Перейти к основному содержанию
Льюис Кэрролл-7: Прощай, Алиса, ты стала взрослой
В конце 1891 года Доджсон перенес жестокий приступ мигрени и слег на четыре месяца. Узнав о болезни, герцогиня Олбани, вдова принца Леопольда, послала своих детей, принцессу Алису и принца Чарлза, навестить его. Доджсон научил их складывать из бумаги пистолеты. Его посетили также Вайолет и Рода, младшие сестры Алисы Лидделл; они пришли, как обычно «к чаю» и настояли на том, чтобы подать ему чай в постель. Но отношения с ними в дальнейшем не продолжились. Доджсон был по-прежнему окружен молодыми знакомыми. Среди них было всё больше девушек. В 1894 году он пишет миссис Эгертон, приглашая на обед двух ее дочерей, шестнадцати и восемнадцати лет: «Одна из главных радостей моей - на удивление счастливой - жизни проистекает из привязанности моих маленьких друзей. Двадцать или тридцать лет тому назад я бы сказал, что десять — идеальный возраст; теперь же возраст двадцати - двадцати пяти лет кажется мне предпочтительней. Некоторым из моих дорогих девочек тридцать и более: я думаю, что пожилой человек шестидесяти двух лет имеет право все еще считать их детьми.» В апреле 1887 года Кэрролл опубликовал в журнале «Театр» статью «Алиса на сцене», в которой есть строки, посвященные характеристике самой Алисы. Спустя 22 года после выхода в свет «Страны чудес» Доджсон-Кэрролл говорит о своей героине: «[...] Какой же я видел тебя, Алиса, в своем воображении? Какая ты? Любящая - это прежде всего: любящая и нежная; нежная, как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней); и еще - учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, с могучими и смешными, с королями и червяками, словно ты сама - королевская дочь в шитом золотом наряде. И еще - доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять ее с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец,- любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той жизнерадостностью, какая дается лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен и когда горе и грех — всего лишь слова, пустые звуки, не означающие ничего!» В его последнем романе "Сильви и Бруно" рассказчик, в котором легко можно узнать Чарлза Доджсона, вспоминает, что только единожды в жизни он созерцал совершенство. «...Это было на выставке в Лондоне; пробираясь сквозь толпу, я вдруг столкнулся лицом к лицу с ребенком неземной красоты». Этого ребенка Чарлз Доджсон искал на протяжении всей жизни. «А потом он умер», - как говорят маленькие девочки. Затем, каждая в свое время, представились Всевышнему подружки Чарлза Латвиджа Доджсона. Остались фотографии некоторых из них. Чарлз Доджсон занимался фотографией с 1856 по 1880 год и сделал около 3000 снимков, из которых сохранилось немногим более 1000, из них 60% - фото с изображением детей. Без малого через сто лет после смерти Доджсона в 1949 году в Англии вышла книга швейцарского фотографа и историка фотографии Хельмута Гернсхайма (Helmut Erich Robert Kuno Gernsheim; 1913-1995) «Льюис Кэрролл - фотограф» (Lewis Carroll, photographer). В ней собраны, по его мнению, 64 его лучшие работы. Гернсхайм рассказывал: «Случайно я узнал, что в одной книжной лавке продается альбом Льюиса Кэрролла. [...] В альбоме были 135 фотографий, которые датировались 1863-1864 годами. [...] Мне удалось разыскать пять сестер писателя, которые и передали мне его альбомы, письма и бесценные неопубликованные дневники.» Книга Гернсхайма произвела двоякую сенсацию. Она впервые открыла в Кэрролле-Доджсоне фотографа. С другой стороны, в прессе, среди психиатров и исследователей его творчества началась форменная истерика, связанная с фото маленьких девочек. Фотографии обнаженных девочек в ХХ столетии стали быть не невинными, а непристойными. В ответ издатель книги Хельмут Гернсхайм заметил, что сексуальный подтекст в фотографиях Кэрролла лучше всего характеризует не подсознание викторианских джентльменов, а сознание современного зрителя, который с готовностью видит этот подтекст где угодно. ERROR 403 (Forbidden): Ошибка биографов Доджсона в том, что они смотрят на детскую фотографию глазами 20-го или 21-го века; на самом деле это - ответ на преобладающее эстетическое и философское движение того времени. (An error of Dodgson's biographers to view his child-photography with 20th- or 21st-century eyes; it was in fact a response to a prevalent aesthetic and philosophical movement of the time.) Перманентно захлебываются слюной не из-за девочек Доджсона на фотографиях, а по причине их количества. Если бы на снимках он запечатлел всякой королевской твари по паре, то у исследователей не возникли бы кривотолки. Жаль, конечно, что Доджсона сегодня невозможно поднять из могилы и публично расстрелять в назидание потомкам. Фотографии Доджсона, сделанные во второй половине 19-го века, есть точка отсчета нынешней паранойи по детской фотографии. Менее чем за полтора столетия полюса морали сменились местами. Черное - стало белым, и только на фотоснимках светотень сохранилась по задумке автора: отражением реальности. Известна фотография, на которой Алиса Лидделл тянется поцеловать Кэрролла. На самом деле это поздний монтаж недоброжелателей из двух снимков: «Льюис Кэрроллл. Фотография работы Реджиналда Саути, ок. 1856 г» и «Lorina, Alice, & Edith: Open your mouth, and shut your eyes. 1860 г.». Сохранились, по меньшей мере, шесть снимков Доджсона, на которых девочки полунаги (semi-nudegirls). В Музее Розенбаха (Rosenbach Museumand Library; Philadelphia, USA) отыскались четыре фото, сделанные Доджсоном и раскрашенные вручную. На них - обнаженные девочки (nudegirls) в возрасте до десяти лет. ПРИЯТЕЛИ-ФОТОГРАФЫ ДОДЖСОНА Из фотографов Чарлз Доджсон поддерживал отношения с Джулией Камерон и Огюстом Рейландером. Английский фотограф и художник Оскар Густав Рейландер (Oscar Gustav Rejlander; 1813–1875) родился в Швеции, изучал живопись в Риме (Rome, Италия), зарабатывал на жизнь написанием портретов, копированием и литографией. Приехал в Англию в 1840-м, где начал работать с фотографией в 1852-1853 годах. В плане мастерства Рейландер был на голову выше Доджсона, который не обладал классическим художественным образованием и широким кругозором в живописи. Чарльз Доджсон впервые посетил студию Рейландера в 1863 году и заказал портрет. На фотографии Доджсон сидит с фотолинзой в руках, задумчиво глядя вдаль. Это самый известный снимок Доджсона. Он коллекционировал фотографии детей, сделанные Рейландером, посещал его студию, и они вели переписку по фотографическим вопросам. Въехав в 1868 году в апартаменты в северо-западном углу Тома Квода в Крайст-Черч, Доджсон построил на крыше фотостудию (studio on the roof of Tom Quad) и обратился за советом к Рейландеру, как ее грамотно оборудовать. Рейландер стремился создать фотографический эквивалент живописного полотна. Делая фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций работ живописцев прошлого. Эти работы называл «штудиями», и пытался добиться изящества очертаний фигуры и складок. Он применял классический метод «мокрой драпировки» на модели, увлажняя тонкую ткань, и окрашивая ее с помощью кофе, чтобы получить эффект «простоты и живописности классики». Рейландер не стал патентовать разработанную им технику получения фотографических монтажных изображений и сделал к ней публичный доступ. Ей воспользовался классик британской фотографии Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson; 1830–1901). Самой известной работой Робинсона с использованием этого приема является фотокартина «Жизнь уходит» (Fading Away, 1858): композиция из пяти негативов, где изображена девушка, умирающая от туберкулеза, и отчаяние других членов семьи. Генри Робинсон ввел в фотографию понятие «пикториализм» (англ. pictorialism). Первый раз «живописная» фотография была упомянута в его работе «Художественный эффект в фотографии» (Pictorial Effectin Photography; 1867). Одной из его новинок был прием «виньетирования» отпечатков - при печати с негатива использовалась маска, в результате углы и края изображения оставались светлыми, а в центре оставался портрет овальной формы. Спустя несколько лет после образования «Братства прерафаэлитов» Рейландер и Робинсон создали ассоциацию британских фотографов-пикторалистов «Связанное Кольцо» (Linked Ring) и стали организаторами движения «За высокохудожественную фотографию». Они были тесно свяны с прерафаэлитами и разделяли их идеи. В год, когда Чарлз Доджсон купил фотоаппарат, Рейландер трудился над созданием масштабной работы «Два пути жизни» (The Two Ways of Life; 1857). Альбуминовый отпечаток «Два пути жизни» размером 41х79 см сделан в технике коллажа, которую Рейландер же и изобрел. Сущность отпечатка была в составлении многофигурной фотографической композиции. «Два пути жизни» собраны из 32 негативов, снято около 20 моделей, в том числе обнаженных. На работу потребовалось шесть недель. Коллаж можно рассматривать как манифест визуального монтажа. Размер готового фотоотпечатка был привычен для небольших картин, но никак не для фотографии середины XIX века. В центр композиции помещены старый учитель и двое его учеников, которые выбирают разные пути. Один идет к наслаждениям и неправедной жизни, другой - к образованию, наукам, ремеслу, благотворительности. Снимок Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций. Художественная общественность отнеслась к работе неоднозначно. Вызывали сомнение попытка соперничества с живописью и балансирование на грани непристойности. Обнаженное тело воспринималось как пощечина общественному вкусу и открытая порнография. Термин «порнография» к тому времени существовал. Он появился благодаря французскому писателю Никола Ретиф де ла Бретонн (Restif de La Bretonne; 1734-1806) и его книге «Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции» (Le pornographe, ou Idées d'un honnête homme sur un projet de réglement pour les prostituées; 1769). В книге рассматривались сферы жизнедеятельности человека, традиционно считавшиеся в обществе неприличными, ввиду чего её название стало нарицательным понятием непристойности, связанной с сексуальностью. Значение термина уходит корнями в Древнюю Грецию, буквально означает «писать о проститутках» (от древнегреческих «порнейя» - проституция и «графо» - пишу). В те времена эротика - изображения «учтивых граждан», в том числе и во время полового акта, отличалась от «порнографии» - изображения деятельности проституток. За двадцать лет до появления термина «порнография» был напечатан роман, который до сих пор считается одним из самых фривольных произведений английской литературы. В 1747 году британский мастер эротической литературы Джон Клеланд (John Cleland; 1709-1789) опубликовал свой опус «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» (Fanny Hill or, Memoirs of a Woman of Pleasure). На следующий год повилась его вторая часть. Повествование ведётся от лица молодой провинциалки, которая приезжает в Лондон в поисках работы. В столице её ждут разнообразные эротические приключения в шикарном борделе, куда она попала по наивности. Работа проститутки, тем не менее, не помешала юной героине найти и обрести настоящую любовь. Будни в борделе и работа проституток описаны во всех подробностях. В Америке роман был запрещен к публикации в течение двухсот лет и разрешен в 1960-е годы. С работы «Два пути жизни» (1857) Рейландера принято отсчитывать рождение монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка. Ее Величество королева Виктория заказала копию фотографии для подарка Его Высочеству принцу Альберту, настояв прикрыть на копии обнаженные части тела. Был создан прецедент, когда продемонстрировали публике, что фотография - новый вид искусства, и фотографический отпечаток - объект, достойный коллекционирования. Успех открыл для Рейндланджера двери в высшее общество. (The success of The Two Ways of Life gave him an entree into London respectability.) Он перенес свою студию в Лондон и продолжил эксперименты с двойной экспозицией и фотомонтажом. Таких сложных композиций как «Два пути в жизни» Рейландер впоследствии не делал. Популярность имели его жанровые фотографии, где ощущалось большее соответствие средства изображения предмету изображения. Его жанровые фотографии были сюжетами из жизни низших классов - беспризорники и рабочая беднота, и сценками из жизни среднего класса, вращающиеся вокруг семейных тем. Жанр фото того времени был иной. «Непосредственность» воспроизводилась в студии, компоновалась, и участники некоторое время пребывали в неподвижности, заняв свои «естественные» позы. Рейландер черпал свои идеи из наблюдений. В ранние годы творчества Рейландер делал эротические фотографии. Раздевал морально падших теток перед фотоаппаратом, но это были совершенно бесхозные тела, плоскость снимка заполняли голые женские задницы. Для фривольных снимков на продажу он приглашал проституток. (...and those familiar with Rejlander's more commercial work might also suspect that prostitutes had been used as cheap models.) В 1840-х годах во Франции начинают устраиваться выставки даггеротипов-фотографий с обнаженными натурщицами. По сути, неприкрытого одеждой мяса низкопробных шлюх. До Англии это новое веяние не дошло. В 1870 г. в Великобритании выходит тираж первой в мире эротической почтовой открытки. В это же время в Европе появляется мода на экзотическое народное «ню» - фото обнаженных папуасов. Рейландер на этом поприще обнаженки себя достойно не проявил. Студия Рейландера в Лондоне (Malden Road studio) была в виде конуса, камера находилась в ее узкой части, модели располагались в противоположном конце. Камера находилась в тени, чтобы натурщицы не обращали на нее внимание. Для оценки освещенности в студии он использовал своего кота. Если кошачьи зрачки были похожи на щели, то применял короткую выдержку. Зрачки открыты - удлинял время экспозиции. В случае, когда они были не-ее-еестествеенно расширены, закрывал крышкой объектив, отменял съемку и выходил на прогулку. Рейнландер был первым, кто использовал кошку в качестве экспонометра. В 1862 году он женился на Мэри Булл (MaryBull), девушке, младше его на 24 года. Начинал ее фотографировать еще в прежней студии в городке Вольверхэмптон (Wolverhampton), когда ей было 14-ть лет. (He married in 1862, who was twenty-four years his junior. Mary had been his photographic model in Wolverhampton since she was aged 14.) Основной доход приносили фотопортреты, но Рейландер оставался стесненным в средствах. В 1859 г. он писал: «Я устал от фотографии, в частности от составных фотографий, поскольку они не приносят никакой прибыли и удовлетворения. Общественность только придирается, утверждая, что у меня нет чести и я пытаюсь ввести всех в заблуждение». Он вернулся к живописи, но его материальное положение не улучшилось. Тяжело заболев, 18 янваля 1875 года Рейландер умер в полной нищете, оставив крупные неоплаченные счета. «Эдинбургское фотографическое общество» (Edinburgh Photographic Society) собрало деньги для вдовы Рейландера и позаботилось о надгробии. ДОДЖСОН ОТМЕНИЛ СВОИ ПРИНЦИПЫ ИЗ-ЗА ЛОРДА ТЕННИСОНА 14 апреля 1862 года Чарлз познакомился Джулией Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron; nee Pattle; 1815-1879) на острове Уайт и получил от нее в подарок выполненный ею фотопортрет Альфреда Теннисона. В ответ он преподнес указатель к поэме Теннинсона In Метоriam, составленнй его сестрами, и который с разрешения поэта был только что выпущен в свет. Прежде Доджсон видел работы Камерон на фотографической выставке и отнесся к ее портретам весьма критично: «Я не восхищаюсь большими головами миссис Камерон, снятыми не в фокусе». Его привлекали некоторые из ее юных моделей, снимки которых он собирал. Кроме того, Камерон была вхожа в дом поэта Уильма Теннинсона, перед которым он преклонялся. Доджсон с готовностью принял предложение устроить в ее доме совместную выставку фотографий. Чарлз пишет о миссис Камерон: «Все ее фотографии сняты специально не в фокусе. Кое-какие из них весьма оригинальны, другие ужасны, однако она говорит о них как о великих достижениях искусства. Она выразила сожаление, что не может снять некоторых из моих моделей не в фокусе, а я выразил аналогичное сожаление, что не могу снять некоторых ее моделей в фокусе». Камерон предложила ему пользоваться ее моделями и камерой, но он выписал свое оборудование, которым снял миссис Камерон и ее сыновей, а также двух прелестных дочек их общих знакомых. С разрешения Теннисона он разместил свою фотолабораторию в его доме и работал там в течение шести дней. Но само семейство не появлялось, и Чарлзу пришлось довольствоваться снимками дома и сада. Джулия Камерон часто изображала детей в виде крылатых ангелочков и святых, или одевая их в костюмы, чтобы создать подобие иллюстрации к известным сказкам. В том же стиле она фотографировала взрослых. В качестве натуры выступали ее родные и близкие. Дети заполняли жизнь Джулии Камерон У них с мужем Чарлзом было своих шестеро, и позднее семья усыновила еще пятерых детей. Все они были доступны ей в качестве моделей. Лаура Герни Траубридж, внучатая племянница ее мужа Камерона, вспоминала: «Мы никогда не знали, что тетя Джулия собирается делать дальше. Как только мы попадали в ее лапы, мы были совершенно беспомощны. «Стой», кричала она. И мы стояли в течение нескольких часов, если это было нужно.» Некрасивая, приземистая, полная, в темных развевающихся шалях, она была импульсивна и необычайно энергична, отличалась великодушием. Этих качеств мало, чтобы стать фотографом, тем более, чтобы снимать детей. Женщины-фотографы в чужих маленьких мальчиков не влюбляются, они могут родить себе их, сколько нужно. Девочки - существа особые, каждая из них представляет собой неповторимую личность. В их фотографировании есть два пути. Или их снимки имеют концептуальный оттенок розовости лесбийства; активная лесбиянка довлеет над объектом съемки, пассивная - принижает его достоинства. Либо женщина завидует юному созданию, что у девочки еще впереди первые поцелуи и влюбленности, что она перед объективом - совершенство, тогда как фотограф-женщина зачастую не только в детстве, но и на данный момент в визуальном плане привлекательности ни для мужчин, ни сама как объект съемки из себя ценности не представляет. У нее отсутствует жизненный опыт быть красивой. Чувственная девочка реагирует на женщину-фотографа как на возможную соперницу, но ей некого соблазнять перед фотообъективом, не на ком пробовать юные свои чары. Есть отдельный вариант: стать бесполым отмороженным фотографом, бесстрастно и без страсти снимающем всех, кто движется. Камерон выбрала этот путь в творчестве. Превратилась в человека-никто, в обслугу фотокамеры. Отличительной чертой работ Камерон стали фотографии, созданные с помощью несфокусированного объектива на движущейся модели с длительной выдержкой. Такой подход оправдан в некоторых случаях, но не в тех, когда как ширмой прикрывается беспомощность фотографа и кавардак в его голове. Современники насмехались над ее работами, но Камерон считалась профессиональным фотографом, потому как с фотографий получала коммерческий доход. Джулия Маргарет Камерон создала более 200 фотографий детей. Ее жизненный путь можно уместить в один тег-лайн: родилась в Калькутте (Calcutta, India) и умерла на Цейлоне (Kalutara, Ceylon). Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron; nee Pattle; 1815-1879), в девичестве Паттл, была вторым ребенком из семи детей. В юности обучалась искусству во Франции, ее мать была французской аристократкой, отец - британским чиновником во время Ост-Индийской компании (British-colonized India). Вернувшись в Индию в 1838 году, вышла замуж за владельца чайных плантаций и колониального чиновника Чарлза Камерона (Charles Hay Cameron), который был на двадцать лет ее старше. В 1848 году ее муж вышел в отставку, и они переехали в Лондон, имея шестерых детей. Сестра Джулии, Сара Принсеп (Sarah Prinsep) жила в Лондоне и держала салон Маленький Голландский Домик (salon at Little Holland House). В нем собрались известные мужчины, для которых поиск и созерцание идеала и красоты было основным занятием: Теннисон, Браунинг, Миллес, Россетти, Берн-Джонс и Уоттс. В 1860 году Камерон посетила лорда Теннинсона в его резиденции на острове Уайт, и в том же году семья Камеронов туда переехала, чтобы быть поближе к семье Теннисона. Жизнь семьи Камеронов состояла из сельских и интеллектуальных утех, через некоторое время Джулия Маргарет впала в депрессию. Через три года началась ее карьера женского пионера-фотографа. В конце 1863 года ее дочь подарила ей на день рождения фотоаппарат. Джулия Камерон, возрастная тетка-фотограф, взяла камеру в руки, когда ей было 48 лет, и снимала долгих 11 лет до самой смерти. Она превратила кладовку для угля в фотолабораторию, а курятник - в мастерскую. Не прошло и месяца, как 29 января 1864 Джулия Камерон сделала портрет 9-летней Энни Филпот (Annie Philpot), признала его успешным и назвала: «Энни, мой первый успех» (Annie, my first success). Камерон использовала камеру внушительней, чем Доджсон - с пластинами 28х23 см (11х9 дюймов), затем использовала формат 38х30.5 см (15х12 дюймов). Снимала крупным планом портреты известных людей, обычно на черном фоне. Доджсон по своему положению в обществе проигрывал Джулии Камерон, тем не менее, общался с ней. Чарлз Доджсон не смог добиться аудиенции у английского натуралиста и путешественника Чарльза Дарвина (Charles Robert Darwin; 1809-1882) и сфотографировать его. В 1872 году Доджсон послал ему копию портрета девочки Флоры Ранкин «Сегодня уроков не будет» (No Lessons Today; 1863), на котором она смеется - довольно редкий случай для фотопортрета 19 века. Доджсон предложил снимок в качестве иллюстрации для книги Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека». Фотография не вошла в книгу, но Дарвин выразил Доджсону благодарность и сохранил фотографию. В свою очередь, Джулия Камерон без труда портретировала Дарвина. Крупной удачей, лучшим снимком Камерон считается фотография английского астронома и физика Джона Гершеля (John Frederick William Herschel;1792-1871). Гершель обнаружил более 3000 двойных звёзд, но главной темой его исследований стали туманности: в его каталоге их 2307. В фотографии он ввел термины: позитив, негатив и само слово «фотография». Изобрел состав из солей серебра, входящий в реакцию на свету. Тот самый принцип фиксации изображения на пластине, который используется до сих пор. Ларчик открывался просто: сэр Джон Гершель был давним другом и советником ее матери Маргарет Камерон. Ее дочь, фотограф Джулия Камерон, не испытывала нужды в чьих-либо рекомендательных письмах, в отличие от Доджсона. Джулия Маргарет Камерон была дружна с Альфредом лордом Теннисоном, меланхоличным и депрессивным поэтом. Доджсона-преподавателя семья Теннинсона держала на расстоянии. Профессор Джоветт, коллега Доджсона по Крайст-Чёрч, хорошо знавший Камерон, говорил о ней как о весьма экстравагантной даме. По словам Джоветта, она обладала способностью сотрясать любой дом, в который входила; впрочем, была весьма умна и доброжелательна. Она боготворила Теннисона и была склонна к почитанию великих мира сего. Чарлз Доджсон и Джулия Камерон нашли друг друга. Он млел перед лордами и леди, она - перед гениями и героями. И оба - перед Теннинсоном. Доджсон продвинулся в области психологизма снимков, у Камерон фототехника была продвинутой. Весной 1864 года Теннисона посетил итальянец Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi; 1807-1882). Маньяк, одержимый мыслью вооруженным путем завладеть Римом, заочно приговорённый в Италии к смертной казни. Находясь в Южной Америке, Гарибальди познакомился с юной Анитой Рибейру, выданной замуж в 14 лет. В октябре 1839 года Анита сбежала от мужа и присоединилась к Гарибальди на борту его корабля «Рио Парда». 4 августа 1849 года 27 лет от роду, больная малярией и беременная пятым ребёнком, Анита умерла на ферме около Равенны, когда Гарибальди пробивался со своим отрядом из захваченного французами Рима в Венецию. В 1860 году он вступил в брак с миланской графиней Раймонди, с которой расстался в день свадьбы. Затем женился на бывшей кормилице своей внучки, Франческе Армозино. Ммм-иссис Камерон выразила желание сделать фотопортрет Гарибальди. Миссис Теннисон записала в своем дневнике, что когда Теннисон представил Джулию Камерон герою Италии, та упала на колени, простирая к нему почерневшие от химических растворов руки. «Он, конечно, принял ее за нищенку, но мы объяснили ему, кто она такая». Джулия Камерон в 1874 году иллюстрировала по просьбе Теннисона его книгу поэм «Королевские идиллии» (Idylls of the King). Доджсон не мог и мечтать о таком сотрудничестве с поэтом. В 1875 Джулия Камерон вернулась на Цейлон (сейчас Шри-Ланка; Sri Lanka). Заболела пневмонией и умерла в конце января 1875 года. Такая вот загадочная High-Society Grand Dame. Джулия Стивен (Julia Prinsep Stephen; nee Jackson; 1846–1895), ее племянница, в 1886 году написала биографию Камерон. Джулия Стивен была матерью английской писательницы Вирджинии Вулф (Virginia Woolf; 1882-1941), у которой в числе прочих ее опусов есть эссе (esse Lewis Carroll; 1939) о Доджсоне: «[...] У достопочтенного Ч.Л. Доджсона не было жизни. Он шел по земле таким легким шагом, что не оставил следов.»