Перейти к основному содержанию
Скульптура Лоренцо Медичи
https://photos.app.goo.gl/3gbNcKoCuozRASHW6 (ссылка на мой коллаж по теме текста,сделанный в Фотошопе) «Лоренцо II Медичи» (итал. Lorenzo de' Medici duca di Urbino)-мраморная статуя, изображающая Лоренцо II Медичи, герцога Урбинского, созданная Микеланджело в течение 1526—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Лоренцо II Медичи в капелле Медичи. Скульптура не является портретом, а выступает идеализацией, которая придаёт «величия».«Лоренцо» изображён в глубокой задумчивости. Его поза очень расслаблена и ленива - левая рука подпирает голову, а правая - небрежно опирается на правое бедро, ладонью наружу. Левый локоть военачальника опирается на копилку, украшенную головой фантастического зверя, а в руке зажат кошелёк. На голове у «Лоренцо» - зооморфологический шлем, который затеняет его лицо, и, как отмечает Гиббард, это может намекать на то, что герцог умер сумасшедшим. Лазарев трактовал эту тень как подчёркивание. Статуя,в частности голова,несколько менее завершена, чем «Джулиано». Глаза скульптуры не имеют зрачков, как и остальные статуи капеллы.Ещё при жизни Микеланджело статую назвали «il pensieroso» - «созерцательной». Микеланджело работал над статуей в 1526-1534 гг. По Эрпелю, статуя была почти готова в марте 1526, а окончательно статуя была доработана в 1534. Вазари эту статую описывал так: «(…)задумчивый - это герцог Лоренцо,с умным лицом и такими красивыми ногами, что лучших и не увидишь». Я решил поподробнее дать информацию по этой скульптуре, благо, что она является общедоступным текстом. Уже при жизни скульптора говорили, что эта статуя не похожа на Лоренцо Медичи,на что Микеланджело отвечал, что кто через 300 лет (по другой информации через 100 лет) об этом будет вспоминать. Вполне возможно, что скульптор мог высекание головы отложить на потом, думая и ища, с кого бы взять портрет.В 1532 году... (дальше дадим слово информации): Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери в августе 1532 г., во время приезда в Рим из Флоренции. Пик их дружбы падает на 1533-1535 гг., когда художник написал лучшие из своих любовных сонетов и полные отчаяния самоуничижительные письма. Он посылал своему юному другу рисунки на античные темы: "Стрелки из лука", "Ганимед", "Титий", "Вакханалия", "Падение Фаэтона", смысл которых можно интерпретировать как неоплатонические аллегории "сжигающей страсти", "губительной любви" и "смертельного томления". Рисунки созвучны его стихам к Кавальери: Я только смертью жив, но не таю, Что счастлив я своей несчастной долей, Кто жить страшится смертью и неволей, - Войди в огонь, в котором я горю. Или: Я тем живей, чем длительней в огне, Как ветер и дрова огонь питают, Так лучше мне, чем злей меня терзают, И тем милей, чем гибельнее мне. В период наиболее страстной влюбленности он написал свой знаменитый сонет: Будь чист огонь, будь милосердней дух, Будь одинаков жребий двух влюбленных, Будь равен гнет судеб неблагосклонных, Будь равносильно мужество у двух. Будь на одних крылах в небесных круг Восхищена душа двух тел плененных, Будь пронзено двух грудей воспаленных Единою стрелою сердце вдруг. Микеланджело,после знакомства с Томмазо деи Кавальери, создал скульптуру, которую позже назовут «Победа». В ней легко угадываются лица Микеланджело (старик)и Томмазо (юноша). Если лицо скульптуры Томмазо сравнить с лицом скульптуры Лоренцо Медичи, то выявляется разительная схожесть! Предполагаю, что скульптор специально создал шлем этой скульптуре и придал ей задумчивости, поместив указательный палец под носом, чтобы скрыть портретное сходство с Кавальери. Возможно, если оглянуться на текст Вазари о красивых ногах, Микеланджело мог подправить ноги, придав им молодой вид, ведь Лоренцо Медичи умер в отнюдь не молодом возрасте.