Перейти к основному содержанию
Фото-10 Пугаются девочек. Дэвид Хэмилтон.
НАСЛЕДНИКИ КРЕСТОНОСЦЕВ ПУГАЮТСЯ ОБНАЖЕННЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ Если в Новом Свете фотограф Стерджес препарирует наготу юных дев на пляже, то в Старом Свете мастер светотени Хэмилтон делает ставку на образ набоковских нимфеток как на пленере, так и в интерьере будуаров; фотографируя девочек, в своем воображении вкушающих запретный плод эротического соития. Своих моделей-нимфеток Дэвид Хэмилтон описывает восторженно: «Юные девушки в пределах ясно очерченной возрастной группы. Они - некоторые редкие существа, которые способны проявить мощную эротическую привлекательность на некоторых мужчин намного старше их. Своего рода волшебство, мимолетное обаяние трогает подобных мужчин. В их числе, и я. Посредством фотографий я делаю искреннее признание, что, околдованный запрещенным желанием, буду сметь делать их впредь. «Мне кажется, что у них женственность проявляется быстрее, чем у их сверстниц. Женственность, слишком зрелая для их возраста. Инстинкт животного, что они уже знают, что нужно им.» «There exist among young girls, within a clearly defined age group, some rare beings who are able to exert a powerful erotic attraction upon certain much older men. It is a kind of magic, a fleeting charm which touches such men, of whom I am one, in a secret part of their sensibility. By means of my photographs I make a sincere confession that few men, bewitched as I am by the forbidden desire, will dare to make.» «It seems to me that their femininity is revealed sooner than that of their contemporaries. A femininity too mature for their age, an animal instinct that they already know to be right for them.» Дэвид Хэмилтон (David Hamilton; р.1933), британо-французский фотограф и режиссёр. Квинтэссенция его творчества: там, где обыватель видит пи#ду из 6-го «Б» класса, Хэмилтон видит чистую форму. Хэмилтон - самый успешный коммерческий фотограф 20-го века. Известен мягко сфокусированными снимками обнажённых девочек возраста невинности. Многие его работы напоминают картины французских импрессионистов. Стиль Хэмилтона называют «стилем Хэмилтона» (Hamilton’s grain effects): романтические спокойные образы, мягкий дневной свет, пастельные тона, кружево, цветы и девочки-подростки. Стиль Хэмилтона (the Hamilton look) - это чрезмерно романтичная мужская эротическая фантазия на тему юного девичества (overly-romantic, male-centered erotic fantasy of adolescent girlhood). Дэвид Хэмилтон использует только естественный свет, и никогда - вспышку и лампы накаливания. Снимает на пленку Ektachrome 200 ASA. С конца 2006 года пользуется цифровыми камерами. Из фотографов признает творчество Салли Манн и Грэхэма Овендена. Его кредо: «Люблю выдвинуть объектив, нажать кнопку и получить картинку. Я наслаждаюсь непосредственно результатом. Мне интересно живое общение и эмоции, свойственные молодости. Набоков писал об этом. Это - единственное, что мне интересно в фотографии.» В отличие от американского сентиментального Стерджеса, европеец Хэмилтон редко завязывает длительные отношения с моделями. Сфотографировал и забыл. Как только натурщицы вырастают, становятся ему не нужными. Хэмилтон пожизненно озабочен нимфетками. Его фотографии и по нынешнее время находятся в авангарде дебатов: «Искусство или порнография?». The Guardian (UK), June 23, 2005, wrote: «Hamilton's photographs have long been at the forefront of the “is it art or pornography?» debate. Больше четверти века критики пытаются договориться, продолжает ли быть празднованием нимфетки изображение Хэмилтоном привлекательных девочек, или его снимки - сексуализация их очевидной красоты? Многие из персонажей, кто затевал холиварный нимфеточный спор полвека назад, почили бозе. Их негаснущий факел эстафеты борцов за торжество истины переняли знатоки формальных правил, для которых термин «современное искусство» (modern art) давно замшел и покрыт скользкой плесенью. На большей части работ Хэмилтона - юные девы с просыпающейся чувственностью. На меньшей - с сексуальными отношениями между девочками-подростками. Малую толику составляют фото, где Хэмилтон очевидно переходит линию между эротическим искусством и порнографией в случае, если он изображает детей, лишенных радости и рассерженными, подозрительными и несчастными взглядами. Это - самые не лучшие его работы. На снимках изображаемые девушки демонстрируют очевидное присутствие фотографа за кадром. Хэмилтон превозносит (glamorise) сексуальный переход девочки-нимфетки к бабочке. Мир Хэмилтона - не подростковые неловкость и прыщи, но неправдоподобно красивые девочки, плывущие в отблесках (etherial) французской сельской местности. Купающиеся в мягком свете и платьях из марли. Спустя время приглушенные эротические образы его ранних фото уступили вуаеристскому подглядыванию за юными натурщицами. Он сместил акцент от тонкости красивых лиц до менее привлекательных гениталий. От образов невинных девочек чаша интереса Хэмилтона склонилась к юным лесбиянкам, исследующих друг друга. Первая книга Хэмилтона Dreams of a Young Girl («Мечтания юных дев»; 1971) выделила его как романтика сладких острых лобков, мясистого рая слабых девичьих бедер и крупных сосков несформировавшейся груди. В начале 70-х годов пикантная тема голых девочек оставалась в фаворе мейнстрима культуры. На следующий год Хэмилтон презентовал вторую и третью книги: Sisters («Сестры»; 1972) и La Danse («Танец»; 1972). Принято считать фотографии юных балерин из «Танца» вершиной творчества Хэмилтона. Воспроизведенные на фото сюжеты и композиции напоминают работы французского импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas; 1834-1917). Всеми фото Дэвида Хэмилтона управляет их единственная первооснова. Он воспроизводит в той или иной степени инцидент, произошедший с ним в молодости. Влюбленный в девушку, Хэмилтон пришел к ее дому в надежде лицезреть предмет воздыхания. Он видит, что входная дверь распахнута. В его воображении развивается сюжет как в живописи француза Пьера Боннара (Pierre Bonnard; 1867-1947). «Обнаженная, она лежала на кровати на спине. Одна нога была вытянута, вторая полусогнута. Я смотрел мгновение на нее, затем понял, что она не одна. Рядом спал голый мужчина. Я убежал прочь. Эта поза спящей девушки - моя любимая. Я использовал ее много раз на моих фотографиях.» Хэмилтон проясняет, что подростковое, чрезвычайно заряженное сексуальностью впечатление не истерлось для него в течение жизни. Он из раза в раз возвращается к нему, заменив мужчину из реального эпизода на вторую девушку в постановке кадра. Молодые девушки Хэмилтона очаровательно красивы. Все они стройны, длинноноги, эфирны и блондинки. Хэмилтон идеализирует девочек. Его мягкие изображения отсылают к работам живописца-прерафаэлита, британского художника нидерландского происхождения сэра Лоренса Альмы-Тадема (Lawrence Alma-Tadema; 1836-1912). Снова и снова Хэмилтон повторяет тему двух молодых женщин. Они вместе и потеряны в их собственном мире. На фотографиях невинный эротизм в отношениях между девушками со временем сдвигается к ненавязчивому порно. Мягкость света на его фото придает чувство прошедшего времени, будто эти фотографии - воспоминания. Секс на снимке возникает не теперь, но годы назад. Девушки на снимках Хэмилтона неопределенны, идеализированны мастером, собирательны. В их позах нет драматической напряженности, как в живописи. Вместо «хроники девчачьего королевства» Хэмилтон устраивает однообразные фотосессии, где укладывает девочек на кровати как плитку в тротуар - незамысловато и бессистемно. Дальнейший успех фотографа сопровождается десятками альбомов с миллионными тиражами, шестью фильмами и огромным количеством выставок. В 1975 году французский прозаик и идеолог «нового романа» Ален Роб-Грийе (Alain Robbe-Grillet; 1922-2008) в знак признательности фотографу дал его имя главному герою своего романа «Топология города-призрака» (Topologie d'une cite fantome; 1975). Пика фотографической популярности Хэмилтон достиг седьмой книгой Bilitis («Билитис»; 1977) и одноименным дебютным фильмом в том же году. «Билитис» - не совсем фильм. Скорее, он представляет собой серию кинематографических эпизодов, где герои фотографий Хэмилтона приходят в движение. «Билитис» - это ожившие фотоснимки Хэмилтона. «Билитис» - эротическая мелодрама, снятая режиссёром Дэвидом Хэмилтоном. Сценарий к фильму написан писательницей Катрин Брейя (Catherine Breillat, р.1948) на основе книги стихотворений в прозе Les chansons de Bilitis («Песни Билитис») французского писателя Пьера Луи (Pierre Louys; 1870-1925). Мagnum opus Пьера Луи Les chansons de Bilitis (1894) был первоначально издан как перевод Пьера Луи на французский язык поэмы до тех пор не известной древнегреческой поэтессы Билитис из окружения Сапфо. В 143 стихах гетера Билитис рассказывает о своих похождениях на Ближнем Востоке, в Малой Азии и на островах Лесбос и Кипр. Ввиду большого успеха «Песен», Пьер Луи не смог долго скрывать своего авторства. Премьера фильма «Билитис» состоялась 16 марта 1977 года во Франции, его показывали во многих европейских странах и США. Лента повествуют об эротических приключениях во время летних каникул Билитис,15-летней воспитанницы интерната для девушек (актриса Пэтти Д’Арбанвилль; Patricia ‘Patti D'Arbanville’; р.1951). Она влюблена в фотографа Люка, но физическая близость с мужчиной её не привлекает, ей хочется возвышенных и нежных чувств. Такие отношения Билитис пытается найти с девушкой Мелиссой, подругой родителей Билитис. Роль Мелиссы исполнила актриса Мона Кристенсен (р.1950), первая жена Хэмилтона. Мелисса замужем, но в браке несчастлива, её муж груб с ней и невнимателен. Мелисса приглашает Билитис к себе на летний отдых. Любовь девушек счастлива, но недолга: Мелисса, как более опытная и взрослая, прекращает их отношения. Билитис пытается найти для своей бывшей любовницы приятного и чуткого партнёра, в результате она сама сталкивается со своей первой жизненной драмой. Хэмилтон говорит: «Я особенно горжусь серией изображений, но им трудно дать общее название, чтобы было понятно для читателей… Первая – изображение двух девочек на велосипеде, другая – та, которую мои коллеги называют «библейской» сценой. Еще одна – «Три грации», она выполнена по аналогии с одноименной работой Рафаэля. Еще я считаю очень удачными фотографии Венеции. Это мой любимый город. Из тех, с кем мне доводилось работать, больше запомнились Джоан, Мэнди, Мина, но самой любимой была и остается Мона, которая играла Мелиссу в одном из моих фильмов, в «Билитис». Историю любви Хэмилтона к Моне Кристенсен напоминает и третий его фильм, романтическая драма «Лора, тень лета» (Laura, les ombres de l'ete; 1979) с 16-летней американской актрисой Доун Данлэп (Dawn Dunlap; р.1962) в роли Лоры Мур. 40-летний скульптор Поль влюбляется в 15-летнюю Лору Мур, дочь своей давней знакомой и любовницы. Лора учится в балетной школе. Поль упрашивает Лору позировать для своей работы, но её мать не соглашается. Поль много фотографирует Лору Мур в обнажённом виде для создания скульптуры по фотографии. Лора влюбляется в скульптора, но с Полем происходит несчастный случай. В результате он теряет зрение. Лора приходит к Полю и помогает ему доделать скульптуру на ощупь. Как режиссер Хэмилтон снял шесть фильмов: «Хильдегард Кнеф и её песни» (Hildegard Knef und ihre Lieder; 1975); «Билитис» (Bilitis; 1977); «Лора, тень лета» (Laura, les ombres de l'été; 1979); «Нежные кузины» (Tendres cousines; 1980); «Лето в Сан-Тропе» (Un été à Saint-Tropez; 1983); «Первые желания» (Premiers désir; 1984). Дэвид Хэмилтон (David Hamilton) родился 15 апреля 1933 года в Великобритании. Его детство прошло в Лондоне. С началом Второй мировой войны он прекратил учёбу в школе. Семья эвакуировалась в Дорсет, Англия (Dorset), являющийся источником его вдохновения до сих пор. После войны Хэмилтоны вернулись в Лондон, где Дэвид закончил школу. Затем семья переехала во Францию. Художественные навыки Хэмилтона проявились в ходе работы архитектором в одном из провинциальных офисов. В 20 лет он отправляется в Париж, где, не получив художественного образования, работает графическим дизайнером у Питера Кнаппа (Peter Knapp) в журнале ELLE. Дэвид становится известен и узнаваем, его переманивает к себе в Лондон на должность арт-директора журнал Queen. Но любовь к Парижу не оставляет Хэмилтона, и он возвращается в Париж, где вскоре становится арт-директором торгового центра Printemps. Хэмилтон занимается коммерческой фотографией, его уникальный стиль быстро приносит ему успех, работы печатаются в Realites, Twen и Photo. В творчестве Хэмилтона ярко выделяется его концептуальная книга The Age of Innocence («Возраст невинности»; 1995). В ней Хэмилтон изобразил всё, что позволило воображение, и дальнейшие его работы не более, чем кавер-версии «Возраста невинности». Дизайнером проекта The Age of Innocence была его однофамилица Гертруда Хэмилтон (Gertrude Hamilton), с кем Дэвид Хэмилтон заключил свой второй брак. После выпуска книги Age of Innocence супруги развелись, Гертруда уехала в Нью-Йорк и сосредоточилась на живописи. 19-я по счету 116-страничная книга Хэмилтона - это своеобразный отчет его длительной карьеры: «25 лет фотографом» (Twenty Five Years of an Artist; 1992). В качестве дизайнера над книгой вновь работала его экс-жена Гертруда. В конце 1990-х консервативно настроенные христиане протестовали в США у магазинов, продающих книги Хэмилтона. Их усилия не дали результатов. Тогда же ряд книг Хэмилтона был запрещен к продаже в Южной Африке из соображений морали. Эротика и секс 70-х годов сменились консерватизмом 90-х. В 2003 году стиль мягкого фокуса Хэмилтона (soft focus style) вернулся в ведущие издания моды Vogue и ELLE. Затем наступила истерия 2000-х. Весной 2005 года в Великобритании в графстве Суррей (Walton on Thames, Surrey) был осужден 49-летний аудитор Стэнли Лом (Stanley Loam) за хранение 19000 изображений детей (indecent images of children), в том числе и фотографий Хэмилтона. Их расценили как неприличные (the lowest indecency rating category 1). После осуждения Стэнли Лома, полиция графства объявила вне закона в Великобритании книги Дэвида Хэмилтона. Под раздачу попали и книги At Twelve Салли Манн и Notes Джока Стерджеса, как содержащие «нелегальное детское порно» (books which contain illegal child porn). Спустя время полиция принесла Хэмилтону формальные извинения за необоснованные обвинения и заявила, что оснований для запрета работ Хэмилтона нет. Однако полицейские Великобритании неоднократно изымали книги Хэмилтона у любителей фотографии, называя их детской порнографией (level 1 child pornography). В 2010 году некий мужчина попал в суд за хранение четырех книг, включая The Age of Innocence («Возраст невинности») Хэмилтона и Still time («Остановившееся время») Салли Манн. Эти книги он купил в книжной лавке в Лондоне (a bookstore in Walthamstow, London). Первая жена Хэмилтона, героиня множества его фотографий и фильма «Билитис», Мона Кристенсен стала продюсером. Они познакомились, когда будущая миссис Хэмилтон позировала перед объективом мастера в тринадцатилетнем возрасте. В интернете с трудом можно отыскать единственный снимок повзрослевшей Моны. Ни на одном портале или публикации нет сведений о ее жизни после развода с Хэмилтоном. Интернет-агрегаторы на запрос: «Мона Кристенсен» выдают сообщения: No one has entered a biography for Mona Kristensen. («Никто не написал биографию Моны Кристенсен») Sorry, couldn't find any biography for Mona. («Извините, невозможно найти биографию Моны Кристенсен») В 2006 году Хэмилтон выпустил две книги. 26-ю по счету фотокнигу David Hamilton, a collection of captioned photographs («Дэвид Хэмилтон, собрание озаглавленных фотографий») и Erotic Tales («Эротические рассказы»). Она содержит вымышленные короткие истории Хэмилтона (fictional short stories). Почти до самой смерти Дэвид Хэмилтон жил в Сан-Тропе в небольшом замке XII века. Вечером 25 ноября 2016 года уборщица Гамильтона вошла в квартиру 83-летнего фотографа на бульваре Монпарнас, 41 на юге Парижа и обнаружила его мертвым с полиэтиленовым пакетом на голове и лекарствами под рукой. Вскрытие показало, что причиной смерти стало удушье . Самоубийство - основная гипотеза расследования.