Перейти к основному содержанию
СЕМЬЯ. Опус 3
Вообще-то, мы не такие уж и никчемные. Покоряли нас, да и всю Европу, в основном, кочевые народы. И здесь, по моему разумению, играли основную роль уклады жизни: одно дело быть крепко-накрепко привязанным к месту жительства земледельцев, и совсем другое дело у кочевников, у которых «всё моё ношу с собою». Монтень указывает, что при попытке завоевания Киром скифских земель, царь скифский всё время избегал прямого столкновения с многочисленным войском Кира. И когда Кир обвинил скифского царя в трусости, тот сказал: «А зачем мне с тобою воевать, когда я могу уйти куда хочу и когда хочу? Земли много, и мне и моему народу места хватит, а всё моё всегда со мною!» Кир понял, что скиф умница, а его поход обречён на провал, и ушёл восвояси. Земледельцам это сделать невозможно: бросив землю и урожай, они обрекает себя на верную смерть! А собственность, особенно лишняя, не позволяет избегать столкновения и, тем самым, порабощения. Древние греческие философы это заметили и провозглашали одним из аспектов свободы: «всё моё ношу с собой!» Это к тому, что имея недвижимость, человек становится её рабом! И это к тому, что земледельцам нужно уметь защищаться, иначе гибель! И от Чингисхана, и от Батыя русские спасались, отступая в леса-болота Северной Европы, меняя уклад жизни, пусть хоть и временно. Но это, в конце концов, видать, всё-таки повлияло и на менталитет: мы так и не лишились привычки уступать и отступать, (подставлять щеку, получив по скуле), а это не на пользу роду! Вопрос стоит так: или мы избавимся от этого менталитета, или нам хана! Я не призываю жить, как Чукчи: растворился в тундре – ищи-свищи, а не бояться врубить промеж глаз тогда, когда тебя ударили по левой щеке! Мне кажется, что такое понимание зреет в среде народа русского, но довольно робко и медленно. И то, слава богу!