Перейти к основному содержанию
55.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
55.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 8. ТЕКСТ 25-28. ТЕКСТ 25 дхумо ратрис татха кришнах шан-маса дакшинайанам татра чандрамасам джйотир йоги прапйа нивартате дхумах - дым; ратрих - ночь; татха - также; кришнах - две недели убывающей луны; шат-масах - шесть месяцев; дакшина-айанам - движение солнца на юге; татра - там; чандра-масам - к Луне; джйотих - свет; йоги - йог-мистик; прапйа - достигнув; нивартате - возвращается. Йог, покинувший тело ночью, в период, которому покровительствует божество дыма, в течение двух недель убывающей луны и в течение шести месяцев, когда солнце движется в южном полушарии, достигает Луны, но затем возвращается на Землю. БОГ: Неточный перевод: Правильный перевод: «25. Когда туман, ночь, также две недели убывающей луны в период шести месяцев, когда солнце проходит по южной стороне, тогда йог, достигнув свет планеты луна, возвращается.». КОММЕНТAРИЙ: В Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» Капила Муни говорит, что люди, преуспевшие в кармической деятельности и совершившие все необходимые жертвоприношения, после смерти отправляются на Луну. Там эти души живут десять тысяч лет и наслаждаются жизнью, вкушая райский напиток сома-раса. После этого они возвращаются на Землю. Из данного описания явствует, что на Луне обитают высокоразвитые существа. Однако они могут быть недоступны нашему чувственному восприятию. БОГ: Неверно. Нет на планете Луна высокоорганизованной жизни. Нет такого, чтобы душа после смерти была отправлена Богом на эту планету, ибо она не приспособлена для жизни и развития живых существ. Никакие жертвоприношения этот вопрос не могут решить. Также, нет ни одной планеты в материальном мире, которая бы предназначалась и была использована для жизни душ. Речь может идти только о телесном существовании. Но и такого нет на Луне. Луна –пустынная планета, не место для существования здесь ни в каком виде, здесь нет высокоразвитых живых существ. Шримад-Бхагаватам – неавторитетное писание, которое может вводить людей в неверное понимание относительно участи человека после оставления им тела. ТЕКСТ 26 шукла-кришне гати хй эте джагатах шашвате мате экайа йатй анавриттим анйайавартате пунах шукла - свет; кришне - и тьма; гати - пути (ухода); хи - безусловно; эте - эти (два); джагатах - материального мира; шашвате - Вед; мате - согласно; экайа - одним; йати - уходит; анавриттим - чтобы не вернуться; анйайа - другим; авартате - возвращается; пунах - снова. В Ведах описаны два пути ухода из этого мира: светлый и темный. Тот, кто уходит светлым путем, больше не возвращается сюда, тот же, кто уходит во тьме, будет вынужден вернуться. БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «26. По мнению Вед непременно существует два способа ухода из материального мира: при свете и в темноте. Идя одним путем – не возвращаются, другим – возвращаются снова.». КОММЕНТAРИЙ: В своем комментарии к этому стиху Шрила Баладева Видьябхушана приводит цитату из «Чхандогья-упанишад» (5.10.3 - 5), дающую аналогичное описание ухода и возвращения живого существа. Те, кто с незапамятных времен занимается кармической деятельностью и философскими изысканиями, вынуждены постоянно переселяться с одной планеты на другую. Они не смогут по-настоящему освободиться из материального плена до тех пор, пока не предадутся Кришне. БОГ: Материальный мир, в частности планета Земля, и создан для тех, кто, согласно своей ступени материального и духовного развития, еще не может заниматься другой деятельностью, кроме кармической. Этих людей в материальном мире поддерживает Бог Кришна, ибо это есть путь поддержания своего тела и развития тех качеств, которые в свое время и приведут Волею Бога человека на путь преданного служения. Нельзя, невозможно человека понуждать к другому виду деятельности, к преданному служению и здесь все плоды своего труда посвящать Богу Кришне, если человек стоит на невысокой ступени материального и духовного развития. Всему у Бога свое время. Поэтому никогда люди, занятые кармическим трудом, не вынуждены или не переселяются Богом Кришной из одной планеты на другую. Иначе, спрашивается, для чего же сотворена планета Земля? Если человек не занят преданным служением, а таких подавляющее большинство, то они просто вращаются в колесе сансары, не выходя за пределы Земли, и именно через кармический труд развивают те качества, которое в каждом новом рождении и планирует на каждого развить Бог. И только потом Бог направляет человека на преданное служение Себе, что для человека всегда своевременно, не есть понуждение, выглядит, как собственный выбор, где человек этот путь принимает и согласно своим качествам и своему мыслительному процессу, ни в чем не входя с собой в противоречие. Все происходит естественно, без понуждения, ибо Бог работает с творением абсолютно, и на любом этапе своего развития человеку должно быть комфортно, человек должен себя чувствовать на своем месте в любой своей деятельности, видеть свой путь, как свое решение, и в этом как сливаться с Волей Бога в себе, даже когда человек стоит на материальных ступенях своего развития. Также, «Чхандогья-упанишад» - есть неавторитетное писание. ТЕКСТ 27 наите срити партха джанан йоги мухйати кашчана тасмат сарвешу калешу йога-йукто бхаварджуна на - не; эте - эти (два); срити - пути; партха - о сын Притхи; джанан - знающий; йоги - преданный Господа; мухйати - оказывается в заблуждении; кашчана - любой; тасмат - потому; сарвешу калешу - всегда; йога-йуктах - действующий в сознании Кришны; бхава - стань; арджуна - о Aрджуна. О Aрджуна, те, кто предан Мне, знают оба этих пути, однако это не вводит их в заблуждение. Поэтому всегда следуй путем преданного служения. БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «27.Никогда ни один из этих созданных способов ухода из материального мира не вводит в заблуждение знающего их йога. Поэтому в любое время будь вовлечен в практику йоги, о, Арджуна.». КОММЕНТAРИЙ: Здесь Кришна советует Aрджуне не думать о том, каким путем лучше уйти из этого мира. Преданному Верховного Господа не следует беспокоиться о том, как он покинет тело - по своей воле или по воле случая. БОГ: Преданный никогда и ни при каких условиях вообще не должен в своем мыслительном процессе, как и в речи, использовать слово «случай». Это слово Бог дал материальным людям. Преданный же доподлинно и без сомнений должен знать, что все происходит в и материальном мире и на духовном плане только и исключительно по Воле Бога. У стихе речь идет о двух способах ухода из материального мира, при свете и в темноте в указанные астрологические периоды. Преданный не должен быть зависим или быть привязанным к этим двум сотворенным Богом способам оставления материального мира. Но должен в этом вопросе, как и в других, полностью положиться на Волю Бога, как и в вопросе памятования о Боге в момент смерти. Единственное, что от него требуется, - это всегда находиться в сознании Кришны и повторять мантру Харе Кришна. БОГ: Нет, и мантру повторять в момент смерти нет никакой необходимости, ибо мантра харе-кришна отменяется Богом в современном мире и заменяется простой короткой молитвой. Но и ее не требует Бог помнить и повторять в конце жизни. Никто не может точно знать, будет ли он отправлен после смерти на духовный план или нет. Но преданный должен знать, что и в таком вопросе лучше положиться на Бога Кришну, ибо только Бог Знает, готов ли преданный отправиться на духовный план и позволяют ли это его качества, ибо с неподготовленными качествами на духовном плане делать однозначно нечего. Также, памятование о Боге в конце жизни Бог может дать, а может и не дать преданному. Но это ни есть то, что можно рассматривать, как уже точное решение Бога касательно участи преданного после смерти. Никогда, до последнего мгновения, преданный не может понимать, знать, получать от Бога хоть какие-нибудь знамения о том, что его ожидает после смерти. Но истинный преданный, стоящий на высокой ступени духовного развития, к этому вопросу должен относиться крайне безразлично, полностью вверяя себя Богу и все принимая своей мыслью, как неукоснительную Волю Бога, ни в чем не видя для себя потери, ибо все, что делает Бог, только во благо живому существу, и все надо принимать смиренно и с благодарностью. Преданный должен понимать, что на каждом из этих двух путей, светлом или темном, человека ожидает множество трудностей. Лучше всего полностью погрузиться в мысли о Кришне и постоянно служить Господу. Это самый прямой и надежный путь в духовное царство. БОГ: Воистину. Но преданный также должен понимать, что все трудности он непременно преодолевает с Богом, что все они даются не просто так, а есть путь развития качеств, которые и открывают врата на духовный план и в духовном плане. В этом стихе примечательно слово йога-йукта. Чтобы навсегда покинуть этот мир, йог должен утвердиться в сознании Кришны, а для этого надо полностью посвятить себя деятельности, связанной с Кришной. БОГ: Иными словами, непременно необходимо быть занятым в полноценном и всеобъемлющем преданном служении и проявить великое при этом старание, как и понимать, что плоды такого связующего процесса с Богом Кришной достигаются не за год или пять, а ценой всей жизни, направленной на Бога в пути преданного служения, что может быть с преимущественным уклоном на карма йогу в современном мире, ибо люди должны работать и поддерживать свое тело и тело тех, кто на их иждивении и также должны отдавать свои неминуемые долги и исполнять обязанности, которые Бог ни для кого в материальном мире не ослабляет и не отменяет. Шри Рупа Госвами дает следующий совет: анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах. Необходимо избавиться от привязанности к материальной деятельности и всегда действовать в сознании Кришны. БОГ: Но при этом преданный должен понимать, что пока он живет в материальном мире, в любом случае контакт в материальном мире происходит и через свой быт и через жизнь близких людей, и через пути страданий и преодолений… Их не счесть, и от них никак невозможно отгородиться никакой молитвой, ибо многие вопросы Бог понуждает ситуациями необходимости решать через пути чисто материальные. В таком случае, человек должен быть в состоянии преданного служения, как бы ему не приходилось входить в материю по разным причинам. Только преданное служение поможет не погрязнуть в материальном общении и поможет все видеть и воспринимать через осознание Бога в себе и вне себя, через видение во всех ситуациях только Волю Бога, через понимание, что всем в его судьбе и тех, кто рядом и не рядом, Управляет только Бог. Нет случайностей, нет непредвиденных стечений материальных обстоятельств, нет просто человеческого фактора, но есть всегда только Воля Бога. Такое понимание и такое восприятие материального мира и поможет преданному оставаться в русле преданного служения и входить в Бога также и средствами материального мира постоянно. Следуя этому принципу юкта-вайрагьи, человек достигнет совершенства. Поэтому преданного не сбивают с толку описания разных путей: он знает, что, идя путем преданного служения, он непременно достигнет обители Господа. БОГ: Несомненно, преданное служение сотворено Богом как инструмент выхода за пределы материального мира на духовный план. Но никогда преданный не должен думать о достижении совершенства. Это глупость. Никто не может знать, как выглядит совершенство для человека и каковы его параметры. Но есть просто то, на что Бог Указывает постоянно. Это качества высокого духовного порядка. Но каковы они и как достижимы – это вопрос не имеет для человека окончательного ответа. К ним просто надо стремиться в пути преданного служения. А на сколько они достигаются и как они подходят для духовного плана – этот вопрос решает и Знает только Бог. А преданный просто должен преданно служить и стараться. Другого пути у него нет. ТЕКСТ 28 ведешу йаджнешу тапахсу чаива данешу йат пунйа-пхалам прадиштам атйети тат сарвам идам видитва йоги парам стханам упаити чадйам ведешу - в изучении Вед; йаджнешу - в совершении жертвоприношений; тапахсу - в подвижничестве; ча - также; эва - безусловно; данешу - в раздаче милостыни; йат - который; пунйа-пхалам - результат благочестивой деятельности; прадиштам - указанный; атйети - превосходит; тат сарвам - все то; идам - это; видитва - постигнув; йоги - преданный; парам - в высшую; стханам - в обитель; упаити - приходит; ча - также; адйам - в изначальную. Человек, вступивший на путь преданного служения, не лишается благ, которых достигают изучением Вед, подвижничеством, жертвоприношениями, раздачей милостыни, философскими изысканиями и благочестивой кармической деятельностью. Просто служа Господу, он обретает плоды всех этих видов деятельности и в конце жизни попадает в вечную обитель Господа. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «28.Йог превосходит всех тех, кто, направляемый плодами благочестивой деятельности, занят изучением Вед, совершает жертвоприношения, также непременно совершает тапасьи и благодеяния. Уже познав, превзойдя все это, йог достигает Высшую Изначальную Обитель.». КОММЕНТAРИЙ: Этот стих подводит итог наставлениям седьмой и восьмой глав, где описывается путь преданного служения, или путь сознания Кришны. Согласно шастрам, в начале духовного пути, человек должен жить в ашраме духовного учителя, изучать Веды под его руководством и стойко переносить разного рода лишения. БОГ: В современном мире Бог отменяет все ашрамы, отменяет подчинение духовным учителям, отменяет искусственные лишения и проблемы, но дает путь в материальном мире Лично Сам, Сам ведет каждого по пути страданий и преодолений, как и по пути отдачи кармических долгов, Сам Бог направляет человека на путь преданного служения и Сам Бог этим процессом преданного служения Управляет, давая человеку желание преданно служить Богу, давая желание изучать Святое Писание, давая необходимое окружение, давая через Писания необходимые духовные практики, давая наставников, если в этом есть необходимость, давая путь карма-йоги, как путь поддержания тела, и отвечая на все вопросы преданного преимущественно через изучение Слова Бога. Ученик-брахмачари, живя в доме духовного учителя, выполняет обязанности слуги, а также просит подаяние, ходя от дома к дому, и приносит собранное своему наставнику. БОГ: В современном мире такое преданное служение, такое начало преданного служения не подходит, никак не соответствует уровню развития современного человека в цивилизованном обществе. Никто не должен жить в доме так называемого духовного учителя, никто не должен выполнять обязанности слуги; преданный Бога Кришны должен жить в своем доме и служить только Богу Кришне, но через путь преданного служения, через карма-йогу, через выполнение необходимых духовных практик, через изучение Святого Писания, через преимущественно аскетический образ жизни, через добродетель, через контроль ума, желаний и чувств и др. Никогда преданный не должен нигде просить подаяние, никогда не должен быть в уничижительном состоянии и никто не должен наживаться через его тело. Он принимает пищу только с дозволения учителя, а если тот вдруг забудет позвать его к столу, брахмачари постится. Таковы некоторые из предписаний Вед, определяющих обязанности брахмачари. БОГ: Преданный Бога Кришны, не должен проходить этапы ученичества. С первых же дней своего служения Богу Кришне он становится на свою ступень преданного служения, о которой Знает только Бог. Никто не может преданного считать стоящим на низкой или средней или высокой ступени, ибо реализацию каждого Знает только Бог и из этой жизни и из прошлых. Поэтому тот, кто взял в руки Святое Писание и сказал себе, что начал свой путь к Богу Кришне через преданное служение, такой человек автоматически становится преданным наравне с теми, кто уже служит в преданном служении давно или всю жизнь иди более десяти лет, или недели не прошло… Никто не может управлять постом преданного, но только Бог. И такое понимание Бог тоже даст людям в свое время. Но сейчас можно сказать, что пост человек может проводить только три раза в полгода и не по своему выбору, а приурочено к событиям религиозного порядка. Возраст начала преданного служения неограничен, но рекомендуется не раньше 18 лет, когда человек считается совершеннолетним и может также отвечать за свой выбор перед Богом. Ученик должен под руководством гуру изучать Веды с пяти и примерно до двадцати лет, в результате чего в нем разовьются все добродетели. БОГ: Изучать Святые Писания человек должен преимущественно самостоятельно. Также, что касается добродетели, то это качество развивает в человеке Личность Бога и в процессе и этой жизни и в дальнейшем, и в предыдущих. Сам человек такой вопрос решать не может, ибо все зависит от его материального положения и прочих условий жизни. Другими словами, изучая Веды, люди должны становиться не кабинетными мыслителями, а образцовыми членами общества. БОГ: Речь может идти только о Новых Совершенных Писаниях, данных людям в начале третьего тысячелетия через Наталию Маркову. Веды считаются знаниями устаревшими, никак не соответствующими современному материальному миру, могут употребляться в изучение и практикование только преданными-староверами. Но и Бог их предупреждает, что эти писания и рекомендуемые ими духовные практики не могут помочь человеку выйти за пределы материального существования, но только Новые Духовные Совершенные Знания. Также, преданные, идущие по пути преданного служения, имеют перед материальным миром непременно кармические долги, и Бог их, как и всех, будет обязывать отдавать через последствия своей материальной и духовной деятельности. Однако, отдача долгов материальному миру будет лишь открывать врата к более высоким качествам человека и его духовному развитию и тем способствовать только преданному служении. Но говорить о том, что преданный будет непременно образцовым членом материального общества, невозможно. Он будет проявлять качества те, которые смогут быть примером для материальных людей, но вовлекаться в материальные преимущественно события и дела, где смог бы быть неким авторитетом или образцовым членом материального общества не сможет, ибо отведет Сам Бог. После такой подготовки ученику-брахмачари разрешается жениться и вести семейную жизнь. БОГ: Современный преданный ведом в своей судьбе только Личностью Бога Кришны и потому Бог будет его так вести, что непременно будет создаваться у человека понимание, что он сам решает вопрос касательно обретения семьи. Никто из материального мира не будет ему указ, но его личные чувства, обстоятельства, желание, физиологическая потребность. Преданный при этом должен понимать, что все вопросы его женитьбы или замужества решает только Личность Бога, как бы ни складывались обстоятельства, иногда к этому вопросу и понуждающие. Чтобы продолжать духовно совершенствоваться, семейный человек должен совершать многочисленные жертвоприношения. БОГ: Отнюдь. Само преданное служение есть путь аскетический, непременно требующий много ограничений, также требует и добродетели, на сколько даст Бог, требует многих отказов в условиях материального мира, достаточных, чтобы человек считался преданным Бога Кришны, чтобы исполнял духовные рекомендуемые практики, изучал Святые Писания и проявлял старание. Никаких сторонних или дополнительных жертвоприношений Бог от преданного любой ступени не требует, но старания, но устойчиво направленного на Бога и преданное служение мыслительного процесса. Ему также надлежит раздавать милостыню, учитывая место и время и зная, что такое благотворительность в гунах благости, страсти и невежества (как это описано в «Бхагавад-гите»). БОГ: В современном мире вопрос о раздаче милостыни не столь стоит актуально. Ибо материальное общество за счет своих резервов изыскивает Волею Бога средства, чтобы помогать всем, кто нуждается или Волею Бога оказывается в достаточно сложных материальных ситуациях. Поэтому преданный должен преимущественно помогать тем, кто рядом или своим родным или тем, кто нуждается, но в достаточно ограниченной степени, ибо и сами преданные вести должны аскетический образ жизни преимущественно, и их Бог одаривать особыми материальными благами не будет, ибо в противном случае человек не сможет достичь духовный план, ибо и не будет основания уповать на Бога, предать себя Богу в вопросах поддержания своего тела и решения проблем материального порядка. Также, если речь все же идет о помощи человеку, просящему милостыню в общественном месте, то Бог разрешает в условиях современного мира подавать милостыню любому, не взирая ни на одежду человека, ни на то место, где он стоит и просит милостыню, ни на мнение других людей, ни на личное к этому человеку отношение. Всегда такое подаяние будет считаться добродетелью и приниматься Богом. Плоды такой добродетели Бог будет направлять на духовное развитие такого преданного через путь преданного служения. После того как человек завершит этап семейной жизни и примет ванапрастху, он должен удалиться в лес и совершать суровую аскезу: одеваться в древесную кору, не бриться и т.д. БОГ: В современном материальном мире этот путь неприемлем, не поддерживается Богом, не принесет человеку никакие плоды в этой жизни, направленные на духовное развитие человека. Но если все же человек так себя проявит и примет решение вести такой отрешенный образ жизни, то плоды такого старания будут направлены в следующей жизни на развитие тех качеств и того уровня, которые приведут к преданному служению человека и помогут ему начать это преданное служение со всем, что из этого последует. Проходя через этапы брахмачарьи, семейной жизни, ванапрастхи и, наконец, санньясы, люди достигают конечной цели своего жизненного пути. БОГ: Этот путь есть путь староверов, и говорить здесь о некоей конечной цели жизни нельзя. Только через полноценное преданное служение, которое единственно и поддерживает Бог в современной мире в современном цивилизованном человеческом обществе. Кто-то поднимается на райские планеты, а тот, кто стоит на более высокой ступени духовного развития, сможет освободиться из материального плена и достичь духовного неба: либо безличного брахмаджьоти, либо планет Вайкунтхи или Кришналоки. Таков путь, указанный в Ведах. БОГ: путь, указанный старыми ведами, не работает. Он может только привести к круговороту рождений и смертей. Никакого райского плана, никакой брахмаджйоти, никакие планеты Вайкунхи не следует ждать тому, кто доверится обещаниям старых вед и не последует Указанию Бога – следовать строго по пути преданного служения в современном материальном мире и опираться только на Указания Бога в Новых Святых Писаниях. Все другое – не поможет и не есть то, что выводит за пределы материального существования на духовный план. Но у метода сознания Кришны есть особое преимущество: преданно служа Господу, человек может подняться сразу над всеми ритуалами, предписанными для разных укладов и этапов жизни. БОГ: Этот вопрос решает только Бог Кришна. Слова идам видитва в этом стихе указывают на необходимость понять суть наставлений, которые Шри Кришна дает в этой и в седьмой главах «Бхагавад-гиты». Здесь нам не поможет мирская образованность или собственные умозаключения: чтобы понять смысл этих глав, надо слушать их из уст преданного. БОГ: Не следует в этом стихе ничего усложнять. « идам видитва» - обозначает: «все это зная», или « все это пройдя». Речь о том, что йог, тот, кто находится в связующем процессе с Богом, за эту и все предыдущие жизни познал и благочестивую деятельность, и изучение вед, и прошел жертвоприношения и тапасьи, и благодеяния и таким образом превосходит любого, кто или только занимается благочестивой деятельностью или только изучает Веды, или только идет через путь тапасьи… Поэтому быть йогом в том смысле, который имеет ввиду Бог, т.е. йогом, занятым именно преданным служением Богу Кришне, намного выгодней, поскольку перед ним Бог Кришна скорее откроет врата на духовный план, ибо этот путь самых точный и прямой к Богу. В главах с седьмой по двенадцатую изложена суть «Бхагавад-гиты». Первые и последние шесть глав «Гиты» служат своего рода защитным покровом этих шести глав, особо оберегаемых Господом. БОГ: Ни к чему напускать пелену на важность тех или иных глав или говоря о некоторой защите или покрове одних глав другими. Каждая глава имеет свой смысл, каждый стих имеет свою цель, ничто не сказано просто так, ничто не нуждается в защите. Но все нуждается в правильном переводе текста с санскрита, все нуждается в достаточно правильных и комментариях, что об Бхагавад-Гите как она есть не скажешь. Но все, что сказано о Бхагавад-Гите через Наталию Маркову, есть истина, и эту истину преданные должны брать за основу религиозного мышления преданных, желающих достичь в этой или следующей жизни духовный план. Если человеку посчастливится понять «Бхагавад-гиту», и прежде всего содержание этих шести глав, в общении с преданными, его жизнь увенчается успехом. БОГ: Даже самое тщательное изучение Бхагавад-Гиты без преданного служения Богу Кришне ничего не даст. Поэтому следует восхвалять и рекомендовать всем путь преданного служения, а сюда изучение Бхагавад-Гиты непременно входит и будет направлять человека по пути преданного служения так, что он сможет развить качества достаточные, чтобы в свое время оставить материальный мир и перейти на духовный план. Он достигнет результатов, превосходящих плоды подвижничества, жертвоприношений, благотворительности, философских изысканий и т.п., ибо все эти плоды можно обрести, просто действуя в сознании Кришны. БОГ: Именно. Преданное служение Богу Кришне обладает такой силой. Но философские изыскания не следует включать в этот список. Это чисто материальный путь и с ним преданное служение никак не пересекается в плане целей и мыслительный спекуляций. Это отдельный путь отдельных людей, их путь развития никак не может претендовать ни на какие духовные плоды. Это просто развитие мыслительного процесса. Тот, кто хотя бы немного верит словам «Бхагавад-гиты», должен изучать ее под руководством преданного, ибо, как сказано в начале четвертой главы, по-настоящему понять смысл «Бхагавад-гиты» могут только преданные, и никто другой. БОГ: Ни под каким руководством человек не должен изучать Бхагавад-Гиту. Этот вопрос изучения решает только Бог; и если Бог дал в руки человеку Бхагавад-Гиту, то это означает, что человек уже подходит к преданному служению, и рано или поздно, но этот путь ему Бог даст безвозвратно. Это уже потенциальный, готовый преданный, и дело может быть за тем, чтобы создать ему необходимые условия в материальном мире для преданного служения или провести еще некоторое время через такие пути, которые и разовьют в нем те качества, которые пока для полноценного преданного служения не развиты в полной мере. Поэтому надо слушать «Бхагавад-гиту» в изложении преданного Кришны, а не от философов, дающих ей собственные толкования. БОГ: Прослушивание Бхагавад-Гиты есть пассивное действо, никак особо не помогающее преданному осознать Святое Писание в хорошей или полной мере. Только уединение только внимательное прочтение, только сосредоточенность на этом труде, только внутреннее переживание и усвоение с Богом этого Писания может дать полезные для человека плоды высокого духовного порядка, направляющие к полноценному преданному служению и здесь духовным практикам. Такое слушание - признак веры. Когда человек встречает преданных и начинает общаться с ними, он получает возможность по-настоящему изучить «Бхагавад-гиту» и постичь ее истинный смысл. БОГ: Общение с преданными преданного, беседа о Боге, проповеди, обсуждение Слова Бога всегда благотворны. Но это вторично. На первом месте должно стоять личное усилие человека, личные старания, личная усидчивость, личный направленный на Святое Писание мыслительный процесс. Продолжая общаться с преданными, он встает на путь преданного служения и, служа Господу, избавляется от всех сомнений и заблуждений по поводу Самого Кришны, Его деяний, облика, игр, имени и прочего. БОГ: Ставит на путь преданного служения человека только Бог. Также, все сомнения в человеке дает, контролирует и в свое время убирает только Бог. Все непременно должно присутствовать, все есть этапы развития духовного мышления, все есть непременные ступени подъема преданного вверх. Полностью освободившись от сомнений, такой человек продолжает изучать «Бхагавад-гиту» и уже ни на что не отвлекается. БОГ: Полностью освободиться от сомнений в пути преданного служения Бог не дает никому, ибо сомнения есть путь как материального, так и духовного развития в материальном мире, и он же присутствует и на духовном плане. На этом уровне чтение «Бхагавад-гиты» приносит ему истинное наслаждение, и он начинает все время думать о Кришне. БОГ: Бог постоянно работает над преданным и постоянно дает ему самого разного направления мыслительный процесс, как и сомнения. Именно сомнения заставляют человека устремлять в поиски истины, и этот процесс и прямо и косвенно направлен на Бога Кришну. В любом случае, человек уже не может не мыслить о Боге, не может выйти из-под влияния Божественных энергий, не может уже ничего сам решать или сам как-то преодолевать, и постоянно чувствует, что не имеет таких сил, что все складывается само собой и так, что он, по сути, и не участвует ни в каких материальных делах, даже их совершая; и само преданное служение, будучи и не легким, но вершится с ним и без него одновременно. Такой человек не может многое в себе оценить, но и приходит время, когда он осмысливает свой путь и понимает, что иначе стал мыслить, чувствовать, воспринимать, и не может уже точно говорить, что он лично при этом делает или что он лично при этом хочет, ибо все его желания становятся автоматическими, и он в них не очень и участвует, но при этом прогрессирует и в знаниях, и в практиках, и в общении с материальным миром, и в себе. На этой ступени он погружается в океан любви к Кришне. БОГ: Никогда Бог человеку в материальном мире и на духовном плане не дает «океан любви» к Богу Кришне. Это преувеличение. Бог в нем не нуждается. Надо просто преданному понимать, что любовь к Богу Кришне Бог дает едва, буквально несколько секунд; это очень непростая энергия, и она не может благоприятно сказываться на преданном, тем более, если Бог даст ее продолжительный период. Не даст. Как и не даст в большом количестве. Достигнув таким образом высшей ступени совершенства, преданный в конце жизни отправляется в духовную обитель Кришны, на Голоку Вриндавану, и там обретает вечное счастье. БОГ: Преданный никогда не достигает ступени высшего совершенства. Также, на духовном плане не обретают вечное счастье. Этим состоянием полностью Управляет Бог, и его надо также время от времени заслуживать у Бога через путь преданного служения. Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к восьмой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Достижение обители Всевышнего».