Перейти к основному содержанию
ЛИТЕРАТУРА СДЕЛАЛА ПАУЗУ И КУШАЕТ "ТВИКС"
Было время славы и полета, Но десятилетия подряд Длилась и подземная работа, О которой вслух не говорят. Илья Фоняков Поэт живёт при любом режиме, Каждый режим погибает без поэта. Из дневника «Если человек не запечатлел себя в Слове, в литературе, то он не жил»,- такую мысль повсеместно распространяет издатель и писатель Юрий Кувалдин. Этим заблуждением живут многие русские начитанные люди. Особенно те, кто активно склоняется к сочинительству. А между тем ещё Александр Пушкин, наше всё, давший русскому сообществу смертельную дозу классической литературы, не уставал повторять, что литература - частное дело пишущего и читающего. Полтора столетия спустя эту мысль попытался отстоять Андрей Синявский в среде чрезмерно политизированных советских современников. Известно, что это закончилось для него судом, лагерем и вынужденным бегством за границу. Я искренне порадовался, что минувшее литературное десятилетие как-то попыталось реабилитировать мысль о частном деле писателя и читателя в сознании капиталистической общественности. Но что-то не получается прижиться этой очевидности среди нас, потому что то и дело преобладают слухи о кризисе литературы, изобилии мелкотемья, колоссальном упадке в изящной словесности. Поэтому производители, и особенно потребители литературы, очень часто остаются недовольными её итогами. Хотя, даже если бегло пробежаться по истории вопроса, так было всегда во всём мире, в том числе и в России. И наши дни не исключение. Вслед за такими агрессивными критиками я тоже сначала думал о кризисе современной литературы, поддерживал устно и письменно эту версию, пока случайно не окрылилась слепцу простая мысль, что никакого кризиса в изящной словесности, в том числе в ее основной для стихотворцев части – поэзии - не было и нет. Просто проза и поэзия развиваются более медленными темпами, чем читателю того хотелось бы. В ней часты затяжные паузы, которые длятся порой десятилетиями. Паузы, что вполне нормально и закономерно, а не кризисы. И никакой трагедии для литературы и её читателя в этом нет. Это ведь новости нуждаются в постоянном обновлении, а поэзия чем старше, тем пронзительнее. Например, человечеству потребовалось без малого четыреста лет, чтобы роман Сервантеса «Дон Кихот» осознать и признать самым лучшим литературным произведением в мире. Хотя всегда были мыслители, которые убеждали в этом человечество подвластными им средства. В России самым известным и авторитетным сторонником Сервантеса был Фёдор Достоевский. И как считает поэт Кирилл Ковальджи, продолжительные паузы литературе идут только на пользу. Вот и при нас (и на нас) литература сделала свою очередную творческую паузу. Писатели вынужденно присели в тени тишины помолчать. Какие они услышат последние новости тишины , никто, может быть, так и не узнает. Мне могут возразить: а что значит - помолчать? Вон столько за десять лет написано, сборниками завалены полки книжных магазинов - не разгрести! Цокают каблучки рифм, подтанцовывают лаковые штиблеты ритмов, нахально посвистывает косноязычье верлибра. Только что такого написано? Попробуйте по памяти , навскидку, прочесть лучшее? Ничего не помнится – сплошные метатексты в метапаузе интернетмесива, где то и дело идет подмена понятий: личную неудачу излишне эмоциональные литераторы возводят в систему провалов всей поэтической системы, не воспринимая паузу и себя в ней как законную формулу литературной жизни. Не раз скатывались к мысли о конце поэзии, которая вот-вот исчерпается в самом её начале, даже наши классики Баратынский и Пушкин. Пушкина из-за частого цитирования трогать не будем, но вот какую мысль попытался нам втолковать почти два века тому назад Евгений Абрамович: Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы. В таких же сходных условиях оказалось и наше поколение. Поэтому меня давно не покидает твёрдое ощущение, что мы прожили самое равнодушное десятилетие, в котором, появись поэты ранга Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Хлебникова, Цветаевой, Пастернака, Ахматовой или кого-то ещё из равновеликих, то страна, и особенно её народ- богоносец, их даже не заметили бы. А уж оценить бы новоявленных поэтов и вовсе не взялись. Разве только тысячи две-три тонких знатоков и ценителей написали бы в своих малотиражных газетах, журналах, в дневниках на Интернет -сайтах одобрительные или ругательные слова, которые вскоре забылись бы вместе со стихами. На дворе, бушуя, расширяется информационное пространство, а в нём доминирует дезинформация, влияние коей, по наблюдению Юрия Беликова, привело к тотальному разрушению и забвению поэзии, которую без суда и следствия этапировали за колючую проволоку духовного ГУЛАГа, где она бесприютно отсиживается под замком в одиночной камере постмодернистского плаги-АРТа. Поэтому открываются сегодня поэты не уровня Пушкина или Хлебникова, а шутовского мастерства Дмитрия Хвостова. Разухабистый стиль первого русского постмодерниста ( чего стоит только одно это : «зимой весна бывает летом») гр. Хвостова из пушкинского времени стал преобладать в современном стихотворном слове. Сегодня творчество гр. Хвостова осознано и воспринято многими за образец, его читают, на него ссылаются, он новоявленное торжество современного помутневшего от принудительной ко-медийно-сти и пародийности божественного глагола. Нынче - время Хвостовых, хотя фамилии ангажирующих публику поэтов другие. И на их фоне гр. Дмитрий Хвостов выглядит примерным классиком. А коль поэты такие, то минувшие десять лет и не жаль на время паузы. Ведь пауза в десять лет литературе не мешает. Поэтому я самокритично причисляю всех нас, в том числе и себя , к периоду литературной паузы, в которой: Воспроизводство хлеба и стихов - Такая повседневная работа… Но мир запуган ртами едоков, Готовящих поэтам эшафоты! Автор этих косноязычных строк - ваш покорный слуга. Скромная персона, почти никому не известный автор текущего литературного процесса написал эти строки лет пятнадцать тому назад, по существу отказавшись от божественного предназначения поэзии, которое царило до недавних пор. Написал, потому что интуитивно ощутил: поэт как гений, как личность умер, а взобрался на постамент( памятник себе) производитель текстов, массовый н(з)аполнитель попсовой задушевности, повседневный отражатель биологических мыслей всех и каждого в отдельности. Главный итог русской литературы последнего десятилетия: автор перестал быть привилегированным обладателем божественного глагола, а обзавелся униформой «белого воротничка» и производит рыночный товар, который перестал пользоваться спросом за пределами эстрады, сделавшей литературу законным продуктом экономики, где в базисе все еще стоит, но уже разрушается Слово. Пусть я повторюсь, но напомню, что коллективный разум поэзии Хвостовых подменил обожествлённую личность поэта - коллективный автор действует сегодня на поле дезинформации, где когда-то зеленела поэзия. Потому что производство стихов и литературы в целом подчинено не потребности духа, а плоти, живущей по законам рынка. И кстати классика хорошо вписывается в действующий рынок, поэтому с классиками все понятно: их нужно только вовремя переиздавать. А вот с новыми именами проблема : они кобенятся, страдают, не хотят писать, вплоть до разрушения и потери личности. Поэт сливается воедино с Ничто! Всякий новый поэт – не личность, каждый может стать каждым. Торжествует всеобщая похожесть, с помощью которой авторы стараются заполнить литературную пустоту будущего. Я всего лишь поделился своими ощущениями и наблюдениями. Многим они могут показаться бездоказательными, и пусть это их порадует. А мне достаточно того, что вы не огорчились моими словами. И если меня настойчиво попросят назвать имена лучших поэтов минувшего десятилетия, то, не смущаясь, скажу, что это Баратынский, Пушкин, Хлебников, Цветаева и (читай выше)… Без новых поэтов мы прожить это десятилетие паузы смогли, а без этих - никогда не проживём! Потому что из русских душу не вынуть, и, если поэтического человека поставить перед выбором – здоровье, еда или крылья, он выберет последнее - крылья, хотя, конечно, перед этим сытно покушает! И хотя, надо честно сознаться, таких людей немного, они все же надеются хотя бы со второй попытки озарить тьму материального бытия своим внутренним светом. Для этого и взяли паузу, чтобы провести подземную работу без слов, которая восстановит в информационном пространстве бытия порушенные гены и звенья кристаллической решетки поэзии. Ведь как бы ни доказывала информация свое первородство в Слове, у поэзии генетически больше прав на это, поскольку поэзия ДНК-овалась из слова Бог. ИЗ ОТКЛИКОВ НА СТАТЬЮ О ПАУЗЕ: Ну, Володя, слишком утопично, на мой взгляд, мнение о "паузе". Так-таки и нет поэтов? "Поэт в России - больше, чем поэт". А мы просто не успеваем иногда отследить все - вину тому Вы определили сами, назвав высокие технологии. Прорывов много, хотя поп-арт трудно к тому отнести уже потому (простите, тавт.), что ВСЕ ЭТО БЫЛО. Поздний сюрр имел уже и модерн+ и оснований для приставки пост- с точки зрения литературоведения нет. Да, не дадаисты, не Гофманы, но ВИДЯТ же! Слагают, передавая дух эпохи, хотите - "десятилетия", а это - уже СЛЕД. Оценить, же наличие Поэзии сможет только История, Вы к этому и склоняетесь по-донкихотски))) Все же думаю, Володя, есть Поэзия, есть ДАЖЕ ДРАМАТУРГИЯ (она всегда позади всех "телег")+ Другое дело рынок. Этот монстр, действительно, уничтожает и давит как Молох. И без пищи биологическое существо выжить не сможет, поэтому подрабатывают Мастера подмастерьями в газетно-жернальном "скоропорте". Только вот, не продавались бы, не путали с яичницей тот самый Дар. А статья - хороша! Дискуссионная площадка, выгодная. Задумалась я, спасибо Вам, Володя. Отправляйте свой "кораблик" в плаванье. С уважением, Инна Молчанова Иркутск. Володь, ну я прочитал. Первое: "Полтора столетия спустя эту мысль попытался отстоять Андрей Синявский в среде чрезмерно политизированных советских современников. Известно, что это закончилось для него судом, лагерем и вынужденным бегством за границу." Думаю, что не за эту, точнее не только и не столько за эту мысль его преследовали. Лишь один из кружков мишени, которую он нарисовал на своей спине. Второе: Я вообще с концепцией этой статьи несолидарен. На мой взгляд литература вообще и поэзия в частности не "отдыхает", а, если можно так сказать "мигрирует". Выдохлись Москва и Питер, русское зарубежье самоликвидировалось, но заговорили Урал и Сибирь. Дальше дальний восток, а там и вновь по кругу. Другое дело, что "интерес к литературе" и "поэтическая мода" диктуются по прежнему столицами. Вне них издаться нереально, только за свой счёт, которого, как правило нет. А там не принято вообще замечать, что происходит на "перефирии". Кроме того, сейчас в России идёт политически одобренный, если не спровоцированный, процесс массового оглупления. Это не только всеканальный Петросян, и многомиллионное тиражирование дашководонцовых, но и религиозное, в частности православное, наступление на мозги, и повсеместное обнищание, чтобы человеку просто некогда было думать ни о чём, кроме хлеба насущного. Необходимо, чтобы нация как можно скорее забыла свои недавние революционные настроения, и спокойненько "управлялась". Без незапланированных выебонов. Поэтому и уничтожаются театры, а строятся храмы. Да что я тебе говорю, ты и сам всё понимаешь. Но это значит не то, что поэтов нет, а то, что долго теперь будет не до них. Возможно - очень долго. Но не только до современных. Те же Пушкин, Баратынский и Хлебников, на фиг сейчас никому не упали. Великие Имена - Пустые Звуки. Это не пауза, не кризис литературы, а её подлинное место в нынешних реалиях, и вряд ли при нашей жизни будет иначе. Собственно ты это даже пишешь, противореча основной концепции: "мы прожили самое равнодушное десятилетие, в котором, появись поэты ранга Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Хлебникова, Цветаевой, Пастернака, Ахматовой или кого-то ещё из равновеликих, то страна, и особенно её народ- богоносец, их даже не заметили бы. А уж оценить бы новоявленных поэтов и вовсе не взялись." Так вот думаю именно так и обстоят дела! Поэты-то никуда не делись, но недоних. (Кстати, я на вскидку Пушкина вряд ли прочитаю, а современных (некоторых) легко. Вот ощущение в общих чертах. Если хочешь могу поподробнее, с именами и пр.,хотя суть не меняется. Твой Я "если мысль оттолкнувшись сама движется дальше, милости прошу, и буду несказанно рад." Мысль-то движется, куда ж ей деваться. В частности - иллюстрация, к тому о чём я говорил. Когда (в 2002г) я был в Москве, как победитель тогдашнего драм. конкурса, Гера Лукомников, совместно с тогда ещё живым Авалиани, устроил мне выступление в библ. Чехова. На выступлении, как позже выяснилось, случайно оказался итальянец изучающий русский язык (и, надо сказать, очень прилично им владеющий), кажется Уши Багга (примерно так, но не уверен). Так вот, примерно через год он приехал в Н-ск, чтобы познакомиться с "живой", как он выразился, поэзией. Специально для него удалось собрать шесть-семь поэтов, абсолютно разноплановых (слава богу, "поэтической школы" у нас нет) и даже разноуровневых. И мы часа два читали стихи. Итальянец пришёл в щенячий восторг, говорил, как здорово, что в России ( в отличии от Москвы и Питера!) живут и пишут настоящие прекрасные поэты, а на родине Данте поэзия вообще умерла, и т.д, и т.п... Наша пишущая братия краснела и тащилась, а мне было смертельно грустно. Шесть поэтов читают одному слушателю и радуются, что хоть кому-то интересно то, чем они занимаются. Мерзкое ощущение. И ещё. Мне не кажется, что нет "личностей". На мой взгляд, тот же Авалиани ничуть не менее значимая фигура, чем Хлебников, а Бродский для поэзии сделал не меньше Пушкина. Причём в более "трудных", даже с точки зрения конкуренции, условиях. Просто реальный интерес читателя к литературе снизился кардинально и будет продолжать падать. И это не плохо или хорошо. Просто факт, а значит нормально. В этих условиях и предстоит существовать. И писать для одиночек. Для себя в первую очередь. Вот такие измышлизмы на ночь глядя. Борис Гринберг Новосибирск В цветастой насыщенной речи Ты прячешь эпитетов сонм. От детства до нынешней встречи Тропинкой рассыпан поп-корн. Хрустящий, и нежный, и страстный, Не зерна, а вехи судьбы. Гарцуешь как воин бесстрашный, А мы расшибаем лбы О замкнутость фраз-афоризмов, Легко запасаемых впрок Сквозь дебри неологизмов Продраться не каждый смог. Но там, за невинным взглядом, За частоколом строк, В сосуде со сладким ядом Живет твой верлибро-бог! Галина Кравец Братск Здравствуйте, Владимир. Во-первых, извините, что задерживаюсь с ответом. У меня сломался компьютер (кажется, я говорила Вам), мне выслали какую-топрограммку, я ее запустила, и теперь, вроде, машина пашет... Однакоэто случилось (чудесное выздоровление) совсем недавно, и текст Ваш(который большой) я прочесть еще не успела. А вот заметку для круглого стола я просмотрела. Что ж, по настроению текста - с Вами не возможно не согласиться. По мелочам и фактам - можно поспорить. Но не хочется.Куда важнее - вот что. У Вас как-то не совсем понятно, что значит "литературная пауза"? С чьей позиции, с какой точки обзора надо посмотреть на литературный процесс, чтобы признать: да, пауза. С точки зрения "постхвостовцев" - паузы никакой нет (Вы говорите об этом),сплошная малина. С точки зрения работающих серьезных поэтов - это уже собственные ощущения каждого, тут мы не разберемся. С точки зрения читателя? Это смотря в какую сторону смотрит читатель... Я, как читатель, могу назвать десятка два-три литераторов (и очень молодых, в том числе), интересно и плодотворно работающих сейчас. Так чем последнее десятилетиеотличается от прочих? Вы же сами цитируете Баратынского, признаете, что всегда так было? В чем же "паузность"? Да, "интернетмесиво", шум, "ко-медийность". Но это же все никакого отношения к поэзии не имеет. Вернее говорить о том, что литература сегодня заглушается (для обывателя) псевдолитературой. Заглушается, но не перестает от этого быть, не делает остановки. Кстати, если я верно Вас поняла, и Вы относите паузу именно и только к литературе настоящей, то - маленькое противоречие, которое я заметила. "Попробуйте по памяти, навскидку, прочесть лучшее? Ничего не помнится - сплошные метатексты в метапаузе интернетмесива,где то и дело идет подмена понятий: личную неудачу излишне эмоциональные литераторы возводят в систему провалов всей поэтической системы, не воспринимая паузу и себя в ней как законную формулу литературной жизни..." "Пауза интернетмесива"? Интернет-писатели терпят личные неудачи? Да у них там все хорошо. "Мы в мейнстриме!" Никто ничем не заморачивается. Так все-таки, почему "пауза"? Только потому, что не собираются нынче стадионы? Только из-за ощущения ненужнсти?.. Я, правда, не понимаю, о чем Вы говорите. Т.е., интуитивно понимаю, ноболее менее четких контуров предмета разговора не угадываю. Вот, это всего лишь первые мыслишки, которые пришли мне в голову сразу после прочтения... С уважением, Марина Акимова Иркутск Здравствуй, Володя! Прочитал сегодня утром (на компьютере) твою первую посланную мне рукопись "Мысль живёт внутрь", все её 23 страницы. В ней ты высказываешь свои любимые мысли (известные мне по твоим прежним публикациям). Но я не устаю их слышать и слушать, потому что вообщем-то согласен с ними. Спорить здесь не о чем! Твои умозаключения о "новой поэзии" близки мне. Приятно снова слышать слова: Россия, Пушкин, свободный стих, верлибр, хокку, постмодернизм, Интернет, "Чёрный квадрат"... Я привык к звучанию этих слов, как привыкают к звукам музыки в радиоточках. Мне понятна твоя мысль о том, что "в современной словесности происходит замена Божественного глагола на чёрный глагол" (стр. 3). Я тоже много писал об этом в своих верлибрах и хокку. У нас в провинции (в Карелии) есть свой космист и поэт Юрий Линник со своими публикациями и коллекцией картин, Но это особый разговор. Евгений Евтушенко тоже "наш поэт". В Петрозаводске выросла его жена, здесь он её встретил (в ПГУ), она родила ему сыновей. Я часто видел и слышал здесь Евгений Евтушенко, писал о нём стихи. Читать рукопись было интересно! Спасибо тебе за неё. Валерий Березовский. Здравствуй, Володя! Прочёл утром вторую (короткую, в 3 стр.) твою статью. Странное впечатление, неожиданное! Ты же, вроде, в Сибире единственный известный мне фанат "новой поэзии". Пишешь интересные экспромты, верлибры, тексты в коротких жанрах... И вдруг такой откат в статье!..Как бы открылись все гробы поэтов 19 века, и из них потянуло затхлостью. Классика смердит! Жива она только для ветеранов с их медалями. Ты меня прости, но меня завораживает поэтический "интернетмассив" и "метатексты" некоторых авторов. Я сам не знаю, что с этим делать! Но, по моему мнению, "метапаузы" в современной поэзии нет, есть новая стадия развития поэзии. После длительной "подземной работы" джины "новой поэзии" наконец-то вырвались на свободу!.. Может быть, я что-то не так понял? Твоя статья завораживает "страстностью"... В.Березовский Привет, Володя! Спасибо за весьма недурную статью. Конечно, можно, сомневаясь, придраться к деталям, – усомниться, как ты понимаешь, всегда можно. Но не в том дело. Главное, что за текстом стоит верное чувство и ощущение ситуации и проблемы. Всё так. К словам Баратынского можно прибавить еще пару строк Вяземского: «Поэт совсем был поглощен толпой, И неба знак смыт светскою волной…» Тут тема бесконечная, и можно говорить о пересечении вечного –«небесного» – положения истинного поэта, которое само по себе уже есть конфликт с материальным бытием, с временными – «десять лет» – периодами обостренного бездушия человечества относительнопоэта и поэзии. Плюс мировая ситуация обезбожения человека вообще(о которой косвенно говорит Баратынский и прямо – Тютчев),возводящая это пересечение в куб. И так далее… Под следующими твоими строчками подписываюсь как под своими: «Но мир запуган ртами едоков, Готовящих поэтам эшафоты!» «массовый н(з)аполнитель попсовой задушевности» «биологических мыслей всех и каждого в отдельности» «эстрады, сделавшей литературу законным продуктом экономики» «плоти, живущей по законам рынка» «Торжествует всеобщая похожесть» «озарить тьму материального бытия своим внутренним светом» «Всякий новый поэт – не личность, каждый может стать каждым.» Всё же по мне точнее было бы сказать так: всякий новый стихотворец – не поэт… По формуле Цветаевой, лучше которой вряд ли можно придумать, ПОЭТ ЕСТЬ РАВЕНСТВО ДАРА ДУШИ И ГЛАГОЛА. Получается, что из сонма пишущих поэт и есть тот, кто равным образом наделен даром души, поэт есть душа, поэт есть личность. Ладно. Если ты в он-лайне с Ириной Медведевой, то передавай ей привет и скажи, что я пытаюсь выбраться из-под развалин своего быта и своих творческих намерений не оставляю. Я не хочу жаловаться на жизнь и, кажется, не сообщал тебе, что в эту осень повторилась беда двухлетней давности: моя пожизненная спутница сломала вторую ногу, и на сей раз выбарахтываться приходится труднее. Пока. Костя Иванов. Новосибирск 15.12.5
Владимир, это, простите меня, всё философствование. В те эпохи, когда жили все вами вышеперечисленные, некто, имярек не признавал ни Цветаеву, ни Лермонтова, которого я (лично) ставлю выше Пушкина, ни Мандельштама и т.д. Бродского так и по сей день не все считают поэтом. Это извечный вопрос о курице и яйце, которого (вопроса) в принципе не существует. Большое, как известно, видится на расстоянии. Потом, если вы ограничиваетесь только русскоязычной литературой - это одно дело, а если подразумеваете и европейскую, и американскую литературу - будьте осторожны. С уважением А. П.
Ограничиваюсь русской литературой. Другой я не знаю в оригинале языка, а только в переводах.
Володь, да никуда не делась поэзия :) И не денется :) А чего в статье никак Бродский не упомянут?
Бродский умер десять лет тому назад. И разве он классик? Не убежден! :wink5:
в последнее десятелетие зато возникли танкетки, распространился по России жанр хайку и еще много чего... многое, конечно инет обесценивает своим валом... но все же лично мои самые любимые поэты - из виртуала родом, а не из классиков)увы) хотя и такие настроения мне близки... "самозамкнутый островок эпохи": http://www.my-works.org/content/works/text.html?text_id=14570 конечно мы все за статус искусства в обществе - переживаем...- переживет ли? :angelsmiley: