Перейти к основному содержанию
Роман-3: В очереди за сексом. Настасья и Эммануэль.
МАЛОЛЕТКИ В ОЧЕРЕДИ ЗА МИНЕТОМ В 1976 году Полански завершил фильмом «Жилец» свою «квартирную трилогию» об одиночестве в большом городе и овладевающем героями в замкнутом пространстве сумасшествия. Французский фильм «Жилец» (Le Locataire; англ. The Tenant; 1976) снят по роману «Призрачный жилец» (Le Locataire chimerique; 1964) французского писателя и художника сюрреалистического направления Ролана Топора (Roland Topor; 1938-1997). Главные роли сыграли сам Поланский и французская актриса Изабель Аджани (Isabelle Yasmine Adjani; р.1955). Одинокий эмигрант, конторский служащий Трелковский не отдает себе отчет, какому риску себя подвергает, снимая квартиру в старом парижском доме. Один из страхов в фильмах Поланского - это боязнь квартир, но не столько как замкнутого пространства: Трелковский настороженно относится к соседям, и начинает сходить с ума. Вскоре, как и предыдущая хозяйка квартиры, он покончит с собой. Нарядившись в женское белье предыдущей квартирантки-самоубийцы, Трелковский выбросится из окна. С переломанными ногами заползет в свою квартиру и повторно бросится вниз. «Жильца» можно воспринимать как нечто вроде авторского римейка по мотивам первого эмигрантского фильма Поланского «Отвращение» (1965), с той разницей, что теперь главным героем стал мужчина. Более того, его сыграл сам режиссер. В это время Роман Поланский ударился в многодневные загулы с американским актером Джеком Николсоном (Jack Nicholson, р.1937) и его друзьями. Соблазняли малолеток и устраивали с ними оргии в доме Николсона. В феврале 1977 года в Лос-Анджелесе Полански познакомился с 13-летней Самантой Гэйли (Samantha Gailey, р.1964) через своего приятеля, который встречался с ее сестрой. Поланский пообещал Саманте, что ее фотографии появятся в журнале Vogue. Мать девочки дала согласие на съемки, однако выставила условие, чтобы режиссер не фотографировал ее без одежды. Этим Полански пренебрег еще на первой фотосессии, но тогда девочка не стала ничего рассказывать матери. Второй раз Полански встретился с Гэйли 10 марта 1977 года и устроил ей фотосессию на вилле актера Джека Николсона. Перед съемками они выпили шампанского и приняли по полтаблетки куалюда; занимались сексом, после чего Полански отвез ее домой. Саманта к тому времени уже не была девственницей, у нее был 17-летний бойфренд, а за несколько лет до встречи с Полански она стала употреблять наркотики. В тот же день мать Саманты подала на Полански в суд. Полански обвинили по шести пунктам: изнасилование несовершеннолетней; употребление наркотического препарата; передача наркотического препарата несовершеннолетней; совершение непристойного акта в присутствии несовершеннолетней; оральный секс; анальный секс. В 1977 году оральный и анальный секс считались в Калифорнии преступлениями. По калифорнийским законам секс с девушкой в возрасте до 18 лет автоматически приравнивается к изнасилованию, даже если это происходит по взаимному согласию. Для этого есть специальный термин statutory rape – «изнасилование, потому что так установлено по закону». 11 марта Полански был арестован, но выпущен под залог в 2500 долларов. До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра, Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при тюрьме города Чино (Chino; California). Его признали абсолютно вменяемым. Поланский согласился на сделку о признании вины в наименее тяжком из вменяемых обвинением преступлений (plea bargain): он признал себя виновным в незаконном половом акте с несовершеннолетней в обмен, чтобы суд снял с него другие обвинения. Когда заключается сделка о признании вины, нет необходимости заслушивать показания свидетелей, суд автоматически выносит приговор по той статье, в которой признал себя виновным ответчик. Статья, по которой обвинялся Поланский, предусматривает максимальное наказание 50 лет тюремного заключения; но при наличии сделки стороны могут договориться полюбовно. Мать Саманты Гейли согласилась на денежную компенсацию. В последний момент судья отказался признать действительной сделку о признании вины и заявил, что настаивает на максимальном сроке наказания. Непосредственно перед вынесением приговора, Полански в феврале 1978 года вылетел из США в Англию, а на следующий день - во Францию, где уже как французский гражданин мог не опасаться выдачи американскому правосудию, которое после бегства режиссера выпустило ордер на его арест. Калифорнийская судебная система не предусматривает срока давности для сексуальных преступлений и для неявки в суд, поэтому Полански ни разу после этого не посещал США, а также Великобританию и некоторые другие страны, которые имели договоры с Америкой о выдаче преступников. Он жил во Франции и Польше, и находился под защитой местных законов, которые ограничивали возможность экстрадиции своих граждан. ДЕЖАВЮ В ГОСТИНИЧНОМ НОМЕРЕ В 1976 году у Полански началась любовная связь с актрисой Настасьей Кински. Их разница в возрасте - 18 лет: ему на тот момент 43 года, ей исполнилось пятнадцать. Кински и его прежняя жена Шарон Тейт родились в один день, 24 января, с разницей в 18 лет. Полански был приглашенным редактором французского журнала Vogue («Мода», изд. с 1892). Он познакомился с Кински в баре отеля, сразу пригласил ее в номер и переспал с ней. Затем организовал Кински фотосессию для журнала. Съемки проходили на Сейшеллах (Республка Сейшельские острова; Republic of Seychelles, островное государство в Восточной Африке). Кински выступала в роли принцессы, захваченной пиратами. Настасья Кински вспоминает, что Полански относился к ней «с уважением и вел себя как джентельмен, водил в театр и дарил книги». Немецкая и американская актриса Настасья Кински (Nastassja Kinski; наст имя Nastassja Aglaia Nakszynski; Настасья Аглая Накшиньски; р.1961) родилась в семье немецкого актёра Клауса Кински (Klaus Kinski; наст. имя Nikolaus Karl Gunther Nakszynski; 1926—1991). Профессиональный актер Клаус Кински назвал дочь именем героини романа русского классика Ф.М.Достоевского «Идиот» (впервые опубликован с января 1868 года по январь 1869-го в журнале «Русский вестник»). Кински - такой был псевдоним у родителя, его же позаимствовала и Настасья. Когда ей было 7 лет, родители развелись, девочка жила с матерью и была предоставлена сама себе. В детстве Настасья Кински воровала продукты и мелкие вещи в магазинах, которые приносила домой. Ее много раз ловили контролеры за безбилетный проезд в автобусах. По словам Кински, она с тринадцати до пятнадцати лет вела беспорядочный образ жизни: «Я была как дикий зверь… проводила ночи без сна и всё время ходила по вечеринкам». В 1975 году на дискотеке в Мюнхене (Munchen; Germany) Настасью Кински заметила Лиза Крейцер (Lisa Kreuzer; р.1945), жена немецкого кинорежиссера Вима Вендерса (Wilhelm Ernst «Wim» Wenders, р.1945). Так первым дебютом в кино Настасьи Кински стал немецкий фильм жанра road movie «Ложное движение» (Falsche Bewegung; 1975) Вима Вендерса, снятый по мотивам романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Lehrjahre; 1795-1796) немецкого поэта Иоганна Гёте (Johann Wolfgang von Goethe; 1749-1832). Героиня Миньон (Настасья Кински) выполняет акробатические упражнения. Лаэрт - бывший нацист, которого мучают угрызения совести, что он убил еврея. Затем к ним присоединяется актриса Тереза и поэт Ландау. Вся компания совместно продолжает путешествие. Участники останавливаются в доме промышленника, испытывающего депрессию. Ночью Вильгельм Мейстер в поисках места для сна приходит в комнату Миньон, принимая её в темноте за Терезу... В 1977 году молодая актриса Кински сыграла в немецком телевизионном фильме «Аттестат зрелости» (Reifezeugnis, 1977) из криминального телесериала «Место преступления» (Tatort) немецкого режиссера Вольфганга Петерсена (Wolfgang Petersen; р.1941). Шестнадцатилетняя школьница Зина Вольф (Кински) влюблена в своего учителя Фихте, они являются тайными любовниками. Бывший друг Зины, её одноклассник Михаэль узнаёт об этом, подглядев, как пара занимается сексом в лесу. После ссоры с женой Фихте звонит Зине и говорит, что с их отношениями покончено. В слезах она берёт пистолет отца и бежит в лес, собираясь застрелиться. Утром ее находят живой. Зина проплакала в лесу всю ночь, она не смогла застрелиться, не сумев зарядить пистолет. В том же 1977 году Настасья Кински окончила среднюю школу. На следующий год ее арестовали в аэропорту, возвращающуюся из Италии со съемок картины «Оставайся собой», и она провела около трех месяцев в тюрьме для несовершеннолетних. В фильме «Оставайся собой» (Cosi' come sei; 1978), драме итальянского режиссёра Альберто Латтуада (Alberto Lattuada; 1914-2005), молодая девушка по имени Франческа (Кински), состоит в любовной связи с человеком, который намного её старше и, возможно, является её отцом (Марчелло Мастроянни; Marcello Vincenzo Domenico Mastroianni; 1924-1996). Кински сыграла саму себя: в детстве ее не раз совращал собственный отец, Клаус Кински. Несовершеннолетняя Настасья Кински во всех своих картинах появлялась в кадре обнаженной. Полански везёт девушку в Америку, чтобы подтянуть её актёрскую технику в академии Ли Страсберга (Strasberg Theatre and Film Institute). Итогом и окончанием трёхлетнего романа с Кински становится фильм «Тэсс» (Tess; 1979). На момент премьеры он был самым крупнобюджетным проектом в истории французского кинематографа. Съёмки английской глубинки, затянувшиеся на восемь месяцев, проходили на севере Франции в Нормандии (Normandie) и Бретани (Bretagne), так как Полански находился в розыске, опасался экстрадиции в США и не мог снимать в Англии. По требованию режиссёра, пейзажи заранее, иногда за месяцы для съёмок, приводили в доиндустриальный вид. Для съёмок финала выстроили макет Стоунхенджа (Stonehenge; грандиозное каменное мегалитическое сооружение новокаменного и бронзового веков в графстве Уилтшир на юге Англии; Wiltshire; England). «Тэсс» - экранизация романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей: чистая женщина, правдиво изображённая» (Tess of the d'Urbervilles: A Pure Woman Faithfully Presented; 1891) английского писателя Томаса Харди (Thomas Hardy; 1840-1928). В нем рассказывается о шестнадцатилетней девушке, которую сексуально эксплуатирует один из ее богатых родственников. Центральный образ Тэсс Дарбифильд (Tess Durbeyfield) режиссер Полански доверил 17-летней Настасье Кински. Крестьянин Джон Дарбифилд узнает, что принадлежит к аристократическому роду д’Эрбервиллей. В надежде получить какую-нибудь выгоду, он отправляет свою дочь Тэсс в их поместье. «Кузен» Алек совращает её, Тэсс уезжает домой беременной. Полански посвятил фильм своей жене Шэрон Тэйт. Во время последней встрече в номере гостиницы Шэрон дала ему томик с романом Гарди, заметив, что из него получился бы прекрасный фильм. Позвонив из Америки Полански, она напомнила ему о книге «Тэсс». Это был их последний недолгий телефонный разговор перед ее насильственной смертью. Вскоре после съемок «Тэсс» Роман и Настасья расстались. ПЛАТЬЕ НЕВЕСТЫ ОЧЕРЕДНОЙ АКТРИСЫ Спустя 20 лет после убийства своей второй жены Шарон Тейт, в 1989 году 56-летний Полански, не изменяя своему ритму жизни, в третий раз женился на 23-летней французской модели и начинающей актрисе Эммануэль Сенье (Emmanuelle Seigner; р.1966). Разница в возрасте составила 33 года. С Эммануэль Сенье снят очередной фильм Поланского. Мужчина встречает на улице юное создание, а затем пытается отыскать девушку на том же месте, где увидел - это начало истории в эротической драме «Горькая Луна» (Bitter Moon; 1992). Он снят по роману «Горькая луна» (Lunes de fiel; 1981) французского писателя Паскаля Брюкнера (Pascal Bruckner; р.1948). В нем одну из главных ролей, Мими, исполнила супруга Поланского. Фильм подвергся критике из-за изображения садомазохистских фантазий. «Горькая луна» (или, используя игру слов, «Горький медовый месяц») - почти что римейк «Ножа в воде». Вновь супружеская пара, втягивающая в свои изжитые отношения новичка, неофита, свежую кровь. Вновь действие сконцетрировано в плавучем интерьере, только вместо приватной (шикарной по польским параметрам) яхты — действительно роскошный трансконтинентальный лайнер. И несколько «флэшбеков» из парижской жизни, из времен, когда завязался злосчастный роман, который завершится двумя выстрелами посреди океана. Английская супружеская пара, Найджел и Фиона, после семи лет брака путешествует в морском круизе, чтобы привнести новизну в свои отношения. На теплоходе они знакомятся с другой супружеской парой, пожилым американским писателем Оскаром и его молодой женой француженкой Мими (Эммануэль Сенье). Оскару около пятидесяти лет, он болен поперечным миелитом, частично парализован и вынужден передвигаться на инвалидной коляске. Оскар решает рассказать Найджелу историю своих любовных отношений с Мими. Они познакомились ранним утром в парижском автобусе, Оскар оплатил Мими проезд. Ему под 40, ей чуть за 20, секс стирает все возможные грани возраста и ориентиров в жизни. Флирт перетекает в знойную страсть, которая может довести до саморазрушения. Оскар искал новых ощущений и всячески пытался отделаться от Мими. Напротив, Мими пыталась удержать его, желала стать его женой, и во что бы то ни стало оставаться рядом с ним, несмотря на все унижения, постоянные издёвки, других женщин, домашние вечеринки, на которых Оскар публично выставлял Мими посмешищем, его откровенное презрение, аборт по требованию Оскара, после которого Мими стала бесплодной. Оскар обманом заставил её уехать в другую страну. Спустя два года он попал в аварию и лежал в больнице. Мими посетила его в больнице и, пользуясь болезненным состоянием бывшего любовника, столкнула его с кровати. Полученная в палате Оскаром травма и стала причиной его паралича. Она стала заботиться о нём, поставив в положение полнейшей зависимости - сильнее, чем некогда сама зависела от него. Однажды Мими дарит Оскару на его день рождения пистолет, тем самым намекая, что ему пора застрелиться. Тем не менее, они держатся друг за друга и даже официально оформляют свои отношения. Они становятся супругами, хотя их любовь давно стала извращенной и переродилась в ненависть к друг другу. В конце фильма Оскар убивает Мими и себя из пистолета, который она ему когда-то сама подарила на его день рождения. В фильме Полански не выказывает особого интереса непосредственно к материалу, ему куда приятнее любоваться Эммануэль Сенье в кадре и сконцентрироваться на внешнем эротизме истории.