Перейти к основному содержанию
История. Зачем она?
Уважаемая редакция газеты «Амурский университет», прошу прощение за невыполненное мною задание. Я не взяла никакого интервью и заведующего кафедрой истории в АмГУ. Я встретилась с другим человеком. Но не написать о нём, о его мыслях я просто не могу. Это действительно интересно! Я родилась в 1993 году. С этого же года в нашем университете начал свою работу удивительный человек Владимир Ильич Бунин. Меня немного дезинформировали, назвав его заведующим этой кафедры. Но какая разница, заведующий кафедры или нет, когда сказанное «рядовым преподавателем», как Владимир Ильич сам себя назвал, меня так сильно зацепило? Я задала всего-навсего один вопрос: «Как студенты нашего вуза в последнее время стали относиться к истории?» Ответ был столь развёрнутым и исчерпывающим, что спрашивать о чём-то ещё показалось мне лишним. Естественно, никакого интервью у меня не вышло. Зато я нашла прекрасного рассказчика. По мнению Владимира Ильича, виной незнания истории является кризис в стране. Каждое поколение соответствует своему времени. Огромное влияние на детей оказал и кризис нашей системы образования. Вчерашние школьники не могут анализировать, думать, а главное понимать историю. Встречаются, конечно, и увлечённые ребята, которые хотят учиться, хотят знать и понимать это предмет, но школьная база слишком мала. Почему? Возможно, раньше это было им не интересно, это не считалось «крутым» в школе, да и сам учительский состав оставляет желать лучшего. Ведь мало кто идёт учиться в педагогический университет из-за искреннего и самоотверженного желания нести свет в детские головы. Конечно, кризис общества повлиял на наши приоритеты. Самое главное сейчас – деньги. История же, по мнению большинства, не столь нужна во многих профессиях, поэтому даже целеустремлённые, амбициозные молодые люди, полные энергии не уделяют истории должного внимания. Но не стоит забывать, что история – это наш опыт. Это наши уроки. Кто-то отвергает её, в знак протеста против бывших режимов. Но как можно забывать о своём национальном опыте? Владимиру Ильичу довелось однажды побывать на исторической выставке США, страны – лидера по многим показателям. «Я был удивлён! Жители этой страны так трепетно относятся к истории своей молодой страны, несмотря на её «тёмные стороны»». Американцы уже поняли, что знание истории выгодно. Никто ведь не хочет повторять ошибки прошлого. Например, идёте вы по улице после дождя. Перед вами в десяти шагах человек. Он падает на скользком участке дороги и падает в лужу. Неужели вы будете идти как и он, столь же беспечно? Вы не обойдёте эту лужу? Неужели мы вновь столь беспечно будем вершить новые революции? Мы откажемся от ценного урока? А ведь он же стоил этому прохожему здоровья, он же стоил стольких жизней нашей стране! Неужели эту цену мы заплатили зря? Вы скажите: «И что с того? Не я же в лужу наступил – не мне болеть!» Приблизительно так же многие относятся даже к героическим подвигам наших предков. Фильм о войне для нас – это боевик с кучей спецэффектов, с классным сюжетом и хорошей игрой актёров. Но все эти спецэффекты – рисованные, а вместо крови – кетчуп. Но не благодаря кетчупу мы одержали столько побед! Русская духовность, доброта, понимание, сочувствие – не все черты русского менталитета. Патриотизм - одна из главных черт русской души. Побеждали благодаря любви к Родине. Но об этой любви не кричалось, как сейчас. Это чувство было в каждом из нас! «А сейчас парад победы, салют на девятое мая – лишь повод для кого-то напиться, потусоваться, развлечься. А на следующий день мы обсуждаем салют, организацию праздника, парад, концерты сидя в общественном транспорте столь оживлённо, что не видим стоящих рядом ветеранов»- подумала я. Мы привыкли кричать. Зачем? Да, в нашей стране есть закономерность: кто громче кричит, того и слушаем. Мы с моим собеседником не против общественных демонстраций и считаем их достижением демократии. На протяжении всей российской истории нам мало давали свобод. Правильно сказал Дмитрий Анатольевич Медведев «Свобода – лучше несвобод». Но мы свободу чувствуем с беспределом. Перемены в нашей стране произошли столь быстро, что люди, опьянённые свободой, не понимают её, ущемляют свободы других своих сограждан. Владимир Ильич вспомнил интересный случай. Оба его сына служили в армии. После событий в Тбилиси он спросил своих сыновей: «Если б вам был дан приказ, участвовали ли бы вы в разгоне демонстрантов?» На что оба сына не смогли ответить. От ответа они просто ушли. Но позже, отцу и старшему сыну довелось быть свидетелями следующего: один из демонстрантов в Москве, яростно призывал толпу зарезать одного из оппонентов ножом по горлу. «И тогда мой сын сказал: «Вот его бы стоило убить. Его бы я убил». Свобода как анархия не нужна никому. Русские люди должны это понимать как никто! Мы заплатили цену, мы отдали дань истории, мы пролили на её алтарь реки крови. И всё впустую? Иначе может думать только человек необразованный, не знающий истории своей страны. Знающий человек же более уверен в своём будущем, потому что вряд ли уже повторит ошибки прошлого: свои личные и своих предков. Знания дают уверенность в себе. Владимир Ильич в три года остался сиротой, дрался в школе. Все знали, что бесить «Буню» не стоит – он «бешенный». Но книги, школа, университет, знания сделали его состоявшейся личностью, преподавателем нашего университета. История даёт ему повод гордиться, но не даёт повода для стыда. То, что было в нашей истории - этого стыдиться нельзя. Ведь на ошибках учатся. Стыдно только забывать об уроках. История даёт ответы на главные вопросы морали: что такое хорошо? и что такое плохо? История – главный судья, главный созидатель человечества. Именно она создала нас такими какие мы есть. Зачем же мы пренебрегаем собой? Пусть мы не чтим какие-то обрядовые традиции, но традиции русской души чтить мы должны. Мы не должны терять всё лучшее, заложенное в нас историей. Моему собеседнику удалось побывать в Грузии и стать очевидцем случая, который в наше время мог бы и не произойти. Там была одинокая бабушка, у которой совсем казалось бы никого не было. Но никто ей не отдал в дом престарелых. Вся улица её одержала и помогала ей как родной. Это удивительно. Это прекрасно. Теперь же что? « Я до сих пор не могу смотреть, как молодые девушки бросают своих детей, делают аборты, как дети оставляют своих родителей…» Разве этому учила нас история? Откуда мы этого набрались? Куда подевалась наша духовность? Почему голландцы говорят: «В нашей стране никогда бы не родился Достоевский»? Мы забыли, что духовность - это наша историческая черта, и нельзя отвергать её. Но нельзя категорично отвергать и опыт других стран. Однако, пользоваться им нужно осторожно. «Необходимо равное соотношение почвы и того, что мы на ней выращиваем»,- намекнул Владимир Ильич. А мы – сразу садим кукурузу. Таков уж менталитет. «Нет, нет, я хочу сегодня. Нет, нет, я хочу сейчас»,- пел Барыкин. Мы хотим жить так же хорошо как в Европе, иметь такой же достаток. Уже здесь и сейчас. Для такого развития нужны годы. А нам – сейчас! Но нужен ли нам скачок в виде революции? При любых новшествах необходимо учитывать особенности страны, её климат, площадь, душу, «почву». И садить что попало не нужно! Эгоизм в нашей душе – чужероден, он нам не свойственен. Раньше было иначе: жили для государства. Теперь нам на него плевать. Нас бросает из крайности в крайность. Наше чувство коллективизма замещается эгоизмом. Владимир Ильич приехал в амурскую область ни с чем, совсем не приспособленный к нашей жизни, в наших краях. Он был сражен добротой амурчан и их отзывчивостью. Его соседи тайком, украдкой меняли его сырые дрова на сухие и молчали. А без сухих дров титан было бы не затопить. Этот интересный, мудрый человек счастлив своими друзьями. Прошлое учит дружить, любить, не предавать и прощать. А недавно в одной из групп, где Владимир Ильич читал лекции, умерла староста. На вопрос, где она, студенты ответили так, будто она вышла в коридор… «Немецкое выражение «русиш швайнэ» времён войны очень обижало меня, это означает «русская свинья». Почему мы свиньи? Это так меня задевало». Мы забываем себя. Свою историю. Свою духовность. Кризис в нашей стране – из-за угрозы потерять её. И мы её постепенно теряем. Всё это происходит от незнания истории. От неуважительного отношения к ней. Неужели эти люди жили зря? Пренебрегая их опытом – всё равно, что пренебрежение к их жизням. Это всё равно, что топтаться по могилам, даже не зная имени, не говоря уже о жизни этих людей. Чем и как жили они? Не интересно? Но разве история одного человек – не часть истории России? Разве история России – не часть их жизни? Не часть нашей жизни? Неужели не обидно, когда нас называют свиньями? Когда мы на них становимся похожи…
Коллега! Поздравляю Вас с интересным человеком, встретившимся на Вашем журналистском пути! Знаю по опыту, насколько это редко бывает. А интервью - самая скучная рубрика в газете: задают стандартные вопросы, подразумевающие стандартные ответы. Почему бы это Ваше произведение не поместить в газете под рубрикой "Встречи с интересными людьми" и в дальнейшем вести эту рубрику? С добром, Ольга
Спасибо, Ольга. Очень приятно получить такую оценку от настоящего журналиста... я то - ещё только учусь
Значит, у Вас всё еще впереди! А у меня - в прошлом, но опыт никуда не пропадает. Если будут вопросы, с удовольствием отвечу. С добром, Ольга