Перейти к основному содержанию
Льюис Кэрролл-3: Математик купил фотоаппарат
Льюис Кэрролл, настоящее имя Чарлз Латвидж Доджсон. Молодой Доджсон был около шести футов ростом (183 см), строен и красив, со вьющимися каштановыми волосами и голубыми глазами. Имел асимметричную внешность. Одно плечо у него было чуть выше другого; улыбаясь, слегка кривил губы; глаза находились не на одном уровне. Он был глух на одно ухо и страдал заиканием, от которого у него дрожала верхняя губа. Он был робок и мог часами молча сидеть на светском приеме. Ребенком увлекался кукольным театром, жонглировал и всю жизнь с удовольствием показывал фокусы. Любил шахматы, крокет, триктрак и бильярд. Был заядлым театралом. В детстве мечтал стать художником. Не курил. Никогда не держал домашних животных. Доджсон занимал должность профессора математики в Оксфорде и был благочестивым дьяконом англиканской церкви. Среди студентов прослыл самым скучным лектором в мире. Благополучный и добропорядочный гражданин Доджсон отправил за свою жизнь более ста тысяч писем. Перед тем как сесть за письмо, он тщательно выбирал лист бумаги такого формата, чтобы исписать его полностью, и заполнял каллиграфическим почерком. Для своей обширной переписки он частично использовал пишущую машинку после ее изобретения, и запатентовал способ выравнивания строк по правому полю. Доджсон придумал двустороннюю клейкую ленту, чтобы запечатывать конверты; два шифра криптографии, а также систему для запоминания чисел. С ее помощью число «пи» он помнил до семьдесят шестого знака. В процессе работы над изданием поэмы «Охота на Снарка» (The Huntingof the Snark; 1876) Доджсон изобрел суперобложку. В то время книги выходили из типографии обернутыми в простую бумагу. Доджсон распорядился, чтобы на корешке и на лицевой стороне обертки были напечатаны ее название и имя автора. «Их нужно напечатать на обертке, — наставлял он издателей, — тогда книгу не надо будет вынимать из чехла и она не будет пачкаться, сохранит свежий вид». Он вел регистрационный журнал своей переписки, который начал 1 января 1861 г. и закончил 1 января 1892 г., где зарегистрировал 98921 отправленное письмо. Система писания эпистолярных сообщений изложена в его книге «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» (Eightor Nine Wise Words about Letter-Writing; 1889). У Доджсона отдельно существовал регистрационный журнал, который велся для корреспонденции, получаемой им в качестве куратора «Клуба профессоров» оксфордского колледжа Крайст-Черч. Гипотетическая цифра писем, отправленных за последние 37 лет его жизни, составляет 103721 письмо. Последнее было отправлено за неделю до смерти. Число писем, написанных за первые двадцать с лишним лет его жизни, неизвестно. Из всех написанных им писем сохранились немногим более 4000. В 1979 году издан двухтомник писем Доджсона (The letters of Lewis Carroll, ed. by Morton N. Cohen, with the assistance of Roger Lancelyn Green), где опубликовано 1305 его писем. 141 письмо, написанные им юным друзьям, вошли в сборник «Из писем к детям» (A Selection From The Letters Of Lewis Carroll To His Child-Friends 1864-1893; издан в 1933). На протяжении всей жизни Доджсон страдал от бессонницы и мигреней. Небезосновательно считается, что он постоянно принимал лекарство с содержанием опиума - лауданум. В своем дневнике он описывал приступы головной боли, которые, скорее всего, были мигренью с аурой. Врачи, которые осматривали его, также предполагали, что он болен эпилепсией, но в то время не было методов диагностики, которые позволили бы поставить точный диагноз. Чарлз Доджсон страдал эндокринной психопатией. Этот неловкий и застенчивый человек совершенно преображался в компании маленьких детей. Он рассказывал им истории, которые рождались из галлюцинаций, посещавших его во время бессонницы. Помимо всего он страдал от кастрационного комплекса, боясь потерять способность получать эротическое удовольствие во время соития. Он был суетливым, чопорным, привередливым, чудаковатым, добрым и кротким аккуратистом-холостяком, ведущим бесполую жизнь. Доджсон ни разу не был женат, своих детей не имел. Чарльз Доджсон умер девственником. МАТЕМАТИК КУПИЛ ФОТОАППАРАТ Чарлз Доджсон занимался евклидовой геометрией, линейной и матричной алгеброй, математическим анализом, теорией вероятности, математической логикой и рекреационной математикой, - играми и головоломками. Преподаватель математики Доджсон имел хобби: фотограф-любитель, художник-любитель, писатель-любитель. Список изданий (1845-1898), выпущенных в свет Доджсоном-Кэрроллом, содержит 286 названий. Пробуждение интереса к фотографии зафиксировано в дневниковой записи от 22 января 1856 года: «Написал дяде Скеффингтону (Skeffington Lutwidge), прося достать мне фотографический аппарат, поскольку хочу найти для себя занятие, помимо чтения и сочинительства». «Камера с объективом и прочим будет стоить фунтов 15, не менее», - записал он тогда же, а более поздняя запись в том же году содержит признание: «Это моя единственная забава, и, я полагаю, она заслуживает серьезного отношения». 18 марта 1856 года с товарищем по Крайст-Черч, врачом Реджиналдом Саути (Reginald Southey; 1835-1899), пользовашимся репутацией опытного фотографа-любителя, он отправился покупать аппарат в магазин Т. Оттивелла на Шарлотт-стрит, что неподалеку от Кларендон-роуд. Реджинальд Саути учил Доджсона обращаться с фотокамерой. Первые фотографии Доджсон сделал в Крайст-Черч, пробуя себя в разных жанрах: от скелетов (Skeleton oft he sunfish; 1857), кукол, собак, статуй, деревьев до окрестных ландшафтов (Broad Walkin Christ Church Meadow; 1861). Чарлз Доджсон использовал мокрый коллоидный процесс (1851), который был изобретен за пять лет до его первых фотографических поллюций, и требовал последовательного проведения семи операций. Рецепт wetcollodion process (мокрый коллоидный процесс): Вначале нужно было тщательно очистить и отполировать прозрачную стеклянную пластинку, вырезанную согласно формату. Затем пластинку поливали соответствующим количеством вязкого коллодия с примесью йодированной или бромистой соли, до равномерного распределения по всей поверхности. В тусклом оранжевом свете темной комнаты она сенсибилизировалась (если еще была липкой) в течение пяти минут в растворе нитрата серебра, в котором теряла бледножелтый цвет в результате выпадения осадка галогенида серебра. После стекания раствора пластинка в мокром виде вкладывалась в кассету съемочной камеры. Там ее экспонировали. Фотограф возвращался в темную комнату, поливал экспонированную пластинку раствором пирогалловой кислоты или проявителем с сульфатом железа, что приводило к быстрому появлению не очень яркого изображения, затем пластинка промывалась в воде. После этого изображение закрепляли раствором тиосульфата натрия или цианида калия и тщательно промывали в проточной воде. Наконец, пластинку сушили над слабым пламенем спиртовки и еще в горячем состоянии полировали. Для экспонирования изображения требовалось менее 30 секунд. При этом снимки отличались четкостью и выразительностью оттенков. Получался негатив на стеклянной основе, с которого можно было печатать позитивы на бумаге, получая любое количество отпечатков. Такой снимок назывался амбротипом или тинтипом. ДОДЖСОН - ОХОТНИК ЗА ГОЛОВАМИ Делать снимки на мокрый коллоид - для этого нужно быть психом-первопроходцем, либо фанатом с четкой целью. Доджсон видел свое занятие фотографией как социальный лифт, который откроет ему, юноше из деревни и сыну пастора, лазейку к высшему светскому обществу. (He also found photography to be a useful entree into higher social circles.) В то самое время, когда миссис Лидделл, мать девочки-прообраза «Алисы из Страны чудес», становится «охотницей на королей» для своих подрастающих дочерей, Чарлз Доджсон выбирает подобную стезю «охотника на львов», как он сам обозначил свое амплуа. Многие знаменитые люди имели к Оксфорду отношение, и должность профессора в нем открывала неограниченные возможности для обращения с просьбой о фото. Логик и математик Доджсон поставил на Zero, на семейные портреты VIP'ов и фото их детей. В политике он был тори (Tory), лорды и леди вызывали в нем благоговейный трепет. Фотографировал Доджсон бесплатно. Бастион королевского двора начал покоряться ему, когда он стал широко известен как автор сказок об девочке Алисе в Стране чудес и Зазеркалье. В октябре 1859 года принц Уэльский (1901-1910), будущий король Эдуард VII, стал студентом Крайст-Черч и поселился в Оксфорде. К нему с просьбой о фотосессии Доджсон обратился лично, но получил отказ. 12 декабря 1860 года Крайст-Черч посетила королева Виктория. Через третьих лиц Доджсон пытался добиться позволения ее сфотографировать. Безрезультатно. В ноябре 1863 года года он сфотографировал представителя монархии кронпринца Дании, наследника датского престола принца Фредерика. На следующий год через третьих лиц он получил одобрение королевы Виктории. Доджсон записал в дневнике: «Получил письмо от миссис Рид, в которое вложена записка от леди А. Стенли (жены настоятеля Вестминстерского аббатства) к леди А. М. Доусон, где та рассказывает, что показывала мои фотографии королеве и ей было поручено передать, что: «Ее величество ими восхищается. Такие снимки во вкусе принца-консорта и доставили бы ему огромное удовольствие.» 24 мая 1875 года Доджсон в письме университетскому наставнику принца Леопольда спросил, не разрешит ли его высочество сфотографировать его. Принц Леопольд одобрил эту идею и пригласил Доджсона на ланч. За стол сели шестеро, и Доджсон занял место рядом с принцем Леопольдом. Через неделю Леопольд нанес Доджсону визит и вместе со своим наставником провел у него около полутора часов, рассматривая фотографии и позируя. Доджсон сделал два портрета, но оба получились нечеткими. Не ограничиваясь королевскими особами, Доджсон фотографирует ученых и художественную богему. Многим из портретируемых он становится другом. Постепенно в свой актив записывает Джона Милле (John Everett Millais), писателя и поэта Джорджа Макдональда (Mac Donald), биолога и педагога Томаса Гексли (Thomas Henry Huxley; 1825–1895), физика и экспериментатора Майкла Фарадея (Michael Faraday; 1791-1867), драматурга и критика Тома Тейлора (Том Taylor; 1817-1880), мега-стар театральных подмостков актрису Эллен Терри (Ellen Terry; 1847-1928). В начале 1857 года Чарлз отметил в дневнике, что читает книгу Рёскина «Прерафаэлиты», летом того же года познакомился с Артуром Хьюзом (Arthur Hughes; 1831-1915), который вместе с товарищами по «Братству прерафаэлитов» расписывал новый Зал дебатов Дискуссионного общества Оксфордского университета. В последующие годы он часто встречался с художником, его семьей и дочерьми. Купленная им картина Хьюза «Девушка с сиренью» висела в его гостиной до конца его дней. 16 апреля 1858 года Чарлз посетил скульптора Александра Манро (Alexander Munro; 1825-1871) и познакомился с его работами. Чарлз записал в дневнике: «Он дал мне carte-blanche фотографировать в его студии всё, что я пожелаю, когда я буду в Лондоне в июне, вне зависимости от того, будет он в городе или нет. Приехать к нему с камерой - очень соблазнительное предложение». В 1859-1860 годах Доджсон сделал фотографии его скульптур, Манро за работой в своей мастерской и с дочерьми. В сентябре 1863 года Манро познакомил Чарлза с Данте Габриелем Россетти (Dante Gabriel Rossetti), сыном итальянского эмигранта-республиканца, известным поэтом и художником, возглавившим «Братство прерафаэлитов». Фотографии Доджсона вызывали у Россетти восхищение. В одном из писем он обращается к Доджсону: «Я опять тревожу вас просьбами о фотографиях. Все так восхищаются ими!». Он заказывает 30 копий, не останавливаясь перед расходами. Чарлз Доджсон выказывал почтение к художнику и писателю Джону Рёскину (John Ruskin). Ко времени их знакомства Чарльзу было 25 лет, а Рёскин был тринадцатью годами старше, и близкой дружбы у них не возникло. Вскоре после знакомства Чарлз попросил Рёскина посмотреть его рисунки, он хотел выслушать мнение критика, на которого мог полностью положиться. Тот высказался прямо, без всяких околичностей: он полагал, что Чарлзу «недостает таланта, чтобы позволить себе тратить время на рисование», прибавив, однако, что «вместе с тем все, кто видят его фотографии, восхищаются ими». Доджсон мечтал сделать фотопортрет художника и не раз подступал к нему с предложением, но он упорно отказывался. Лишь в 1875 году, после 18-ти лет знакомства Рескин, наконец, согласился. ЛОРД НОМЕР ОДИН, НЕУЛОВИМЫЙ КУМИР Чарлз Доджсон высоко ценил поэзию английского поэта сентиментально-консервативного направления Альфреда Теннисона (Alfred Tennyson; 1809-1892). В 1855 году вышел в свет его поэтический сборник «Мод и другие стихи» (Maudand Other Poems). 16 апреля того же года Чарлз Доджсон купил этот сборник Теннинсона и в один день прочел монодраму «Мод». Она состояла из отдельных стихотворений с общим героем. Это история трагической любви, изложенная от имени несчастного героя, который произносит пламенные речи против пошлости окружающей жизни и благословляет войну как средство возбудить взрыв благородных чувств и заставить замолкнуть дух наживы, охвативший Англию. «Мод» произвела на Чарлза глубокое впечатление. Он хотел познакомиться и сфотографировать ее автора, творчеством которого восхищался долгое время. Двадцатью пятью годами ранее выхода «Мод и другие стихи» через Францию летом 1830 Теннисон с университетским другом Артуром Хэлламом нелегально провез деньги для испанских повстанцев, но вернулся в Англию убежденным противником революции. В декабре 1832 Теннисон выпустил третий сборник «Стихотворения» (Poems), включавший ранние редакции таких прославленных его произведений, как «Пожиратели лотоса» (The Lotos Eaters) и «Владычица Шалотт» (The Lady of Shalott). В начале 1838 года состоялась помолвка поэта с Эмили Селвуд, сестрой жены его брата Чарлза. Через два года семья Селвуд, разуверившись в материальной состоятельности Теннисона, расторгла помолвку. В 1842 г. вышло новое издание стихов Теннисона, в которое вошли самые известные из его лирических стихотворений и поэм. В этом сборнике проявилось также особое искусство Теннисона создавать поэтические женские образы: Лилиана, Майская королева, Элинора, - галерея неувядаемых женских характеров. Сборник выдвинул Теннисона в ряд первоклассных английских поэтов. В 1845 друзья Теннисона выхлопотали ему государственное пособие, и в 1847 Теннинсон выпустил в свет свою первую зрелую поэму «Принцесса» (The Princess), - фантазию на тему женского равноправия. В мае 1850 вышла In Memoriam A.H.H. (лат. «в память»). Вначале книга вышла анонимно, но никто не сомневался в том, что один только Теннисон мог написать её. В поэме, оплакивающей кончину в 1833 его друга Хэллама, запечатлелись также плоды многолетних раздумий поэта над великими вопросами любви, жизни и смерти. Успех In Memoriam был стремительным. В считанные дни Теннинсон женился на Эмили Селвуд, а еще через четыре месяца королева Виктория пожаловала ему звание поэта-лауреата. В 1853 Теннисон переехал на остров Уайт, где сочинил кипящую страстями драму «Мод» (Maud, 1855). В августе 1857 года Доджсон со своим отцом гостили у старого друга отца, епископа Лонгли. В один из дней Доджсон устроил фотосъемку гостей епископа. Среди них оказались некая миссис Уэлд с дочерью Агнесс Грейс. Девочка Агнесс не обладала внешностью топ-модели, и Доджсон снимал ее образе Красной Шапочки, в плаще с корзинкой в руках перед живой изгородью. Беседуя с миссис Уэлд, он неожиданно обнаружил, что Агнесс Грейс приходится Теннисону племянницей - сестра миссис Уэлд была женой Теннинсона! Когда фотографии были готовы, Чарлз вручил их миссис Уэлд, присовокупив несколько экземпляров для мистера Теннисона - если тот соблаговолит их принять. Спустя две недели ему передали, что «Красная Шапочка» восхитила поэта — он назвал фотографию «настоящей жемчужиной». 3 сентября 1857 года Доджсон отправился в Шотландию, где провел три недели вместе со своими братьями Скеффингтоном и Эдвином. На обратном пути он остановился у приятеля в «Озерном крае» (Lake District) возле озера Конистон. Неподалеку от него обосновался на лето Теннисон с семьей. Не раздумывая, Доджсон, по его словам, «взял на себя смелость посетить их». Поэта дома не оказалось, приняла его миссис Теннисон и познакомила с двумя сыновьями. «Я не встречал более красивых мальчиков этого возраста», — записал Чарлз. Он договорился сделать их портреты и через несколько дней нанес второй визит. В это время произошла его встреча с поэтом. Говорили о фотографии, которая всё еще оставалась удивительной новинкой. Теннисона она очень интересовала; он признался, что и сам хотел бы ей заняться, но боится, что ему не хватит терпения. Он согласился позировать Чарлзу, и вскоре портрет был готов. Сфотографировал он и сыновей Теннисона Лайонела и Галлама, названного в память университетского друга Теннисона, поэта Артура Генри Галлама, умершего в возрасте двадцати двух лет. Ему посвящена поэма In Memoriam, одно из лучших творений поэта. Чарлз столь высоко ценил эту поэму, что в 1861 году убедил своих сестер составить к ней подробный указатель: в нем было три тысячи пунктов. С разрешения Теннисона указатель был отпечатан в типографии и экземпляр послан ему. В последующие годы было еще несколько встреч, последняя в апреле 1862 года. Чарлз по-прежнему внимательно следил за публикациями Теннисона; однако с ним более не встречался. Когда в 1865 году вышли «Приключения Алисы в Стране чудес», Чарлз послал поэту авторский экземпляр; но Теннисон не откликнулся. По-видимому, Чарлз остался в его памяти скромным преподавателем, увлеченным фотографией; возможно даже, что он не соединил его с псевдонимом «Льюис Кэрролл». Альфред Теннинсон - любимый поэт королевы Виктории. В 1884 году Теннисону был присвоен созданный специально для него титул барона Теннисона Элдвортского, в графстве Суссекс, и Фрешуотерского, на острове Уайт (Baron Tennyson, of Aldworthinthe County of Sussexand of FreshwaterintheIsle of Wight), принадлежащий к пэрству Великобритании. Теннисон (1-й барон Теннисон, 1st Baron Tennyson или лорд Теннисон, Lord Tennyson) ранее отказывался от титула в 1865 и 1868 годах. 11 марта 1884 г. он занял место в Палате лордов. Его последним, написанным за день до смерти, стихотворением было Crossingthe Bar — религиозные строфы, говорившие о примирении со смертью; переложенные на музыку, они были исполнены в день его похорон. В момент его смерти на одеяле кровати лежал томик шекспировской пьесы «Цимбелин» (Cymbeline; написана между 1609 и 1610). В ней персонаж Постум адресует Имогене слова: «Пока я жив — как плод на дереве держись на мне!» (Hang there like fruit, my soul, Till the tree die). Лорд Теннисон всю жизнь считал эти строки самыми трогательными и одухотворёнными во всём творчестве Шекспира. ЛОРД НОМЕР ДВА, В БУДУЩЕМ ТРИЖДЫ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Крупной удачей Доджсона стало его знакомство с лордом Солсбери (Robert Arthur Talbot Gascoyne-Cecil, 3rd Marquess of Salisbury, 1830-1903), который в июне 1870 года занял пост канцлера Оксфордского университета. Доджсон был представлен жене канцлера леди Солсбери. Знакомил их бывший ректор колледжа Крайс-Черч Генри Лидделл, к тому времени ставший вице-канцлером оксфордского университета. Образно говоря, передал по наследству назойливого фотографа старшему по должности Солсбери. Доджсон немедля обратился к леди Солсбери с просьбой позволить сфотографировать ее детей. Ему ответили согласием. «Подозреваю, что основной причиной столь любезного приема была «Страна Чудес», - записал в дневнике Доджсон. На следующий день после их знакомства семейство Солсбери навещало Доджсона. Сначала Солсбери, в прошлом сам выпускник колледжа Крайст-Черч, сфотографировался один, в мантии, потом с сыновьями. После обеда приехала леди Солсбери с дочерьми. Когда леди Солсбери «удалилась делать визиты и оставила детей», Доджсон фотографировал девочек, леди Мод и леди Гвендолин, и всех четверых детей вместе. Его часто приглашали в Хэтфилд-хаус, поместье лорда Солсбери; нередко он проводил там канун рождества, рассказывая детям сказки. С лордом Солсбери у Доджсона нашлись общие интересы, его занимали математика и теология. Доджсон сделал «дубль-два» из знакомства с лордом Солсбери. Если из сотрудничества с Лидделлами вырисовались две сказки «Алисы», то в результате общения с дочерьми Солсбери впоследствии появились два тома его романа «Сильви и Бруно». Доджсон принял во внимание прежние свои недочеты, не стал влюблять в себя дочерей лорда и сам бегать за ними. Многолетняя работа на романом началась с небольшого сюжета «Месть Бруно», который был рассказан девочкам Мод и Гвендолен, и в 1867 году был напечатан в «Журнале тетушки Джуди». В январе 1873 года Чарлз Доджсон продолжает рассказывать истории о Сильви и Бруно дочерям лорда Солсбери. Рождество 1874 года он проводит в Хэтфилд-хаусе, фамильной резиденции маркизов Солсбери, где развлекает детей историей про принца Уггуга, которая впоследствии войдет в его роман «Сильвия и Бруно». Их знакомство длилось более четверти века. Лорд Солсбери в будущем трижды стал премьер-министром Англии, а также служил четырежды министром иностранных дел.