Перейти к основному содержанию
Скрипка Дьявола
Мефисто, друг, боготворю тебя! Ты почестей достоин, непременно – За Фауста не дам я и рубля, Хотя он держится высокомерно. Безумец с изувеченной душой, Бесстыдник пошлых чувств и наслаждений, Двусмысленно глумился над тобой В плену своих ничтожных убеждений. Предавший Маргариту и любовь Он лицемерно воспевал свободу, А Вагнеру внушал: «Не прекословь!» И всё старался в спорах дуть на воду. Устрой нам встречу в полуночный час – Переломаю ноги костоправу, Клянусь, надолго он запомнит нас, А душу – примешь платой за расправу. Не следует тебе общаться с ним – Ты бестелесно люб, как херувим. Скрипка Дьявола
Стихотворение конкурсное. К сожалению (понятно, это мое личное мнение) не до конца понятое. Не говоря о стилистики, замечания были следующие: не понятно от какого лица ведется монолог, почему Дьявол сравнивается с Ангелом , отчего это Вагнер на воду дует… Подумал, что стоит объяснить авторское понимание того, что представлено. Итак, приватное (скрытое) обращение к Дьяволу. Надо знать, где он этот Дьявол в облике Мефистофеля находится, чтобы к нему обратить? Так вот – Он внутри каждого из нас, внутри читателя, в черных глубинах человеческой души. Больше его нигде нет. Дьявол есть одна из человеческих сущностей, не более того. Да, представляется он художественными образами, но суть то внутренняя, человеческая. И вот это в стихотворении и есть внутреннее обращение человека к своей дьявольской сущности. Монолог от внутреннего Эго человеческого. Т.е. это я сам обращаюсь к Дьяволу, который во мне. И каждый читающий индивидуально приватно обращается в своему внутреннему Мефистофелю. И вот здесь возникают интересные взаимоотношения. Своего внутреннего Дьявола я не желаю представлять в его истинно дьявольских деяниях. Я вступаю с ним в отношения, в которых лицемерно хочу в своем внутреннем Дьяволе видеть Ангела. Я запанибратски обращаюсь к нему, называю другом, в надежде, что Он признает меня своим. Я начинаю говорить о его признании, почестях, не упоминая о дьявольской сущности. Чтобы возвыситься в Его глазах, я охаиваю окружающий мир. Начинаю глумиться над Фаустом, в чем-то слабым, сомневающимся, идущим на помощь больным и ущербным, совершающим ошибки. И тем самым, стараюсь превознести свою гнилую сущность. Я ползу к своему Дьяволу, выклянчивая ночь, чтобы во тьме, незаметно для окружающих вершить свои подленькие, преступные, дьявольские делишки. И уже до того со своей проданной этому Дьяволу частью души, готов продать эту душу целиком. Хотим мы того или нет, но любое облагораживание нашей внутренней частичной дьявольской сути дает негласное право Дьяволу проявиться в нас во всей свое дьявольской отвратительности. Любое запанибратство с нечистой силой, облагораживание ее чревато предсказуемыми последствиями: Дьявол всегда остается Дьяволом. Хотя внутри себя мы желаем, чтобы он был Ангелом. Безумное заблуждение. Бойтесь его мести.