Степан Разин
Из-за острова на стрежень, на простор речной волны,
Выплывают расписные острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин, обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет он, веселый и хмельной.
А она, закрывши очи, ни жива и не мертва,
Молча слушает хмельные атамановы слова.
Позади их слышен ропот: «Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался – сам на утро бабой стал!»
Этот ропот и насмешки слышит грозный атаман,
И он сильною рукою обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися – надвигается гроза,
Алой кровью налилися атамановы глаза.
«Ничего не пожалею, буйну голову отдам, -
Раздается голос властный по окрестным берегам. –
Волга, Волга, мать родная, Волга русская река,
Не видала ты подарка от донского казака!
Чтобы не было раздора между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная, на, красавицу прими!»
Мощным взмахом поднимает он красавицу княжну
И за борт ее бросает в набежавшую волну.
«Что ж вы, братцы, приуныли? Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую на помин ее души!»
(ст. Садовникова, муз. народная)
Я первый раз услышала эту песню-легенду в детстве в исполнении Анны Герман. У нас была пластинка, для которой она почему-то из всего большого объема народных песен выбрала для своего репертуара именно эту. У нее и так очень трагичный голос, а тут еще и столько боли за молоденькую княжну, что слова: «И за борт ее бросает…» - звучали ну просто с надрывом. Я после этого, в другом исполнении эту песню просто не представляю, хотя мама недоумевала: «Зачем Герман взяла для себя мужскую песню, которую нужно исполнять более задорнее, более геройски(ухарски), что ли?». Мне так всегда жалко бедную девочку и всегда было интересно почему персиянка? и как с ней произошла эта беда(плен), ну и, конечно, при всей моей любви и восхищением Волгой( детство - г. Горький и все прекрасные места, набережная, утесы, да и просто красивые берега с сосновыми рощами(в Ашхабаде сейчас такой парк есть, словно из детства) до сих пор снятся, и мост: долго-долго идешь над рекой) я всегда возмущалась поступком Стеньки: «Ну высадил бы ее на ближайшем берегу, если надоела».
В школе по истории проходили не много о казацких бунтах. А вот позднее, когда с удовольствием прочитала «История России с древнейших времен» Соловьева С.М. реальный эпизод из жизни Ст.Разина, конечно, многое прояснил. Вспомнила об этой легенде и реальном происшествии при разговоре с умничающими иранцами о Великом Иране ( Не спорю, уважаю Великую Персию. Но история такова, что били вас русские и платили вы за мир и спокойствие своими территориями и имуществом см. «алмаз Шах». И задолго до Петра Первого грабили вас русские, называйте их как хотите, но факты поражения на лицо). Вот эту историю мне и захотелось описать. Но под рукой на тот момент нужного тома не оказалось , а затем и обстоятельства места и времени изменились. Но вот наконец-то перечитала я этот эпизод заново и поняла, что он еще интереснее, чем показался мне тогда – затронута и история туркмен (пусть маленький эпизодик, но сообщающий о многом), что, не менее, важно.
(из донесений царю Алексею Михайловичу) …..Разину* хорошо гулялось по морю (Каспийское), он страшно разорил берег от Дербента до Баку и, достигнув Решта, предложил свою службу шаху, прося земель для поселения. Переговоры затянулись; жители Решта напали врасплох на казаков и убили у них 400 человек. Тогда, отплыв от Решта, Разин жестоко отомстил, разорив Фарабат…. Нахватавши много пленных казаки укрепились на небольшом острове и Разин завел с персиянами размен невольников: за трех\четырех христиан давали по одному персиянину.
Весной 1669г. Разин перекинулся на восточный берег моря, погромил Трухменские улусы*, но потерял удалого товарища…. Казаки расположились на Свином острове, с которого делали набеги на на твердую землю; тут в июле месяце напал на них персидский флот с 4000 войском, но потерпел поражение, только три судна успели спастись с предводителем Менеды-ханом; но сын и дочь его попали в плен к победителям, и дочь его сделалась наложницей счастливого атамана.
*** Огурчинский остров – русские мореплаватели - путешественники и моряки называли так группу островов в Каспийском(туркменская часть) море «и название оное произошло от того, что живущие на матером берегу около памянутого? Залива и на Нефтяном острове трухменцы называются издревле огурджалы, т.е. морскими разбойниками…. с самых древних времен делают с помощью морских своих лодок частые нападения на ближайшие персидские провинции.»(Из журнала экспедиции М.И.Войтовича 1762г) (см. словарь «Восток дело тонкое….»). Очень хорошее описание жизни и «флотилий» туркмен моряков и речников можно найти у Гундогдыева О. «Рыцари Азии». Конечно разница в 100лет очень весома, но если государственный флот(лодки) были на тот момент у персов, и даже у изгоев российских воровской ватаги казаков, то почему не м.б. наличие лодок и «трухменских» (совр.туркменских) поселений. Так, что трухменские корсары, вряд ли дали себя уж очень сильно в обиду, наверняка битва была жесткой; и для той и для другой стороны впереди маячило хорошее вознаграждение: казаки шли с тяжелой богатой добычей от персов, а трухменские стойбища\становища нужны были им для, хотя бы временного, поселения на хорошо обжитом и обустроенном месте.
***феномен Степана Разина. Вор, разбойник, предводитель ватаги отчаянных головорезов, благодаря своему хитрому уму, изворотливости, нахальству, ну и обязательно счастливой удачливости\везению в глазах и умах основной массы обывателей( вечно бедных, голодных и затюканных законами и порядками государства) вырос до богатыря и чародея. Его «подвиги» и добычу сравнивали с Олеговыми(Вещим). «По истине Стенька богат приехал, что и невероятно быти мнится: на судах его веревки и канаты все шелковые и паруса(Ау, Артур Грей, задолго до Вас русский разбойник удивлял своими парусами народ) также все из материи персидской шелковые учинены». Козаки по Астрахани расхаживали в шелковых, бархатных кафтанах, на шапках жемчуг, дорогие камни; они завели торговлю с жителями, отдавали добычу нипочем: фунт шелку продавали за 18денег.
По материалам книги С.М.Соловьева «История России с древнейших времен».
Декабрь2012