Перейти к основному содержанию
Мы выйдем из короны и…
Ну вот, мы, наконец, выходим из карантина и с радостью устремляемся к прежней жизни, но не потому, что она была так уж хороша, а потому что не знаем никакой другой.Неизвестность нас страшит, и мы хотим скорее вернуться к знакомому способу существования, хотя он никого, по настоящему, и не удовлетворял. Однако эту паузу в привычной круговерти жизни, которую устроила нам пандемия, можно было бы использовать для того, чтобы возвращаясь из изоляции построить нашу дальнейшую жизнь лучше, чем она была до того. Человек находится в постоянном развитии. Какие-нибудь львы или слоны, как жили 500 или 1000 лет назад, так и живут сегодня, там, где мы еще не успели их истребить, но жизнь человека постоянно меняется. Мы называем это прогрессом, считаем, что это хорошо и продолжаем развиваться все быстрее и быстрее. В результате этого «прогрессивного» развития мы уничтожаем не только окружающую природу, но и самих себя. Мы не живем, а боремся за «лучшую жизнь», и условия борьбы становится все труднее. К началу пандемии наш мир оказался в очень тяжелом положении. Амбиции ядерных держав и обладателей нефтяных скважин, силы террора, радикальный ислам, распад традиционной семьи, увеличение расслоения общества на нищих и сверх богатых, депрессия и снижение рождаемости в развитых странах, голод и бандитизм в странах третьего мира, и так далее. Все это в придачу к вырубке лесов, уничтожению животных и загрязнению окружающей среды. Мы старались об этом не думать, потому что не знали, что с этим делать. Как можно уменьшить производство товаров и добычу ископаемых, остановить продажу оружия и войны, если все это выгодно, а выгода и есть наш главный стимул? Но оказалось что это возможно. Маленький вирус с большими последствиями все это остановил. Уменьшилось облако смога над Китаем и городами Европы, фламинго плавают в каналах Венеции, остановилась война в Сирии и наркотрафик из южной Америки. Резко снизилось число автокатастроф, убийств и грабежей. Сегодня, выходя из карантина, очень не хочется возвращаться к тому, что было, но прогресс невозможно остановить. Человек не животное, ему недостаточно того, что он имел вчера, как слону, например, который живет (90 лет между прочим) как и его дед, и его прадед, и еще сто поколений вперед будет так жить. Человеку же надо, чтобы сегодня было больше чем вчера: денег, власти, удовольствий, ему необходима новизна или хотя бы смена обстановки. Человек обязан развиваться, но направление его развития может быть другим, не разрушительным, а созидательным. На сегодняшний момент, наше развитие имеет форму экспансии. Мы ведем себя как захватчики, относительно окружающей природы, что называется «освоение природных богатств» и друг относительно друга, это называется «конкурентная борьба. Мы построили впечатляющую материально-технологическую цивилизацию и очень мало изменились внутри себя. Достижения науки и образования, культуры и искусства, которые казалось, должны были бы облагородить человечество, навели на нас, в лучшем случае, внешний лоск. Пример тому Германия 30 — 40-вых годов 20-го века, когда одна из культурнейших наций Европы всего за несколько лет потеряла человеческое лицо и погрузилась в средневековый мрак, который трудно было даже представить себе в «цивилизованном» 20-ом веке. Не только Германия, есть много примеров тому, как незатейливая пропаганда может легко возбудить в людях самые низкие и агрессивные инстинкты. По своему отношению к жизни и к людям, мы, в общем-то, осталось дикарями, оснащенными при этом новейшими техническими средствами что, как вы понимаете опасно. Известно, что первый же инструмент изобретенный человечеством, так называемый чепер, — прообраз каменного топора, люди в первую очередь стали использовать для того, чтобы проламывать черепа своим соплеменникам. Это было гораздо удобнее, чем душить их голыми руками, — настоящий прогресс. С тех пор и до сегодняшнего дня самые передовые технологии применяются именно в военной промышленности. Вспышка коронавируса неожиданно приостановила наше движение к самоуничтожению и теперь, возвращаясь к обыденной жизни нам важно не наступить на те же самые грабли, то есть начать работать над собой. Проблема в том, что это можно сделать только сообща. Если какие-то отдельные «чудаки» станут заботиться об общем благе, а не тянуть одеяло на себя, как это принято в респектабельном обществе, то долго они не протянут. Небольшие сообщества, наподобие израильских кибуцев, внутри огромного эгоистического мира, как показал опыт, тоже нежизнеспособны и отдельные государства на международной арене, по понятным причинам, также будут обязаны вести себя по правилам арены. То есть, чтобы перейти к внутреннему развитию, необходимо согласие и готовность к этому в большой массе населения, и в значительной части мирового сообщества. Способны ли мы решать и действовать сообща? Пандемия коронавируса показала, что да, мы на это способны, если чувствуем общую опасность. Посмотрите, как слаженно действуют сегодня самые разные государства, принимая идентичные меры для остановки эпидемии. Но не меньшую угрозу, чем пандемия представляет для нас наше собственное технологическое развитие, если оно не сопровождается изменением внутренних свойств самого человека. Очень скоро правительства разных стран и институты международного сообщества начнут искать оптимальные пути возврата к нормальной жизни, и главное тут — не пытаться вернуться к тому, что у нас уже было, а начать поворот к осмысленному развитию. Если проблема заключается в самом человеке, в его потребительском отношении к миру, то она не решается экономическими или политическими мерами. Решение ее должно быть идеологическим. Необходимо переосмыслить наши побуждающие мотивы и цели, которые мы ставим перед собой. Сегодня вся машина пропаганды: СМИ, реклама, кинематограф, воздействие социальных сетей, формируя образ успеха, рисуют нам человека-победителя и человека-обладателя. Они умеют рисовать — вкусно, красиво, так что хочется подражать их героям, вызвать в людях зависть и уважение. На этот образ есть заказ. Чтобы богатые богатели, остальные должны работать и покупать, покупать и работать, да еще и бороться друг с другом за хорошие рабочие места, и чтобы морковкой впереди маячило очередное приобретение, а сзади подгоняли кредиты и счета, и страх не быть успешным. И главное — не задумываться о смысле этой гонки, конец которой заранее известен, и о том что в финале, никто с собой не возьмет ничего из «нажитого непосильным трудом». Сегодня этот образ этот устарел и мир нуждается в новом герое, который не захочет продавать себя за деньги и чины, но будет ценить жизнь и искать ее истинный смысл. Он не пойдет по головам, понимая что это не путь к счастью. Да и само понятия счастья у него будет другим — зависящим ни от побед или приобретений, а от того, насколько хорошо людям вокруг него. Подобный этому образ должен стать заказом для СМИ и всех других каналов, через которые сегодня нам вдувают рекламу и политагитацию. Человек — существо коллективное, он очень зависит от общественного мнения, которое можно целенаправленно формировать, что сегодня и делается вполне профессионально. Так пусть нам лучше промоют голову в хорошем направлении. Они и так нас не оставят в покое. Это должна быть общегосударственная и даже международная, широкая рекламно-образовательная компания, идущая по всем возможным каналам. Если задействовать все возможные методы влияния: киноиндустрию, искусство рекламы, политтехнологии, творческий потенциал писателей, художников и музыкантов, то можно получить отличный результат. Можно получить, постепенно, не сразу, здоровое общество, которое сможет действовать сообща в общих интересах. Кроме как в движении к такому обществу, я не вижу другой линии развития, которая привела бы нас к безопасному и обеспеченному существованию. Михаил Аршавский