Перейти к основному содержанию
ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ, ГРЯЗНЫЕ И ЗЛЫЕ
\"Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления\". (М.Е.Салтыков-Щедрин). Все мы - народ, включая и власть имущих. Что наверху. то и внизу. Как говорил Конфуций, звёзды в своём беге сражаются за людей. Организуют для них (и для себя, разумеется, тоже) разнообразные развлекательные зрелища. Ведь вечерами массы чувствуют себя особенно одинокими, потому что практически каждый оказывается в дурной компании самого себя. В 1976 году итальянский режиссёр Этторе Скола снял фильм \"Отвратительные, грязные и злые\". На окраине Рима в жалкой халупе обитает огромное семейство старого одноглазого Джачинто - это его жена, дети, внуки, племянники, шурины, золовки и прочие, включая его полупарализованную мать, не вылезающую из кресла-качалки. Но \"это не родственники, это враги!\" - говорит о них Джачинто. Вся семья знает, что у него где-то припрятан миллион и упорно, но тщетно охотится за ним, оправдывая мудрую китайскую пословицу: \"Даже плохой огород лучше хорошей родни\". Единственный, вызывающий сочувствие персонаж картины- это сам Джачинто, видимо, потому что он явно имеет задатки лидера. Этот фильм примечателен тем, что в нём отсутствует даже малейший намёк на сочувствие к «униженным и оскорблённым» - одна лишь неприглядная и одновременно комичная, подлинная картинка жизни. Не случайно Артур Шопенгауэр любил именовать народ эпитетом \"людская сволочь\". Однако, политики редко озвучивают свои реальные представления о народе, потому что народы так же падки на лесть, как и они сами. В чём причина того, что герои фильма - отвратительные, грязные и злые? Нищета материальная плодит нищету духовную? Скорее наоборот. Можно сказать и так: нищета духовная отравляет пространство жизни своим невидимым ядом - независимо от материального и социального положения носителей бездуховности. Власть и народ объединяются в своём категорическом неприятии тех, кто живёт \"не как все\". В таком контексте отвратительные, грязные и злые - это и те и другие. Возможно, поэтому французский мыслитель 19 века Жозеф де Местр сказал: каждый народ имеет такую власть, которую он заслуживает. Народ постоянно и очень решительно пресекает тенденции, направленные на его прекраснодушную идеализацию. Это свойство народа отметил в своё время Никколо Макиавелли и сделал из него выводы, необходимые для власти: любая практическая политика находится за пределами нравственности. (Согласно определению Людвига Берне, \"тайна власти состоит в том, чтобы знать - другие ещё трусливее нас\"). Каждый публичный политик своими ежедневными действиями или бездействиями убивает такое количество людей, которое не снилось ни одному серийному маньяку. Ведь то, что в обычной жизни называется убийством, в политике именуется \"нанести большой урон неприятелю\". Любая власть, как известно, развращает, а отсутствие власти развращает абсолютно. Парадокс Макиавелли заключается в том, что, с одной стороны он в течение всей своей жизни гонялся за ложным призраком общественного успеха, а с другой - ненавидел и презирал своё собственное окружение, то есть, то же самое общество, включая и власть и народ, в глазах которых он стремился возвыситься. С одной стороны, он прекрасно видел, что \"рыба гниёт с головы\". А с другой, после того, как его карьера потерпела крах, он был вынужден долгие годы сидеть в деревне и поневоле общаться с народом. Несчастный играл каждый вечер в карты с безграмотными мужиками. И при этом он горестно рассуждал: \"Так, спутавшись с этими гнидами, я спасаю свой мозг от плесени и даю волю злой судьбине - пусть она истопчет меня как следует, и я посмотрю, не сделается ли ей стыдно\". Невыносима трагедия итальянского мыслителя! В очередной раз в его лице самосознающий ум стал для мыслящего человека источником постоянного унижения. А его жизнь превратилась, соответственно, в подлое и безнаказанное издевательство. Как и многие другие, он отчётливо увидел, что народ-то голый! А может быть, как говорится, \"вышли мы все из народа\" - вот народа и не осталось?