Перейти к основному содержанию
Фото-6: Шизофреники атакуют фотографа. Джок Стерджес.
25 апреля 1990 года в студию американского фотографа Джока Стерджеса (Jock Sturges; р.1947) в Сан-Франциско (San Francisco; USA) ворвались агенты ФБР. Они конфисковали фотоаппараты, компьютер, негативы, готовые снимки и обвинили его в изготовлении детской порнографии (child pornography). Американский фотограф Джок Стерджес нашел свое призвание в нудистских коммунах на пляжах Северной Калифорнии (Northern California) и атлантического побережья Франции (Atlantic-coast naturist resort CHM Montalivet in Floss et Megan-Tara, Montalivet, France). Родился в Нью-Йорке. В течение многих лет работал в Сан-Франциско. Живет в Сиэтле. Стерджес снимает на камеру большого формата 5х10 дюймов (a large 8x10-inch-format view camera) и сам печатает снимки. Для подготовки окончательных вариантов фотосессии использует цифровую камеру (high-powered digital camera). Преимущественно в поле зрения Стерджеса попадают девочки-подростки в период полового созревания. (His enduring theme is girls from childhood and puberty up to early adulthoo.) Что не могло не привлечь внимание правоохранительных органов и общественных движений. В инциденте с агентами ФБР художественное сообщество США и Европы выступило на стороне фотографа. Благодаря его поддержке Совет по соблюдению законности принял решение о неправомерности действий полиции и ФБР, суд Сан-Фрaнциско не выдвинул Джоку Стерджесу никаких обвинений. Сыграли роль доводы защиты, что Стерджес работал с девочками и девушками из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались, чтобы позировать. Девочки были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того, как он сделал последний кадр. Для них нагота вполне естественна, и им в голову не могло прийти, что незнакомые взрослые люди смогут найти в этом извращение. Расследование длилось больше года. Джок Стерджес был оправдан и получил обратно фотографии и оборудование. Некоторые работы оказались поврежденными и не подлежали восстановлению. Стерджес создал прецедент в судебной практике США. Нудистские общины законны без ограничения возраста участников, их членов не запрещено снимать. Фотограф выполняет свою работу, фиксируя реальность (living objects that are present in its environment) и открывает публичный доступ к снимкам. Он не нарушает принятых законов. После судебного преследования рыночная цена фотографий Джока Стерджеса возросла на порядок. В Нью-Йорке он массовым тиражом выпустил свою первую книгу The Last Day of Summer («Последний день лета»; 1991), получил известность, и его работы стали легко и дорого продаваться. Работа Стерджеса в нудистких общинах - это не travel - путешествия, а trip - проникновение в детство, когда он подступает к тайне женского тела (LIne and Beauty). «Это мой замысел - работать с обнаженной натурой в естественных условиях, где место и отсутствие одежды работают на то, чтобы «стереть» дату, эпоху, само время», - говорит Джок. - «Хотелось бы сделать снимки, которые будут обращать зрителя к вечным человеческим истинам, неподвластным времени». Стерджес признает, что в его снимках присутствует не только искусство. У него не было сестер, а только братья, и тайна девичьего тела долгое время оставалась для него за семью печатями. (He grew up with brothers only, which rendered girls' bodies a mystery to him.) Пятилетним Стерджес увидел снимки американской актрисы Грейс Келли (Grace Patricia Kelly; 1929-1982) в ежегоднике US Camera Annual. К этим снимкам, с его слов, он оказался «прикован... как булавка через бабочку». (He found himself «transfixed… like a pin through a butterfly»). Внешность Грейс Келли и поныне остается эталоном для многих американцев, став олицетворением «девственности на киноэкране». Большинство моделей, которых Стерджес выбирает для снимков, внешне похожи на Грейс Келли. Многих натурщиц Стерджес фотографирует в течение долгого времени, прослеживая изменения, которые они претерпевают. Он говорит: «Мне больше всего нравятся фотосерии, к которым я приступил довольно давно, иногда во время беременности матерей моих будущей моделей. Затем рождение детей, сами дети в различные периоды их жизни. У меня есть серии фотографий, отражающие 25-летние периоды жизни». Стерджес не охотится за случайными фотографиями нудистов (naturalistic style). Он живет заботами моделей, общается с ними, помогает решать бытовые вопросы. Он уверен, что в случае добрых доверительных отношений, если модель интересна ему не в роли прекрасной незнакомки, а как личность, а он, в свою очередь, интересен модели – у него есть шанс получить удачный снимок с уверенной непринужденностью натурщицы, свидетельством их дружбы. Стерджес рассуждает об отношениях между моделью и фотографом, о естественном непостановочном позировании. Ведет речь об «управляемой наготе» (controlled nudity). Однако его философские выкладки к фотографии не приложишь. Художественный мир расценивает Стерджеса как серьезного фотографа с адекватными намерениями. Он воспевает в своих работах незрелых в половом отношении девушек (nude pre-pubescent or early pubescent girls) как желанных, красивых и неиспорченных. Настаивая, чтобы ими восхищались и другие. Не принимая во внимание, что художник ограничивает творчество предметом своих исследований, и большинству его объекты попросту неинтересны. Соответственно, и личные достижения фотографа в этом вопросе. Первичный акцент Стерджеса - на нагих девочках-подростках. Его прагматизм: «Чем больше мы будем смотреть на них, тем менее шокирующими и необычными они нам будут казаться», - демистифицирует (de-mystifying) молодых девушек. Подразумевая собой политически корректную привлекательность, невиновность и нравственно нейтральное эстетическое исследование красоты андрогинов (androgynous beauty). «Амбиции в том, что вы смотрите на снимок и ощущаете, насколько сложен, очарователен, интересен каждый мой персонаж», - говорит Стерджес. «My ambition is that you look at the pictures and realize what complex, fascinating, interesting people every single one of my subjects is.» -- Jock Sturges. Стерджес изображает неуклюжее совершенствование юности, самой кратковременной из всех стадии развития молодых девушек. (Sturges is drawn to girls and young women because the awkward perfection of adolescence is the most temporary state of all.) Как бы усердно Стерджес не работал над содержанием фотографий, ему никогда не удастся показать, что раздетая перед его объективом 11-летняя девочка в полной мере понимает значение ее наготы на снимке. Это и денесенбилизация невиновности (de-sensitization of innocence), и ее эксплуатация (an exploitation). По утверждениям Стерджеса, «он делает запись голой правды» (record the naked truth). Отдельно взятый образ, лишенный всех ассоциаций, мягок и пуст. Зритель не рассматривает снимок в отрыве от контекста, не проводя параллели с собственным опытом восприятия. Любая фотография повествует о полноте бытия ограниченно. Изображение на ней схоже с рядом переключателей, направляющих импульсы на мысленное представление сцен, большая часть знаний о которых уже есть у зрителя в памяти. Фотоизображение не содержит реальных предметов, формируя двумерные представления о них. Представляя мир с одной стороны и искаженным. Немецкий и австралийский фотограф Хельмут Ньютон (1920-2004) выразился так: «Женщины с фотографий живут не на белом фоне картона, а в доме напротив». В своем небольшом рассказе «Приключение фотографа» итальянский писатель Итало Кальвино (Italo Calvino; 1923-1985) пишет: «Застать Бице на улице, когда она не знала, что он наблюдает за ней, поймать ее в спрятанный объектив, сфотографировать ее, не только оставшись незамеченным, но и не заметив ее, удивиться ей, как если бы она была недоступна его взгляду, любому взгляду… Он хотел обладать невидимой Бице, Бице абсолютно одинокой, Бице, присутствие которой предполагало отсутствие не только его, но и кого бы то ни было». Далее по тексту рассказа фотограф Кальвино делает снимки стен студии, у которых она однажды стояла. Но сама Бице полностью исчезла. И фотограф тоже исчез. В фотографии мы всегда говорим на языке исчезновения объекта. Нагота - не порнография, она нейтральна по-разному. Врач расценивает голое тело пациента как нейтральный объект во время лечения, но может его видеть в сексуальном контексте в других условиях. Стерджес изображает наготу как пробуждение, видя девочек сексуальными особями. Фотографии Стерджеса нейтральны как искусство. В то же время в них проявляется его навязчивая сексуальная идея (unsublimated sexual obsession) в единственном аспекте: молодые девочки в незрелой в половом отношении стадии созревания. (Young girls at the pre-pubescent stage of maturation.) Его идея целеустремленна и маниакальна. Узкое, фанатичное внимание к единственной теме лишь подчеркивает неестественное и неуравновешенное внимание к персонажам съемок. Он не расширяет предмет творчества, клонируя тысячи однотипных кадров. Нужно обладать мощным стимулом, чтобы в течение десятилетий бить в одну точку своего сексуального наваждения (sexual obsession). 90% его снимков - это обнаженные девочки-подростки (nude young teen-aged women). На остальных - голые дети моложе 10-ти лет и девушки до 30-ти лет. Иногда в кадре присутствуют мужчины. Его поздние фотоработы вторичны, имеют явный недостаток формального интереса к теме. В одном из интервью Стерджес посетовал, что после нападок и обысков в его доме ему пришлось представить себя человеком, которого интересует исключительно искусство, хотя это не совсем так: «Я не считаю себя виноватым, но меня всегда привлекали и очаровывали физические, сексуальные и психологические изменения, и в этой привлекательности есть эротический аспект. Было бы нечестно отрицать это.» Имея Стерджес сбалансированную точку зрения на персонажей снимков, он бы не зациклился на девочках, исключив другие аспекты жизни. В эстетическом смысле его навязчивая идея голых девочек утомительна и тревожна. С профессиональной точки зрения, он выиграл свой билет к славе (it's been his ticket to notoriety). Девочки-подростки вправе сами выбирать, на кого направлять пробуждающуюся сексуальность, но не осознают последствия этого выбора. Салли Манн фотографирует свою дочь без одежды, но в случае Стерджеса - это совершенно другой подход, когда чужой взрослый мужчина остается наедине и вблизи обнаженной девочки. Стерджес фотографирует в коммуне, в «семье». Для ее членов он - пришелец извне. Незнакомец, заинтересованный не только в краткосрочной фотосессии, но и в продолжительном общении с юными девушками. Кто намерен следить за их превращениями в женщин и их судьбами. Обыватель в силу кругозора мышления эмоционально окрашивает ситуацию. Он пытается заявить право собственности на детей в то время, как дети являются общественным достоянием, культурным наследием и частью общекосмического разума. Будущим электоратом и производительными силами в экономике. Обыватель эксплуатирует детей запретами на воспроизведение их образов для непрерывного поддержания личного видения устройства мира через шизофреническое представление о нем. Стерджес фотографирует юные существа, а не неживую одежду на них. Он, как и другие фотографы fine art, облекает мысли не в слова, а в чувственные образы. С их помощью пытается рассказать личную историю. Для многих остается непонятен, не имея точек соприкосновения с их внутренними мирами. В 1994 году Стержес выпускает вторую книгу с обнаженными девочками-подростками Radiant Identities («Сияющие Тождества»), вызывая огонь на себя. В ней Джок Стерджес продолжает исследование юности и свободы тела (issues of youth and the liberation of body and spirit). Через год разгоревшийся скандал из-за Radiant Identities приобретает критический градус. В кинопрокат выходит автобиографическая мелодрама Art for Teachers of Children («Искусство для детских учителей»; 1995). Его автор сценария и режиссер - американка Дженнифер Монтгомери (Jennifer Montgomery). У нее личные счеты с фотографом. Стерждес вынужден признать, что состоял в интимных отношениях с Дженнифер Монтгомери, когда ей было 14-ть, а ему - 28 лет. Юная девочка Дженнифер пронесла в себе обиду на фотографа в течение 20-ти лет и выплеснула ее, сняв фильм об их отношениях. В фильме Art for Teachers of Children возрастная феминистка и тетка-режиссер Дженнифер Монтгомери 82 минуты черно-белого экранного времени нудно вспоминает, как она в 14-ть лет лишилась девственности. На банальном видеоряде она выстраивает нелепый психологизм сцен по мотивам давно утерянной невинности: фотосессия топлесс на природе, обработка снимков в темной лаборатории, пролистывание альбома с обнаженной натурой. Женщина-режиссер отчужденно прикасается к юной сексуальности. Беспомощно и параноидально. С навязчивой идеей неполовозрелой девочки об исключительности женской девственной плевы и сисек девочки-подростка. В фильме главной героине Дженнифер 14-ть лет, она живёт и учится в школе-интернате. Её консультант Джон занимается фотографией, снимая учеников в обнажённом виде. На фотосессии Дженнифер сама предлагает раздеться. После секса с фотографом Дженнифер концентрируется на потере девственности, обвиняет возлюбленного в «тщеславии, которое он привил» и «сексуальных действиях, совершенных без ее полного согласия.» (the vanity he had instilled» and «the sex acts he had committed without my full consent) Ее охватывает гордость, что тело соблазнительно, и тихое изумление от такого эффекта. Дженнифер понимает, что может использовать себя как валюту. Но она еще не уверена, что обмен того стоит. В уста директора школы режиссер Монтгомери вкладывает свою характеристику в 14-летнем возрасте: «незаконченная серьезная девочка» (an unfinished serious girl). Годы спустя повзрослевшую Дженнифер беспокоит ФБР, обвиняющее фотографа Джона в изготовлении детской порнографии. Дженнифер следит за расследованием ФБР о фотографе, который изучал ее юное тело. Фильм минималистен, как и его название. Параноидальность точке зрения феминистки-режиссера придает асексуальность и некинематографичность арт-хауса. Стержес оправдывался в газетной публикации в «Лос-Анжелес Таймс» (LA Times; 1998): «Я - не бабник. Я имел четыре отношения в моей жизни. Она была вторая в то время, когда я разводился с женой. Я был уязвимым и принимал плохие решения.» «I’m not a philanderer. I’ve had four relationships in my life. That’s it. Period. She was the second. And it was at a point in time when I was getting divorced from my wife. I was vulnerable and making bad decisions.» Спустя три года, в начале 1998-го, работы Стерджеса снова подверглись нападкам. На сей раз со стороны христианских консерваторов из Operation Rescue и членов организации Focus on the Family. Operation Rescue («Действие спасения», осн. 1988). Американская общественная евангельская христианская организация. Специализируется на «воспитании и защите Богом установленного института семьи и продвижение библейской истины во всем мире». Общественная организация Focus on the Family; FotF («Фокусируясь на семье»; осн.1977 в США). Выступает против абортов, разводов; азартных игр; порнографии, токсикомании, добрачного секса (pre-marital sex), гражданских браков (same-sex marriage) и прав секс-меньшинств (LGBT adoption and LGBT rights). Возмущающиеся пикетировали главные книжные магазины страны и призывали уничтожать книги, какие включали фотографии нагих подростков. Под опалой оказались фотографы Джок Стерджес и английский фотограф Дэвид Хэмилтон. В некоторых магазинах, нарушая закон, открыто уничтожали книги фотографов. В южных штатах Теннеси (Tennesy) и Алабама (Alabama) организации инициировали предъявление обвинения магазинам Barnes & Noble в продаже книг как «непристойного материала, содержащего визуальное воспроизведение лиц в возрасте до 17 лет, вовлеченных в непристойные деяния» (obscene material containing visual reproduction of persons under 17 years of age involved in obscene acts). Стерджес высказался по этому поводу резко: «Ядовитое, агрессивное меньшинство решило, что американцы сами не знают, что именно они должны увидеть.» Sturges says strongly. «A virulent, aggressive minority has decided that Americans don't know themselves what it is they should see.» С логикой у пуритански настроенных членов общества явно не в порядке. Можно было бы торжественно записать фотографа Стерджеса в свои ряды, наградить орденами и медалями, именным оружием и выдать ему Нобелевскую премию мира; объявить, что он - ярый противник орального и анального секса, коммунист и марксист, агент КГБ, покушающийся на свободный американский дух. Скупить его книги и раздавать страждующим бесплатно как Библию, подбросить ему в постель труп девочки. Выдвинуть его независимым кандидатом в президенты страны. Резонанс от подобных действий превзошел бы самые яркие ожидания. Стержес резюмирует: «Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине.» В Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялась первая в России выставка-ретроспектива «Джок Стерджес. Без смущения». 35 снимков 69-летнего фотографа представляли творчество автора от ранних работ 1970-х годов до современных съемок 2015 года. Выставка открылась 7 сентября 2016 года. За шесть дней до ее закрытия, в субботу 24 сентября, на блог-платформе для ведения онлайн-дневников «Живой журнал» (LiveJournal, LJ) появилось сообщение фитнес-блогера Елены Миро (Елены Мироновой), раскрывшее тайну: что на выставке в Москве демонстрируются фотографии обнаженных детей. Елена Миро опубликовала не представленные в Москве фотографии Стерджеса с обнаженными детьми, назвала его «жирным старым извращенцем» и обвинила организаторов в «поддержке детской порнографии». Член Совета Федерации сенатор Елена Мизулина отреагировала на пост в «Живом журнале», заявив, что намерена потребовать проверки выставки у генпрокурора Юрия Чайки. Она и ранее высказывала свое убедительное «нет» фривольной выставке: «Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девушек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Выставка должна быть срочно закрыта». Уполномоченная по правам детей Российской Федерации Анна Кузнецова опубликовала в соцсети эмоциональную запись о выставке, назвав ее «детской порнографией». Она подчеркнула, что уже ведет «переговоры с прокуратурой». Детский омбудсмен всея Руси Анна Кузнецова заявила: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором детской порнографией, может иметь место в культурной жизни нашей столицы». Депутат муниципального собрания района Замоскворечье города Москвы Игорь Брумель потребовал сжечь все фотографии. На следующий день по приглашению организаторов выставки Центр фотографии посетил председатель движения «Офицеры России» и член Общественной палаты Антон Цветков. Он заявил, что Стерджес привлекался в США к ответственности, и что даже если в снимках нет ничего запретного, не совсем правильно, что такая выставка проходит в трех минутах от Кремля. «Поступило огромное количество возмущенных обращений со стороны граждан, людей, которые были возмущены именно теми фотографиями, которые, в том числе, показали мне. Это был кошмар. Я сразу обратился в полицию, в прокуратуру, в префектуру», - заявил Цветков. Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты Российской Федерации, захватил с собой несколько десятков активистов подразделений организации «Офицеры России» - Оперативный Молодежный Отряд и Центр Профилактики Правонарушений. Они встали шеренгой напротив входа в галерею, заблокировав его под предлогом, что представленный набор фото - порнография с голыми детьми и педофилами. На выставке господин Цветков лично убедился, что детской порнографии на экспозиции нет, но примерно 15% снимков вызвали у него беспокойство: он посчитал, что они «находятся на грани закона». В ходе осмотра внутрь проник представитель радикальной молодежной организации SERB Александр Петренко и облил выставленные работы и окружающих мочой из бутылки. Его задержали, завели дело о мелком хулиганстве. Суд приговорил Петренко к 7 суткам ареста. Фотовыставку «Джок Стерджес. Без смущения» закрыли, чтобы «не будоражить общественное мнение». Об этом в воскресенье, 25 сентября, сообщил владелец галереи Эдуард Литвинский. Джок Стерджес заявил в интервью, что его удивило и одновременно расстроило такое решение организаторов. Он отметил, что в его работах отсутствует порнография, ее не увидели ни в одной галерее, хотя его работы выставляются по всему миру. Скандал с закрытием в Москве выставки Стерджеса меркнет пред обывательщиной «культурной столицы России» Санкт-Петербурга. В рамках выставки «Микеланджело. Сотворение мира» в середине мая 2016 года во дворе старейшей в Санкт-Петербурге лютеранской церкви Святой Анны на Кирочной улице установили пятиметровую пластиковую копию мраморной статуи Давида (оригинал впервые представлен флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года) работы итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; 1475-1564). Скульптура считается вершиной искусства Возрождения. Два месяца в пешей близости от физико-математического лицея №239, у входа в лютеранскую церковь простояла копия Давида. Как вдруг оказалось, что нагота прекрасного тела иудейского царя тлетворно влияет на детей. Именно с такой претензией обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге некая Инна Львовна, носительница безупречной нравственности: «Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!», - негодует она в официальном обращении. Возмущенную горожанку поддержали и другие недовольные. Доводы про Атлантов на Миллионной улице, про Летний сад и Петродворец, где статуи также не могут похвастаться платьями и штанами, не возымели никакого эффекта. В ответ на заявление петербурженки организаторы выставки «Микеланджело. Сотворение мира» решили посоветоваться с петербуржцами, и запустили акцию «Одень Давида», предложив жителям города придумать варианты одежды для творения Микеланджело. Художники из группы «Север-7» не стали дожидаться подведения итогов акции и предложили свой минималистичный вариант с кепкой. Они прикрепили головной убор к половым органам статуи бумажным скотчем. Джок Стерджес родился в 1947 году в Нью-Йорке. После окончания школы служил четыре года (1966-1970) в военно-морском флоте США (U.S. Navy) на военной базе в Йокогаме, Япония (Yokohama, Japan), где был переводчиком с русского языка и инструктором по фотографии. Преподавал фотодело в специальных сервисных центрах. Как инструктор работал по программе «Эксперимент по выживанию в чужих странах» (Experiment in International Living ), выступив в качестве руководителя группы, посетившей Советский Союз. После демобилизации в 1970 году Стерджес поступил в колледж Мальборо (Marlboro College; штат Вермонт), где изучал практическую психологию. Написал курсовую работу на стыке фотографического искусства и прикладной психологии (cross discipline degree in perceptual psychology and photography). В 1972 году перешел на фототехнику большого формата (8х10 см), устремив свой взгляд на фотоискусство. С окончанием колледжа в 1974 году преподавал фотографию в различных учебных заведениях, занимался съёмками портретов, моды и рекламы. В течение 1976-1977 гг. работал под руководством известного фотографа, одного из лучших мастеров фотопечати Ричарда Бенсона (Richard M. A. Benson, р.1943), делая отпечатки с его негативов для последующего использования Бенсоном. В 1985 году получил степень магистра искусств (Masters Degree) в фотографии в Сан-франциском художественном институте (San Francisco Art Institute). «Задним числом мне кажется, что это самая бесполезная вещь, которую я когда-либо сделал, при этом она обошлась мне в восемь тысяч долларов», – сокрушался Стерджес двадцать лет спустя, вспоминая обучение в институте. Стерджес визуально фиксирует на фото сигнальную систему взрослеющих девочек. Нельзя увидеть в окно кухни, как юные девушки, подобные моделям Стерджеса, проходят мимо. Их нет в обозримой плоскости среднестатичного гражданина. На военной базе в Японии и на курсах по выживанию Стерджес выработал иммунитет против массового сознания постиндустриального общества. Он воплощает фотографические задумки вдали от благ цивилизации в коммунах нудистов; его работы не привязаны к символам мегаполиса и урбанистическим деталям. Он не разменивается на дешевки вроде дорогих шуб из натурального меха, миллионнодолларовые побрякушки, высокие каблуки и наручники. Отсутствие в кадре сигарет и нейлоновых чулков не разрушает его планы. Стерджес не нуждается в спецэффектах производства иллюзий. Если кино- и театральных актрис, без макияжа имеющих вид ободранных кошек, вывести из границ сменяющихся кинокадров и их проецирования на полотно экрана; убрать антураж и интерьеры, грим и прически, - то звезды кино перестанут впечатлять. Модели Стерджеса, напротив, самодостаточны. У Стерджеса нет скрытых желаний разрушать пропорции человеческого тела, тема насилия его не воодушевляет. У него чистая концепция обнаженных линий (Line of Beauty and Grace). Он снимает наготу на пленере, подчеркивая: «Для меня красота - величайшая мистификация, которую я хочу постичь». Стерджес запечатлевает образы взрослеющих девочек. Как правило, фотографы требует от своих моделей подписать какие-либо бумаги позволяющие им впоследствии беспрепятственно использовать фотографии. Джок Стерджес не делает этого из принципиальных соображений. «Кто знает, как они могут измениться в будущем? [...] Кто-нибудь из них может выйти замуж за священника Методистской церкви из Миннесоты и жить очень консервативной жизнью, - поясняет он свою позицию. - Не исключено, что в какой-то момент они могут решить, что эти фотографии ставят их в неудобное положение. Для меня ничего в этом смысле не меняется, но решать должен не я.» Каждый раз, когда он собирается использовать ту или иную фотографию, он разыскивает модель и просит на это ее разрешение. Если модель по каким-либо причинам просит не публиковать снимок, Стерджес убирает его. Востребованность приносят фотографу не пляжные малолетние натурщицы, а взрослые модели с подиумов и их коммерческие съемки. Один из узнаваемых фотосетов Стерждеса с бельгийской моделью Анук Лепер (Anouck Lepere; р.1979; 174 см, 80-58-84 см; глаза серо-голубые) появился во французском мужском издании Paradis Magazine #2 february 200. Откровенная фотосессия в минималистичном стиле, напоминающая флэшбэки о прошедшем лете в черно-белом варианте. Для австралийского лейбла Jac+Jack Стерджес сделал фотосеты для двух рекламных кампаний 2014 года. В них участовала немецкая модель Лена Хардт (Lena Hardt; Nickname: Lenchen; 85-61-87 см; рост 177 см; глаза карие, брюнетка; р.1996). В 2004 году Стержес выпустил отчетную книгу Jock Sturges: Twenty-Five Years («Джок Стерджес: двадцать пять лет»). Режиссер и фотограф Кристиан Клингер (Christian E. Klinger) снял о Стерджесе документальный 99-минутный фильм Line of Beauty and Grace («Линия красоты и грации»; 2008), в котором рассказывается о создании снимков для книги Life Time («Время жизни»; 2008). В этом фильме супруга Стерджеса Майя (Maia) и ее сестра Ваннеса (Vanessa) принимают участие в фотосетах обнаженными. Фильм снят в жанре backstage («за кулисами действа»), он рассказывает о том, как происходят съемки Стерджеса. Со второй женой Майей фотограф Джок Стерджес позакомился во время фотосессии, когда ей было 11 лет. Сегодня она по образованию врач. Прожив 21 год в Сан-Франциско, вместе с семьей Стерджес переехал в Сиэтл, штат Вашингтон. У него подрастают две дочери.