит и закрывает за собой дверь. февраль 2013 года
"Почему Майбах можно, а отца нельзя?"... Мы сами делаем себя несчастными. А счастье повсюду, покуда мы живы. Спасибо. Наташа. Замечательно!
Ваши стихи великолепны! А вот Ваше "ХОЧУ" читать мне больше не захочется. Разумеется, это мое личное впечатление, как одного из читателей, не более того.
Я тоже обычно стараюсь не перечитывать и не пересматривать то, что мне приносит боль, хотя эти вещи помнятся и живут в душе. Я пишу искренне, то, что волнует и пишется... Мне жаль, что я вас огорчила. Ну, а если пьеса просто не понравилась - так все мы разные, "каждый выбирает для себя..."
Читал Бальзака и читал Наташу и всё про кожу...пьеса - это здорово, никогда не писал..что сказать - трудно перепрыгнуть классиков. А как тебе в голову пришла такая идея? Конечно у тебя огромный труд, фантазия в произведении...и концовка не такая как у Бальзака, ты ему тут нос утёрла..
Это не мне пришла идея, Валер. Одна девочка попросила написать пьесу по "Шагреневой коже". Но я никогда не пишу по чьим-то произведениям, я и не умею, и лень, да еще классика. Я подумала и говорю:" Тогда я сделаю свое, перенесу в Россию и в наше время". Загорелась, хотя у других я такое не люблю. Взяла в библиотеке Бальзака, перечитала, села и написала за ночь почти. Писать было ужас, как интересно. Самое главное, мне очень жалко было мальчика. Мне даже приснилось, как отец выталкивает его из ямы (какая-то бездонная яма, смерть, наверное, и он толкает мальчика ко мне). Но я проснулась утром, посмотрела текст и поняла, что нельзя, чтобы он жив остался. Ну, вот так примерно...
"Крейцерову сонату" в своё время перечитал несколько раз а "Войну и мир" толком до селе не осилил..;)Наверное в силу возраста, беря в руки книгу,мне хватает пары глав,что бы понять что будет в конце..Тут у одного автора инкогнито добросовестно прочитал несколько повествований.Он талантливо,даже очень,препарировал кучу дерьма,выказывая это дерьмо во всех гранях,будто-бы напяливая уникальные очки читающему.А где жемчужное зерно истины добра и света,я так и не разглядел.Моя шагреневая кожа наверное так оскудела,что включает защитные механизмы от прочтения длинных текстов.Тем более с монитора.(
Это значит невосприимчивость шагреневой кожи или свободу от чувственных ощущений или сооблазн рассудка..;)
Всё в этой жизни имеет свою цену.
...Это страшное слово "хочу",оно способно уничтожить всё,если не научиться им управлять.
Да, важно научиться правильно расставлять приоритеты... Когда подруга прочитала пьесу, она сказала: ну, да, интересно, но ведь Бальзак все уже сказал, зачем повторяться? Честно говоря, я так и не ответила себе на этот вопрос. Мне было интересно работать, но что дает это читателю, я не знаю... Рада вам, Эви, спасибо:)
"Счастье измеряется не временем..." Сразу даже не нахожу, что сказать. Любые слова кажутся банальными... Впечатление... Состояние какой-то подавленности, пришибленности. Наташ, великолепно! С Теплом, Андрей.
Андрей, спасибо. Я рада, что пьеса произвела впечатление. Мне было интересно над ней работать, значит, не ошиблась:) С теплом, Н.
Думаю, я ещё долго буду под впечатлением от прочитанного. СПАСИБО! :flower: :flower: :flower: С теплом, Мари
Талантливо, Наташа, Вы умница! с уважением. :wave2:
Наташа, очень сильно!!! думаю, тема шагреневой кожи - одна из вечных в искусстве и в жизни. поразительно неутолим колодец желаний и хотений человеческих... спасибо!!!
и никто ничему не учится, наступаем на те же грабли:) оправдываю только собственным осмыслением - обращение к Шагреневой коже... так-то все уже сказано... спасибо, Денис, рада вам:)
Почему-то вспомнился Воланд с его знаменитым "москвичей испортил квартирный вопрос")) Есть в этой истории что-то дьявольское!
У Бальзака оно тоже есть:) А вообще, когда я написала, то задумалась: кто же он такой, Андрей Петрович? Мальчика было очень жалко, но спасти его так и не сумела. Спасибо, Варя:)
Давно не читал пьес... А тут разом... Много остроумного, неожиданного, смешного,но это просто видимость. Этакая упаковка душевного кризиса общества потребления... Искушение "всего и сразу"- очень заманчива для молодёжи... Вопрос- как устоять от дьявольского соблазна? Ответ можно найти в самой пьесе... Это Любовь, но не богатству или к проститутке...,что ведёт к гибели, а к Богу! Удивительно, что это предлагает автор неискушённый в православии... (по её собственному признанию). Дай Бог нам всем быть такими неискушёнными! С уважением, Юрий.
Если честно, то ни о Боге, ни о дьяволе не думала. Удивилась своему Андрею Петровичу только тогда, когда поставила точку. Наверное, я ничего такого,что вы говорите, не предлагаю. Читатель сам анализирует и задает себе вопросы. Я полагаю, что для верующего человека это хорошее прочтение. А я говорила просто о любви, о пробуждении души. Спасибо, Юрий.
Николай Рубцов ни когда не ходил в церковь, но признан воцерковлённым...через великий, могучий, русский язык! Кто пишет должен знать, как весомо и могущественно слово, какая ответственность лежит на пишущем! Образ Андрея Петровича очень современен своей логикой и цинизмом, присущими нашим либералам... искушать, провоцировать, контролировать... и в тоже время находиться в стороне. С уважением к автору, Юрий.
Юрий,я хотела сказать, что для меня самой эта пьеса оказалась неожиданной - все, что написано. Я ее не задумывала, я не знала, кто там кем окажется. Я пишу, когда пишется, а когда не пишется - мне мучительно хочется писать. С уважением,
...Вот так два юных мастера Бейсджампинга развели старика,ибо не заметил Андрей Петрович легких парашютов за их спинами))Интересная пьеса,с удовольствием прочитал,Наташа!
Игорь, вы удивительно умеете воспринимать мир со знаком "плюс":) очень рада вам:) с теплом, Н.
Наташа,мой минус еще лет 12 назад вырос до состояния длинного копья,которое меня и поразило)Волей-неволей пришлось рождаться к новой жизни,которая и принуждает во всем,даже самом плохом,находить исключительно плюсы))
Обожаю театр. Сто лет там не был. Последний раз, в прошлой жизни. В один из дней, перед отъездом, сразу в двух театрах побывал: На "Севильском цирюльнике" и на "Иване Чонкине". Представляешь, какой контраст. Сейчас погода мерзопакостная (как говорил Райкин) - дождь, слякоть. На улице делать нечего. Начитался вдоволь и в театр, заодно, сходил. Наташ, все превосходно! Пиши побольше пьес. С уважением, Владимир.
мои пьесы в театрах не идут, Володь... тем более приятно, что ты воспринял это чтение как театральную постановку:) спасибо!