Перейти к основному содержанию
Бомж Николай " Конспекты:О зарождении Поэзии"
В конспектах бомжа Николая по изучению произведений философов и литературоведов, посвященных происхождению искусства ( в частности, Поэзии), я обратил внимание на такие строки: Каждый из нас на этом свете, На жизнь и смерть своим Рожденьем обречен! И если в жизни ты рожден поэтом, То должен быть душой Поэта наделен! А если нет у тебя такой души, То стихи лучше...не пиши! Прочтя эти стихотворные строки, я вспомнил стихотворение ВлАбра "Рождение стиха" и стихотворение Коровенкова " Карп,Клара, Кларнет, и кораллы ", опубликованные этими авторами на нашем сайте. Кроме того, я вспомнил многочисленные дискуссии многих наших авторов о том, что такое Поэзия? И когда я прочел в конспектах бомжа Николая ответы на этот вопрос философа Гегеля и нашего литературоведа Кожинова, то мне стало ясно, что ВСЕ дискуссии на нашем сайте по этому вопросу - это, пожалуй, детский лепет ДИЛЕТАНТОВ, а точнее...ПУСТОСЛОВИЕ рифмоплетов, не понимающих, что такое СЛОВЕСНОЕ искусство. Что же представляет собой искусство и , в частности. Поэзия? Начнем с Гегеля! Его ответ следующий: "Поэзия возникла, когда человек решил высказаться; высказывание имеется для поэзии лишь затем, чтобы быть высказанным...Свидетельством ...зарождения поэзии является двустишие, переданное нам Геродотом, с сообщением о смерти павших при Фермопилах греков. (древнегреческий историк Геродот приводит двустишие, которое было выбито на надгробии у места неравного сражения греков с персами, а именно: "Странник, во Спарту пришедши. о нас возвести ты народу, Что исполняя закон, здесь мы костьми полегли") Об этом двустишии Гегель ,далее, пишет: "Содержание исключительно просто: это сухое сообщение...Интерес был в том, чтобы изготовить надпись, чтобы высказаться об известном деянии перед современниками и потомками только ради самих этих слов; так выражение становится поэтическим, то - есть оно хочет проявиться как действие...оставляющее содержание простым, но преднамеренно строящее высказывание. Слово само по себе обладает таким достоинством, что оно стремится к отличию от других способов речи и создает двустишие. В связи с этим поэзия проявляется и со стороны языка как самодовлеющая сфера; чтобы отмежеваться от обычного разговора, составление выражения получает большую цену , чем простое высказывание"( Гегель, Сочинения, т. 14. М, Гослитиздат,1958, стр.170). А вот как прокомментировал это рассуждение философа Гегеля наш литературовед В.В. Кожинов: "Вдумаемся в это глубокое рассуждение. Гегель подчеркивает, что буквальное " содержание" надписи крайне просто, и речь в ней идет об известном всем и каждому в Греции подвиге. Надпись не является информацией в обычном смысле этого слова. Цель надписи вовсе не в том, чтобы рассказать о чем - то или хотя бы напомнить о совершивсемся. Цель именно в том, чтобы ВЫСКАЗАТЬСЯ, то - есть воплотить определенный смысл. Все это не так просто, как может показаться с первого взгляда. Высказывание о героической гибели греческих воинов могло быть записано ради какой либо чисто практической цели. Так, вполне вероятно военное донесение об этом событии, побуждающее начальников принять те или иные меры. Далее, возможна агитационная цель: высказывание, которое должно породить в греческом стане ненависть и презрение к врагу и призвать к отмщению. Наконец, мы имеем ИСТОРИЧЕСКИЙ рассказ Геродота, раскрывающий место и значение фермопильского сражения в греко - персидских войнах:: этот рассказ информирует людей о событиях прошлого, имеет познавательную цель, дает "урок истории". Все эти типы высказываний объединяет то, что они СООБЩАЮТ об определенном действии с определенной ПРАКТИЧЕСКОЙ целью. Между тем наше двустишие, в сущности, НЕ СООБЩАЕТ о действии (сказано слишком мало) и НЕ ПРИЗЫВАЕТ непосредственно к какому - либо новому действию, но, как совершенно ВЕРНО говорит Гегель, САМО хочет стать ДЕЙСТВИЕМ. Как же это понять? Дело в том, что военное донесение или исторический рассказ ВСЕЦЕЛО обращены к определенному реально совершившемуся действию, событию Их "содержание" лежит за их пределами, они - только СРЕДСТВА для передачи этого содержания. А между тем содержание двустишия заключено как бы в нем САМОМ. и оно НЕ ПРИЗЫВАЕТ к какому - либо действию, ибо оно САМО есть действие - ПОЭТИЧЕСКОЕ действие. Гегель утверждает, что рассматриваемое им двустишие предстает как "высказывание РАДИ самого высказывания". Это ни в коем случае не значит, что данное высказывание БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНО. Как раз напротив: оно БОЛЕЕ содержательно, чем ЛЮБОЕ высказывание иного рода о ТОМ ЖЕ событии. Ибо военное донесение или хроника, повторяю, ТОЛЬКО сообщают об имевшем место событии; сами по себе они всего лишь СРЕДСТВА сообщения, причем обращены они к определенной сравнительно УЗКОЙ группе людей: к греческой армии тех времен или к специалистам по истории Греции. Между тем ДВУСТИШИЕ, высеченное когда - то на фермопильской скале, обращено не только ко ВСЕМ современникам, но и ко всем людям всех ПОСЛЕДУЮЩИХ поколений. И оно признано НЕ ИНФОРМИРОВАТЬ о событии, но ПРОБУЖДАТЬ в КАЖДОМ человеке богатый и сложный мир МЫСЛЕЙ и ЧУВСТВ: скорбное, но высокое ОСОЗНАНИЕ величия и беспредельности человеческого героизма, трагическую гордость за свою принадлежность к человеческому роду, ВОЗВЫШАЮЩЕЕ и ПРИМИРЯЮЩЕЕ со смертью чувство БЕССМЕРТИЯ героев - бессмертия, как бы РЕАЛЬНО воплотившегося в этой самой надписи, которая ДОШЛА до нас и ДОЙДЕТ до ВСЕХ грядущих поколений. И эта богатая и сложная СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ вызвана к жизни именно СОЗДАНИЕМ ДВУСТИШИЯ, которое преследует ЦЕЛЬ не информировать, но " высказаться РАДИ самого высказывания", Именно этот, казалось бы простой факт, что перед нами не посланная кому - то информация о событии, но " высказывание РАДИ высказывания", обращает нас не к событию, как таковому,, но к его ГЛУБОКОМУ человеческому СМЫСЛУ, к его ЗНАЧЕНИЮ для ЦЕЛОГО Человечества, ибо и направлено ЭТО высказывание ко ВСЕМ и к КАЖДОМУ (вспомним, что произведения литературы бессмертны и имеют ЖИВОЕ и СОВРЕМЕННОЕ значение для ЛЮБОЙ эпохи). И главное, на что надо обратить внимание: все это становится ВОЗМОЖНЫМ потому, что ВЫСКАЗЫВАНИЕ построено "преднамеренно", и превращено в СТИХИ. Сама эта форма(стихотворное построение) свидетельствует, удостоверяет, ВНУШАЕТ нам, что перед нами не просто сообщение о чем - то, что СМЫСЛ его в другом. Странник , во Спарту пришедши, о нас возвести ты народу, Что, исполняя закон, здесь костьми мы полегли. В этом ДВУСТИШИИ воплощены гордость и горечь, торжество и скорбь. Мы чувствуем, что люди, отдавшие свои жизни две с половиной тысячи лет назад, не могли поступить иначе; но мы чувствуем также, что не может НЕ БЫТЬ(!) тяжким и жестоким закон, по которому люди вынуждены отдавать свои жизни ради жизни своего народа. От этих строк веет трагической Красотой" . Я не буду далее цитировать подробно оценку литературоведом Кожиновым понимание Поэзии Гегелем, поскольку любой читатель нашего сайта может это сделать САМОСТОЯТЕЛЬНО, прочитав главу 2 "Что такое стих?" в его книге: "Как пишут стихи. О законах поэтического творчество.", М., "Просвещение", 1970. Приведу только еще один, на мой взгляд , очень важный вывод литературоведа, а именно: "Как прекрасно говорит Гегель, поэзия "не является поводом и вспомогательным средством, а материал составляет внешний повод; при его воздействии поэт отдается своим более глубоким раздумьям и чистому творчеству, этим он впервые из своих недр создает то, что без НЕГО в таком свободном виде не достигало бы сознания в качестве непосредственного наличного факта...Всякое подлинное поэтическое произведение искусства представляет по себе бесконечный организм...". Это вовсе не означает, конечно, что поэзия "отрывается" от реальной действительности. Она всецело исходит из действительности и стремиться проникнуть в ее глубокий и подлинный смысл, овладеть этим смыслом. Но этого невозможно достичь ПРЯМОЛИНЕЙНЫМ , простым путем. Если поэт будет сообщать о фактах, воспроизводить их, у него получится всего лишь ИНФОРМАЦИЯ (что и бывает очень часто в ПЛОХИХ стихах). Если же он будет прямо выражать свои представления о СМЫСЛЕ фактов, у него получится (что бывает столь же часто) РАССУЖДЕНИЕ философского или публицистического характера, пусть и зарифмованное. Поэзия же РОЖДАЕТСЯ тогда, когда поэт, не отвлекаясь от "непосредственно наличных фактов" бытия и сознания, ПРОСВЕЧИВАЕТ их изнутри, не разрушая их своими "глубокими раздумьями", и в процессе творчества создает особый ПОЭТИЧЕСКИЙ мир, особенные ПОЭТИЧЕСКИЕ факты. В этих фактах САМА жизнь, по определению Гегеля, свободно достигает САМОСОНАНИЯ в своей "непосредственной наличности". Информация - это только ПЕРЕДАЧА "наличного факта", теоретическое суждение - только ПЕРЕДАЧА смысла факта. Поэтическое же произведение есть как бы САМОСОЗНАНИЕ факта; оставаясь перед нашим восприятием как цельная реальность, жизнь в то же время словно сама собой ОБНАЖАЕТ свой смысл. Именно поэтому всякое подлинное произведение, по выражению Гегеля, "бесконечный организм"; оно представляет то или иное явление - событие, вещь, переживание - во всей его неисчерпаемости (ибо всякое реальное явление неисчерпаемо). Информация схватывает внешний облик; теоретическое суждение - внутренний закон: поэзия же СХВАТЫВАЕТ то органическое ЕДИНСТВО внешнего и внутреннего, в котором и осуществлены ЖИВАЯ жизнь и ЖИВОЙ смысл явления, уходящее корнями в бесконечность Вселенной." "Поэтическое слово - это уже НЕ слово, как таковое, НЕ сообщение о чем - то; это как бы ИНОБЫТИЕ жизни, ее новое, творчески созданное поэтом БЫТИЕ В СЛОВЕ! Оно, это слово не отсылает нас к каким - то действительно случившемся фактам; воспринимая поэтическое произведение, мы не думаем о том, что вот ,мол, как это было НА САМОМ ДЕЛЕ. Нет. событие (практическое или духовное, то - есть событие человеческого переживания) совершается В САМОМ СТИХОТВОРЕНИИ и нигде больше (правда, стихи, если изучать их творческую историю разделяются на ДВА рода: в одних поэт исходит из РЕАЛЬНО им пережитого, в других - из ВЫМЫШЛЕННЫХ фактов и переживаний.. Но для ВОСПРИЯТИЯ стихотворений, это , в сущности, БЕЗРАЗЛИЧНО). Потому -то Гегель и говорит, что стихотворение САМО по себе предстает, как ДЕЙСТВИЕ или, шире. как САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ действительность, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ бытие. ПОЭТИЧЕСКИЙ мир. В этом ПОЭТИЧЕСКОМ мире нередко можно воочию разглядеть НЕОБЫЧНОСТЬ, даже фантастику. Так, в древнегреческом двустишии, которое мы разбирали, речь ведут МЕРТВЫЕ Это сразу обнаруживает, что перед нами НЕ ПРОСТО высказывание, а особенный ПОЭТИЧЕСКИЙ факт," Далее, Кожинов, из всего вышеизложенного понимания Поэзии философом Гегелем. сделал следующие ВЫВОДЫ: " 1. СТИХОТВОРНОЕ построение РЕЧИ как таковое является, казалось бы, чисто ФОРМАЛЬНЫМ моментом. Но необходимо видеть его внутреннюю обусловленность, его ГРОМАДНУЮ содержательность; ведь в этом ОСОБОМ построении РЕЧИ объективируется, становится ОЧЕВИДНЫМ для ВСЕХ глубочайший внутренний СМЫСЛ. Это построение как бы УДОСТОВЕРЯЕТ, что перед нами ХУДОЖЕСТВЕННОЕ высказывание, претендующее на выражение того ВСЕОБЩЕГО содержания, которое ЕСТЬ ,например, и в рассмотренном ДВУСТИШИИ о фермопильском подвиге. " 2. Конечно, стихотворная форма - это лишь ОДИН из признаков искусства СЛОВА, который к тому же НЕ необходим (на определенной ступени развития СЛОВЕСНОГО искусства складывается и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ проза); но на РАННЕЙ стадии формирования искусства СЛОВА этот признак (стихотворная форма) играл, очевидно, РЕШАЮЩУЮ роль. Стих ЯСНО свидетельствовал о глубоко СПЕЦИФИЧЕСКОМ характере высказывания, отчетливо указывая на его ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к искусству. " 3. Искусство не требует признания его ПРОИЗВЕДЕНИЙ за действительность, утверждал Л. Фейербах. И в самом деле: искусство как бы СОЗДАЕТ свою ХУДОЖЕСТВЕННУЮ действительность; ПОЭТИЧЕСКОЕ высказывание, по словам Гегеля, САМО выступает, как ДЕЙСТВИЕ (а не сообщает о действии). Это выражается и в ХАРАКТЕРЕ художественной РЕЧИ: она ОТДЕЛЯЕТСЯ от всех ПРОЧИХ форм речи, становясь..СТИХОТВОРНОЙ (впрочем, как уже было сказано и РЕЧЬ художественной прозы КАЧЕСТВЕННО отличается от остальной речи своим строением и, в частности, ОСОБЫМ ритмом прозы). Никто НЕ ГОВОРИТ стихами, а это значит, что искусство СЛОВА, и с этой ВНЕШНЕЙ точки зрения создает САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ "мир", свою СОБСТВЕННУЮ речевую ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. И если перефразировать Л. Фейрбаха, можно сказать, что ХУДОЖЕСТВЕННАЯ речь не требует признания своих произведений ЗА РЕЧЬ как таковую. И когда герой поэмы говорит стихами, мы ведь вовсе не спрашиваем себя и автора: могут ли люди говорить стихами на самом деле, в РЕАЛЬНОЙ жизни. " 4.Гегель раскрыл глубокую внутреннюю ПРИЧИНУ рождения стиха. И оказалось,, что СТИХ в сущности СОЗДАЕТ поэзию, искусство СЛОВА, ибо ДАЕТ нам возможность , ЗАСТАВЛЯЕТ нас ВОСПРИНЯТЬ речь(оформленную стихотворно) как НЕЧТО глубоко своеобразное по своему содержанию и цели, как ПОЭТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ. Видя и слыша стихотворныцйтекст, мы сразу НАСТРАИВАЕМСЯ на волну ХУДОЖЕСТВЕННОГО восприятия. " 5. Вместе с тем, совершенно ОШИБОЧНЫМ будет вывод о том, что ВСЯКОЕ СТИХОТВОРНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, уже в силу ТОЛЬКО своей стихотворной формы является ПОЭЗИЕЙ, ИСКУССТВОМ, поскольку Гегель ,далее, в своем высказывании говорит, что" поэзия не только обладает "преднамеренной" стиховой формой, но и ДОЛЖНА в тоже время "ПОЛНОСТЬЮ СОХРАНИТЬ ВИДИМОСТЬ НЕПРИНУЖДЕННОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ СВОБОДЫ, НЕОБХОДИМОЙ ИСКУССТВУ, несмотря на то, что ей приходится действовать ПРЕДНАМЕРЕННО". И искусство поэта заключается вовсе НЕ В СЛОЖЕНИИ стихов, как таковом, а в ТОМ, что стихотворная РЕЧЬ оказывается совершенно НЕПРИНУЖДЕННОЙ, ЕСТЕСТВЕННОЙ - словно ИНАЧЕ и сказать НЕВОЗМОЖНО. Без ЭТОГО свойства и НЕ ВОЗНИКНЕТ та, обладающая внутренней свободой и самостоятельностью ПОЭТИЧЕСКАЯ действительность, на создание которой ПРЕТЕНДУЕТ стихотворение. Вместо нее перед нами будут РИТМИЗОВАННЫЕ и ЗАРИФМОВАННЫЕ фразы - искусственно ПЕРЕДЕЛАННАЯ речь. И достичь этой "НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ СВОБОДЫ" в творчестве стиха НЕВОЗМОЖНО с помощью ВЫУЧКИ, ТРЕНИРОВКИ, УПРАЖНЕНИЙ. (ПРОДЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Много слов, но по сути все верно. Думаю,что данная статья хорошее оружие для адвоката интернет- поэзии, поэтических сайтов, в том числе нашего, в борьбе с антиграфоманской кампанией.